Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ социально-культурной проблемы

Причины, проблемы и истоки проектирования.

На сегодняшний день в нашей стране интенсифицируются международные связи, брендинг территорий, формы символической репрезентации мест, регионов и учреждений, требующие новых форм, видов и объектов символической репрезентации, айдентики: сувениров и знаковых мест, памятников и арт-объектов, открыточных видов и мест для селфи.

Однако, художественные и исторические артефакты культурного наследия недостаточно используются для формирования региональной идентичности, чувства родины. Ярким примером может послужить Шигирский идол – археологический памятник, древнейшая сохранившаяся деревянная скульптура в мире (возраст оценивается в 11 тысяч лет) (прил. 1). Идол был обнаружен в ходе добычи золота, начатой во второй половине XIX века на Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга. Этому археологическому памятнику нет аналогов, он уникален по своей природе, но среднестатистический житель Свердловской области либо никогда не слышал об этом идоле, либо слышал, но не придавал этому значения.

Актуально: Таким образом, для повышения привлекательности территорий путём внедрения этнокультурных образов в региональную айдентику необходимо решать следующие задачи:

– Развитие вариативности древних художественных образцов, внедрение в современные художественные практики и дизайн (примеры - неоархаика и этнофутуризм).

– Использование исторической символики в айдентике (создание образов, привлекающих внимание к местам, образам, учреждениям).

– Разработка проектных предложений по созданию пространств символической репрезентации мест и учреждений и акционализации событий (праздников, обрядов и т.п.).

– Превращение площадок, безликих городских пространств и пустырей в символические значимые места путём размещения в публичных пространствах арт-объектов региональной исторической тематики, отражающих культурную память.

– Использование знаний о построении символических пространств для создания арт-объектов: Окружающая среда имеет первостепенное значение для арт-объектов (идолы существуют только в пространстве, ауре).

Необходимо понимать, что любой этнокультурный памятник не может существовать вне особого пространства. Это – одна из ведущих проблем символических и этонокультурных арт-объектов: они создаются и помещаются в среду, не подготовленную к ним. Так, например, происходит с арт-объектами в Екатеринбурге на улице Тверитина, недалеко от Парка Маяковского (прил. 2). Эта группа из деревянных скульптур, будучи не включена в событийность – действия и социальную активность, «умирает». Без соответствующей среды подобные арт-объекты становятся просто частью улицы, такими же, как объекты малой архитектурной формы (фонарные столбы, урны, скамейки). Этим объектам не предается должного значения: зачастую они игнорируются жителями, по причине непонимания зрителями оных. Потому так важно создавать символическое окружение, территории, специально отведенные и подготовленные для таких арт-объектов.

Проблемы проектирования:

1. Проблема публичных пространств и знаковых мест.

Публичные пространства современных городов сегодня динамичны, создаются под удобство и быстрое, свободное передвижение людей, в связи с чем имеет место проблема своеобразия облика городской среды. Наибольшей привлекательностью, узнаваемостью и запоминаемостью обладают публичные пространства, имеющие знаковый характер, обладающие, наряду с эстетической, ещё и символической привлекательностью. Таковыми, например, являются исторические площади европейских городов или художественно осмысленные пространства вокруг исторических достопримечательностей, объектов наследия. Нельзя сказать, что в Екатеринбурге или в Свердловской области нет знаковых мест и площадок: все мы видели памятник Клавиатуре, стену-«памятник» музыкальной группе the Beatles или, например, ту же площадь Труда – все они являются знаковыми и значимыми площадками, несущими в себе больший смысл, чем просто улица или скульптура. Хотя в планировке и этих мест не учтены некоторые требования к такого рода объектам. Например, Клавиатура не предполагает акциональности для целевой аудитории (помимо ежегодной приборки и покраски) и достаточных точек осмотра. Площадь Труда - художественно невыразительна и эклектична. Зато совсем рядом располагается стихийно образовавшееся публичное пространство, идеальное для скейтеров. Ведь публичное пространство по Беньямину – это в основе своей пространство выставочное, пространство экспонирования. Это есть основное качество, определяющее публичность пространства – его способность организовать показы и просмотры [32].

Другое качество публичного пространства – способность организовывать запоминающиеся впечатления. С точки зрения исполнения этой функции, составляющие публичного пространства, оказывая как эмоциональное, так и информационное воздействие, формируют впечатления разного рода: личностного характера (если это место встреч и свиданий), ощущение сопричастности (праздничная площадь), радость познания (этнографический заповедник или исторический ландшафтный парк).

Культурность и этнос Среднего Урала наполнены своим, неподражаемым колоритом. Важно и необходимо использовать особенности этого края для идентификации области и продвижения туризма. Это также отметили в своей работе «Заселение Урала, этнические группы» Н.Н. Успенская и А.А. Бобрихин: «Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона своеобразие и неповторимость. Их достойное и достоверное использование, являясь несомненной данью памяти предков, в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений и достойного представления Урала в ряду культур других территорий России» [25].

Однако, очевидна проблема отсутствия знаковых мест, связанных с культурой народов древнего Урала. Культурное наследие предков – важная и неотъемлемая часть каждого человека. Культурные коды – это то, что всегда, так или иначе хранится в молодых поколениях, у кого-то они подкрепляются традициями и обычаями в семье, оставшимися от предков, а у кого-то они проявляются в виде генетической памяти, ощущений, реагирования на символику.

Этнос – это устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, объединенная происхождением, общим языком, культурой, историей, территорией проживания, самосознанием и др.

Этничность – категория, обозначающая культурно-различные (этнические) группы и идентичности. Это свойство, присущее членам определенной группы общества, которое проявляется в процессе взаимодействия с группами другого общества, имеющими иные культурные особенности и черты.

«В современном мире... культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают централь­ное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика скла­дываются с учетом культурной близости и культурных различий», — отмечает С. Хантингтон [6].

Этничность принято интерпретировать в 3х основных категориях:

– Этничность как осязаемая реальность. Такая позиция является наиболее традиционной и берет свое начало из XIX века. Согласно ей, этничность является симбиозом культуры, расы, языка, кровного родства, расы, территории, религии и экономического положения.

– Этничность как общая символическая среда. С такой позиции это понятие рассматривают многие культурантропологи. Однако, необходимо отметить, что этничность не ограничивается одной лишь системой смыслов или интерпретаций. Необходимо учесть тот факт, что с течением времени символическая среда видоизменяется, переформируется, и являйся этнос лишь ее следствием, он бы самопроизвольно видоизменялся вслед за ней. Однако, расформирования или деградирования этничности в таких случаях не происходит. Зачастую эти изменения просто становятся неотъемлемой частью самой этничности.

– Этничность как симбиоз общеразделяемых поведенческих стереотипов. Изучение Этноса с такой позиции необходимо, особенно в контексте базовых признаков национального характера. Однако, этничность также выходит за рамки одних лишь поведенческих реакций. В современном обществе присутствуют различные системы стереотипов, связанные с политической позицией, возрастом, образованностью и родом занятий, проявляющиеся вне зависимости от наличия общих этнических корней.

Все эти критерии являются важными характеристиками феномена этничности, но, одновременно, ни один из них не раскрывает явление полностью.

Этничность – качество, формирующееся с развитием общественных норм и правил, с развитием уровня культурности. Кроме того, как указывает в своей работе «репрезентации этнической идентичности в современной культуре» А.А.Бобрихин: «Этничность формируется в процессе заново-и-периодически проговаривания этнической проблемы и этнических статусов, а «указатели идентичности» обеспечивают это проговаривание (дискурс) знаковыми средствами, речевыми формулами и «лексикой» [33].

Урал, его этнос и культура в массовом сознании ассоциируется с искусством каменной резьбы, с изумрудной шахтой, с горнорудной и металлургической промышленностью. Еще несколько десятилетий назад у стороннего туриста да и среднестатистического жителя Урала не возникало других устойчивых коннотаций. Сегодня же, как по причине упадка региональной промышленности, как и отхода от «пролетарской» парадигмы в региональной идентичности, происходит поиск более глубоких слоёв и образов культуры Урала, наряду с развивающейся в мире и в стране «модой» на этничность. Регионы России соревнуются в качестве репрезентации культурно-исторического наследия народов. Происходит формирование этнографических парков, развитие форм культурных музеев.

Урал – не только «родина самоцветов». У него уникальная этнокультурная история и самобытная культура народов, проживавших здесь и мигрирующих из него. «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». С названием у Башкиров связано много легенд – одна из них о великане, прятавшем богатства в глубоких карманах своего длинного пояса и однажды растянувшего его от Карского до Каспийского моря. По легенде так и образовался Уральский хребет.

Первые люди появились у Уральских гор около 300/250 тысяч лет назад с территории Средней Азии и Кавказа, постепенно двигаясь вдоль рек Кама и Урал. В период последующих тысячелетий народы Урала сменяли друг друга. К началу II тысячелетия н.э. на территории сформировалось несколько этнических групп, которые на сегодняшний день считаются коренными: Башкиры на юге, по течению Уфы, Манси и Ханты вдоль реки Обь, ненцы на севере.

Манси проживали на территории всего Урала вплоть до XI века. В период с XI по XIV век Коми и Русские постепенно вытесняли их в Зауралье. Из всех коренных народов Среднего Урала, первыми вошли в Русское государство Коми-пермяки и Манси. Зауралье — природная территория, прилегающая к восточному склону Урала в бассейнах рек Тобол и Обь, окраинная часть Западно-Сибирской равнины. Располагается на территориях Курганской, Тюменской, Челябинской, Свердловской областей России и Костанайской области Казахстана.

На сегодняшний день около 200 Манси проживают на севере Свердловской области. Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

В культурном отношении регион Среднего Урала является уникальной территорией, в которой традиционная культура разных народов сосуществует в течение столетий, претерпела разнообразные этнические, конфессиональные и цивилизационные воздействия. В результате сложилась неповторимая по своему культурному разнообразию среда, представляющая интерес для широкого круга специалистов - фольклористов, этнографов, историков, искусствоведов и практиков культуры, а также для гостей области – туристов и бизнесменов.

Столь разнообразная и насыщенная этнокультурная карта не может не стать туристически привлекательной территорией. При правильной реализации программ этнокультурного туризма может и должна повыситься привлекательность территорий области. Проблема в том, что на сегодняшний день в Свердловской области и в Екатеринбурге отсутствуют полноценные площадки, экспозиции и программы, посвященные богатейшей обрядовой жизни и быту, музыкально-поэтической культуре и народному изобразительному искусству уральского населения. Кроме того, не развита инфраструктура, информационное сопровождение и прочие атрибуты полноценного туристического обслуживания.

Важнейшей проблемой является то, что немногочисленные энтузиасты, открывающие музеи народного быта и этнопарки, оказываются несведущи в сфере дизайна, эстетики музейного сувенира и визуальной айдентики.

В современной Российской культуре ощущается острая нехватка культуросообразных и современных форм подачи регионального наследия, хотя культура и история сама по себе очень богата. Не хватает образности, символики, которая отражала бы образ культуры наших предков, нашу историю, степенное становление культуры.

Перспективы формирования привлекательного облика городов и поселков региона, развития туристическо-экскурсионных проектов связаны со следующими факторами:

А. Культурно-досуговые, познавательные и экскурсионные программы учреждений культуры по разным причинам (в том числе под влиянием центральных СМИ) все чаще создаются на основе старинных сюжетов с элементами народных традиций. На повестке дня общественной жизни – вопросы сохранения этнокультурной самобытности и национальной идентичности, сохранения межнационального мира и культурного разнообразия.

Б. Знания об историческом наследии, искусстве и традициях уральцев востребованы системой образования, внедряющей в учебные планы региональные, национально-исторические и этнокультурные компоненты.

В. В туристическом и рекреационном бизнесе весьма популярными являются познавательные программы и туристические маршруты, ориентированные на национально-культурное своеобразие региона, поиск архаичных образцов самобытной культуры, знакомство с уникальными памятниками духовной и материальной культуры народа.

Многовековой российский опыт конструирования этнокультурной идентичности, поиска национального образа (пути, характера) демонстрирует на удивление повторяющуюся схему, когда символы и репрезентанты этой идентичности, будучи сформулированными, представленными и выставленными, самой культурой и её носителями воспринимаются как чуждые, внешние, «заграничные». А искренние попытки «конструкторов идентичности» следовать этнокультурным образам, примерить на себя «национальные одежды» выглядят как фарс и фиглярство (по А. Бобрихину) [33].

В связи с этим просто необходимо превращение площадок, безликих городских пространств и пустырей в символические значимые места путём размещения в публичных пространствах арт-объектов региональной исторической тематики, отражающих культурную память, этнокультурные коды.

Одним из трендов современной западной урбанистики является идея наполнения публичных пространств арт-объектами. Отмечая промышленный характер Урала и его городов, необходимо отметить, что промышленные и технические объекты излишне доминируют в среде, и перспективность подходы к преобразованию городской среды, скорее связаны с древними пластами истории региона.

Мы предлагаем рассмотреть городскую среду, как художественно осмысленное пространство, формируемое не только архитектурными объемами, плоскостями и силуэтами, а, скорее, соразмерными человеку и внешне более разнообразными по форме и привлекательными по цвету и фактуре, художественными объектами. Наши предложения лежат в плоскости малых форм, объектов городской среды, ориентированных на восприятие «на уровне глаз» пешехода, фланера, прогуливающихся горожан или туристов, ищущих достопримечательности.

Художественное проектирование арт-объектов городской среды предполагает разработку экспериментальных проектных предложений и разработку новых сфер применения произведений искусства и дизайна.

Параллельно с этим назрела необходимость разработки и реализации туристическо-экспозиционной программы, которая позволяла бы не только познакомиться с информацией о жизни и быте уральской семьи, мастера, ремесленника, земледельца, но и в эмоционально насыщенных формах пережить опыт участия в обряде или празднике, ощутить энергетику присутствия в символически насыщенном пространстве.

Необходимо пространство бытования этой культуры, место, о котором каждому нашему земляку или гостю Урала, а также культработникам, педагогам и экскурсоводам было бы известно, что там можно:

– не только узнать о народных традициях, но и поучаствовать в древнейших обрядах, отметить важнейшие праздники годового календарного круга; освоить опыт народного празднования и возродить традиции радостного общинного торжества;

– не только рассмотреть народную одежду, но и познакомиться с технологией её изготовления, украшения и способами ношения; узнать обряды, связанные с изготовлением и ношением одежды, символику орнамента и амулетов;

­– не только увидеть произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и увидеть чудо рождения произведения этнического искусства; прикоснуться к традиционному мастерству народного художника и ремесленника; заказать копию любого музейного экспоната или приобрести сувениры на память.

 

 

2. Проблема отсутствия историко-культурной тематики в городском дизайне.

В Екатеринбурге и Свердловской области очевидной становится проблема неиспользования в территориальном брендировании этнических образов и символов. В этом направлении гораздо более эффективно и ярко действуют соседи из Пермской области.

Пробуждение национального самосознания народа, отчетливо выраженное отношение к истории как к безусловной ценности стимулирует не проходящий интерес к истокам, к поискам прародины, к проблемам происхождения своей этнической общности. Коренное население региона – финно-угры, их древнее наследие открывается нам как в археологических артефактах тысячелетней давности, так и в традиционной культуре ныне живущих потомков – коми, манси, хантов. Высокая степень традиционности образа жизни и быта этих народов предполагает возможность различить и понять утраченные реалии собственного историко-культурного прошлого.

Как отмечает в своей работе «Концептуализация пространства в культуре» А.А. Бобрихин, «Ситуация в современной российской культуре актуализирует вопросы памяти, памятников и памятных мест, судьбы исторических мест и строений в городском пространстве, привлекательности или лживости этнических и исторических (в терминах «национального достояния») коннотаций среды… В этом контексте эвристическую значимость приобретает рассмотрение современного городского пространства как места конструирования идентификационных кодов» [27].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...