Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение класса капитальности сооруженияПостоянные гидротехнические сооружения, в частности плотины, разделяются на классы капитальности. В соответствии с классом капитальности сооружения, согласно нормативным документам, устанавливается дифференцированные требования: а) по прочности и устойчивости; б) по долговечности; в) по степени надежности сооружений против разрушающего воздействия природных факторов. При определении класса капитальности следует учитывать последствия при их аварии или нарушении эксплуатации. В дипломном проекте класс капитальности плотины допускается устанавливать только в зависимости от высоты сооружения по табл. 3.1. Таблица 3.1 При установлении класса капитальности необходимо предварительно определить примерную высоту плотины, для чего к глубине воды перед сооружением, равной , следует прибавить запас (2 ÷ 3м.). По полученной примерной высоте плотины и виду грунтов основания, определенному по инженерно-геологическому разрезу устанавливается класс плотины ( приводится в задании на проектирование).
Проектирование плотин из грунтовых материалов Выбрав, исходя из вышеуказанных соображений, тип плотины следует приступить к её проектированию, руководствуясь следующими основными принципами: 1. Отметка гребня плотины и размеры водосбросных сооружений должны быть рассчитаны так, чтобы ни при каких условиях не произошло перелива воды через гребень плотины (за исключением переливных плотин специальной конструкции); 2. Откосы плотины должны быть защищены соответствующим креплением от действия ветровых волн и льда, а также от вредного воздействия климатических факторов (температурных изменений, атмосферных осадков, ветровой эрозии); 3. Фильтрационная вода, просачивающаяся через тело плотины, её основание и в местах примыкания плотин к берегам и другим сооружениям, должна быть перехвачена и отведена системой дренажных устройств в нижний бьеф; 4. Поперечному профилю плотины необходимо придать такое очертания и такие размеры, которые обеспечили бы устойчивость тела плотины и её основания при всех возможных условиях роботы сооружения. 5. Сооружение должно быть максимально экономичным. При проектировании необходимо установить высоту плотины и отметку её гребня, ширину гребня плотины и его конструкцию, заложение откосов плотины и тип их крепления, размеры противофильтрационных устройств, тип и конструкцию дренажных устройств.
Очертание откосов плотины Крутизну откосов плотины надлежит назначать исходя из условия их устойчивости с учетом: а) физико-механических характеристик грунтов откосов и основания; 6) действующих на откосы сил: собственного веса, влияния воды (взвешивания, фильтрационных сил, капиллярного давления), сейсмических, динамических, внешних нагрузок на гребне и откосах и др.; в) высоты плотины; г) производства работ по возведению плотины и условий ее эксплуатации. Однако в начальной стадии проектирования сооружения учесть все указанные факторы невозможно, поэтому при предварительном назначении крутизны откосов допускается пользоваться аналогичными данными построенных сооружений. Ориентировочные значения заложений откосов земляных насыпных плотин из глинистых и песчаных грунтов при наличии в основании грунтов с прочностью не меньшей, чем в теле плотины, приведены в табл. 3.2. Таблица 3.2
В плотинах высотой более 15м, как правило, следует предусматривать устройство берм (горизонтальных или слабонаклонных площадок) как на верховом, так и низовом откосах: – для возможности проведения надзора за состоянием покрытия откосов и ремонта его; – для увеличения ширины плотины по основанию в целях удлинения пути фильтрации; – при включении в тело плотины перемычек строительного периода. Полезно иметь бермы и в местах изменения заложения откосов. Берму также необходимо предусмотреть и на верховом откосе ниже на величину , где – высота волны однопроцентной обеспеченности, для осуществления более устойчивой конструкции упора крепления верхового откоса. На низовом откосе бермы устраивают через 8 ÷ I2м по высоте (но не реже чем через 15м) с целью заглубить поверхность кривой депрессии от откоса на глубину, большую глубины промерзания грунта плотины, обеспечения служебного (в некоторых случаях и транзитного) проезда, сбора и отвода талых и ливневых вод, размещения контрольно-измерительной аппаратуры (КИА). Для сбора стекающих по откосу вод на внутренней стороне бермы устраивают кювет с выпуском воды из него в лотки, уложенные по нижерасположенному откосу. Берме придают уклон 0,02 ÷ 0,03 в сторону кювета. Ширина берм выбирается из условий производства работ эксплуатации и составляет 2 ÷ 6м. Устройство берм не должно вести к уполаживанию откоса, определенного расчетом.
Гребень плотины Ширину гребня плотины ВГП следует устанавливать в зависимости от условий производства работ и эксплуатации (использование гребня для проезда, прохода и других целей), но не менее 4,5м. При размещении на гребне плотины автодороги ширина гребня принимается равной ширине земляного полотна автомобильной дороги соответствующей категории по табл. 3.3. Ширину гребня плотины в местах сопряжения с другими сооружениями или берегами следует устанавливать в соответствии с конструкцией сопряжения и назначением создаваемых площадок. Например, при сопряжении бетонной водосливной плотины с земляной гребень последней расширяется для образования площадки, на которой возможно устройство затворохранилища, проведение ремонта крана, обслуживающего водосливные отверстия, и т.п. Покрытие проезжей части дороги, проходящей по гребню плотины (асфальтобетон, бетонные плиты, каменная мостовая, уплотненный щебень), выполняют в соответствии с категорией дороги. Его укладывают на подготовку из песчаных, гравийных или щебенистых грунтов. Для организованного стока атмосферных вод гребню придают односторонний или двусторонний уклон, равный 0,02 ÷ 0,04, а на обочинах устраивают ливнестоки.
Таблица 3.3
По краям гребня предусматривают ограждения в виде волнозащитного парапета (со стороны верхнего бьефа) или различных ограждающих устройств по обочинам дороги, служащие ориентирами при движении транспорта.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |