Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика психологической диагностики.

Сразу необходимо отметить, что психологическую (а также психиатрическую или психоаналитическую) диагностику можно рассматривать не только как предмет прикладного исследования и научного планирования терапии. Увы, но со времен «антипсихиатрического движения» диагностику подозревают в том, что она является потенциально вредным инструментом в руках тех, кто выносит решения, имея политические, административные или иные мотивы. Кроме того, у многих людей есть путаница между собственно психологическим и психиатрическим тестирование и, соответственно, диагнозом. Причем эти моменты совершенно применимы и к условиям нашей страны. Кроме того, в числе важнейших и прямо воздействующих на результат, является так называемая «тестовая искушенность» человека, выполняющего тест, его знакомство с психологическими тестами вообще, поскольку она прямо влияет на уровень ситуативной тревожности при тестировании. Равно зависеть результаты теста и диагностические выводы могут от качества контакта (раппорта) между испытуемым и экспериментатором. Поэтому профессиональная и этическая подготовка психолога обязательно должна включать не только теоретическое изучение некоторого количества тестов и способов обработки и интерпретации результатов, но и формирование навыков установления и поддержания контакта, безоценочного, толерантного, поддерживающего и терапевтически ориентированно­го отношения к клиенту. Соблюдение всех отмеченных пунктов будет обеспечивать точность измерений и позитивное состояние тестируемого, а значит с моральной точки зрения положительно оценивается.

В области разработки конкретных этических стандартов, используемых в практической работе, пионером стала Американская психологическая ассоциация (АПА), а итогом систематической работы, начатой в начале 1950-х гг., стала подготовка системы этических норм, которая была официально принята и впервые опубликована в 1953 г. Эти нормы подвергаются непрерывному пересмотру и уточне­нию, что отражается в периодической публикации исправленных и дополненных вер­сий. Нынешняя версия «Этических принципов психологов и Кодекса поведения» касается кон­сультирования и интервьюирования. Сюда входят уже знакомые нам принципы конфиденциальности, требование гуманного, уважительного отношения (в духе золотого правила нравственности), правдивости, указание на необходимость индивидуального подхода к каждому клиенту, с учетом его ценностей, культурных традиций, высокого уровня толерантности. Особо хочется подчеркнуть указание на необходимость осознания пределов своей компетентности, преодоления ощущения всезнайства, тенденции «глубоко копаться в душах» пациентов, в том числе без достаточных оснований. Последнему всегда сопутствует затрагивание болевых точек, оживления травматического опыта, необходимость чего должна быть хорошо обоснована, а желательно и скомпенсирована психотерапевтическими техниками.

Первым, важнейшим пунктом этического кодекса психолога, участвующего в диагностике, есть требование его квалификации и профессиональной компетентности. При использовании тестов следует помнить, что любой из них предполагает участие специалиста с соответствующей подготовкой, так как только это защитит тестируемых от неправильного использования тестов, что соответствует принципу «не навреди». Конечно, требуемая квалификация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и работы под наблюдением наставника, в то время как для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости нужна гораздо менее специализированная психологическая подготовка. Хорошо подготовленные пользователи выбирают тесты, оптимально подходящие для той цели, с которой они проводят тестирование, и для тех лиц, которых они тестируют. Необходимо знакомство с научной литературой по выбранному тесту, что позволит оценить его технические достоинства относительно таких характеристик, как стандартные нормы, надежность и валидность. При проведении теста важно учитывать условия и обстоятельства, могущие влиять на его выполнение, другую релевантную информацию о человеке, чтобы избежать неоправданных выводов на основе только результатов тестирования.

Важно помнить, что существует несколько крупных школ в психологии, разнообразие ее психологии и, следовательно, ни один психолог не может быть одинаково сведущим во всех областях, даже внутри более узкой сферы психологического тестирования и оценки. Как признание этого факта, этический кодекс призывает психологов «признавать границы своей компетентности и ограниченность своего профессионального опыта».

Другим специфическим моментом для этики психологического тестирования является необходимость защиты неприкосновенности личной жизни. Право на неприкосновенность личной жизни можно определить, как право индивидуума самостоятельно решать, в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями лич­ной жизни с другими людьми. Поскольку некоторые тесты эмоциональных, мотивационных и ценностных характеристик лич­ности обязательно имеют замаскированный характер, то обследуемый человек может раскрывать в процессе такого теста эти характеристики, не отдавая себе в этом отчета. Для эффективности тестирования иногда приходится скрывать от тестируемого спе­цифику интерпретации его ответов. Тем не менее, в соответствии с этическими требованиями, никто не должен подвергаться како­му бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. В этой связи первейшая обязанность тестирующего - довести до сознания тестируемых будущее использова­ние результатов теста. Следует заметить, что всякое исследование поведения, независимо от того, используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь. Потому так важны этическая сознательность и профессиональная ответственность самого психолога для обеспечения тайны личности. Некоторым утешением служит тот факт, что в условиях клиники и при индивидуальной консультации клиенты обычно более охотно раскрываются с целью получения помощь в решении сво­их проблем.

Еще одно универсальное правило этики – правило конфиденциальности. Для данных психологического исследования оно звучит как вопрос о том, кто будет иметь доступ к тестовым результатам. В центре дискуссий по поводу конфиденциальности тестовых данных обычно оказывается их доступность третьемулицу, а не тестируемому (или его родителям в случае несовершеннолетия тестируемого) и тестирующему. Основной принцип состо­ит в том, что такие данные не должны раскрываться без ведома и согласия испытуемо­го, если их раскрытие не санкционировано решением суда или не разрешено законом для оправданных целей. Когда тесты проводятся в учреждении, например в школе, суде или при поступлении на работу, тестируемого следует проинформировать о це­лях тестирования, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступно­сти персоналу учреждения, который на законных основаниях будет работать с ними. В тех случаях, когда результаты теста запрашиваются посторонними людьми или дру­гими организациями, например, когда возможный наниматель или колледж запраши­вают результаты тестирования, проведенного в школе, нужно уже отдельное согласие на передачу данных. Эти же требования применимы и к тестам, проводимым в усло­виях клиники, при консультировании или с исследовательскими целями. Приходится признать, что в нашей повседневной практике, в том числе в области клинической диагностики такие правила поведения скорее будут исключением, чем правилом.

В последние годы психологи начали уделять больше внимания сообщению результатов теста в доступной и полезной для получателя форме. Ясно, что подобная инфор­мация не может передаваться механически, но должна сопровождаться соответствую­щими интерпретирующими пояснениями. К числу возможных получателей данных тестирования, кроме самих тестируе­мых, относятся родители несовершеннолетних, учителя и другие школьные работни­ки, работодатели, психиатры, а также работники судов и исправительных учрежде­ний. При сообщении любой связанной с проведением тестов информации желательно учитывать типичные особенности ее получателя. Это относится не только к общеоб­разовательному уровню человека и его познаниям в области психологии и тестирова­ния, но и к его ожидаемой эмоциональной реакции на такую информацию. Например, эмоциональная причастность родителей или учителей к жизни ребенка может пре­пятствовать спокойному и разумному принятию фактической информации. С аналогичными проблемами приходится сталкиваться при сообщении результа­тов теста самим тестируемым, будь то дети или взрослые. Учитывать эмоциональные реакции на информацию о результатах тестирования особенно важно в тех случаях, когда люди при этом узнают о своих собственных до­стоинствах и недостатках. Кстати, сообщение результатов тестирования есть неотъемлемая часть процесса консультирования и важным моментом является принятие клиентом предоставляемой ему информации. Специфика ситуации консультирования состоит в том, что если клиент по какой-либо причине отвергает сообщаемую ему информацию, то, по всей вероятности, она полностью бесполезна, а принятие правильно интерпретированных данных теста может иметь терапевтическое значение для клиента.

И, наконец, вспомним принцип беспристрастности, основной принцип феноменоло­гически ориентированного психолога-диагноста. Учитывая ответственность, в первую очередь морально-эти­ческую, лежащую на диагносте в процессе психологического интер­вью, нам кажется уместным напомнить, что если в юридической практике есть понятие презумпции невиновности, то аналогичный принцип должен быть у психологов. Это может быть имплицитно предполагаемая гипотеза о том, что все симптомы неблагополучия, проявления страдания, слабости и ущербности первоначально необходимо объяснить как психологически понятные, либо даже единственно возможные реакции на жизненные обстоятельства. И только если такого рода объяснение очевидно несостоятельно и симптоматика чрезмерна, мы предполагаем гипотезы клинического типа, подразумевая то или иное расстройство в качестве причины страдания.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...