Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий»

Современная медицинская наука располагает новыми средства­ми технологического вмешательства в процесс зарождения челове­ческой жизни, получившими название «новых (вспомогательных) репродуктивных технологий». Применение этих методов позволяет преодолеть недуг бесплодия и в то же время представляет собой уг­розу для физического здоровья и духовной целостности человека, для сохранения нравственных устоев общества.

Широкое развитие получила практика анонимного «донорства» половых клеток, освобождая матерей и отцов от всяких обязательств по отношению к детям, которые являются «плотью от плоти» их. Распространяется предоставление услуг «вынашивающей (сурро­гатной) матери», которая по условиям контракта обязана расстаться с рожденным ею младенцем немедленно после его появления на свет. Новые методики предполагают уничтожение «избыточных» или «бесперспективных» человеческих эмбрионов, либо их криоконсервацию с последующим применением в исследовательских, медицинских или коммерческих целях. Использование новых технологий порождает соблазн рассматривать формирующуюся жизнь как продукт, который можно выбирать согласно собственным склоннос­тям и которым можно распоряжаться наравне с любыми другими продуктами человеческой деятельности. Человеческая жизнь стано­вится предметом купли-продажи.

Почитая своим долгом отстаивать нравственные ценности хри­стианства, мы считаем необходимым заявить следующее:

1. Рождение детей - одна из основных, а не единственная цель брачных отношений, основанных на пожизненной и всецелой верно­сти мужчины и женщины, соединенных благословенным от Бога со­юзом любви.

Испрашивая супругам в молитвах брачного венчания дар цело­мудрия и «плод чрева на пользу», Православная Церковь не может считать нравственно оправданными любые пути к деторождению, если они связаны с нарушением достоинства богоподобной челове­ческой личности, а также целостности супружеских отношений, которые несовместимы с вторжением третьей стороны. По мнению ря­да православных ученых и богословов, может считаться допустимой искусственная инсеминация половыми клетками мужа, как ненарушающая целостность брачного союза. При этом основой этого сою­за остается долг любящих супругов - принять друг друга и с теми недугами, какие у них есть.

2. Донорство половых клеток размывает семейные взаимоотно­шения, поскольку предполагает наличие у ребенка «генетических» родителей, которым противопоставляются родители «социальные». В отличие от благородного по своим мотивам усыновления (удочере­ния) детей, уже лишившихся «генетических родителей», когда при­емные родители восполняют недостаток любви и родительского по­печения о них, такая практика, напротив, поощряет анонимное от­цовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обяза­тельств по отношению к своим «генетическим» детям. Следует по­мнить и о том, что анонимность донорства открывает возможность для непреднамеренного инцеста.

3. «Суррогатное материнство» (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «ге­нетическим родителям»), даже в тех случаях, когда оно осуществля­ется не на коммерческой основе, противоестественно и морально не­допустимо. Травмируя как вынашивающую мать, так и дитя, этот метод пренебрегает той глубокой эмоциональной и духовной близостью, которая устанавливается между матерью и младенцем во вре­мя беременности, и провоцирует кризис идентичности у ребенка (которая мать - настоящая?)

4. С православной точки зрения, все разновидности экстракор­порального оплодотворения, включающие заготовление, консерва­цию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов», предо­ставляются нравственно недопустимыми на основании признания человеческого эмбриона носителем человеческого достоинства. Се­годня большинство ученых и богословов согласны в том, что форми­рование человеческого эмбриона является началом человеческой жизни и связано с фундаментальным правом человеческой личности не быть «биологическим объектом» для разного рода эксперимен­тов.

5. Безнравственным является и лишение жизни зачатого челове­ческого существа по причине нежелательного для родителей пола или наличия врожденного недуга.

6. Реализация «репродуктивных прав» одиноких женщин с ис­пользованием донорской спермы нарушает право будущего ребенка иметь отца. Использование репродуктивных технологий для обеспе­чения тех же «репродуктивных прав» лиц с «нестандартной сексуальной ориентацией» неизбежно способствует разрушению тради­ционных форм семейных отношений.

7. Нельзя забывать » о том, что применение репродуктивных технологий связано с угрозой развития онкологических заболеваний у женщин (в результате гормональной гиперстимуляции овуляции) и с частыми нарушениями здоровья у зачатых таким образом детей.

Испытывая глубокую тревогу в связи с обозначившимися тен­денциями, мы считаем своим долгом свидетельствовать об опаснос­тях, ожидающих общество в результате искажения общепринятых нравственных норм, которые лежат в основе его жизни. Не будучи противниками развития науки и применения ее достижений для бла­га людей, мы напоминаем о необходимости трезво и ответственно учитывать этические последствия внедрения новых технологий.

 

Приложение 6.

Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике

Заявление

О грехе детоубийства

На протяжении последних десятилетий Россия занимает одно из первых мест в мире по числу ежегодно совершаемых абортов. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике считает своим долгом заявить о неприемлемости искусственного прерыва­ния беременности и с христианской, и с медицинской точек зрения. Аборты являются одной из причин материнской смертности. Однако аборты опасны не только для здоровья женщины. Разрушительны нравственные и демографические последствия данной «врачебной» практики для общества.

В связи с резким снижением рождаемости в России (2 аборта на 1 роды) растет естественная убыль населения. За годы реформ по причине превышения смертности над рождаемостью население страны сократилось на 5,8 млн. человек.

Ныне действующее российское законодательство, утверждая не­ограниченное право каждой женщины на совершение аборта, являет собой пример превратного понимания и использования свободы. Ни­какая свобода не дает право матери и врачу лишать священного дара жизни тех, кто не может противостоять произволу и насилию.

В силу этого, а также основываясь на результатах современных научных исследований в области биологии и медицины, ЦОС заяв­ляет:

1. Производство аборта - искусственное прерывание беремен­ности - этически не допустимо, ибо является преднамеренным убийством нерожденного ребенка и прямым нарушением Божест­венной заповеди «не убий».

2. Православное богословие и антропология в полном согласии с современными научными данными о биологической сущности че­ловека связывают начало человеческой жизни с моментом зачатия (слияния отцовской и материнской половых клеток). «Тот, кто дол­жен стать человеком, уже человек» (Тертуллиан, II в.).

3. Подлинный текст Клятвы Гиппократа (V в. до Р.Х.) среди из­вестных каждому врачу принципов содержит обязательство: «...Я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство».

4. К опасным и неизбежным последствиям аборта относится на­рушение физического и душевного здоровья женщины. Ее духовное благополучие невозможно без искреннего и глубокого покаяния в со­деянном преступлении. Врач, производящий аборт, является полно­мерным соучастником преднамеренного преступления. Согласно Правилам Православной Церкви «дающие врачество для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» (Правило 8 св. Василия Великого). Нравственную ответ­ственность перед Богом и обществом разделяет и отец, если он не пре­пятствует предстоящему аборту или настаивает на его проведении.

5. К разновидности преднамеренного убийства относится и ев­генический аборт, имеющей целью не допустить рождения больных детей. Достижение человеческого разума - дородовая диагностика используется в этих случаях не как средство для мобилизации мо­ральной и медицинской помощи, особенно в ней нуждающихся де­тей, а как орудие весьма сомнительной политики «очищения расы» от неполноценных людей.

6. В тех редких случаях, когда необходим выбор между жизнью матери и плода, православная этика ориентируется на стремление матери к самопожертвованию, как высшему проявлению любви к ближнему, тем более к своему ребенку. Поэтому так называемые «аборты по медицинским показаниям» неприемлемы для совести православных людей. Исключением является спасение жизни мате­ри при условии неизбежной гибели плода. Совет отдает себе отчет в том, что разнообразие жизненных ситуаций столь велико, что в от­дельных случаях врач должен принимать решения, сообразуясь со своим профессиональным опытом и христианской совестью.

7. Совет призывает всех содействовать отмене постановления Правительства РФ № 567 от 5.05. 1996 года «Об утверждении переч­ня социальных показаний для искусственного прерывания беремен­ности», легализовавшего поздние аборты ( до 22 недель). При этом использование эмбрионов, плодов и их тканей в экспериментальных целях и для получения биологических материалов различного назна­чения, в том числе для фетальной терапии, следует приравнять к каннибализму.

8. Совет считает необходимым внесение в существующее зако­нодательство положения о праве медицинского работника отказать­ся от проведения аборта или участия в его проведении по религиоз­ным и нравственным убеждениям.

9. Совет по биомедицинской этике констатирует, что все гормо­нальные препараты, а также другие контрацептивные средства, «противозачаточный» эффект которых основан на недопущении им­плантации оплодотворенной яйцеклетки, являются абортивными средствами, а их применение равнозначно аборту, т.к. губит уже на­чавшуюся жизнь.

10. Производство абортов в стране за счет всех без исключения налогоплательщиков является нравственно неприемлемым для каж­дого религиозного человека.

11. Работу по разъяснению греховной сущности аборта и его по­следствий для личности и общества следует считать миссионерской задачей Церкви.

Представление об аборте как о чем-то допустимом никогда не было свойственно христианскому сознанию и не может получить церковной поддержки. Церковь всегда благословляла мать, свято хранящую дитя, ниспосланного Богом, и врачей, стремящихся со­хранить священный дар жизни. Навязываемая обществу альтернати­ва абортам в виде противозачаточных средств и развития служб «планирования семьи» является ложной. Подлинной альтернативой аборту в современных условиях может стать только укрепление се­мьи и религиозное воспитание молодежи. Преодоление греха аборта есть необходимое условие и составляющая часть духовного возрож­дения России.

 

Приложение 7.

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Принята 2-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской
Ассоциации, Женева, сентябрь 1948, дополнена 22-й (1968), 35-й (1983)
и 46-й Всемирными Медицинскими Ассамблеями (1994)

«Вступая в члены медицинского сообщества:

· я торжественно обязуюсь посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;

· я буду отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают;

· я буду исполнять мой профессиональный долг по совести и с достоинством;

· здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением;

· я буду уважать доверенные мне секреты, даже после смерти моего пациента;

· я буду поддерживать всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;

· мои коллеги станут моими братьями и сестрами;

· я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической или национальной клановости, партийно-политической идеологии, расовой принадлежности, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом;

· я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;

· я принимаю на себя эти обязательства торжественно, свободно и честно».

Приложение 8.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...