Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все силуэтные формы можно соотнести с доминирующими конструктивными поясами одежды.

Таб.1. Силуэтные формы одежды.

Силуэт По геометрическому виду близок Коррекция Характер линий
Прямой Прямоугольник; Квадрат. Очерчен четкими прямыми контурными линиями. Универсальный силуэт. Подходит для всех типов фигуры. Определяется свойствами материала: жесткий контур – жесткая плотная ткань; мягкая форма – драпирующиеся тягучие ткани.  
Трапециевидный Трапеция; Малое основание – линия плеча, большое – линия низа изделия. Чем больше разница между основаниями, тем больше степень расклешения. Не подчеркивает линию талии; Рекомендуется полноватым людям при не большом расклешении. Определяется свойствами материала:жесткий контур – жесткая плотная ткань; мягкая форма – драпирующиеся тягучие ткани.  
Полуприлегающий Сходящиеся линии на уровне талии; свободное прилегание по талии. Наиболее часто применим в одежде; Подходит фигурам типа основного и перевернутого треугольников. (см. типология фигур) Смешанные линии.
Прилегающий Сходящиеся линии в талии; плотное облегание фигуры; акцент на линию талии. Акцент на красивую талию. Силуэт имеет два решения: Х – силуэт – для высоких и стройных. «Песочные часы» - не высокие округлые фигуры. Х – доминируют жесткие угловатые контурные линии; «Песочные часы» – мягкие скругленные контурные линии.
Овальный Мягкое округлое контурное очертание; Округлая линия плеча, заужение к низу фигуры; широкая часть – на талии и бедрах. Не рекомендуется для маленького роста. Смягченные округлые линии.

Композиция формы одежды строится на линиях разного вида:

· силуэтных

· конструктивных

· декоративных

· конструктивно-декоративные

Силуэтными называются линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы.

Для создания формы костюма, необходим еще один вид линий, линии конструктивные – которые соединяют отдельные части в единое целое.

Конструктивные линии — контурные линии формы в целом и её деталей, линии соединения частей и деталей, т.е. швы, вытачки, складки, защипы. Свойства этих линий учитывались нами при изучении теории зрительных иллюзий.

Существуют и декоративные линии, которые определяют рисунок оформления костюма внутри формы, не связаны с конструкцией. Декоративные линии — линии разнообразных отделок, имеющих линейный характер: отделочные швы, рельефы, строчки, клапаны, манжеты, шнур, кант и т.п. т.е. линии, придающие своеобразие, оригинальность форме.

Конструктивные пояса становятся конструктивно – декоративными, если на их уровне располагаются украшения – отделка или бижутерия.

При создании формы костюма, соответствующей пропорциям человеческого тела, дизайнер опирается, прежде всего, на конструктивные пояса – опорные линии человеческой фигуры, от которых начинается та или иная форма деталей или членение в одежде.

Выбирая форму костюма необходимо изучить эти пояса в конкретной фигуре, опираясь на знание пропорций человеческого тела и выявить достоинства и недостатки. С помощью одежды можно акцентировать те пояса, что выигрышно показывают фигуру данного человека. Так, если линия талии акцентирована в фигуре и нет проблем удлиненного или укороченного туловища, можно выбрать прилегающий силуэт костюма с конструктивным талевым поясом.

 

Таб.1. Силуэтные формы одежды.

Силуэт По геометрическому виду близок Коррекция Характер линий
Прямой Прямоугольник; Квадрат. Очерчен четкими прямыми контурными линиями. Универсальный силуэт. Подходит для всех типов фигуры. Определяется свойствами материала: жесткий контур – жесткая плотная ткань; мягкая форма – драпирующиеся тягучие ткани.  
Трапециевидный Трапеция; Малое основание – линия плеча, большое – линия низа изделия. Чем больше разница между основаниями, тем больше степень расклешения. Не подчеркивает линию талии; Рекомендуется полноватым людям при не большом расклешении. Определяется свойствами материала:жесткий контур – жесткая плотная ткань; мягкая форма – драпирующиеся тягучие ткани.  
Полуприлегающий Сходящиеся линии на уровне талии; свободное прилегание по талии. Наиболее часто применим в одежде; Подходит фигурам типа основного и перевернутого треугольников. (см. типология фигур) Смешанные линии.
Прилегающий Сходящиеся линии в талии; плотное облегание фигуры; акцент на линию талии. Акцент на красивую талию. Силуэт имеет два решения: Х – силуэт – для высоких и стройных. «Песочные часы» - не высокие округлые фигуры. Х – доминируют жесткие угловатые контурные линии; «Песочные часы» – мягкие скругленные контурные линии.
Овальный Мягкое округлое контурное очертание; Округлая линия плеча, заужение к низу фигуры; широкая часть – на талии и бедрах. Не рекомендуется для маленького роста. Смягченные округлые линии.

