Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт 4. Получение пероксида водорода

В фарфоровой чашке или ступке приготовьте кашицу из пероксида бария (1 г) и небольшого количества предварительно охлаждённой воды. В стаканчик поместите 5 мл 5 % раствора серной кислоты и охладите до 0 оС медленно, небольшими порциями, внесите при помешивании кашицу из пероксида бария с водой. Полученный раствор отфильтруйте от осадка и используйте для дальнейших исследований. Опишите наблюдения, составьте уравнения реакций. Сделайте выводы.

 

Опыт 5. Разложение пероксида водорода

Поместите в одну пробирку 5 мл раствора пероксида водорода, слегка нагрейте на пламени горелки. При помощи тлеющей лучины докажите, что выделяющийся газ кислород. Во вторую пробирку с пероксидом водорода внесите небольшое количество катализатора – MnO2, Al2O3, CuO, K2Cr2O7.Опишите наблюдения, составьте уравнения реакций. Сделайте вывод об устойчивости пероксида водорода. Где используется способность пероксида водорода выделять активно действующий кислород?

 

Опыт 6.Окислительные свойствапероксида водорода

а) Поместите в пробирку несколько капель раствора ацетата свинца и добавьте сероводородной воды. К полученному осадку добавьте пероксид водорода и опишите наблюдаемые изменения. Как изменится цвет осадка в результате окисления PbS до PbSO4? Составьте уравнения реакций, уравняйте ионно-электронным методом учитывая, что Н2О2 +2е = 2ОН-.

б) Поместите в пробирку 3–5 капель раствора хлорида хрома и добавляйте по каплям раствор щёлочи до образования и растворения осадка; затем добавляйте раствор пероксида водорода до изменения состояния содержимого пробирки. Составьте уравнения реакций, уравняйте.

в) К 2–3 каплям раствора сульфата железа (II) прилейте раствор щёлочи. К выпавшему осадку гидроксида железа (II) добавьте по каплям раствор пероксида водорода. Опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций. Сделайте общий вывод.

 

Опыт 7. Реакция обнаруженияпероксида водорода

Прилейте к 1 мл раствора пероксида водорода несколько капель разбавленной серной кислоты и 1 мл эфира. Смесь хорошо перемешайте стеклянной палочкой. Осторожно перемешивая, прибавьте несколько капель раствора дихромата калия. Опишите наблюдения. Объясните окраску эфирного слоя, постепенное изменение окраски водной фазы и другие явления, свидетельствующие о протекании химических процессов (выделение газа). Составьте уравнения реакций получения пероксидного соединения хрома (CrO5) и его разложения в кислой среде.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

S – элементы.

Значение темы:свойства соединений щелочных и щелочноземельных элементов используются в аналитической, физической, токсикологической химии, биохимии и специальных дисциплинах направления.

Натрий, калий, магний и кальций являются биологически активными (биогенными) элементами и играют огромную биологическую роль в жизненных процессах. Ионы натрия (и лития) относятся к числу внеклеточных, а калия, (рубидия и цезия) – к числу внутриклеточных ионов. Они регулируют осмотическое давление крови, гидрофильно-липофильный баланс, участвуют в передаче нервных возбуждений, активизируют многие ферментативные процессы. Ион магния является комплексообразователем в хлорофилле, играющем важную роль в процессе фотосинтеза. Во внутриклеточной жидкости АТФ и АДФ присутствуют в основном в виде комплексов с магнием. В отличие от магния, ион кальция является внеклеточным ионом. Основная часть кальция содержится в костной ткани. Ионы лития, выравнивая натрий – калиевый баланс, оказывают благоприятный эффект при лечении психических нарушений (маниакальной депрессии). Соединения s-эле­ментов содержатся в пищевых продуктах и лекарственных препаратах.

Цель: изучить свойства s-элементов и их соединений.

Опыт 1.Гидролиз солей щелочных металлов

В 5 пробирок поместите по 5 капель растворов солей KNO3, Na2CO3, NaHCO3, Na3PO4, AlCl3и добавьте 1-2 капли фенолфталеина (рН 8,2 – 10,0). Зафиксируйте наблюдения. Исследуйте растворы солей с помощью универсального индикатора: нанесите каплю раствора соли на универсальную индикаторную бумагу и сравните полученную окраску со шкалой. Результаты оформите в виде таблицы (табл.9).

Таблица 9

Результаты опыта

 

 

№ пробирки Формула соли рН Ион, подвергшийся гидролизу Краткое ионное уравнение Характер среды
1 KNO3
2 Na2CO3
3 NaHCO3
4 Na3PO4,
5 AlCl3

 

Составьте полные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза. Сделайте общий вывод.

 

Опыт 2.Восстановительные свойства кальция и магния

В две пробирки поместите по 10 капель дистиллированной воды и 1 – 2 капли фенолфталеина; в две другие – по 5 – 6 капель раствора соляной кислоты.

В одну из пробирок с водой добавьте микрошпатель порошка магния, пробирку слегка нагрейте на пламени спиртовки; в другую пробирку с водой поместите кусочек кальция, предварительно обсушив его фильтровальной бумагой и очистив от налёта скальпелем. Как изменилась окраска растворов? В обеих ли пробирках наблюдается выделение водорода? Чем объяснить медленно взаимодействие магния с холодной водой?

В пробирки с соляной кислотой так же добавьте порошок магния и кусочек кальция. Опишите наблюдения. Одинаково ли ведут себя металлы, взаимодействуя с водой и НCl? Составьте уравнения реакций. Сделайте обоснованный вывод.

 

Опыт 3.Получение и свойства гидроксида бериллия

Поместите в пробирку 10 капель раствора соли бериллия и добавьте по каплям раствор щёлочи до получения осадка. Взвесь с осадком разделите на две пробирки, в одну из них добавьте избыток щёлочи, в другую – раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, сделайте вывод об особенностях получения и свойствах гидроксида бериллия.

 

Опыт 4.Получение и свойства гидроксида магния

Поместите в пробирку 7 капель дистиллированной воды, 1–2 капли фенолфталеина и микрошпатель оксида магния. Что наблюдаете?

В три пробирки поместите по 5 капель раствора хлорида магния и столько же раствора щёлочи. В одну из пробирок добавьте 5–7 капель раствора соляной кислоты, в другую – избыток раствора щёлочи, в третью – раствор хлорида аммония до растворения осадка. Во всех ли пробирках растворился осадок?

Опишите наблюдения, составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о способе получения и свойствах гидроксида магния.

 

Опыт 5.Получение и свойства гидроксидов кальция и бария

В две пробирки поместите по 5 капель раствора соли кальция, в две другие – раствора соли бария. В две пробирки с солями кальция и бария добавьте равные количества раствора щёлочи; в две другие – раствора аммиака. Опишите наблюдаемые явления. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Сделайте вывод о способах получения и свойствах гидроксидов кальция и бария.

 

Опыт 6.Гидролиз солей щелочноземельных металлов

Поместите по капле растворов солей Be2+, Mg2+, Са2+ на индикаторную бумагу и сравните полученные результаты со шкалой. Заполните таблицу 10.

Таблица 10

Результаты опыта

 

№ пробирки Формула соли рН Ион, подвергшийся гидролизу Краткое ионное уравнение Характер среды, рН
1
2
3

 

Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Сделайте вывод о типе и степени гидролиза.

 

Опыт 7. Растворимость солей щелочноземельных металлов

В три пробирки внесите по 5 капель раствора хлорида кальция, в три другие – раствора хлорида бария. Добавьте в одну из пробирок с СаCl2(в) и в одну из пробирок с ВаCl2(в) столько жераствора сульфата аммония, в две другие – хромата калия (или натрия) и в две последние – оксалата натрия (или калия). Что наблюдаете? Осадки исследуйте на отношение к соляной кислоте. Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод о растворимости полученных солей, сравнив их константы растворимости (справочные данные). Как изменяется растворимость солей от кальциякбарию?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...