Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кровь, циркулируя по нашим сосудам, изменяя свою биохимию, может сама «требовать» от сознания тех или иных образов. И эти образы наше сознание услужливо продуцирует, подчиняясь зову крови.

Недаром древние люди были убеждены, что душа человека обитает в его крови…

На самом же деле существует устойчивая связь между образами сознания и биохимическими реакциями на них.

В жизни бывает так, что образы «зацикливаются» на их биохимическое отражение. Образуется некий волшебный круг: сознание – гормоны – сознание.

Человек может жить в собственном придуманном мире и считать, что этот мир и есть жизнь; ибо он получает от этой жизни удовольствие. Однако само по себе получение удовольствия от жизни еще не является показателем ее истинности. Жизнь может быть придуманной и может находиться лишь в голове у человека…

К сожалению, часто так и бывает. Мы хотим видеть в жизни то, что нам нравится и совсем не хотим в ней видеть то, что нам не нравится.

Гормоны, которые сопровождают наши «счастливые мгновения жизни», служат для нас своего рода защитой от иных трактовок жизни и маркером правильности выбранного пути.

 

Атман есть брахман

 

Как мы видим, мысли, которые часто посещают нас и стиль жизни, который мы ведем, соответствуют доминирующим центрам (чакрам) и эндокринным органам, с ними связанным.

Конечно, в нашем организме работает отнюдь не одна эндокринная железа. Это целый оркестр желез, вырабатывающих самые разные гормоны. Однако первую скрипку в этом оркестре может играть именно та железа, с которой мы ассоциативно связываем свою психическую деятельность.

К примеру, у подростка, в период полового созревания, и к тому же охваченного любовной страстью, половые железы находятся в гиперактивном состоянии. У ученого во время решения сложной задачи активизированы нейрогормоны головного мозга, которые помогают ему сосредотачивать мысленные усилия на поставленной задаче.

Это не значит, что другие эндокринные железы организма бездействуют. Их деятельность притушена и соподчинена главной доминирующей железе…

Как говорится, каждому – свое. Каждый из нас живет в своем мире, в придуманной им реальности, и не желает по доброй воле из нее выходить.

Рассмотрев семь различных вариантов этой «иллюзорной» действительности, мы вовсе не хотели бы свести все многообразие человеческих мыслей и поступков к этим семи вариантам. Их, очевидно, гораздо больше. Однако есть семь основных вариантов мышления, которые могут в некоторой степени обобщить весь спектр человеческих мыслей и устремлений.

Например, йоги считали, что каждый центр, расположенный вдоль позвоночного столба (чакра), является входом в инфернальный мир. В этих мирах существуют свои законы, своя реальность и свой царь – правитель того или иного мира.

Очевидно, когда в «тибетской книге мертвых» рассказывается о посмертном опыте существования души, и эта душа поочередно посещает разные миры, то имеются в виду все те же инфернальные миры, вход в которые локализован на уровне той или иной чакры[6].

Мы называем миры, в которые входит человек при помощи своей психики инфернальными, только потому, что йоги относятся ко всем этим мирам как к ложным, заставляющим душу человека отождествлять себя с чужеродными вещами.

Йоги и разработали свое учение не просто так, а для того, чтобы разорвать ложное отождествление с этими психическими мирами своего «я».

Поднимаясь от чакры к чакре во время медитации, йог все более отстраняется от образов, которые он может наблюдать в этих мирах своим третьим глазом. Цель йога состоит вовсе не в путешествии по этим мирам, а в достижении особого состояния освобождения от всяческих мыслей и слияния в этом состоянии с безначальным Брахманом. Задача йога заключается в том, чтобы осознать, что его «я» вовсе не является частью этих миров, а является самим БРАХМАНОМ.

Именно в Брахмане исчезают все мысли и все формы, а душа находит в нем освобождение от страданий. Именно там она постигает со всей определенностью, что она и есть Брахман.

Сакральная формула творцов Упанишад «атман – есть Брахман» познается йогом практически во время медитации. Именно тогда атман («я») сливается безраздельно с Брахманом и йог постигает, что атман и Брахман есть одно.

Только такое слияние способно вывести душу из череды перевоплощений, называемых колесом сансары.

 

Пуруша не пракрити

 

Такое мировоззрение уходит корнями в ведийскую философию. Согласно ей, любой вид деятельности и любой строй мыслей создает карму; та же в свою очередь приводит скрытые силы души в неравновесное состояние; и эти силы заставляют душу воплощаться еще и еще раз…

Поэтому для того, чтобы прервать череду бесконечных перевоплощений, надо разорвать порочный круг самоотожествления своего «я» с окружающим миром и с собственным телом.

Этого можно добиться, только преодолев желания и разорвав ложное единство Пуруши и Пракрити[7].

Техника освобождения, разработанная учителями йоги, направлена на достижение одной цели: прекратить деятельность рассудка – читты, благодаря которому человек отожествляет себя с тем, что видит вокруг, т. е. с образами, заимствованными из внешнего мира. Ложное самоотождествление и запускает колесо перерождения.

Во время медитации надо понять, что Пуруша безначален и что Пуруша – это и есть истинное «я» человека.

Все, что можно воспринять с помощью органов чувств и осознать при помощи ума, – это всего лишь элементы грандиозного спектакля, который разыгрывает перед нами актриса, постоянно меняющая маски и костюмы. Имя этой актрисы – Пракрити.

В отделении Пуруши («я») от действительности и заключается суть техники йогов[8].

Освобождение возможно благодаря тому, что изначально в человеческом существе заложено два начала. Одно начало стремится отожествить себя с чем-то и желает бесконечно смотреть спектакль под названием «Жизнь». Другое начало стремится освободиться из оков майи, оно стремится обрести себя само, т. е. познать то, чем оно является на самом деле…

Когда берет верх начало, желающее освобождения, тогда у человека появляется шанс вырваться из «тисков майи».

Традиция йоги насчитывает семь чакр, составляющих своеобразную иерархическую лестницу.

Ниже всех между анальным отверстием и половым органом расположена Муладхара, традиционно изображаемая как красный лотос с четырьмя листьями. Здесь берет начало серединный канал – сушумна, в котором покоится, свернувшись, кундалини.

Вторая чакра – Свадхистхана расположена между желудком и половыми органами.

Третья чакра – Манипура – золотой лотос с семью листьями расположен в области пупа.

Анахата – темно-красный лотос с двенадцатью листьями расположен вблизи сердца.

Вишуддха – лотос с шестнадцатью листьями цвета дыма расположен у завершения шеи.

Аджни – лотос с двумя листьями расположен между надбровными дугами.

Сахасрара – лотос с тысячью листьями находится в области темени.

Когда кундалини, пробудившись, доходит до высшей точки – Сахасрары йог переходит ко второму этапу самоусовершенствования. Этот этап именуется раджа-йогой.

В обычном состоянии ум человека перескакивает с одного предмета на другой, находясь во власти приятных и неприятных впечатлений. Цель йога – смирить свой ум. Путем сосредоточения органов чувств на одном предмете йог достигает состояния пратьяхары («невосприятия» или «воздержания от объектов»).

На ступени, носящей название «дхарана» рассудок, освобожденный от чувственных раздражителей, сосредотачивается на образе божества, например на созерцании образа Вишну.

Последним этапом йогического самоусовершенствования является дхьяна (сосредоточение на пустоте). Конечная цель йога – самадхи. Очистив свое сознание от объектов, Пуруша наконец открывает для себя свою подлинную природу.

 

Лечебные звуки

 

Конечно, отнюдь не все практикующие йогу сегодня стремятся к освобождению. Многие, и таких абсолютное большинство, видят в йоге средство поправить свое здоровье, улучшить настроение, способ привести в порядок свои мысли, средство медитации на успех и удачу. Но и это неплохо.

Многие вовсе не желают заниматься йогой и даже не хотят о ней ничего слышать. Они исповедуют другие ценности. Например, «живем один раз; спеши брать от жизни все» и т. д. Однако незнание вовсе не освобождает таких людей от законов кармы…

Все дело в том, что многие еще желают многократно рождаться и играть роли. Они еще не наигрались в спектакль под названием «Жизнь»… Конечно, в такой констатации факта нет осуждения и даже снисходительности. Каждый волен выбирать себе свой путь.

Древнеиндийские мудрецы, создатели йоги, также хорошо понимали, что желающих выйти за пределы колеса сансары не так уж и много. Поэтому йога изначально предназначалась лишь для подвижников и аскетов, которые ищут освобождения… Не вина йогов, что сегодня их учение стало расхожим товаром, который продают на Западе.