Композиция формы одежды строится на линиях разного вида:

· силуэтных

· конструктивных

· декоративных

· конструктивно-декоративные

Силуэтными называются линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы.

Для создания формы костюма, необходим еще один вид линий, линии конструктивные – которые соединяют отдельные части в единое целое.

Конструктивные линии — контурные линии формы в целом и её деталей, линии соединения частей и деталей, т.е. швы, вытачки, складки, защипы. Свойства этих линий учитывались нами при изучении теории зрительных иллюзий.

Существуют и декоративные линии, которые определяют рисунок оформления костюма внутри формы, не связаны с конструкцией. Декоративные линии — линии разнообразных отделок, имеющих линейный характер: отделочные швы, рельефы, строчки, клапаны, манжеты, шнур, кант и т.п. т.е. линии, придающие своеобразие, оригинальность форме.

Конструктивные пояса становятся конструктивно – декоративными, если на их уровне располагаются украшения – отделка или бижутерия.

При создании формы костюма, соответствующей пропорциям человеческого тела, дизайнер опирается, прежде всего, на конструктивные пояса – опорные линии человеческой фигуры, от которых начинается та или иная форма деталей или членение в одежде.

Выбирая форму костюма необходимо изучить эти пояса в конкретной фигуре, опираясь на знание пропорций человеческого тела и выявить достоинства и недостатки. С помощью одежды можно акцентировать те пояса, что выигрышно показывают фигуру данного человека. Так, если линия талии акцентирована в фигуре и нет проблем удлиненного или укороченного туловища, можно выбрать прилегающий силуэт костюма с конструктивным талевым поясом.

 

Все силуэтные формы можно соотнести с доминирующими конструктивными поясами одежды.

 

Основными конструктивными поясами считаются:

· плечевой,

· талевый,

· бедренный.

 

 

Головной пояс Плечевой пояс Талевый пояс Бедренный пояс
Головной убор, украшения, платки, размещенные на голове. Определяет плечевую одежду, ту, которая крепится на плечах. Одежда, развивающаяся от линии талии. Носит название поясной одежды. Влияет на силуэт в целом, т.к. от плотного облегания по бедрам может начинаться расширение форм изделия книзу.
  Платья, жакеты, пальто, плащи, пелерины. Брюки, юбки. Пояс перемещается на уровень бедер.
  Характерные силуэты: Прямой, полуприлегающий, трапециевидный, овальный Характерный силуэт: Прилегающий.  

 

В зависимости от решения плечевого пояса изменяется форма костюма, его стиль. Линия низа, так же как и линия плеча, является одной из главных примет моды. Она определяет пропорции всей фигуры.

 

 

2. Закономерности композиции (соразмерность, соподчинение,

композиционный центр), т.е. целостность структуры.

 

Искусство композиции направлено на задачу создания гармоничного образа, так как во всем красивом гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведет к разрушению.

Гармония – эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония основана на правилах композиции. Напомню Вам, что композиция костюма – это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ.

Образ персоны воспринимается целостно, когда его голос, пластика, поведение соответствуют выбранной одежде и аксессуарам.

Целостность – целостное восприятие всей художественной формы и умение отказаться от лишнего.

Целостность композиции определяется тремя факторами:

· Соразмерность –соразмерность элементов композиции между собой и с фигурой человека. Создать композицию формы – значит выявить характер всех элементов, добиться их взаимосвязи.

· Соподчиненность – подчинение второстепенных элементов формы главному или композиционному центру.

· Композиционный центр

 

Соразмерность в композиции достигается количественным соотношением следующих факторов и элементов одежды:

· Объемов одежды (лифа, рукавов, юбки);

· Цвета и фактуры материалов (блузки с юбкой, отделочного воротника и пояса с платьем, меховых манжет и воротника с пальто);

· Деталей одежды (воротника, карманов, клапанов, хлястиков и т. д.);

· Отделки (строчки, вышивки, фурнитуры и пр.).

 

Композиционным центром является та часть, которая достаточно ясно выражает главную идею. Композиционный центр несет на себе всю смысловую нагрузку. Выделение главного в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека, фиксирующего свое внимание, прежде всего на сильнодействующем раздражителе. Такими раздражителями могут быть движение, световые эффекты, контрасты величин, форм, цвета.

Композиционно – организованная форма КА обязательно имеет свою главную часть, или композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Главная часть – это место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами, акцент, доминанта в целостной композиции.

Композиционным центром может быть любой элемент, участок общей формы. Композиционный центр можно выделить по-разному: количественно, центральным расположением; качественно, как смысловой фактор.

Центр костюма есть практически всегда. Даже если вы одеты в черное с головы до ног, доминантой может служить прическа или макияж. Например, если композиционный центр – это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, соответствовать «внешним» и «внутренним» линиям персоны. Тогда шляпка привлечет и сосредоточит внимание на лице. В таком случае, одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимания на себя. В рассмотренном примере – композиционный центр - голова. Впечатление от такого решения является максимально сильным по своему воздействию, задает характер образа.

 

Для создания головного композиционного центра, могут быть использованы:

средства одежной группы:

· необычное решение в области ворота и горловины

средства аксессуарной группы:

· шляпы, шарфы

· пелерины, галстуки

· колье, серьги

· очки

· заколки для волос

средства группы «персона»:

· прическа

· макияж

 

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, сосредотачивает внимание на теле – груди, талии бедрам. Это способ привлечь дополнительное внимание к достоинствам фигуры или скрыть недостатки. Это возможность подчеркнуть женственность или сексуальность образа.

Образуется средствами одежной группы:

· силуэтным решением (облегающий)

· изменением характера материала на данной области

· особым кроем, отделкой и деталями

Средствами аксессуарной группы:

· ремни – пояса, пряжки, сумки

· бусы, кулоны

· зажимы для галстуков

Средствами группы «персона»:

· осанка

· походка

 

Композиционный центр – рука и запястье. Выразительная зона, полная эмоций, склонности к игре, раскрытию особенностей личности. Используются:

средства одежной группы:

· выразительное решение в области рукава или манжеты

средства аксессуарной группы:

· браслеты

· запонки

· часы

· кольца

· перчатки

средства группы «персона»:

· жесты

 

Композиционный центр – ноги и ступни. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость.

Может быть образован:

средствами одежной группы:

· характер материала на длинных моделях юбок, платьев и брюк;

· особенности кроя и декоративной отделки на указанной выше группе изделий.

средствами аксессуарной группы:

· обувь

· чулки

· носки

средства группы «персона»:

· походка

 

Если же композиционный центр отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.

 

3. Средства композиции (пропорции и ритм).

 

Пропорция – это размерное соотношение элементов формы. Пропорциональные соотношения – это соразмерность элементов, единства частей и целого.

Пропорция является одним из главных средств композиции, так как с ее помощью достигается гармоничность вещи и организуется ее форма. Пропорция – это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы одежды организуют костюмный ансамбль, рассматриваемый как единая объемно-пространственная структура. Если есть продуманность пропорции, то есть и целостность формы.

Создавая костюм, художник – модельер постоянно помнит о пропорциях человеческой фигуры. Имиджмейкер, подбирая костюм, помнит о том, что форма костюма обусловлена силуэтом фигуры человека, его пропорциями. Таким образом, при разработке КА используется принцип «золотого сечения», который лежит в основе строения человеческого тела. В основе гармоничных пропорций лежат определенные математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удается «измерить» красоту.

В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось много систем пропорций. Так, для античности были характерны числовые, зрительно - воспринимаемые пропорции; для средневековой готики — геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о «золотом сечении», особенно применявшееся в скульптуре. Например:

· «Треугольник Пифагора» - прямоугольный треугольник с углами в 30, 60 и 90 градусов и соответствующим гармоничным соотношением сторон 3, 4 и 5 единиц. Это простое пропорциональное отношение 3: 4: 5 – получило название «египетский треугольник».

· «Золотое сечение», получаемое при делении целого на две неравные части, где целое так относится к большей части, как большая к меньшей. Эту пропорцию можно представить в виде ряда целых чисел: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13…

· «квадраты Фибоначчи» с резким убыванием отношения сторон к диагонали.

 

В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей - все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Костюм будет выглядеть элегантно и пропорционально, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

· Принцип «золотого сечения»

(3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака.

 

 

· Контрастные пропорции

(1:4, 1:5) — более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов.

 

· Подобные пропорции (1:1) — вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды.

 

 

Рассмотрим костюмные ансамбли в процентном и пропорциональном соотношении.

На рисунке представлены 12 моделей, среди которых есть модели повторяющихся пропорций. Но выглядят они различно.

 

 

 

Эти костюмные ансамбли (2 и 8; 3 и 11; 4 и 10; 5 и 9; 7 и 12) образованы путем соединения одежды различного ассортимента и использования разнообразных длин каждой группы изделий. Обратите внимание на рисунок 4 и 10: одна и та же пропорция ½ к ½ может быть получена составлением в костюм юбки и жакета различных длин. Самое главное, чтобы оба изделия, объединяясь в единый ансамбль пропорционально, из равных частей составляли единое целое.

Нам известно, что пропорции одежды не имеют смысла, если они не увязаны с телом человека. Поэтому соотношение деталей костюма определяется строением каждой конкретной фигуры. Обращаясь к показателям пропорциональной, т.е. сбалансированной фигуры, проанализируем различные варианты пропорций КА и соответствующие пропорции человеческого тела.

 

Соотношение продольных размеров – по длине тела Высокий рост – лучшие КА – 4;5;6;7;10. По законам композиции о соразмерности и соподчиненности*, верхняя часть представленных КА подчиняет себе нижнюю часть, взгляд движется от большего к меньшему (вниз); рост зрительно уменьшается. Низкий рост – лучшие КА – 1;2;8;11;12. По законам композиции соразмерности и соподчиненности, верхняя часть КА меньше нижней части и подчиняется последней. Взгляд, двигаясь от большей части к меньшей, стремится вверх; рост зрительно увеличивается.
Соотношение продольных размеров: туловища к ногам. Длинное туловище – «низкая талия» - КА: 1;2;3;8;11. Короткое туловище –«высокая талия» – КА: 4;5;6;7;9;10;12.
Соотношение верхней (до колена) и нижней части ног Удлиненная верхняя часть ноги (короткие от колена до пола) – КА: 9;12; 3; 6; 8. Удлиненная нижняя часть ноги (короткие ноги от паха до колена) – КА: 2; 4; 7;10; 11.

Соподчиненность* возникает при соотношении двух неравных элементов или членении формы на неравные части.

Пользуясь принципом «золотого сечения», необходимо находить в композиции обуви, сумок, одежды, украшений наиболее пропорциональные соотношения. Поначалу находят соотношение между основными величинами, например всей длиной (обуви, одежды) в соответствующем силуэтном изображении и длиной ее большей части, определяемой членением; затем между большей частью и меньшей.

 

Композиционное средство – ритм.

 

Ритм, как средство композиции, означая закономерное чередование соизмеримых или чувственно ощутимых элементов, является одним из важнейших формообразующих средств. Ритм присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам, произведениям искусства. Ритмическое строение свойственно всему живому, растущему, движущемуся.

Системы убывающего ритма – в строении ствола дерева, его ветки, листа. Ритмически чередуются времена года, дни недели. Трудно быть равнодушным к красоте ритмической мелодии и мерному движению морских волн. Ритмическим законам подчиняется любое движение, развитие – биение сердца и строение живой клетки.

Само слово «ритм» – греческое rhithmos, означает течение. Поэтому, сущность всякого ритма заключается в движении.

Ритм - чередование каких-либо элементов (объемов, членений, площадей, деталей, линий), происходящее с определенной последовательностью и частотой. Под ритмом в пластическом искусстве понимают закономерное повторение и чередование соразмерных элементов, приводящих их к гармонической целостности и придающее композиции четкость, стройность, особую выразительность.

 

На ритме в КА строится очень многое:

· складки, фалды, воланы, сборки;

· ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани;

· отделка кантом, защипами, буфами, оборками, строчками, стежкой, вышивкой, бахромой, стеклярусом;

· ритмические повторы слоев ткани;

· застежки на пуговицы, кнопки, разнообразную фурнитуру, молнии, завязки, банты.

· Рельефы, орнаменты, резинки.

Повторяемость элементов, мотивов и форм бывает двух типов:

1. простая (статическая или метрическая)

2. сложная (динамическая).

 

Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое

проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Метрический повтор выражает собой покой, равновесие; присущ статичной композиции. Метрическая организация часто используется в композиции костюма, при чем ее проявление может быть рядовым и осевым.

Рядовая метрика не сообщает форме активного движения и создает ощущение упорядоченности и однообразия. Осевая метрика проявляется в расположении карманов, клапанов, манжет.

К этому виду организации можно отнести и порядок распределения вертикальных конструктивных и конструктивно-декоративных линий – рельефов, швов, вытачек, складок, орнаментных полос. Осевой метрический повтор всегда обусловлен фигурой человека и ее вертикальной осью симметрии.

Давайте теперь рассмотрим на примерах использование простого ритма в костюме.

Пример проявления равномерного ритма без интервалов можно наблюдать в чередовании простых складок, а также мелких скла­док по типу "плиссе" или "гофре" на юбке (см. фото 1). Здесь простой рав­номерный ритм построен по вертикали. То же построение рит­мической организации, но уже по горизонтали, показано на фото 2. В модели платья рав­номерно чередуются воланы одного и того же размера.

 

 

Фото 2
Фото 1

Фото 4
Фото 3
Такой же простой равномерный ритм выражают фесто­ны, образованные кружевом, оформляющим низ модели, изображенной нафото 3. Ритм проявляется в расположении пуговиц или навесных пе­тель (фото 4).

 

Пример простого равномерного чередования элементов с интерва­лом показан на фото 5. Воланы на платье расположены в простом равномерном ритме, но в ином построении — не вплотную один к другому, а с промежутками — интервала­ми, равномерно чередующимися с элементами основной формы.

 

 

Рассмотренные выше при­меры иллюстрируют такую особенность: равные по величине или тождественные элементы, следующие один за другим через рав­ные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд.Такой вид ритма относится к самым простым его проявлениям в композиции одежды, его исполь­зование требует особого чувства меры, так как он очень часто приводит к ощущению однообразия и моно­тонности.

Использование в ритмической организации только одно­го размера — явление редкое. Чаще можно видеть ­ритмическое сочетание элементов различных размеров.

Динамический ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной закономерностью размерах элементов и интервалов между ними. Динамический ритмический ряд предполагает следующие изменения:

· Увеличение или уменьшение элемента по величине при равных интервалах.

· Возрастание или убывание интервала по величине при равных по величине элементах.

· Возрастание или убывание по величине элементов и интервалов.

Задает форме активное композиционное движение, связан с проявление динамичности и с композиционным равновесием.

В отличие от метрического повтора закономерность ритма выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Так, нафото 6а изображена модель платья с боковыми воланами. При построении этой модели видно пропорцио­нальное увеличение элементов композиции по направлению к низу изделия (от меньшего размера к большему). Каждая после­дующая декоративная деталь больше предыдущей, одно­временно увеличивается интервал расположения. В модели платья, расположенной рядом на рис.6б, прослеживается нарастание интервалов между декоративными элементами с одновременным увеличением их периметра на поверхности изделия.

 

Фото 6б
Фото 6а

 

 

 

А на фото 7пропорцинально-последовательный ритм проявляет­ся в построении частей юбки - каждая из последующих частей увеличивается по размеру с одновременным увеличением размера клетки на ткани.

Та же закономерность пропорционального нарастания или уменьшения элементов или интервалов может проявляться и в иной ритмической организации — прогрессивном ритми­ческом ряду. Прогрессивный ритмический ряд основывается на зако­номерностях арифметической или геометрической прогрес­сии.

Элементы костюма могут подвергаться ритмичес­кой организации в вертикальном (фото 8), горизонтальном (фото 9), спираль­ном (фото 10), лучевом (фото 11), радиальном (фото 12) и комбинированном направлениях (фото 13).

 

 

Фото 13
Фото 12
Фото 11
Фото 8
Фото 9
Фото 10

Ритмичности построения можно достичь, используя раз­личные элементы симметрии:

  • ось вращения,
  • зеркальную плоскость,
  • переносы по прямолинейным и криволинейным осям и т. д.

Но в отличие от симметрии, являющейся част­ным случаем ритма, ритмическое построение не требует абсолютной одинаковости повторяемых мотивов.

Осевая ритмика проявляется в расположении карманов, манжет или клапанов. К осевой метрике можно отнести и порядок распределения отделочных швов, декора, цвета, фактурных вкраплений. Так, карманы, как правило, располагаются на одинаковом расстоянии от осе­вой линии корпуса. То же самое расположение и у верти­кальных швов.

Очень важным вопросом в композиции является ритмическая организация цвета. Ритмика цвета — активное средство композиции костю­ма в создании художественно-образного содержания. Цвет может рассматриваться как главный организующий элемент, способный выражать замысел композиции – пример применения – компоновка мужского делового классического костюма. В этом плане решающее значение имеют психологические характеристики цвета, связанные с восприятием формы и ее поверхности. Важнейшее требование при этом – достижение цветовой гармонии. Ритмическая организация цветовых пятен очень часто соединяется с метрическим вкраплением цвета: метрика чаще всего возникает в костюме через рисунок ткани, например полоски с равной шириной цвета и промежутка. При ритмизации цвета важно учитывать, что фигура визуально должна удерживаться в устойчивом положении, значит «тяжелый» цвет необходимо расположить внизу костюма, иначе он будет опрокидывать фигуру.

Характерным примером ритмической организации цвета являются ткани в полоску или горошек (фото 14 и 15).

Фото 15
Фото 14

 

Композиционная ритмика в костюме начинается с ритмического порядка главных форм. Таковыми в костюме являются три величины:

· три формы, облегающие голову (воротник, капюшон, головной убор)

· корпус (лиф и юбка)

· руки (рукава)

Общий ритмический строй крупных форм дополняется ритмикой мелких членений.

Обычно в костюмной композиции используются несколько видов ритмов, так как ритмизации подвержены все свойства формы, ее части и детали: объемы форм внутри костюма, конструктивные и декоративные линии, фактуры, отношения света и цвета, размер и расположение деталей и т.д.

Перечислим виды ритмических движений в КА:

· взаиморасположение и соотношение силуэта с формой головного убора, прической и аксессуарами;

· ритмическое членение одежды деталями из различных по цвету и фактуре материалов (элементов костюма – блузах, юбках, воротниках, рукавах, манжетах и т.п.);

· горизонтальное и вертикальное членение одежды посредством поясов, кокеток, вставок;

· членение одежды рельефными декоративными швами, складками, сборками и т.п.;

· ритмика, связанная с использованием в одежде тканей с набивными и ткаными рисунками.

 

 

4. Приемы гармонизации композиции

(контраст, нюанс, тождество, масштаб, масштабность, симметрия, асимметрия, статика и динамика).

 

Приёмы гармонизации композиции костюма — это те средства, благодаря использованию которых костюм становится внешне более сбалансированным, целостным и красивым. К приёмам гармонизации композиции костюма относятся:

· контраст, нюанс, тождество;

· масштаб и масштабность;

· симметрия и асимметрия;

· динамика и статика.

Контраст — резкое различие форм, размеров, пластики, цветов, фактур, стилей и т. д. Наличие контрастных элементов в костюме делает образ более ярким и запоминающимся, но вместе с тем неоднозначным. Так, например, смешение в одном костюме классического и casual стиля придаст Вашему имиджу особый колорит и шарм. Также контраст может быть выражен в изделие, где мягкая и нежная фактура комбинируется с жесткой и блестящей. Черный костюм с белой декоративной отделкой канта является воплощением контраста по цвету. Контраст в линиях Вам хорошо знаком: угловатые четкие прямые контрастируют с мягкими изогнутыми округлыми. А контрастное сочетание различных рисунков ткани в костюме вносит ощущение динамики и движения. Однако, сочетая контрастные вещи в костюме, всегда следует помнить о цельности всего образа — контрастность всегда должна быть оправдана замыслом.

Контрастная композиция визуально всегда более активна, ибо столкновение, противопоставление хотя бы двух начал придает форме выразительность, делает ее заметной, приподнимает над обыденностью. Композиция КА построенная на контрасте, всегда привлекает внимание: она не обычна, оригинальна, такое решение всегда имеет цель – выделить объект на общем фоне.

Принцип контраста целесообразно использовать:

· Когда образу необходимо придать динамизм, молодость, оригинальность, индивидуальность, максимализм.

· Для подчеркивания принадлежности персоны к творчеству, инновациям.

· Для ситуаций торжественных, для активного время провождения.

 

Важно знать, что КА, построенный по принципу контраста, быстро вызывает утомление и при частом употреблении надоедает. Принцип применения: «пришел, увидел, победил».

Контраст – это очень активное средство композиции. Оно не может применяться между всеми ее элементами! Контраст может быть использован в одном или двух элементах, остальные же должны быть решены по принципу нюанса или подобия.

Нюанс –переходное состояние от контраста к подобию. Нюансы в одежде могут проявляться в конструктивных линиях, деталях, цвете, фактурах и, наконец, в соотношении самих форм. При создании нарядов из готовых вещей чаще всего используются сочетания вещей с нюансами в цвете. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. При использовании нюанса незначительная разница элементов должна четко восприниматься, читаться глазом, чтобы не возникло ощущение суеты или неопределенности. При использовании принципа контраста и подобия, нюанс является гармоничной связкой для целостного решения костюмного ансамбля. Одежда, в основе композиционного решения которой заложен принцип нюанса, имеет гораздо больше возможностей для превращения, т.е. трансформации.

Подобие (тождество) - равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Оно является одним из наиболее важных приёмов гармонизации костюма.

Самым простым примером тождества может служить мужской однотонный классический костюм. В таком костюме одновременно наблюдается как равенство фактур, так и равенство цветов всех его элементов.

Тождество в композиции костюма также может проявляться в повторении одной и той же детали или её свойства в разных элементах костюма. Например, декоративная отделка металлом может в одном костюме присутствовать и на ботинках, и на куртке. Ещё более распространённым примером тождества в костюме является сочетание нескольких вещей одинакового цвета. Так, в классическом костюме все аксессуары нередко бывают выдержаны в одном едином цвете. В 50-х годах этот принцип комплектации костюма был очень популярен и даже обязателен для стильно одевающихся дам. Сегодня же такой приём кажется слишком правильным, лишённым всякой фантазии и индивидуальности.

Решенный по принципу подобия, КА демонстрирует повседневность, монотонность, покой, стабильность, уравновешенность. Этот принцип лежит в основе выбора деловой консервативной повседневной одежды. Олицетворяет статичность КА. Характерен для пожилых людей.

Масштаб — относительная величина предмета. На масштабе в композиции костюма строится очень многое. Величина каждого элемента композиции костюма, в сущности, определяет его соразмерность с другими элементами и гармоничность всей композиции в целом. С помощью правильного выбора масштабов вещей можно добиваться создания поистине прекрасных и уравновешенных пропорций.

На композиционном уровне формообразования масштабную характер

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...