Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пластическое и стилистическое решение

В процессе разработки пластического и стилистического решения арт-объекта мы обращались к аналогам: как творчеству древних народов Урала (финно-угров), так и к реализации современными дизайнерами и художниками этнических проектов и стилей.

Поиск формы начался с попытки аналоговым методом подобрать форму самого объекта:

– Изучались и просматривались такие древние идолы и памятники древней культуры, как Шигирский идол (прил. 1), идол коми края, найденный в 1962 году на II Висимском торфяннике в районе Синдорского озера, Идолы манси, которые те использовали для жертвоприношений, и многие другие. У всех идолов конструкция состояла либо из монолитного куска бревна или дерева, либо из двух или нескольких поперечных составных частей (например, столб как ось и крылья птицы на пересечении). Все памятники культуры объединяла упрощенность формы и символизм в изображении: древние народы создавали памятники и идолов не с целью украшения, а с целью поклонения, и по этой причине их творения были монолитными, упрощенными.

– Изучались орнаменты народов древнего Урала.

– Изучались работы современных дизайнеров на этническую тему древнего Урала.

Нами было принято решение выполнить проект арт-объекта в материале «дерево». Изначально поиск велся от идеи двух пересеченных перекладин – столба и крыльев птицы «верхнего мира» (прил. 7).

Последующий поиск решений привел к выводу, что крылья смотрятся достаточно спорно и «читаются противоречиво».

Было решено убрать их и работать исключительно с плоской доской. Изначально арт-объект планировался размером 250 см в высоту и 30 сантиметров в ширину (стандартная ширина доски).

Следующим решением стала разработка эскиза, наносимого в проекте на плоскую доску с обеих сторон, посредством резьбы по дереву. Необходимо было, чтобы эскизы, во-первых, передавали суть и образ финно-угорской культуры, а во-вторых, были достаточно «читаемы» для современников. В этом нам очень помог наш метод отталкивания от аналогов: нам удалось разработать формы, соответствующие образу древности и понятные современному зрителю.

Согласно народным традициям, в древности не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Например, верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу.

Птица в культуре финно-угров занимала священное, почетное место. Передвигаясь по воздуху, она во многих древних Уральских культурах олицетворяла божество, создавшее наш мир. Поэтому верхний, небесный уровень арт-объекта было решено изобразить в образе парящей птицы: с одной стороны оформив ее под «солнечный, дневной» стиль, а с другой – под «лунный, ночной» (прил. 8).

Лось в культуре древнего Урала занимал особенное, священное место. Он был символом надежности, благополучия, достатка и силы, ему поклонялись. Следуя этому, было решено изобразить средний, земной, уровень в образе Лосиных голов, размещенных по кругу друг за другом на трех уровнях (прил. 9).

Рыба в культуре Уральских народов также занимала почетное место: к примеру, народ манси добывали рыбу круглый год. Рыба считалась главным способом пропитания, а конкретно Щука считалась символом подземного, ночного мира. По этой причине, нижний уровень арт-объекта мы изобразили в виде рыбы: обобщенной «спокойной» формы – с «солнечной» стороны, и в виде изогнутой Щуки – с «лунной» стороны (прил. 10).

Медведь в финно-угорской культуре всегда символизировал грозного духа-покровителя. Сведения о почитании медведя у остяков и вогулов чрезвычайно многочисленны в научной литературе. Ханты и манси считают всех медведей одинаково священными. Культ медведя как тотем в некотором роде может выступать как символ единения всех финно-угорских народов. «Медвежий праздник», или «медвежьи игрища» - древнейшая церемония, сохранившаяся до наших дней.

Финно-угорские народы боялись и почитали медведя, считая его священным животным. Если удавалось поймать и убить медведя, они совершали ряд ритуальных действий, например, мертвого медведя омывали водой, снегом или мхом. Только после этого медведя укладывали в жертвенную позу (голова медведя лежит между его лап).

Медвежий праздник характерен для всех народов севера.

По этой причине нами было принято решение разместить на «жертвенном помосте», под арт-объектом, изображения медведя в жертвенной позе – спящего на «лунной» стороне и бодрствующего на «солнечной» (прил. 11).

В процессе разработки эскизов было решено сделать арт-объект не из одной доски, а из двух, по 30 сантиметров в ширину, соединенных с боковой части деревянными шпонками между собой, чтобы лучше передать образы «триединого мира», поместив оные в круг. Таким образом, размер вертикальной части арт-объекта изменился с «250см в высоту и 30см в ширину» на «250см в высоту и 60 в ширину». Диаметр круглого «жертвенного помоста» арт-объекта, расположенного внизу горизонтально, составляет 140 см.

Каждый эскиз, наносимый в проекте на поверхность доски, имеет у себя в центре окружность (с ночной стороны символизирующие луну, а с дневной - солнце). Мы решили использовать это не только как художественный ход, но и как способ уменьшения «парусности» арт-объекта, поскольку увеличение ширины, при добавлении второй доски, сделало арт-объект более уязвимым к сильному ветру. Чтобы решить эту проблему, нами было принято решение сделать центральные окружности в эскизах – сквозными. Таким образом, в конечном эскизе мы получили доску с тремя последовательными отверстиями, служащими и декором, и способом наилучшего взаимодействия с ветреной погодой, и с круглой площадкой под доской (арт-объектом), расположенной перпендикулярно оной, относящую зрителя к древним жертвенникам (прил. 12).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...