Истинный йог должен следовать правилам. Ему необходимо соблюдать длительное моральное воздержание, придерживаться принципа ахимсы (не наносить вред живому), йог должен придерживаться целомудрия и не принимать подарков. У йога должен быть аскетический образ жизни, наполненный изучением священных текстов. Он должен жить под открытым небом или в отдельном жилище и соблюдать умеренность в еде. Необходимым условием освобождения учителя йоги считают также отказ от общения с людьми (в первую очередь с женщинами) и от использования огня.

Все эти правила должны помочь сосредоточению рассудка на главной цели – освобождении.

Современный человек, занимающийся йогой, в той или иной степени стремится следовать этому. Однако далеко не всем это удается.

Так, для того чтобы пробудить энергию кундалини и включить центры (чакры), расположенные вдоль позвоночного столба, разные мастера йоги предлагают различные методы. Например, доктор Ранжи Н. Сингх в своей книге «Самоизлечение. Действенные способы» приводит способ пробуждения чакр при помощи звукового интонирования.

Например, звук ХРИМ, исполняемый протяжно и монотонно, пробуждает нижнюю половую чакру Муладхару.

Звук КЭЙИИИ пробуждает чакру Свадхистхану.

Звук ЭР пробуждает чакру Манипуру.

Звук ЭИМ пробуждает чакру Анахату.

Звук СО пробуждает чакру Вишуддху.

Звук АУУУМММ пробуждает чакру Аджну.

Звук ОМ АХ ХУМ пробуждает чакру Сахасрару[9].

Во время произнесения звука надо сосредоточить свое внимание на месте локализации той или иной чакры, и можно сразу ощутить эффект.

Доктор Сингх не просто советует делать эти упражнения, он рекомендует их для исцеления от недугов. Будучи крупным ученым, много лет занимающимся проблемой интонирования и его влияния на организм, Сингх установил, что определенные звуки, традиционно используемые йогами во время медитации, повышают секрецию тех или иных гормонов.

Так, звук ХРИМ, сопровождаемый мысленной концентрацией на половых железах, повышает потенцию и может рекомендоваться в качестве профилактического и лечебного средства при мочеполовых заболеваниях.

Звук АУУУМММ включает в работу эпифиз и способствует секреции мелатонина.

Иными словами, по мысли доктора, найдено средство, как безболезненно и эффективно «накормить» свой организм гормонами. Причем эти гормоны будут внутреннего (эндогенного) происхождения.

Сингх уверен, что человек при помощи одного интонирования может сам заставить свой организм вырабатывать нужные гормоны, и при этом нет нужды пичкать его гормонами синтетическими…

Мы разделяем оптимизм Сингха, так как на собственном опыте убедились в эффективности этой простой и доступной ровным счетом всем людям методики.

Например, недостаточность гормонов надпочечников вполне можно компенсировать концентрацией на надпочечниках и произнесением звука КЭЙИИИ.

Эта методика совершенно безопасна, так как организм сам регулирует количество выбрасываемых в кровь гормонов. Избыток гормонов он быстро утилизирует при помощи специальных веществ и других гормонов – антагонистов. Эта методика по своей эффективности превосходит экзогенное (внешнее) введение синтетических гормонов в организм.

Остается только удивляться, почему так мало людей осведомлено о таком простом способе поправить свое здоровье и предпочитает пользоваться дорогостоящими синтетическими препаратами или выделенными из эндокринных органов животных.

По сути дела, когда мы думаем о чем-то, например создаем в своем уме те или иные образы, мы как бы «ныряем» в мир этих образов. При этом включаются соответствующие эндокринные железы, которые вбрасывают в кровь очередную порцию гормонов.

Поскольку абсолютное большинство людей мыслят постоянно и не могут не мыслить, то образы возникают в голове также постоянно. Все эти образы рождают эмоции – отрицательные и положительные. Под их воздействием в крови и появляются различные гормоны и гормоноподобные вещества.

Задача состоит в том, чтобы научиться осознанно управлять и образами, которые приходят в голову, и гормонами, которые выделяются под воздействием этих образов[10].

Нарушение гормонального равновесия, на наш взгляд, и связано с тем, что расстраивается система мыслей. Образы, возникающие в голове, вступают в противоречие друг с другом.

Наведя порядок в своих мыслях, мы неизбежно восстанавливаем гормональное равновесие организма.

К сказанному добавим, что при медитативном интонировании важно продуцировать в своем сознании положительные эмоции. Именно такие эмоции создают надежный буфер из веществ радости – эндорфинов и энкефалинов. Эти вещества подобно дирижеру настраивают оркестр эндокринных органов и гормоноподобных веществ на единый позитивный лад.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...