Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика в критической медицине и реабилитологии.Одним из аспектов современной медицинской помощи, связанным с проблемой острых состояний и их преодоления, является взаимодействие критической и реабилитационной медицины, имеющих как сходство, так и различие. Критическая медицина ориентирована на кризисные ситуации и борьбу с острыми состояниями, характеризующимися внезапным началом, лимитом времени и сферы действий. Первостепенная задача - сохранить и поддержать жизнь до выписки пациента из стационара. Пациент при этом играет относительно пассивную роль, подвергаясь разным вмешательствам: хирургическим операциям, технологической и фармакологической поддержке из арсенала реаниматологов и т.д. Таким образом, критическая медицина представляет собой сугубо научную медицину с ее этическими издержками, в том числе с превалированием объектного подхода к пациенту в рамках инженерной либо патерналистической модели, описанными нами выше. Этика критической медицины отражает этот контекст, так как врач в процессе борьбы со смертью оказывается перед дилеммой: с одной стороны — профессиональный патернализм с вмешательством (зачастую грубым) во внутреннюю среду и внутренний мир больного человека, с другой - игнорирование права пациента на самостоятельность и принятие автономных решений. Дилеммы спорные, но четко очерченные: жизнь против смерти, врач против пациента, патернализм против самоопределения. Эти противоречия призвана решить или смягчить этика критической медицины. Реабилитация,как следующий и абсолютно обязательный этап, предполагает различные пути к выхаживанию и лечению пациентов в связи с проблемами главным образом повседневной жизненной активности. Хотя право отказаться от лечения имеет место и в реабилитации, приоритетной для большинства пациентов является все же возможность научиться жить с помощью реабилитационных технологий, а не умирать без них. Внимание при этом фокусируется не на лечении, а на уходе, не на специфической патологии, а на пациенте в целом; лечение ориентировано не на кризис, а на его последствия. Наконец, реабилитация долгосрочна и адресуется пациентам, нуждающимся в выхаживании после выписки из стационара. То есть, реабилитация преследует цель не просто сохранения жизни, а оптимизации и даже максимизации ее качества в границах инвалидности пациента. Иными словами, реабилитация претендует не просто на прибавление лет жизни реконвалесцентам, а на прибавление жизни к этим годам, чем, в свою очередь, определяется качество реабилитации. Таким образом, реабилитация входит в комплекс критической медицины как завершающий этап и дополняет критическую медицину своей гуманистической направленностью, в чем несомненным представляется приорит психотерапевта. Важно помнить, что наибольшее число этических дилемм по поводу жизни и смерти, а в случае выживания - последующего качества жизни,возникает в критической медицине, к которой относятся детская хирургия и реанимация, особенно неонатологические. Именно критическая медицина дает обществу наибольшее количество хронических больных и инвалидов-реконвалесцентов, в том числе детей, что, помимо этических, влечет за собой и серьезные экономические проблемы. Это накладывает особую этическую ответственность на профессионалов-реабилитологов, о чем мы уже писали выше. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, в решении проблем лиц, ставших инвалидами, особая роль принадлежит реабилитологам психотерапевтического профиля, причем этический подход облегчает процесс и делает его понятным для врачей и пациентов. Первым пунктом, который следует подчеркнуть, является тот, что большинство профессионалов в области реабилитации считает, что бригада из разных специалистов рациональнее, чем один специалист. Это сразу ставит целый ряд проблем, поскольку в медицине, особенно отечественной, вопрос согласования усилий и вообще бригадной работы является неотработанным и сам по себе порождает множество сложных ситуаций. Конечно, мнение о необходимости группы специалистов нельзя считать абсолютным, но если основная или, тем более, единственная фигура – врач, то степень ответственности и требования к подготовке, пожалуй, чрезмерны. И хотя в бригаде ее отдельные члены невольно могут допускать замечания, рекомендации и действия, противоречащие таковым со стороны остальных, представляется, что целесообразнее ее существование, причем с приоритетом на период реабилитации профессионалов психосоциального направления. Когда психофизиологическое состояние пациента улучшилось, реабилитационная бригада с участием пациента обязательно начинает процесс установления осознанных отношений с супругом, близкими и друзьями. На этой стадии вся реабилитационная бригада поддерживает и обнадеживает его в этих отношениях, но особая роль принадлежит уже психологам и социальным работникам, основной задачей которых является профессиональное обеспечение этих межличностных связей. Остальные члены терапевтической бригады на этом этапе оказываются менее вовлеченными, поскольку пациент как бы выходит из их компетенции и начинает «привыкать» быть здоровым. Параллельно реабилитация касается поддержания психофизиологического равновесия, выработки механизмов совладания со стрессом и новой ситуацией, с целью реинтеграции индивидуума в общество. Через социальный тренинг возникает необходимость вознаграждения пациента за конструктивный вклад, начинают восстанавливаться меркантильные интересы, без чего немыслимы адекватные существование и социализация