Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бальзамы Караваева и принцип их действия

 

Иногда реакция организма на внешнюю или внутреннюю агрессию может быть чрезмерной. Она может сама явиться причиной тяжелых последствий для организма. Один из примеров – опасное повышение температуры, приводящее к окислительному стрессу.

Другой пример – артрит. В этом случае воспалительное заболевание, сопровождающееся местным повышением температуры, может стать причиной патологического развития болезни, перехода ее в хроническую форму. В этом случае иммунная система реагирует на воспаление как на ранение и спешит локализовать пораженный участок. Гибнущие лимфоциты, отек и болевой синдром сами становятся в этом случае причиной еще большей активизации иммунитета, что способствует переходу болезни в хроническую форму. Средство борьбы с болезнью – воспаление, становится причиной еще большего воспаления.

В этом случае необходимо порвать порочный круг иммунных реакций. Сделать это может психика, настроенная на позитив… а также бальзам Караваева «Витаон». Этот масляный экстракт, настоянный на травах, способен остановить дальнейшее воспаление, снять отек и устранить болевой синдром. В этом случае порочный круг аутоиммунных реакций разрывается, и болезнь проходит.

Травные бальзамы Караваева при нанесении их на воспаленное место оказывают весьма благотворное воздействие. Механизм их действия основан на том, что они не мешают иммунитету, не подавляют его, они лишь восстанавливают кислотно-щелочное равновесие крови и тканей в воспаленном участке. На субъективном уровне это воспринимается как устранение боли и покраснения. Такое воздействие бальзамов обеспечивает, в свою очередь, дальнейшее воздействие иммунных факторов в зоне повреждения, однако снимает негативные воспалительные явления – закисление крови, отек, зашлакованность продуктами распада. Бальзамы обладают ярко выраженным охлаждающим действием.

Все это позволяет быстро справиться с последствиями травмы, ожога или другого повреждающего фактора и способствует скорейшему заживлению.

С другой стороны, если принимать травный отвар караваевских трав при высокой температуре – это также способствует оздоровлению уже на уровне целого организма. Травный отвар щелочного караваевского сбора[63]не раздражает слизистую желудка, как это бывает при приеме пищи; поэтому он не переключает активизированную во время высокой температуры симпатическую нервную систему на парасимпатическую. Напротив, отвар щелочных каравевских трав способствует подавлению моторики желудочно-кишечного тракта именно за счет своих щелочных компонентов. В результате пищеварительные соки не выделяются. Все это позволяет симпатической нервной системе действовать, активизируя кровоток, дыхание и обмен веществ. Однако эта активность не становится запредельной. Щелочные компоненты трав, быстро всосавшись в слизистой пищевода и желудка, попадают в кровь. Они оказывают ощелачивающие воздействие, что предотвращает закисление крови. Восстановление кислотно-щелочного равновесия крови в условиях повышенной температуры позволяет стабилизировать действие симпатической системы. Ее активность возрастает, а действие становится более эффективным. Щелочные компоненты трав выводят из организма вместе с потом шлаки и недоокисленные вещества, тем самым предотвращая окислительный стресс.

Принцип действия бальзамов Караваева и травного сбора Караваева – один и тот же. Они снимают перегрев клеточных структур и способствуют нормализации их жизнедеятельности.

 

Бубен шамана

 

Как ни парадоксально, но стресс, первая фаза болезни, сопровождаемая высокой температурой, и ритуальные действия шаманов – камлание, имеют много общего.

На все эти в общем-то разные явления организм отвечает генерализированной реакцией. Однако если реакция организма на стресс и болезнь более или менее понятна то, как быть с камланием?

Шаманы традиционно бьют в бубен. Причем частота ударов постепенно увеличивается. Специальные исследования показали, что удары в буден следуют с определенной частотой. Это частота совпадает с бета-ритмом мозга. Постепенно удары в бубен становятся все более частыми. В ответ на это усиливается ритм мозговой активности. При этом зона возбуждения охватывает практически всю кору головного мозга.

Вслед за мозгом изменяется ритм сердца; происходит так называемая подстройка, когда сердечный ритм как бы подстраивается под учащающийся ритм бубна и мозга.

Теперь мозг, сердце и бубен действуют в едином ритме. В ответ на это в мозгу распространяется запредельное напряжение, которое невероятно активизирует клеточные структуры. В большом количестве вырабатывается норадреналин, который вводит организм в ситуацию «искусственного» стресса.

Находясь в состоянии повышенной двигательной и эмоциональной активности, шаман бегает по чуму как угорелый, танцует, поет, выкрикивает разнообразные слова, совершает невероятные прыжки. При этом нервная система настолько напряжена, что шаман начинает видеть галлюцинации и грезить наяву. Такое состояние называют одержимостью.

Делая машущие движения руками, шаман переплывает воображаемую реку, которая отделяет мир живых от мира мертвых. Переплыв реку, шаман выбирается на противоположный берег – «тот свет», и падает ниц как подкошенный. Он лежит порой в течение нескольких часов без всякого движения.

В этот момент его душа путешествует по потустороннему миру. В зависимости от целей душа шамана посещает разные духовные миры. Например, добравшись до царицы судьбы, шаман может упрашивать вершительницу судеб подарить жизнь безнадежно больному человеку.

Если царица настроена благосклонно, она может сделать это, и больной чудесным образом «оживет» сразу после камлания или встанет на ноги через несколько дней[64].

Подобные явления воспринимаются как чудо. И в самом деле, зафиксированы случаи, когда безнадежные больные после ритуальных действий шамана исцелялись на удивление быстро.

Для нас интересно то, что состояние, в котором пребывает шаман после пляски и бегания по кругу, характерно полной потерей чувств. В этот момент у шамана снижена мозговая активность до минимума. Он находится в глубоком трансе. С позиций нейрофизиологии активизация нейронной сети сменилась падением мозговой активности почти до нуля. Однако в этом общем торможении коры можно усмотреть островки активности, которые указывают, что сознание еще присутствует в теле шамана[65].

Отмечая сходство камлания со стрессом и первой фазой болезни, связанной с повышением температуры, мы бы отметили такие сходные параметры, как возрастание мозговой активности, генирализованное возбуждение коры. Порой в состоянии сильнейшего эмоционального стресса человек начинает бредить наяву, видит галлюцинации. Аналогичная ситуация бывает при бурном развитии болезни. Все это связано не только с возбуждением коры, но и с включением симпатической нервной системы, с выделением в кровь большого количества гормонов надпочечников: норадреналина и адреналина.

Как бы то ни было, но и сильный стресс, и болезнь помогают провидеть некую ситуацию в будущем. Поэтому, по нашему мнению, и то и другое можно считать своего рода камланием любителей, которые стремятся посредством избыточного напряжения избавиться от той или иной проблемы.

Здесь мы видим, что стресс и болезнь могут использоваться организмом как способ устранить некую невидимую преграду, с которой организм стремится справиться.

Все это нас выводит на понимание того, что в реакции стресса и реакции болезни есть мистический элемент, недооцененный врачами, но хорошо понятый знахарями и колдунами.

Так, наслав на человека падучую, его могут сделать шаманом или колдуном. Подверженность эпилептическим припадкам делает человека восприимчивым к потусторонним образам.

В этой связи можно рассматривать и сам процесс камлания как своего рода припадок, вызванный искусственным путем. И в самом деле, ритмическое биение в бубен заставляет нервные клетки реагировать сходным образом, точно так же как они реагируют в ответ на повышение биоэлектрической активности у эпилептиков во время припадка.

Согласно медицинским данным, у около 50 % всех людей можно вызвать симптомы эпилепсии простым миганием лампочки перед глазами.

Многие врачи обращают внимание, что молодежные дискотеки с их ритмичным оглушительным звуком и миганием света вызывают у молодежи состояния сходные с припадками эпилептиков. Очевидно, эйфорическое состояние, в которое впадают молодые люди, посещающие дискотеки, можно сравнить с состоянием шамана, когда он лежит без движения, а его душа путешествует в Небесах. В этот момент в мозге компенсаторно выделяется много серотонина, который обеспечивает трансоподобное состояние. Конечно, это состояние еще не самадхи, но в какой-то слабой степени приближается к нему.

Плохо в этой ситуации то, что столь резкие перепады между активностью нервных клеток и их фактическим бездействием могут вызвать повреждение капилляров мозга, а это уже может привести к инсультам. Клетки мозга, лишенные питания и кислорода, из-за спазмированных сосудов гибнут через 3 минуты, что чревато параличом, потерей речи и многих функций организма.

Очевидно, адаптировать клетки мозга к сильным биохимическим и биоэлектрическим воздействиям, к нарушению ритма мозгового кровообращения могут бальзамы Караваева и травные настои. Они частично снимают последствия опасного перехода от запредельного возбуждения нервной ткани к ее запредельному торможению. Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно погрузиться в практику камланий и бездумных экспериментирований с различными пограничными состояниями нервной системы.

Нормализуя обычный ритм мозговой активности, мы можем добиться несравненно большего за счет систематизации полученных вовремя откровений знаний.

Нам представляется, что ритмичная смена нервного возбуждения и торможения коры приносит гораздо больший эффект в плане улавливания мыслей и посланий из антимира.

Из сказанного мы можем сделать и иной вывод, что стресс и первая (температурная) фаза болезни – не всегда плохо. Эта реакция нашего организма одновременно является реакцией, позволяющей нам, напрягая интеллектуальные, душевные и физические силы, преодолеть сложную ситуацию, возникшую перед нами. Поддержка в этом, как ни странно, может приходить из антимира, т. е. из той области Неба, с которой наша душа имеет устойчивую, но, увы, неосознаваемую связь.

 

Эустресс и дистресс

 

Учение о стрессе возникло после того, как бывший студент пражского университета Ганс Селье (1907–1982) опубликовал свои наблюдения о больных, страдающих самыми разными заболеваниями. Однако у всех этих больных наблюдались сходные симптомы: потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, потеря интереса к жизни. Эти столь разные симптомы Селье объединил понятием «синдром просто болезни».

Выясняя детали открытого им явления, Селье ввел понятие эустресс и дистресс. Эустресс возникает, когда защитная реакция организма проходит без видимых потерь. Дистресс – это очень сильный стресс, когда защитная реакция чрезмерна. Она сама является причиной разрушительных последствий. В этом случае организм не успевает справиться с повреждающими факторами.

Селье считал, что отсутствие цели в жизни является самым сильным фактором, способным вызвать язву желудка, инфаркт, инсульт, гипертонию, нефрит, цейроз, рак, диабет и т. д.

В последние годы механизм стресса (адаптационный синдром) рассматривают отдельно от механизма, сдерживающего развитие стресса.

Фактор, вызывающий стресс, или стрессор, обычно приводит к появлению эмоциональной оценки произошедшего. Довольно часто, если не всегда, неверная эмоциональная трактовка событий приводит к стресс-реакции. Этому способствует завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие коллективистических устремлений. Не случайно есть представление об эгоисте как о человеке, который много хочет, но мало имеет.

Как показали исследования последних лет, одновременно со стресс-реакций, включающей симпатическую систему, активизируется «стресс-лимитирующая система», которая повышает активность парасимпатической системы.

Иными словами, при стрессе практически одновременно активизируются две системы, которые обеспечивают гомеостаз (динамическое постоянство внутренней среды организма).

Однако такая активность не может длиться вечно. Если стресс затягивается и ситуация, его вызвавшая, не находит разрешения, то включается механизм «битвы или бегства». Продолжительность этого периода примерно в 10 раз больше, чем первого периода, связанного с активизацией симпатической и парасимпатической систем.

При этом активизируются гормоны надпочечников (при «бегстве» – это адреналин, при «нападении-битве» – это норадреналин), щитовидной железы и тимуса.

Одновременно с этим активизируются области гипоталамуса, которые управляют появлением в крови: эндорфинов, энкефалинов, динорфинов – веществ обезболивателей. Эти вещества являются компонентами стресс-лимитирующей системы.

Согласно Селье, механизм «бегства-борьбы» имеет три стадии. Первая стадия тревоги. Уже в этот момент опустошается тимус и лимфатические узлы. Из них выводятся в кровь лимфоциты. В это время в желудке могут образовываться язвы.

Вторая стадия – это стадия устойчивости. В этот момент наблюдается некое гормональное равновесие, которое позволяет сохранить гомеостаз. Однако эта стадия поддерживается выбросом в кровь больших доз гормонов. Когда запасы гормонов истощаются, наступает третья стадия – истощения.

Во время третьей стадии организм вновь возвращается к стадии «боевой тревоги». В этом сосоянии часто происходит гибель организма.

Как уже сказано, реакция человека на раздражители индивидуальна. Позитивная настройка психики позволяет укрепить стресс-лимитирующую систему. В состав этой системы также входят вещества-обезболиватели – эндогенные опиаты, антиоксиданты (антиокислители) и парасимпатическая система.

Антиоксиданты противостоят окислительному стрессу. Они «глушат» свободные радикалы, не позволяя им разрушать клеточные структуры, в том числе ДНК. К числу антиоксидантов относится витамин Е – этот витамин вырабатывается в организме и может поступать в него с пищей.

Помогает справиться с избыточной стресс-реакцией спокойное, глубокое дыхание с концентрацией внимания на позитивных образах. При этом дыхание должно быть диафрагмальным[66].

Рациональное питание также способствует укреплению устойчивости организма к стрессам. Об этом уже говорилось. К этому следует добавить, что в условиях стресса необходимо отказаться от курения, крепкого кофе и черного чая. Так, в сваренном кофе содержание кофеина очень велико – 110 мг на 170-граммовую порцию, в черном чае – 50–100 мг на 170-граммовую порцию.

Таким образом, как показали исследования последних лет, стресс приводит к активизации симпатической и парасимпатической системы, что позволяет сохранять психическое и гуморальное равновесие организма в условиях стресса. Когда ресурсы, поддерживающие гомеостаз и кислотно-щелочное равновесие крови, исчерпаны, тогда наступает дисфункция систем организма, которая может привести к гибели.

Только стабильный, управляемый стресс (эустресс) может принести освобождение от проблемы. Нестабильный стресс (дистресс), напротив, может сам разрушить организм.

Из этого следует, что сама стресс-реакция должна быть постоянно под контролем.

 

Ритмы (рима) – сущность нашей жизни

 

Человеческое существо все соткано из ритмов. Ритмы организуют не только биологическое тело, но и психические состояния.

Один ритм сменяет другой – и это есть сущность земной жизни. Если то или иное психическое и физическое состояние затягивается, то ритм нарушается, что чревато неприятными последствиями.

По нашему разумению, основой для психофизиологических ритмов, например сон-бодрствование, является периодическое посещение душой различных духовных миров.

В течение суток душа, подчиняясь космическому закону римы, пронизывающему не только всю вселенную, но и духовные миры, испытывает разные состояния. Она то активна, то жизнерадостна, то грустит, то засыпает.

Так, посещение душой мира сексуальных фантазий также обусловлено законами римы.

Кое-кто желал бы видеть в сексе нечто «грязное» – плотское. На самом деле это такая же часть нашего существования, как еда, питье, думы о возвышенном.

Сексуальная энергия во время полового акта переходит в свою противоположность. Пережившего оргазм (сексуальное освобождение) посещает чувство умиротворения, спокойствия и расслабления.

Очевидно, так устроено создателем нашего тела, что нашими думами и телами периодически завладевают образы, исходящие из так называемого сексуального мира. Не будь этого, никто бы не стал размножаться и человеческая жизнь оборвалась.

Психологическая связка «секс – умиротворение» хорошо прослеживается на примере дилеммы: «проститутка – мать»[67].

Можно по-разному относиться к этому образу, но мужчину действительно во время любовного влечения охватывают порой противоречивые чувства. С одной стороны – это восхищение своей возлюбленной, порой обожествление ее, отожествление с Богиней-матерью. В более простом варианте ассоциирование со своей матерью. С другой стороны – желание обладать ею.

Случается, что возвышенный образ «матери» вытесняет образ любовницы. Тогда мужчина мысленно превращается в мальчика, боготворящего свою мать. Ему нелегко бывает преодолеть этот образ и вступить со своей возлюбленной в интимные отношения.

Психолог, предложивший связку «проститутка-мать», считал, что именно этот возвышенный образ возлюбленной толкает мужчину для удовлетворения похоти искать связи с проституткой.

Во время «домашнего» секса бывает иначе. Мужчина, переживший сексуальную развязку, умиротворенно засыпает, прижавшись к своей супруге. В этом случае он воспринимает ее уже не как объект сексуальных действий, а как мать.

Таким образом, в самом половом акте заложена диалектика противоположных отношений «возлюбленная – мать».

Однако эта дилемма волнует нас вовсе не каждую минуту, а лишь периодически, когда в соответствии с космическим ритмом в нашу голову приходят мысли о своей половине.

Каждый из нас, наверняка, переживал чувство ярости и гнева. Это чувство также неоднородно. Бок о бок с ним идет другое чувство – радости. Без радости, снимающей неприятные последствия гнева, мы бы не смогли переживать и сам гнев. Радость как бы уравновешивает ярость.

Это может быть и радость примирения, и радость от победы, и даже радость поражения (освобождения).

Таким образом, беспричинную ярость, гнев нужно «гасить» радостью. Переключением на это разрушающее конфликтную ситуацию чувство.

Весьма любопытно, что гнев и радость в одной связке можно встретить у животных. Так, один натуралист описал свою встречу с разгневанными лесными павианами, которые были возмущены тем, что человек вторгся в их владения. Яростные самцы павианов, скаля зубы, подступали к человеку все ближе и ближе, чтобы разорвать «нахала». Однако у натуралистом неожиданно случился нервный срыв. В ответ на реальную угрозу вместо того, чтобы также проявить ярость и гнев, готовность к борьбе, он истерически захохотал. Этот хохот привел павианов сначала в замешательство, а потом обратил в бегство. Павианы близки к человеку и понимают его эмоции. Радость противника у них ассоциируется только с одним – с его победой. В этой ситуации им не оставалось ничего другого, как признать свое поражение и трусливо ретироваться.

Таким образом, радость приходит на смену гневу и ярости и является «отдушиной», снимающей излишнее нервное и физическое напряжение. Знать недаром на Руси в праздничные дни проводили кулачные бои. Эти бои не были просто дракой, а элементом праздника. Разбитые носы быстрее заживали в общей эйфории веселья.

Ярость и радость охватывают нас отнюдь не всегда, а периодически, что также свидетельствует о ритмичности этого явления.

Запредельная ярость точно так же, как и запредельная радость может явиться источником сильнейшего стресса. Недаром говорят о слезах радости. Когда радость становится просто невыносимой, она обращается в свою противоположность, слезы. Переключение физиологии организма со смеха на слезы позволяет переключиться вслед за этим и психике. Благодаря этому снимается излишнее напряжение.

Другим важным для биологического существования чувством, которое нас охватывает, является стремление к насыщению. Голод активизирует пищевое поведение. Насытив желудок, мы предаемся приятному времяпрепровождению, например умиленно смотрим в окно. Собравшись вместе, люди организуют застолье. После застолья частенько – песни и душевные разговоры. Все это возвышает душу. Насыщение едой сопровождается насыщением эмоциями. Вероятно, от-того многие любят предаваться еде, сидя у телевизора. Интересный фильм, песенное шоу способствует пищеварению.

Ритм пронизывает наши тела и души.

Одним из важных ритмов для человека является размышление над сущностью бытия, о своей судьбе и т. д. Человек разумный назван так потому, что он разумен. Разум периодически «стучится» в его голову в виде новых мыслей, открытий, откровений, озарений.

Размышление сопровождается периодом безмыслия, которое вводит нашу душу в сон.

Итак, связка сон-бодрствование является – чуть ли не основной для человеческого существования. Недаром йоги, придаваясь медитации, испытывают после нее эйфорическое состояние, когда ум освобожден от мыслей, а рассудок безмолвствует. По нашему мнению, сон каждого из нас похож чем-то на самадхи йогов, а также на сон высшего божества, создателя Вселенной – Брахмы[68].

Все ритмы тела и духовные состояния, которые мы испытываем на уровне биологии, организуются парасимпатической и симпатической системами. Эти две системы идут рука об руку. Активность одной из них заставляет активизироваться другую. Например, активность симпатической системы приводит к возбуждению и активизации тормозных механизмов, которые обеспечивают психофизическое равновесие. Активность парасимпатической системы во время сна, еды и т. д. активизирует симпатическую нервную систему, которая и в этих состояниях обеспечивает должный уровень психофизического равновесия. В результате, например, во время сна периодически появляются периоды быстрого сна – мозговой активности.

Наше здоровье, долголетие, успехи и провалы, духовные искания и неурядицы во многом зависят от ритмичных механизмов жизни. Эти механизмы приводят в активное состояние обе системы. Их действие на душу и тело противоположно. Однако, несмотря на кажущийся антагонизм, в нормальном состоянии эти системы всегда действуют согласованно. Благодаря им, мы живем и наслаждаемся жизнью.

 

Таблица веществ – регуляторов человеческого организма

 

С позиции биохимии ритм секс-умиротворение обеспечивается в основном половыми гормонами, гормонами тимуса, иммунными телами и мелатонином.

Ритм ярость-радость обеспечивается норадреналином и серотонином, а также веществами-обезболивателями: энкефалинами и эндорфинами.

Ритм еда-возвышение обеспечивается норадреналином, пищевыми гормонами и серотонином.

Ритм размышление-сон – норадреналином, серотонином и мелатонином.

Каждый из этих ритмов проходит при участии всех остальных гормонов, которые все вместе составляют гормональное равновесие. Без участия всех гормонов и гормоноподобных веществ невозможен был бы гомеостаз.

Нам представляется, что подобно тому, как построена таблица периодических элементов Менделеева, можно построить и таблицу веществ-регуляторов человеческого организма. В таблице Менделеева два элемента открывают ее – водород и гелий. В организме два вещества – норадреналин и серотонин противостоят друг другу. Они организуют мышление и энергизируют организм. Все остальные вещества-регуляторы входят в группу активизирующих или тормозящих. Они в той или иной степени подчиняются норадреналину или серотонину.

Как уже было сказано, белки, из которых состоит наше тело, отличаются от химических веществ тем, что для их жизнедеятельности необходим уровень энергии. Когда энергии недостаточно, белки денатурируют и превращаются в безжизненное вещество. Поэтому для нормальной работы белков в организме нужно соблюдение параметров гомеостаза, в том числе кислотно-щелочного равновесия крови.

С другой стороны, и сами белки несут связанную энергию. Благодаря этому они могут выполнять ферментативные функции.

Нам представляется, что более всего в организме энергизированы белки норадреналина и серотонина. Эти вещества являются «законодателями моды» для всего организма. От их баланса зависят многие процессы, которые проходят в организме.

Даже небольшое изменение этого баланса приводит к возникновению тех или иных потребностей и мотиваций.

В свою очередь норадпреналин и серотонин «подчиняются» ритмам, оказывающим прямое воздействие на организм. Ритмы управляют нашей жизнью[69].

 

Крест человеческий

 

Четыре ритма, четыре гормональные оси и четыре психофизиологических состояния, рассмотренные нами выше, можно изобразить в виде креста.

Этот крест в целом будет соответствовать суточному (циркадному) циклу активности.

 

Рис. 1. Суточный цикл, разделенный на четыре периода в виде креста

 

Рассмотрение этого креста можно начать с правой крайней точки. Эта точка обозначает время пробуждения от ночного сна.

Многие мужчины по себе знают, что пик сексуальной активности обычно приходится на ранние утренние часы. Это же подтверждают данные физиологии. Половые гормоны активизируются в ранние утренние часы. Пик их секреции приходится на время между 5 и 7 часами. У женщин на этот ритм накладывается ритм месячной половой активности. С позиции психофизиологии, это ось – секс-умиротворение.

Нижняя точка нашего креста соответствует дневной активности. С позиции психофизиологии эта точка соответствует оси ярость-радость.

Крайняя левая точка нашего креста соответствует оси еда-возвышение.

Высшая точка креста соответствует психофизиологической оси размышление-сон.

Таким образом, дневной цикл, начавшись с пробуждения, окончился сном. При этом время, как и солнце, движется справа налево.

Весьма интересно и другое.

Вертикальная ось креста с позиции психологии вверху имеет высшие проявления Разума, а внизу проявления ярости. Эти два состояния психики противоположны друг другу, но это не мешает им взаимообогащать друг друга. Так, в творчестве истинного ученого есть изрядная толика ярости. А в действиях опытного воина мы видим сильную доминанту мудрости.

Горизонтальная планка нашего креста имеет справа сексуальные проявления, а слева – стремление к насыщению. Еда и секс противоположны. Голод тормозит сексуальное поведение, а секс тормозит пищеварение. Несмотря на это, секс и еда прекрасно уживаются рядом, взаимодополняя друг друга.

Таким образом, горизонтальная планка креста представляет собой ось удовольствия. Наша психика порою движется вдоль этой горизонтальной оси.

В противоположность к этому вертикальная планка креста представляет собой ось активности. На нижнем конце этой оси – физическая активность, на верхнем – умственная.

 

 

Рис. 2. Календарный год, разделенный на четыре периода. Праздниками являлись весеннее и осеннее равноденствие и зимнее и летнее солнцестояние

 

На наш взгляд, эта модель суточной активности человека достаточно точно отражает смену психофизиологических ритмов в течение суток.

Однако суточным ритмом вовсе не ограничивается наша жизнь. Так, древние арии верили, что годичный цикл оказывает на человека не менее сильное влияние.

Тот же самый крест, рисунок которого здесь приводится, служил у ариев обозначением календарного года. Так, новый год начинался у наших далеких предков вовсе не в декабре, как сейчас, а в марте. А точнее – 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. В этот день проводился особый праздник весны. Наши предки хоронили умерших за зиму. И тут же, можно сказать на свежих могилах, устраивали пляски и песни во славу их возрождения. Праздник этот завершался буйным весельем и оргическими ритуалами. Во время этих ритуалов особо почитался «сукообразный» камень, стоявший торчком. Женщины обнажались и водили хороводы вокруг этого камня. Ритуал завершался оргическими соитиями. При этом мужчины и женщины, одев маски умерших, предавались радостям плотской любви. Однако этот ритуал был полностью лишен современной вульгарности. Цель его проведения состояла в том, чтобы вызвать души умерших из подземного мира и возродить их в новых телах.

Как ни парадоксально, но тот весенний праздник дошел и до наших дней. Это всем известная Пасха. В этот день пекутся круглые и высокие куличи, своей формой напоминающие фаллос, красятся яйца.

Однако мало кто, кроме историков, задумывается над истинным происхождением Пасхи. Можно сказать, что воскресение Христа, отмечаемое в этот день, в былые времена являлось воскрешением покойников к новой жизни.

Дети, зачатые в этот день, рождались через девять месяцев. Праздник их рождения приходился где-то на Рождество. День 22 декабря – день зимнего солнцестояния, отмечался как праздник рождения младенцев, зачатых весной.

Это были не просто новорожденные, в них видели воплощенные души умерших.

Через шесть месяцев младенцев крестили в водной купели. При этом им давали второе имя, повязывали особый шнур – принадлежность к трем высшим кастам. Эта процедура сохранилась в Индии, когда детей брахманов, кшатриев и вайшьев объявляют дваждырожденными.

На Руси обряд крещения сопровождался купанием в священном водоеме. Отсюда происходит название этого дня – Ивана Купалы, от слова «купать». Обычно считают, что праздник Ивана Купалы попадает на 7 июля. Но в былые времена – до реформы календаря, этот праздник попадал на 22 июня. В связи с Григорианской реформой в XVI веке календарь сместился на 13 дней. Однако нам представляется, что праздник Ивана Купалы все-таки правильнее отмечать в день летнего солнцестояния. Именно в это день наши предки пускали с косогоров в реку обмазанные дегтем и подожженные колеса, символизирующие солнце[70].

В Индии через три месяца после наречения ребенка вторым именем его приобщают к взрослой еде. Его кормят рисом и тем, что едят взрослые. Этот ритуал проводится спустя девять месяцев после рождения.

На нашей схеме – это время проведения праздника урожая. Этот праздник в давние времена отмечался 22 сентября – в день осеннего равноденствия. Тогда же сжигали соломенную куклу Мару, символизирующую связь с потусторонним миром. Дваждырожденный ребенок начинал новую жизнь.

Как видим, схема креста достаточно универсальна. Она показывает нам и суточный цикл, и годичный. Кроме этого эта схема указывает и на цикл всей человеческой жизни. Согласно указаниям создателей Упанишад, жизнь человека делится на четыре периода (ашрама). Первый период – брахмачарья, начинается с обряда упанаяма – второе рождение.

 

Рис. 3. Четыре периода (ашрамы) на жизненном пути человека. Индия

 

Второй период начинается с обряда самавартаны, когда мальчик, бывший в ученичестве, возвращается домой. Переступив порог родного дома, юноша совершает обряд – снана, обозначающий наступление совершеннолетия.

Второй период называется грихастхи. Юноша женится, заводит семью и становится домохозяином. Началом грихастхи является виваха – свадьба.

Третий период называется «ванапрастхи». Домохозяин, достигнув определенного возраста, оставляет семью и удаляется в лес. Там в уединении он ведет жизнь аскета и размышляет о единстве своей души и мировой души – атмана и Брахмана.

Третий период называется «саньяса». Саньясин покидает лес, отказывается от собственности и путешествует по дорогам, прося милостыню. Такое нищенское существование становится для него своего рода дверью в «запредельную даль Брахмана».

Таким образом, жизнь человеческая, разделенная на четыре периода, в принципе тождественна циклам: годичному и суточному.

Двапара юга и Кали юга, которые соответствуют четырем состояниям. Космический закон, связанный с солнечным циклом, становится универсальным законом жизни человека. Он простирается за пределы отдельной человеческой жизни. Так, глобальные периоды существования человечества охватывают четыре юги (эпохи): Крита юга, Трета юга, временного цикла – Маха юга.

Наши далекие пращуры верили, что душа может восстать из могилы и вселиться в новое тело, зачатое на этой могиле.

На могилах из камней выкладывали круг – кромлех, символизирующий цикл новой жизни. В центре этого круга над могилой устанавливали вертикально стоящий камень. Этот камень – менгир, символизировал фаллос. Он являлся своего рода каналом, по которому душа умершего выходила из своего подземного убежища и вселялась в новое тело.

Мы совершенно по-разному можем относиться к верованиям своих далеких пращуров и даже смеяться над ними, но и поныне в наш «просвещенный» век над могильным холмом устанавливают надгробия, напоминающие каменный фаллос[71].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...