Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа 2. Основные управляющие структуры

Цель работы

Целью работы является изучение основных управляющих структур программирования.

Задание на лабораторную работу

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции, заданной с помощью ряда Тейлора, на интервале до с шагом с погрешностью . Таблицу снабдить заголовком и шапкой. Каждая строка таблицы должна содержать значение аргумента, значение функции и количество просуммированных членов ряда.

Для подготовки тестовых данных, рекомендуется использовать Microsoft Excel. Создадим электронную таблицу следующего вида:

Рис. 2. Пример таблицы расчёта тестовых значений

Для примера рассмотрим вариант №13. В ячейку B1 вводится значение аргумента, а в ячейку B2 значение погрешности вычислений. Поскольку в сумме индексация начинается с нуля, то значения n в столбце B также начинаются с нуля. Столбец C содержит вычисления выражения под знаком суммы , и в ячейке C5 записана следующая формула:

=СТЕПЕНЬ(-1;B5)*СТЕПЕНЬ($B$1;2*B5)/ФАКТР(2*B5+1)

Ряд нужно вычислять до тех пор, пока выполняется следующее условие:

где – заданная погрешность вычислений в ячейке B2. Разность хранится в столбце D и вычисляется в ячейке D5 по следующей формуле:

=ABS(C6-C5)

В столбце E записаны такие значения , для которых выполняется вышеуказанное условие. В ячейке E5 записана формула:

=ЕСЛИ(D5>$B$2;C5;0)

Таким образом, вычисляемое значение является суммой значений в столбце E. В ячейке D1 записано:

=СУММ(E5:E15)

Количество просуммированных элементов для ячейки D2 можно сосчитать как:

=СЧЁТЕСЛИ(E5:E15;"<>0")

В ячейке F1 находится теоретически вычисленное значение с помощью встроенных функций. Для данного варианта:

=SIN(B1)/B1

Погрешность вычислений из ячейки F2 определяется как разница между полученным и теоретическим значениями:

=D1-F1

Значения в F1 и F2 нужны, чтобы проверить, правильно ли закодированы формулы. Погрешность в F2 должна быть меньше, чем в B2.

Используя приведённую таблицу можно легко подготовить тестовые данные:

0,001 0,841666667
0,001 0,453968254
0,001 0,046958198

Варианты заданий

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

Вариант 13

Вариант 14

Вариант 15

Вариант 16

Вариант 17

Вариант 18

Лабораторная работа 3. Функции

Цель работы

Целью работы является изучение основных управляющих структур программирования и функций.

Задание на лабораторную работу

Задания на лабораторную работу приводятся в каждом варианте.

По тестовым данным должны вычисляться все ветки функции .

Варианты заданий

Вариант 1

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 2

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 3

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 4

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операция «|» - поразрядная. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 5

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 6

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 7

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «^» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 8

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 9

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 10

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «^», «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 11

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «^» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 12

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 13

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «^» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 14

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «^» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 15

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «~» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 16

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «^», «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 17

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 18

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 19

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|» и «^» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Вариант 20

Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции на интервале с шагом .

где - действительные числа.

Функция должна принимать действительное значение, если выражение не равно нулю, и целое значение в противном случае. Через целые части значений , операции «|», «~» и «&» - поразрядные. Значения ввести с клавиатуры.

Лабораторная работа 4. Массивы

Цель работы

Целью работы является изучение структуры данных одномерный массив.

Задание на лабораторную работу

Задания на лабораторную работу приводятся в каждом варианте. При написании программ можно использовать как динамические, так и нединамические массивы. Размерность последних задаётся именованной константой.

Примечание: массивы, созданные с помощью классов (таких, как например, STL) использовать запрещается.

Варианты заданий

Вариант 1

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. сумму отрицательных элементов массива;

2. произведение элементов массива, расположенных между максимальным и минимальным элементами.

Упорядочить элементы массива по возрастанию.

Вариант 2

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. сумму положительных элементов массива;

2. произведение элементов массива, расположенных между максимальным по модулю и минимальным по модулю элементами.

Упорядочить элементы массива по убыванию.

Вариант 3

В одномерном массиве, состоящем из n целых элементов, вычислить:

1. произведение элементов массива с чётными номерами;

2. сумму элементов массива, расположенных между первым и последним нулевыми элементами.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все положительные элементы, а потом – все отрицательные (элементы, равные 0, считать положительными).

Вариант 4

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. сумму элементов массива с чётными номерами;

2. сумму элементов массива, расположенных между первым и последним отрицательными элементами.

Сжать массив, удалив из него все элементы, модуль которых не превышает 1. Освободившиеся в конце массива элементы заполнить нулями.

Вариант 5

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. максимальный элемент массива;

2. сумму элементов массива, расположенных до последнего положительного элемента.

Сжать массив, удалив из него все элементы, модуль которых находится в интервале . Освободившиеся в конце массива элементы заполнить нулями.

Вариант 6

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. минимальный элемент массива;

2. сумму элементов массива, расположенных между первым и последним положительными элементами.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все элементы, равные нулю, а потом – все остальные.

Вариант 7

В одномерном массиве, состоящем из n целых элементов, вычислить:

1. номер максимального элемента массива;

2. произведение элементов массива, расположенных между первым и вторым нулевыми элементами.

Преобразовать массив таким образом, чтобы в первой его половине располагались элементы, стоявшие в нечётных позициях, а во второй половине – элементы, стоявшие в чётных позициях.

Вариант 8

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. номер минимального элемента массива;

2. сумму элементов массива, расположенных между первым и вторым отрицательными элементами.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все элементы, модуль которых не превышает 1, а потом – все остальные.

Вариант 9

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. максимальный по модулю элемент массива;

2. сумму элементов массива, расположенных между первым и вторым положительными элементами.

Преобразовать массив таким образом, чтобы элементы, равные нулю, располагались после всех остальных.

Вариант 10

В одномерном массиве, состоящем из n целых элементов, вычислить:

1. минимальный по модулю элемент массива;

2. сумму модулей элементов массива, расположенных после первого элемента, равного нулю.

Преобразовать массив таким образом, чтобы в первой его половине располагались элементы, стоявшие в чётных позициях, а во второй половине – элементы, стоявшие в нечётных позициях.

Вариант 11

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. номер минимального по модулю элемента массива;

2. сумму модулей элементов массива, расположенных после первого отрицательного элемента.

Сжать массив, удалив из него все элементы, величина которых находится в интервале . Освободившиеся в конце массива элементы заполнить нулями.

Вариант 12

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. номер максимального по модулю элемента массива;

2. сумму модулей элементов массива, расположенных после первого положительного элемента.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все элементы, целая часть которых лежит в интервале , а потом – все остальные.

Вариант 13

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. количество элементов массива, лежащих в диапазоне ;

2. сумму элементов массива, расположенных после максимального элемента.

Упорядочить элементы массива по убыванию модулей элементов.

Вариант 14

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. количество элементов массива, равных 0;

2. сумму элементов массива, расположенных после минимального элемента.

Упорядочить элементы массива по возрастанию модулей элементов.

Вариант 15

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. количество элементов массива, больших ;

2. произведение элементов массива, расположенных после максимального по модулю элемента.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все отрицательные элементы, а потом – все положительные (элементы, равные 0, считать положительными).

Вариант 16

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. количество отрицательных элементов массива;

2. сумму модулей элементов массива, расположенных после минимального по модулю элемента.

Заменить все отрицательные элементы массива их квадратами и упорядочить элементы массива по возрастанию.

Вариант 17

В одномерном массиве, состоящем из n целых элементов, вычислить:

1. количество положительных элементов массива;

2. сумму элементов массива, расположенных после последнего элемента, равного 0.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все элементы, целая часть которых не превышает 1, а потом – все остальные.

Вариант 18

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. количество элементов массива, меньших ;

2. сумму целых частей элементов массива, расположенных после последнего отрицательного элемента.

Преобразовать массив таким образом, чтобы сначала располагались все элементы, отличающиеся от максимального не более чем на 20%, а потом – все остальные.

Вариант 19

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. произведение отрицательных элементов массива;

2. сумму положительных элементов массива, расположенных после максимального элемента.

Изменить порядок следования элементов в массиве на обратный.

Вариант 20

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1. произведение положительных элементов массива;

2. сумму элементов массива, расположенных до минимального элемента.

Упорядочить по возрастанию отдельно элементы, стоящие на чётных местах, и элементы, стоящие на нечётных местах.

Лабораторная работа 5. Матрицы

Цель работы

Целью работы является изучение структуры данных двумерный массив.

Задание на лабораторную работу

Задания на лабораторную работу приводятся в каждом варианте. При написании программ можно использовать как динамические, так и нединамические массивы. Размерность последних задаётся именованной константой.

Примечание: массивы, созданные с помощью классов (таких, как например, STL) использовать запрещается.

Варианты заданий

Вариант 1

Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить:

1. количество строк, не содержащих ни одного нулевого элемента;

2. максимальное из чисел, встречающихся в заданном матрице более одного раза.

Вариант 2

Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить количество столбцов, не содержащих ни одного нулевого элемента.

Характеристикой строки целочисленной матрицы назовём сумму её положительных чётных элементов. Переставляя строки заданной матрицы, расположить их в соответствии с ростом характеристик.

Вариант 3

Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить:

1. количество столбцов, содержащих хотя бы один нулевой элемент;

2. номер строки, в которой находится самая длинная серия одинаковых элементов.

Вариант 4

Дана целочисленная квадратная матрица. Определить:

1. произведение элементов в тех строках, которые не содержат отрицательных элементов;

2. максимум среди сумм элементов диагоналей, параллельных главной диагонали матрицы.

Вариант 5

Дана целочисленная квадратная матрица. Определить:

1. сумму элементов в тех столбцах, которые не содержат отрицательных элементов;

2. минимум среди сумм модулей элементов диагоналей, параллельных побочной диагонали матрицы.

Вариант 6

Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить:

1. сумму элементов в тех строках, которые содержат хотя бы один отрицательный элемент;

2. номера строк и столбцов всех седловых точек матрицы.

Примечание. Матрица имеет седловую точку , если является минимальным элементов в -й строке и максимальным в -м столбце.

Вариант 7

Для заданной матрицы размером 8 на 8 найти такие , что -я строка матрицы совпадает с -м столбцом.

Найти сумму элементов в тех строках, которые содержат хотя бы один отрицательный элемент.

Вариант 8

Характеристикой столбца целочисленной матрицы назовём сумму модулей его отрицательных нечётных элементов. Переставляя столбцы заданной матрицы, расположить их в соответствии с ростом характеристик.

Найти сумму элементов в тех столбцах, которые содержат хотя бы один отрицательный элемент.

Вариант 9

Соседями элемента в матрице назовём элементы с . Операция сглаживания матрицы даёт новую матрицу того же размера, каждый элемент которой получается как среднее арифметическое имеющихся соседей соответствующего элемента исходной матрицы. Построить результат сглаживания заданной вещественной матрицы размером 10 на 10.

В сглаженной матрице найти сумму модулей элементов, расположенных ниже главной диагонали.

Вариант 10

Элемент матрицы называется локальным минимумом, если он строго меньше всех имеющихся у него соседей. Подсчитать количество локальных минимумов заданной матрицы размером 10 на 10.

Найти сумму модулей элементов, расположенных выше главной диагонали.

Вариант 11

Коэффициенты системы линейных уравнений заданы в виде прямоугольной матрицы. С помощью допустимых преобразований привести систему к треугольному виду.

Найти количество строк, среднее арифметическое элементов которых меньше заданной величины.

Вариант 12

Уплотнить заданную матрицу, удаляя из неё строки и столбцы, заполненные нулями.

Найти номер первой из строк, содержащих хотя бы один положительный элемент.

Вариант 13

Осуществить циклический сдвиг элементов прямоугольной матрицы на n элементов вправо или вниз (в зависимости от введённого режима). может быть больше количества элементов в строке или столбце.

Вариант 14

Осуществить циклический сдвиг элементов квадратной матрицы размерности вправо на элементов таким образом: элементов 1-й строки сдвигаются в последний столбец сверху вниз, из него – в последнюю строку справа налево, из неё – в первый столбец снизу верх, из него – в первую строку; для остальных элементов аналогично.

Вариант 15

Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить номер первого из столбцов, содержащих хотя бы один нулевой элемент.

Характеристикой строки целочисленной прямоугольной матрицы назовём сумму её отрицательных чётных элементов. Переставляя строки заданной матрицы, расположить их в соответствии с убыванием характеристик.

Вариант 16

Упорядочить строки целочисленной прямоугольной матрицы по возрастанию количества одинаковых элементов в каждой строке.

Найти номер первого из столбцов, не содержащих ни одного отрицательного элемента.

Вариант 17

Путём перестановки элементов квадратной вещественной матрицы добиться того, чтобы её максимальный элемент находился в левом верхнем углу, следующий по величине – в <

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...