Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика психологического исследования.

В качестве введения в данный раздел сразу имеет смысл сказать, что при изучении психологии, а, следовательно, и клинической психологии, современная биоэтика не заняла подобающего места. Даже в рамках университетского курса, где преподавание этики предусмотрено, она представляет собой традиционный курс этики как философской дисциплины, больше теоретический, с акцентом на изучении классических этических концепций. Такое положение дел не может быть признано удовлетворительным, тем более, что у психологов нет такого древнего и устоявшегося свода этических правил, каким является у медиков «Клятва» Гиппократа.

Иногда при обсуждении недостаточности этического компонента образования можно найти ссылки на универсальность этических принципов, которая тем самым исключает необходимость их специализированного рассмотрения применительно к профессиональному контексту. Нам данный аргумент не кажется убедительным, поскольку основное направление изучения этики в современных образовательных системах – это формирование не только общих этических убеждений, но и умений правильно их применять, развитие рефлексии, эмпатии, необходимых для постоянного этического мониторинга, осуществляемого профессионалом-психологом применительно к деятельности собственной и своих коллег. При этом основные этические концепции и положения могут оставаться неизменными, а признаком специализации этики к задачам работы именно психолога будет содержательное изменение ситуаций, на основе которых последует практическая выработка этических убеждений и навыков этического анализа. Поэтому в данной части работы выделим те проблемы, где этическое осмысление ситуации является необходимым условием их успешного разрешения. Эти проблемы касаются проведения психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции, а также исследований в области психологии.

Психологическое исследование человека, как и биомедицинское исследование, подчиняется этическим принципам свободной воли и защитыиспытуемых от негативных последствий,заложенным в Хельсинкской декларации. Причем в контексте психологического исследования к наиболее легко решаемым проблемам относится объяснение испытуемому всех обстоятельств дела и его согласие. Кроме того, в западных странах любое клинико-психологическое исследование, проводимое на людях и предпринимаемое на медицинских факультетах и кафедрах, подлежит использованию критериев оценки его этичности в рамках обычных моделей, используемых медиками. При всем при том практическая проблема - соблюдение и осуществление основных этических принципов в самом процессе исследования - остается нерешенной; за это несет ответственность психолог, проводящий исследование. Еще одна нерешенная проблема - адекватность воспроизведения результатов исследований в публикациях. Правда, ведущие журналы, по крайней мере, медицинские, обычно печатают только те работы, которые снабжены аргументированной доказательной базой и подкреплены рецензиями авторитетных ученых, однако это практически не спасает ни от умышленной фальсификации данных или выводов, ни от расхищения интеллектуальной собственности.

История психологии знает целый ряд экспериментальных исследований, которые, несмотря на свою красоту, неожиданность и емкость результатов, грубо нарушали этические принципы. В числе особо знаменитых – исследования Милграма. Сознательный обман испытуемых во время проведения процедуры позволил увидеть некоторые важные закономерности группового поведения, но эти эксперименты были весьма неоднозначно оценены научной общественностью. Действительно, велик соблазн ради получения более достоверных и не искаженных установкой на демонстрацию социально желательного поведения данных, ввести испытуемых в заблуждение относительно истинных целей работы. То есть «ради высоких научных целей» пренебрегают принципом информированного согласия, а нередко и принципом «не навреди».

Существуют не решенные в принципе этические проблемы, вызывающие горячие обсуждения в нынешних научных сообществах и в общественности, которые возникают или из-за несоблюдения принципов информированного согласия и «не навреди» ради других, «более высоких» целей. В психологии это чаще всего связано с отсутствующим или ограниченным разъяснением или с информированием, сделанным постфактум, а иногда и с сознательным обманом. Особенная деликатность необходима при клинико-психологическом исследовании таких групп лиц, чья компетентность в информированном согласии временно или постоянно ограничена — это может быть или по причине какого-либо когнитивного нарушения и возникающих отсюда трудностей понимания, или следствием какого-то психического расстройства, поражающего волевые компоненты при принятии решения. Ну и, конечно, если исследование проводилось методом анализа клинического случая (таким методом исследуются самые глубокие, скрытые личностные проблемы и закономерности, и в этом случае невозможно только тестирование, необходимо исследовать личность во всей полноте, с учетом биографии), то при изложении этих результатов должно быть соблюдено правила конфиденциальности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...