личности. Следовательно, тренинг и ретренинг для продуктивной деятельности являются следующим этапом реабилитации. На этом этапе основная роль принадлежит психологам, педагогам и экспертам. Причем даже когда пациент восстановлен до продуктивной деятельности, он не может иметь ощущение существенной удовлетворенности до тех пор, пока не почувствует личного созидательного участия. Прежде всего реабилитация требует соучастия в рутинном самообслуживании, социализации и лечении. Подчеркнем, что в неотложной медицине тяжелобольной пациент часто не способен соучаствовать и регрессирует до низшего уровня зависимости, до апатии и потери энергии. Причем здесь есть вклад медицинской среды: преобладает мнение, что в острой палате наилучшим пациентом считается тот, кто «не беспокоится» и ничего не просит. По выходу из тяжелого состояния такое положение дел совершенно недопустимо. Для человека с физическими дефектами или хронической болезнью можно выделить два механизма, значительно искажающих его взаимодействие с миром: аутоинфантилизация и аутоинвалидизация. Иными словами, задерживается процесс становления, взросления личности. Человек становится взрослым ребенком с эмоциональной экспрессивностью последнего и зависимостью от окружающих, что следует учитывать при реинтеграции пациента в общество во избежание инвалидизации. Именно преодоление таких нежелательных личностных изменений и будет наиболее актуальным с точки зрения пациента как автономной личности. Через вовлечение пациента в программу по уходу за собой, передвижению, одеванию, умыванию, питанию, через активирование его ответственности перед людьми, с сохранением уважению к человеческому достоинству, повышению самосознания, с поддержкой рациональных решений можно прийти к восстановлению не только физического состояния, но и личности. Для врача-реабилитолога важнейшей стороной этического принципа уважения пациента как личности становится поэтому повышение профессионализма, особенно в области медицинской психологии, социологии и психотерапии, для лучшего понимания пациентов и самого себя. Обсуждая проблемы, связанные с эмоциональными потребностями лиц, имеющих физические и/или психические дефекты, можно выделить наиболее значимые из них, часть из которых проявляется начиная с детства, а другая в процессе взросления. Первая проблема - раздражительность. Она присуща большинству пациентов с хронической инвалидностью и проявляется в вербальных и невербальных формах реакции на многие события, и нередко даже на те, которые имеют понятное для пациентов положительное значение. Таким образом, одна из первых задач реабилитолога по реинтеграции реконвалесцента в общество – помочь пациенту отказаться от такой его повышенной эмоциональной реактивности и раздражительности. Другая проблема - ранимость. Хронически больной человек страдает от ранимости начиная с детского возраста, и это также первостепенная диагностическая и лечебная задача, которую должен решить прежде всего психотерапевт-реабилитолог. В процессе взросления перед человеком встает следующая проблема - проблема сексуальности. Проявление сексуальности или же ее восстановление некоторыми специалистами рассматривается как одно из основных мерил успешной реабилитации, так как у реконвалесцента возникает желание любить и самому быть любимым или как минимум привлекательным. И, наконец, существует проблема планирования жизни, исходя из реальных возможностей, то есть исходя из социальной компетентности, которая складывается из общего самообслуживания, самообслуживания в питании и одевании, локомоции, физической и психологической самостоятельности, занятости и профессионализма, коммуникативных возможностей и социализации. Многие из реабилиталогов полагают, что пациенты готовы изучать свои проблемы со здоровьем, чтобы с ними бороться. Однако ответственность за свое здоровье присуща лишь немногим, большинство же расчитывает на помощь профессионалов. Иными словами, речь идет о необходимости активного патронажа реконвалесцентов со стороны специалистов. Допущение профессионалов о том, что реконвалесценты страстно желают независимости, на деле является не столь однозначным. Многие пациенты с удовольствием играют роль тотальных инвалидов, привлекая к себе внимание со стороны окружающих и в известной степени спекулируя на этом. Другие исполняют эту роль невольно, например, в силу неодолимой депрессии. Не следует также забывать, что депрессия может быть и медикаментозной. Во всяком случае, этический кодекс врача, участвующего в реабилитации, как правило должен включато тонкое, грамотное и гибкое сочетание активной позиции, патернализма или этики заботы, с уважением личности пациента, и техник, способствующих возрастанию его личностных ресурсов. Этические проблемы суицида. Проблема суицида или, говоря немедицинским языком, самоубийства, отнюдь не относится к числу проблем, поставленных современной биомедицинской этикой. Напротив, она скорее традиционная проблема этики. Запрет на самоубийство, имеющийся практически во всех великих мировых религиях, ставший традиционным, находил отражение и в ряде философских концепций. Так, в этике Канта «самоубийство не дозволено ни при каких условиях. Человечность в нашем лице неприкосновенна, это нечто святое, доверенное нам; человеку подчинено все, лишь на себя самого он не должен посягать». Хотя были и иные мнения, в том числе вполне авторитетные, так, широко цитируется мнение Сенеки: «мудрый живет не сколько должен, а; сколько может». Если вернуться к религиозному видению суицида, то все