Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение приемов акварельной живописи с учащихся 4- х классов

Изучение приемов акварельной живописи с учащихся 4- х классов

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «изобразительное искусство»

Заведующий кафедрой

к.п.н., доцент _____________________Гильмутдинова С.Р.

подпись, дата

 

 

«Допустить к защите»

«____» _______________ 2016г.

 

Руководитель

 

Кан.пед. наук, доцент _____________________ Гильмутдинова С.Р.

подпись, дата

 

 

группа 1151

Студент _____________________ Галиева Лейсан

подпись, дата Рустамовна

 

Набережные Челны, 2016

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...…….3

Глава 1 Обучение изобразительному искусству в 4 классе коррекционной…….5 школы.
1.1 Описание программы по изобразительному искусству в 4 классе…………...5
1.2 Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству в общеобразовательной школе………………....…9

Глава 2 Методические разработки по изучению приемов акварельной живописи с детьми с ограниченными возможностями здоровья……...………..12
2.1 Организация и планирование уроков по освоению техники акварельной живописи……………………………………………………………………………12

2.2 Планы-конспекты уроков по освоению различных живописных техник для учащихся 4 классов…………………………………………………….…………..14

2.3 Методические рекомендации по проведению уроков с детьми с ограниченными возможностями здоровья...…………………………………..….34

Заключение……………………………….…………………………………………36

Список литературы………….……………………………………………………...38

Приложения


 

 

Введение

 

 

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Формирование речи ребенка связано с восприятием внешних предметов. Переход образа предмета в понятие может совершаться только посредством слова, но само слово никогда не создает понятие без образа.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире с каждым годом рождается все больше и больше детей с различными нарушениями речи, а так как коррекция необходима, то следует изучать новое способы и методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что изобразительная деятельность является значимой частью в развитии речи детей с речевыми нарушениями, так как в процессе изобразительной деятельности развиваются физические и психические функции организма, которые тесно взаимосвязаны с речью и общим развитием детей.

Объектом исследования дипломной работы является методика обучения учащиеся 4 класса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования является исследование изобразительной деятельности, как один из видов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Целью работы является методика преподавания техники акварельной живописи для детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи исследования:

а) изучить научно-методическую литературу по психологии, педагогике и методике обучения ИЗО, акварельной живописи;

б) изучить опыт педагогов, которые работали с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

в) разработать систему уроков по изучению и освоению техники акварельной живописи детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проанализировав литературные источники можно выделить следующих ученых, которые занимались исследованиями в данной отрасли: Васильева М.А., Гербова В. В., Кравченко и.А., Миронова С.А., Петрова Т.И., Сердюкова Н. С., а также много других ученных.

В первой главе затронута тема обучения изобразительному искусству в 4 классе коррекционной школы, а именно анализ примерных программ по изобразительному искусству и особенности обучения детей с техники акварельной живописи для детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству. Во второй главе рассмотрены методики по изучению приемов акварельной живописи, организация и планирование уроков по освоению техники акварельной живописи, методические рекомендации и представлены планы-конспекты уроков.

.

 

Заключение

 

 

Уроки изобразительного искусства в школе, как правило, являются одним из любимых предметов у учащихся, являясь не только уроком по освоению новых знаний, умений и навыков, но и одним из основных предметов для раскрытия творческого потенциала и т. д.

В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема изучения приемов в акварельной живописи с учащимися четвертых классов в школе для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В целом, уроки изобразительного искусства и техники рисования достаточно изученная тема. В ходе подготовки была изучена литература по данному вопросу и выявлено, что методики обучения и коррекции не достаточно изучены. Поставленную цель данной работы по исследованию изобразительной деятельности, как один из видов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями считаю достигнутой и проработанной.

Содержание задач соответствует в основном содержанию детей с ОВЗ в массовом учебном заведении, но имеются некоторые отличия в их реализации. Для развития речи детей на занятиях изобразительного искусства, при изучении техник живописи, применяются различные методы и приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца. Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятиях нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на бумаге).

Подводя итог, можно сказать, что для обучения учащихся с ОВЗ приемам акварельной живописи нужно:

- изучить приемы акварельной живописи и отобрать из них самые интересные и увлекательные, с помощью которых учащиеся наиболее полно, смогут раскрыться, решая художественно-образные задачи;

- опираться на специальную методику работы с детьми с ОВЗ;

- изучить методики обучения акварельной живописи на уроках изобразительного искусства;

- разработать планы конспекты уроков, учитывая особенности учащихся.

Анализ существующей практики показывает, что для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать потенциал этих детей. Дети с особенностями развития - это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели инклюзии.

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 года.

2. Специальный федеральный государственный стандарт специального назначения: [Текст]: Рабочие материалы / Альманах института коррекционной педагогики РАО образования детей с нарушениями развития аутистического спектра – № 13. – 2009.

3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, [Текст]: учеб. пособие. /Р.Л. Бабушкина СПб.: КАРО, 2005.- 315 с.

4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Текст]: учеб. пособие. / В.П. Глухов – М.: Аркти, 2004. – 168 с.

5. Дауден Д.Ф. Рисуем воду акварелью, серия «Уроки живописи» [Текст]: учеб. – метод. пособие /Д.Ф Дауден.- М.: Кристина – Новый век, 2001.

6. Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. «Интеграция» или «инклюзия»? Особый ребенок. [Текст]: Исследования и опыт помощи: учеб. – метод. пособие, Сборник./ – М.: Теревинф, 2009. – 214 с.

7. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М.: Мир: Академический Проект, 2007.

8. Изобразительное искусство. 6 класс. [Текст]: Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – М.: Учитель, 2008.

9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество [Текст]: метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2–7 лет / Т. С. Комарова – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - 119 с.

10. Корнилова С. К. Уроки изобразительного искусства [Текст]: учебно. – методич. пособие/ С. К. Корнилова – М.: АЙРИС – ПРЕСС. РОЛЬФ, 2000. – 68 с.

11. Коршо Э.Н. Как рисовать. Акварель [Текст]: монография. / пер. А. М. Дубах/ – М., Астрель, 2003.

12. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст]: лабораторный практикум: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

13. Кузин В.С. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа [Текст]: учеб. – метод. пособие. Сост. В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2010г.

14. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст]: пособие для учителей. - 2- е изд., доп. и перераб. / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1999.

15. Кузин В. С. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. – М., 1980; – Изобразительное искусство. 5,6,7 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина /авт. – сост. С.Б.Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2007. - 43с.

16. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции [Текст]: учебник/ Г. И Кулебакин. – М.: Высшая школа 1983. – 127 с.

17. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ И.Ю. Левченко - М.: Академия, 2000. – 232 с.

18. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст]: учеб. для вузов / Никольская О.С. Дефектология. – М.: Академия, 1995. – 27 с.

19. Осинова Е.И. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. [Текст]: учебник / Е.И. Осинова – М., 2009. – 365 с.

20. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

21. Ревякин П. П. Tехника акварельной живописи [Текст]: учебник/ С. И. Сахаров и В. А. Виноградов. М., Красный пролетарий, 1959.

22. Сокольникова, В. С., Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999.

23. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебник. – М., 1999. С. 137–250

24. Шалаева Г. П. Учимся рисовать. [Текст]: учебное пособие. М.: Филологическое общество «Слово», Эксмо, 2005.

25. Гетман И. В. Средства художественно – творческого развития /Изобразительное искусство в школе. [Текст]: учебник для вузов – 2008. – №3. – С. 56 – 58.

26. Коваленко О. О. Коллективное творчество младших школьников /Мир образования – образование в мире [Текст]: учеб. – метод. пособие. / О.О. Коваленко – 2006. – № 3. – С. 126– 130.

27. Кулакова О. В. Иллюстрирование в общеобразовательной школе / Изобразительное искусство в школе. [Текст]: учебник для вузов / О.В.Кулакова– 2006. – № 5. – С. 64–69.

28. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов / Омский научный вестник[Текст]: периодическое издание/ Н.И. Лазарева – 2008. – № 4. – С. 136–140.

29. Орлова О. Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства /Изобразительное искусство в школе [Текст]: учебник для вузов– 2008. – № 4. – С. 49– 58.

30. Тэйлор. Э.С. Обучение в мире живописи [Текст]: учебн. – метод. пособие/ Э.С. Тэйлор.- М., 2003. -172с.

31. «Учимся правильно говорить» – электронное логопедическое пособие
http://school–collection.edu.ru/catalog/rubr/b1f3dd8c-7443-4af5-bd78-0f0f0fd974ea/

    Приложение А    
Приложения к уроку: пейзаж выполненный в акварельной технике «по-сырому».        
     
   

Клод Моне «Темза Под Вестминстером»

 

Приложение Б

 

Примеры для сравнения

Примеры для сравнения

 

Приложение Г

 

 

Уильям Тёрнер, «Норем-Касл при восходе солнца» ок. 1841

 

 

Приложение Д

Этапы выполнения живописной работы акварелью

1 этап Подбор материалов и инструментов для живописи акварелью

2 этап Смачивание бумаги водой с помощью кисти

 

3 этап Покрытие первичным красочным слоем

 

4 этап Впитывание светлых участков

 

5 этап Тоновая проработка планов

6 этап Введение мелких деталей

 

7 этап Готовая работа

 

Приложение Е

Приложение к уроку: пейзаж акварелью с использованием воска

Евгений_Рындин. «Тишина» Акварель, 2002

 

Мысова Ирина «Порт»

Рис. 3 Арнольд Ловрей, Морской пейзаж

 

Приложение Г

Василий Садовников Вид Невы и Петропавловской крепости (акварель, 1847,Государственный Эрмитаж)

 

Луиджи Премацци Вид Женевского озера

 

 

Приложение Ж

 

 


Виды парусных судов

 

 

Приложение З

Галиева Л.Р. Пример готовой работы

Галиева Л.Р. Пример готовой работы

 

 

Приложение И

Приложения к уроку: пейзаж в технике «лессировка»

Баки Урманче, "Каспий"

Баки Урманче, серия "Парусники"

Баки Урманче, серия "Парусники"

Баки Урманче, серия "Парусники"

 

Приложение Д

 

Карл Брюллов «Деревня св. Рокка близ города Корфу»

Альбе́рт Никола́евич Бенуа́, акварельная серия, название не известно.

Альбе́рт Никола́евич Бенуа́, акварельная серия, название не известно.

Сергей Андрияка, название не известно

 

Сергей Андрияка, название не известно

 

 

Приложение Л

 

Сергей Андрияка, название не известно

 

Сунга Парк «Рассвет в Варанаси»

 

 

Приложение М

 

Лю Маошан (Liu Maoshan) «Осенняя мелодия»

Лю Маошан (Liu Maoshan) «Осенние бризы»

 

Приложение

Приложение к уроку: ландшафтный пейзаж в «классической» манере письма

Приложение А

 

Портрет С.А.Урусовой

П.Ф. Соколов, 1836

 

Приложение Б

 

 

Портрет Пушкина А. С.,

П.Ф. Соколов, 1836

 

 

Приложение В

 

 

Портрет Одоевской О.С.

(П.Ф. Соколов, 1825)

 

 

Приложение Г

 

 

«Большой канал в Венеции»

(У. Келлоу,1841)

 

Приложение Д

 

 

Дворец Кадриорг в Таллине (Гау Иоганн ок.1830)

 

 

Приложение Е

 

Школа Гомера на острове ИТАКА. (Брюллов, 1835 г)

 

Приложение Ж

 

Вид Акарнании от источника Аретузы. (Брюллов, 1835 г.)

 

 

Приложение И

 

 

Развалины храма Зевса в Олимпии. (Брюллов, 1835 г.)

 

 

Приложение К

 

 

Виды беседок

 

 

Приложение Л

Примеры работ учащихся

 

Изучение приемов акварельной живописи с учащихся 4- х классов

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «изобразительное искусство»

Заведующий кафедрой

к.п.н., доцент _____________________Гильмутдинова С.Р.

подпись, дата

 

 

«Допустить к защите»

«____» _______________ 2016г.

 

Руководитель

 

Кан.пед. наук, доцент _____________________ Гильмутдинова С.Р.

подпись, дата

 

 

группа 1151

Студент _____________________ Галиева Лейсан

подпись, дата Рустамовна

 

Набережные Челны, 2016

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...…….3

Глава 1 Обучение изобразительному искусству в 4 классе коррекционной…….5 школы.
1.1 Описание программы по изобразительному искусству в 4 классе…………...5
1.2 Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству в общеобразовательной школе………………....…9

Глава 2 Методические разработки по изучению приемов акварельной живописи с детьми с ограниченными возможностями здоровья……...………..12
2.1 Организация и планирование уроков по освоению техники акварельной живописи……………………………………………………………………………12

2.2 Планы-конспекты уроков по освоению различных живописных техник для учащихся 4 классов…………………………………………………….…………..14

2.3 Методические рекомендации по проведению уроков с детьми с ограниченными возможностями здоровья...…………………………………..….34

Заключение……………………………….…………………………………………36

Список литературы………….……………………………………………………...38

Приложения


 

 

Введение

 

 

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Формирование речи ребенка связано с восприятием внешних предметов. Переход образа предмета в понятие может совершаться только посредством слова, но само слово никогда не создает понятие без образа.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире с каждым годом рождается все больше и больше детей с различными нарушениями речи, а так как коррекция необходима, то следует изучать новое способы и методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что изобразительная деятельность является значимой частью в развитии речи детей с речевыми нарушениями, так как в процессе изобразительной деятельности развиваются физические и психические функции организма, которые тесно взаимосвязаны с речью и общим развитием детей.

Объектом исследования дипломной работы является методика обучения учащиеся 4 класса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования является исследование изобразительной деятельности, как один из видов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Целью работы является методика преподавания техники акварельной живописи для детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи исследования:

а) изучить научно-методическую литературу по психологии, педагогике и методике обучения ИЗО, акварельной живописи;

б) изучить опыт педагогов, которые работали с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

в) разработать систему уроков по изучению и освоению техники акварельной живописи детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проанализировав литературные источники можно выделить следующих ученых, которые занимались исследованиями в данной отрасли: Васильева М.А., Гербова В. В., Кравченко и.А., Миронова С.А., Петрова Т.И., Сердюкова Н. С., а также много других ученных.

В первой главе затронута тема обучения изобразительному искусству в 4 классе коррекционной школы, а именно анализ примерных программ по изобразительному искусству и особенности обучения детей с техники акварельной живописи для детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству. Во второй главе рассмотрены методики по изучению приемов акварельной живописи, организация и планирование уроков по освоению техники акварельной живописи, методические рекомендации и представлены планы-конспекты уроков.

.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...