религии, такие, как иудаизм, христианство и ислам, свое неприятие самоубийства обосновывают тем, что жизнь была дарована Богом и люди не должны покушаться на разрушение этого дара. При этом в тех же религиях можно встретить такие явления, как мученичество, например, причем принятое добровольно и во славу Господа. Как правильно расценить такого рода поступки? Из истории мы знаем, что ритуальный, связанный с культурными традициями суицид – явление, известное давно и распространенное в разных культурах. Начиная от древнеиндийских культовых самосожжений вдов, самоубийств кельтских или японских воинов в случае поражения, унижения или немощи, образцы самоубийства как ритуала нередко появлялись в разные времена. . Однако в современном мире, конечно, мы живем в эпоху, когда многими людьми правит разум индивидуалистический и прагматический, поэтому этика должна искать другие основания, если она хочет опровергнуть аргументы в защиту самоубийства. Поверхностный, основанный только на интуиции взгляд приводит нас к выводу, что люди в здравом уме не могут пытаться покончить с собой, а потому отношение к суицидентам должно быть отношением к людям, находящимся в болезненном состоянии и не отвечающим за свои поступки, недееспособным. Следовательно, обоснованно будет всячески препятствовать осуществлению суицидального намерения. Это значит, что даже если вы не совершаете преступления, когда совершаете самоубийство, вы не имеете права делать этого и любой человек может воспрепятствовать вашему действию. Косвенно эту позицию поддерживает то, что большинство тех, кого удалось спасти, не предпринимают повторных попыток суицида. В то же время, эмпирически доказано (в нашей стране работами основателя отечественной суицидологи – А.Г.Амбрумовой), что лишь небольшая часть совершающих суицидальные попытки лиц являются страдающими психическими расстройствами. Чаще всего в основе суицида лежит состояние так называемой социально-психологической дезадаптации, когда человек имеет трудности приспособления к окружающему миру и находится в таком состоянии, когда доминируют несвойственные ему ранее переживания тревоги, депрессии, обиды, эмоциональной нестабильности. Более того, известно, что хотя человек, прежде чем подойти к мысли о суициде, должен дойти до крайней степени отчаяния, большинство из нас в определенные периоды жизни рассматривают возможность самоубийства. Следовательно, огульно трактовать любого, совершающего суицид как психически больного нет оснований. Что же можно взять за основу этического подхода к суицидентам? Если считать любого человека носителем как рационального, так и иррационального, в том числе аффективно-обусловленного начала, то следует любой поступок человека трактовать как полимотивированный, как результат продуманных, устойчивых и случайных, второстепенных намерений. Принцип уважения автономии личности требует от нас уважения в первую очередь ее качеств автономной личности, то есть рационального начала. При этом неустойчивые намерения человека, обычно следствие ситуации и неблагоприятных обстоятельств, могут представлять собою иррациональное и, как правило, преходящее желание умереть. При этом свершившееся самоубийство необратимо и человек не имеет шанса пересмотреть свое решение, то есть совершив самоубийство, человек сам лишает себя возможности автономного выбора. Решение покончить с жизнью во многом определяется тем, какой представляется жизнь человеку, который его принимает, а его представления о жизни может быть ситуативно, необъективно или зависеть от того, как к данному человеку относятся другие люди, а может даже только один человек. Не зря психологи иногда говорят, что суицид – это коммуникативный акт, по крайней мере, для части случаев. Но качество такой коммуникации и ее деструктивность настолько высоки, что, с одной стороны, порождают невообразимое чувство вины у оставленных родных и близких, с другой стороны, приравнивают самого суицидента к агрессору, лишают его статуса морального субъекта. Конечно, не всякий суицид возможно подвести под данное рассуждение. Если больному онкологическим заболеванием или СПИДом грозят неисчислимые страдания и боль, и это ведет к превентивному отказу от жизни, здесь агрессивный посыл поступка отступает. Можно согласиться с выбором, который делают люди в некоторых отчаянных ситуациях, когда единственной альтернативой оказывается неприемлемая жизнь. Но и в этом случае длительные сожаления и нередко трагические последствия суицида для родственников погибшего нельзя отрицать. Неоспоримо, что множество различных вариантов суицида, его близость к психическим расстройствам, необычным состояниям, особенно – отчаянием, и именно это заставляет нас рекомендовать активное вмешательство, препятствующее осуществлению задуманного человеком. Чем более отчетливо в состоянии человека звучит его психическая неуравновешенность или иная неполноценность, тем более оправдан патернализм, отеческое и опекающее отношение. Но применительно к любому случаю только активное вмешательство, или стратегия отсрочивания, может помочь разобраться в мотивах суицида, в его условиях, обстоятельствах, в степени их исправимости, поскольку невмешательство полностью исключит какую-либо возможность повлиять на решение, принятое наспех, ситуативно или психически неуравновешенным субъектом. Наше вмешательство может дать человеку время все обдумать еще раз и как-то перестроить свою жизнь, в том числе с нашей помощью, чтобы она стала более приемлемой.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |