Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одиночество во взаимоотношениях

Со стороны может показаться, что женщине, состоящей в браке с Аполлоном, жаловаться не на что. Он уравновешенный, надежный, верный, возможно, помогает по хозяйству, когда бывает дома. Люди думают об этом мужчине хорошо, – вероятно, с их точки зрения он выглядит вполне успешным и хорошим человеком. И многие женщины, состоящие в браке с такими мужчинами, действительно считают, что им повезло.

Проблемы возникают, если женщине хочется более глубоких и личных отношений. Она может чувствовать себя одинокой, поскольку он холоден эмоционально и часто физически отсутствует дома, поскольку этого требует работа.

Если она хочет стихийных и страстных взаимоотношений, то мужчина-Аполлон ей этого не даст (для этого требуется присутствие также других архетипов в его психике). Если женщине нужна глубина в общении, то ее также ждет разочарование.

Эффект реостата: усиление или ослабление эмоциональности

Жена Аполлона может обнаружить, что становится все более похожа на него, – особенно если она больше ценит мышление, чем чувства, и сориентирована на достижение целей. По мере того как оба супруга вкладывают все больше энергии в свою индивидуальную жизнь, эмоциональная дистанция между ними растет, хотя внешне отношения остаются прежними. Женщина отвыкает говорить о своих чувствах, а это может привести к тому, что она будет все хуже их осознавать.

Если же она легко смеется и плачет, если она эмоциональна и экспрессивна, то может произойти обратное. В браке с бесстрастным Аполлоном такая женщина через некоторое время начнет вести себя даже еще эмоциональнее, чем обычно. В то время как мужчина-Аполлон все больше уходит в себя, она может склониться к иррациональным поступкам и истерике. Она старается спровоцировать его, но, как правило, безуспешно. Она хочет, чтобы он эмоционально отреагировал на ее слезы, гнев, угрозы или обвинения. Но в результате мужчина становится все холоднее, рациональнее и отстраненнее, – что еще больше выводит ее из равновесия.

Пути развития

Задача мужчины-Аполлона состоит в том, чтобы перерасти рамки рационализма и логики. Для обретения личностной целостности ему необходимо лучше узнать свое сердце и тело. Кроме того, ему требуются некоторые уроки смирения.

Впустить в себя Диониса

Бог Аполлон делил свой храм в Дельфах с Дионисом – в течение трех зимних месяцев там поклонялись последнему. Таким образом, Аполлон делил свои священные чертоги с богом, являющимся его полной противоположностью. Для того чтобы мужчина перерос архетип Аполлона, ему необходимо впустить в свою психику Диониса.

Ясность мышления и реализм Аполлона является мифологическим описанием функций левого полушария мозга, а Дионис как бог растворения души в природе, бог мистического опьянения и экстатических видений символизирует правое полушарие. Мужчина-Аполлон осознанно живет только в левом полушарии и полагает, что соответствующая точка зрения дает ему возможность видеть единственную реальность, которая имеет какой-то смысл. Афоризм французского философа Рене Декарта "cogito ergo sum" ("Мыслю, следовательно, существую") описывает именно аполлоническое ощущение собственного "я". Кроме способности мыслить, он не может представить ничего, что могло бы служить определением человека и придавало бы его существованию смысл.

Нужно, чтобы Аполлон на время ушел и освободил место для Диониса, – как это было в Дельфах. Прежде чем мужчина-Аполлон уступит место в своей психике Дионису, ему обычно нужно интеллектуально осознать необходимость этого. Он должен искать возможности жить в текущем моменте, окунаться в ощущения и чувства, погружаться в воображение и внешний опыт. Тогда открывается возможность появления в его психике Диониса.

Для многих мужчин-Аполлонов самый короткий путь к Дионису лежит через дионисийскую музыку или танец. Вполне вероятно, что он уже достигал духовных высот через классическую музыку, и ему известно, что музыка способна поднять человека к высотам интеллектуального экстаза. Дионисийская же музыка ощущается как телесный опыт, она приглашает человека танцевать самозабвенно и спонтанно, – реагируя на каждый звук инстинктивно, позволяя телу делать все, что оно хочет, ощущая, что музыка сама ведет его в пляс.

Сексом Дионис тоже занимается иначе, чем Аполлон. Мужчина-Аполлон в постели, как и в других сферах жизни, сориентирован на цель. Он уделяет большое внимание технике секса. Разобравшись, как довести данную женщину до оргазма, он впредь будет последовательно переходить от одной эрогенной зоны к другой, пока не добьется желаемого результата (оргазма у женщины). Аполлон-любовник может овладеть искусством половой игры, как музыкант овладевает искусством игры на инструменте. Практика помогает ему расти и даже достигать виртуозности. Но любовная игра для него также является представлением. Хотя секс с Аполлоном имеет несомненные преимущества (регулярные оргазмы штука хорошая), но, если Аполлон не подвинется немного, чтобы дать место Дионису, сексуальный опыт пары скорее всего не перерастет в слияние душ и эмоциональное единение.

Аполлон не может уступить место в постели Дионису, если ему приходится следить за временем, стараться не шуметь или как-то еще себя сдерживать. Пока мужчина наблюдает и оценивает, как он занимается сексом, в его психике доминирует Аполлон.

Вот почему сексологи столько внимания уделяют искусству "получения наслаждения" – неторопливому раскрытию того, что приносит удовольствие само по себе.

Освободить внутреннюю женщину

Одно из предписаний, начертанных в дельфийском храме Аполлона, – "Держи женщину в узде". Именно это он и делает со своей собственной "внутренней женщиной". В юнгианской психологии "внутреннюю женщину" называют анимой (фемининный архетип в мужской психике). Анима данного мужчины может быть олицетворена той или иной богиней. Уильям С. Коффин, некогда возглавлявший студенческое братство Йельского университета (оплот мужчин-Аполлонов), однажды заметил: "Женщина, больше всего нуждающаяся в освобождении, – это женщина в каждом мужчине".

Анима, или внутренняя женщина, представляет собой в значительной мере неосознанный фемининный аспект в мужчине, который с точки зрения Юнга тождествен царству чувств и родственных уз. Анима непосредственно связана с эмоциональностью мужчины, его способностью к душевной близости и восприимчивостью. Юнг считал, что в мужчине все эти качества не развиты. Согласно моим наблюдениям, это действительно верно в отношении абсолютного большинства мужчин (кроме тех, чьи чувства развиты сильнее, чем мышление).

Освобождение анимы через формирование позитивного отношения к "женственным" чувственным ценностям помогает мужчине-Аполлону научиться уважать собственные чувства и чувства окружающих. У него появляется возможность ощутить свою связь с землей и всеми живыми существами. Отстраненный от всего на свете, Аполлон выходит из своей головы, чтобы исследовать сердце и тело.

У большинства мужчин-Аполлонов женщина внутри – анима – развивается постепенно, через любовь к женщинам, которые живут не только в мире интеллекта, но умеют также говорить о чувственных ценностях. Это может быть мать, сестра, подруга, любовница или жена. Мужчина-Аполлон часто ненамеренно ранит чужие чувства в силу эгоцентризма и недостатка чуткости. Но если этот мужчина заботится о дорогих ему людях и не хочет огорчать или сердить их, тогда он научится выслушивать и понимать их чувства, тем самым освобождая свою внутреннюю женщину, которой близки те же ценности.

Научиться смирению

Благословенный солнцем Аполлон начинает жизнь в статусе любимого сына. Многие черты характера дают ему явные преимущества в патриархальном мире. Успешный мужчина-Аполлон, как правило, ставит свои достижения в заслугу только лично себе. Это – один из источников его гордости или высокомерия. Кроме того, Аполлон склонен считать, что другие люди сами виноваты в том, что не добились того же, – при этом он не принимает во внимание их жизненные обстоятельства, пол, характер или интеллект. Это типично для мужчины-Аполлона, которому сложно представить себя на месте другого человека. Так, например, о председателе Верховного Суда США Уильяме Ренкуисте и о судье Энтони Скале (они оба архетипически подобны Аполлону) писали, что эти люди "сами добились всего в жизни, и жалобы тех, кто добился меньшего, вызывают у них раздражение"8.

Мужчине-Аполлону иногда необходимо побыть на месте другого человека – проиграть и испытать горечь поражения, – чтобы понять, насколько высокомерным он был, как много не знал или не ценил. Чтобы научиться смирению, ему иногда нужно совершить какую-нибудь ужасную ошибку и получить за нее прощение. Может быть, он станет мудрее только с возрастом, – и то лишь благодаря тому, что жизнь преподнесет ему уроки смирения и он поймет свои и чужие слабости. Только тогда мужчина-Аполлон сможет сказать, глядя на менее благополучных людей: "Таким мог бы быть и я, если бы не счастливые обстоятельства и благосклонность судьбы", – или спросить себя: "Если бы такое случилось со мной, сумел бы я справиться?"

Любовь как источник мотивации

У мужчины-Аполлона есть ярко выраженная склонность всегда делать то, чего от него ожидают, не задаваясь вопросом, действительно ли он этого хочет. С самого детства он получал любовь и одобрение окружающих благодаря выполнению правил, которые он с легкостью принимал в силу особенностей своей архетипической натуры. Нередко, лишь прожив половину жизни и пройдя через кризис среднего возраста, этот мужчина задается вопросом, нравится ли ему его работа и любит ли он свою жену.

Такой мужчина может перерасти ограничивающую его отождествлении с архетипом, принимая решения, основанные на любви. Тогда он выходит за пределы Аполлона, чьи решения основываются на логике, и направляется в неизведанные территории. Способность Аполлона различать и оценивать, а также отсутствие склонности к скоропалительным решениям помогает Аполлону отличить влюбленность от любви.

Следуя за своим сердцем, Аполлон становится человечнее. Он осознает, что уязвим и способен ошибаться, но тем не менее может выйти за пределы "известного" (рационального) мира. Он способен пойти на риск. Он отказывается от эмоциональной отстраненности, которая одновременно защищала его и заставляла оставаться в изоляции.

Глава 7

ГЕРМЕС, ВЕСТНИК БОГОВ И ПРОВОДНИК ДУШ:
посланник, хитрец, путешественник

Это бог неожиданностей, удачи, совпадений, синхроний. "Нас посетил Гермес", – говорили греки, когда в комнате, где велась беседа, неожиданно воцарялась тишина, как бы перенося собравшихся в иное измерение. Когда жизнь становится слишком стабильной, закостенелой и постылой, Гермес привносит в нее текучесть, движение и новые начинания, – а также беспорядок, почти всегда сопутствующий новым начинаниям.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

Неистощимый выдумщик, проводник стад, друг и любовник нимф и граций, дух ночи, сна и сновидений. Ничто не может передать черты Гермеса, в которых сочетаются темная тайна, очарование и нежность, лучше, чем волшебные звуки лиры или флейты.

Вальтер Ф. Отто, "Боги времен Гомера"

Гермес как бог, архетип и мужчина олицетворяет быстроту движения, живость ума, непринужденность речи. Как мужской образ и как метафора, он движется проворно, без труда пересекает границы и с легкостью переходит с уровня на уровень.

Гермес как бог

Гермес (более известный под латинским именем Меркурий) является вестником богов, богом красноречия и проводником душ в подземный мир. Он покровительствует атлетам, путешественникам, ворам и бизнесменам. Изобрел лиру и алфавит. Говорят, что он "более других богов покровительствует людям" и приносит удачу.

Гермеса обычно изображали в виде молодого человека. Согласно описанию Гомера, он похож на юного принца в том возрасте, когда только начинает расти борода. Исполняя роль вестника богов, он носит широкополую шляпу, на которой иногда изображают небольшие крылышки. Обут он в крылатые сандалии, в руке держит кадуцей. Обычно кадуцей изображают в виде жезла, обвитого двумя белыми ленточками (или змеями). Это символ магической силы, власти и неприкосновенности вестника богов.

Имя "Гермес" означает "из груды камней". Речь идет о каменных кучах, служивших в древности вехами для путешественников, – каждый прохожий добавлял к такой куче по камешку. Иногда эти кучи вырастали над захоронениями, которые в античном мире нередко располагались вдоль дорог. Позже каменные колонны под названием "гермы" стали устанавливать у дверей греческих домов, а также отмечали ими границы владений.

Генеалогия и мифология

Гермес – сын Зевса и Майи. Майя – это застенчивая богиня, жившая в каменной пещере, где ее однажды ночью навестил Зевс (Гера в этот момент как раз спала и, против обыкновения, ничего не знала о похождениях мужа). Майя – дочь Атланта, титана, держащего на плечах небесный свод. Она принадлежит к числу Плеяд – звезд-сестер, образующих одноименное созвездие на ночном небе.

Гермес с самого своего рождения находился в непрестанном движении. Родился он утром, к полудню придумал лиру и научился играть на ней, ближе к вечеру украл коров Аполлона, а с наступлением темноты уже лежал в своей колыбели, изображая святую невинность. Этот первый день его жизни послужил прелюдией, в которой отразились главные характерные черты Гермеса. Едва родившись, он освободился от пеленок, выбрался из колыбели и бесстрашно отправился исследовать мир. Когда Гермес наблюдал за черепахой, проползавшей мимо пещеры его матери, в его голове созрела идея, и он сразу же осуществил ее. Он поймал черепаху, снял с нее панцирь, прикрепил к нему две тростниковые трубочки и натянул семь струн, – так появилась лира. Гермес заиграл на лире и запел. Его музыка пробуждала радость и любовь, а также навевала сладкие сны.

Наигравшись с лирой и отнеся ее в свою колыбель, малютка Гермес захотел мяса. Он снова вышел из пещеры и похитил коров своего брата по отцу, Аполлона. Юный угонщик скота увидел пасущихся коров, отделил от стада пятьдесят голов и увел их, гоня задом наперед, чтобы по следам казалось, будто скот шел в противоположном направлении. Себе же он сделал из веток специальную обувь, чтобы вообще не оставлять следов. Отведя стадо в укромное место, Гермес развел огонь (для этого он тер друг о друга две палочки и трут, изобретя, таким образом, способ добычи огня) и зажарил двух коров. Отобедав, он выбросил свою обувь из веток в реку, разметал пепел и бесшумно вернулся в пещеру матери. Он забрался в колыбель, положил рядышком лиру и снова завернулся в пеленки.

Вскоре Аполлон обнаружил пропажу. Отыскав следы, якобы ведущие в противоположном направлении, он не дал себя одурачить. Аполлон отправился к пещере Майи и сердито потребовал, чтобы Гермес признался, куда он спрятал коров. Младенец с самым невинным видом отрицал свою причастность к похищению. Он спросил Аполлона: "Я так мал, разве похож я на похитителя коров? У меня есть другие дела: я сплю, пью молоко матери и нежусь в мягких пеленках или в теплой ванночке. Я рожден лишь вчера, мои стопы нежны, а земля тверда". И Гермес поклялся головой отца, что ничего не знает о пропавших коровах.

Этот спектакль вызвал у Аполлона улыбку, и он назвал Гермеса "маленьким хитрецом с речами опытного вора". Затем в присутствии Зевса Аполлон и Гермес повторили свои версии происшедшего, чем очень позабавили отца. Тем не менее Зевс разобрался, что к чему, и велел Гермесу показать, где спрятан скот.

Аполлону очень понравилась лира, и он попросил ее у Гермеса, обещая дать взамен все, что тот пожелает. За свое изделие Гермес получил пятьдесят коров, пастуший посох и должность пастуха, а также золотой жезл с тремя листиками на верхушке, дарующий богатство, власть над животными и дар незначительных предсказаний и (или) кадуцей – крылатый жезл, обвитый двумя белыми ленточками (или змеями), знак вестника и проводника душ в подземный мир.

Гермес известен как Вестник Богов. Кроме того, он оказал множество важных услуг другим олимпийцам. По просьбе Зевса он спустился в подземный мир, чтобы вернуть Персефону матери. Он спас Ареса, заточенного в бронзовый сосуд, помог Зевсу родить Диониса из бедра, а также сопровождал Афродиту, Афину и Геру на суд Париса (где Парис признал Афродиту прекраснейшей).

Сыновья Гермеса

Многочисленные сыновья Гермеса наследовали природу отца. В Автолике и Миртиле воплотились и усилились его наихудшие черты. Автолик был отъявленным вором и лжесвидетелем, однако без очарования юного Гермеса. Антиобщественные склонности Миртила в сочетании с изобретательностью привели к гибели его властелина во время состязания на колесницах. Подкупленный соперником, Миртил заменил держащие колеса на оси металлические чеки на восковые, и колесница развалилась на полном ходу.

Еще один знаменитый сын Гермеса – беспутный Пан. С козлиными ногами, рогами и бородой, он обладал веселым нравом, горячностью и похотливостью. Пан был богом лесов, пастбищ, стад и пастухов. Другой сын, Эодор ("благодетель"), унаследовал доброту Гермеса. В образе этого простого пастуха, посвятившего себя заботам о стаде, воплотились заботливость и сердечность, свойственные его отцу. В самом знаменитом из детей Гермеса, Гермафродите, отражена андрогинная и бисексуальная природа вестника богов. В этом ребенке соединены имена и половые признаки обоих родителей – Афродиты и Гермеса.

У Гермеса было много любовных приключений. Но их подробности нам не известны – за исключением связи с Афродитой, – и ни одна из матерей, кроме матери Гермафродита, не занимает сколько-нибудь значительного места в греческой мифологии. Гермеса можно считать богом-холостяком.

Гермес и алхимия

В алхимии Гермес-Меркурий ассоциируется с ртутью, духом, скрывающимся в материи. Он символизирует единство противоположностей: металл и жидкость; материя и дух; холод и пламя; яд и лекарство1. Ртуть вступает в соединение только с драгоценными металлами, – метафорически Гермес может указать вам путь к духовному золоту.

Алхимия процветала во времена средневековой инквизиции, когда любые попытки искать духовные истины за пределами вероучения Римско-католической церкви расценивались как ересь и были наказуемы. Иногда само изобретение алхимии приписывали Гермесу. Его имя (как и имя Гермафродита) использовалось в алхимических сексуальных метафорах. К. Г.Юнг в своей работе "Психология и алхимия" отмечает, что в алхимических трактатах Гермес выполняет коммуникационную роль: посредством метафор он служит проводником душ в мистическом и психологическом путешествии, направленном на единение мужских и женских элементов.

Кадуцей – жезл Гермеса

Гермес носит с собой кадуцей – жезл, увенчанный крылышками и обвитый двумя змеями. Кадуцей служит знаком вестника богов и проводника душ. Изображенным на кадуцее змеям приписывали самые различные значения. Так, алхимики считали их символами мужского и женского начал. Мистики-герметики считали, что эти змеи отображают единение мужского духа и женской души. Кроме того, они могут представлять двойную нить смерти и возрождения. В последнее время некоторые исследователи усмотрели в них символическое изображение двойной спирали ДНК, являющейся материальным носителем закодированной генетической информации. Идет ли речь о новых символах или о древних метафорах, за Гермесом прочно закрепилась роль вестника, путешествующего между разными мирами.

У бога врачевания, Асклепия, тоже был подобный жезл, но он отличался от гермесова кадуцея тем, что там была только одна змея.

Гермес как архетип

Подобно богу-Гермесу, Гермес-архетип обладает как позитивным, так и негативным потенциалом. Изобретательность, талант общения, живость ума и способность действовать быстро – все эти качества можно использовать и для творческих достижений, и для обмана. Кроме того, Гермес-архетип выполняет такие безусловно позитивные функции, как распространение информации и спасение детей.

Посланник

Гермес часто путешествовал между Олимпом и подземным миром, Олимпом и землей, землей и подземным миром. Он свободно перемещался между уровнями, легко пересекая границы.

Мужчины (и женщины), обладающие такой мобильностью, чувствуют себя как рыба в воде в мире дипломатии, средств массовой информации и коммерции. Они занимаются торговлей и коммуникацией – переносят товары, информацию и культурные ценности из одного места в другое. Для мужчины-Гермеса обычное дело перемещаться из города в город, из страны в страну, проникать через "железный занавес" и быть первопроходцем. Гермес может путешествовать лично или же посредством радио, телевидения и печатного слова. Заключать сделки, делать деньги, создавать альянсы – все это для мужчины-Гермеса занятия исключительно увлекательные.

Такие знаменитые путешественники древности, как Марко Поло (открывший торговые пути из Европы в Китай и Индию) и сэр Ричард Бартон (человек с множеством лиц; кульминацией его приключений в странах ислама стало посещение Мекки), очевидно, обладали чертами Гермеса, ибо только носитель этого архетипа мог столь самозабвенно скитаться, получать удовольствие от своих приключений, а затем еще и красочно описывать их. То же самое касается и Александры Дэвид-Ноэль, путешествовавшей по Тибету и написавшей книгу о тайнах этой удивительной земли. Здесь уместно также вспомнить об известнейших писателях и современных исследователях измененной реальности Карлосе Кастанеде* и Линн Эндрюс**. Они написали книги о приключениях и опасностях, через которые им пришлось пройти во время обучения магическим практикам американских индейцев, а также о знаниях, приобретенных в ходе этого обучения. Подобно Гермесу, Кастанеда и Эндрюс путешествовали по различным уровням реальности, пересекая границы между обычным миром и миром духов и мистических сил.

* Карлос Кастанеда, книги 1-12 ("София". Киев, 1992-2005). – Прим. ред.

** Линн Эндрюс, "Шаманка", "Полет седьмой луны" и "Женщина-ягуар" ("София". Киев, 1999). – Прим. ред.

Современный Гермес может быть служащим министерства иностранных дел, сотрудником мультинациональной корпорации, торговым представителем, всемирно известным ученым, читающим лекции в разных странах, или туристическим гидом. И в переговорах об условиях международного договора, и во время торга за безделушку на барахолке качества Гермеса помогут мужчине найти убедительные доводы и проявить творческий подход к решению коммерческих вопросов.

Вопросы законности и морали не особенно занимают ум Гермеса. Мысли о добре и зле редко лишают его сна. Этот человек может быть адвокатом мафиозных структур, с гермесовой легкостью пересекая границу между миром, где правит закон, и криминальным подпольем. Его заботит лишь одно: сработает ли уловка или принесут ли переговоры успех. Умение мыслить творчески помогает ему отлично решать самые разные проблемы.

Хитрец

В первый же день жизни Гермес похитил коров своего брата Аполлона и ловко замел следы, прикрепив к своим ногам ветки и заставив коров идти задом наперед. Затем, пытаясь уйти от ответственности, он разыгрывал невинного младенца и беззастенчиво лгал. Это Гермес-хитрец, архетип, известный во всем мире. Его характерными чертами являются ум, хитрость и умение менять свой облик.

У американских индейцев в роли хитреца выступает койот. У эскимосов – ворон. У японцев – ловкий барсук. Он очень изобретателен и берет все, что ему нравится, обманом или с помощью воровства. Нередко о его проделках рассказывают с нескрываемым восхищением, а не с осуждением – много зависит от того, что именно он крадет и у кого. Если это Робин Гуд, отнимающий имущество угнетателей и отдающий его угнетенным, или Прометей, похитивший огонь у богов, чтобы передать его людям, – такого хитреца считают героем. Например, в популярном телесериале "Поймать вора" Роберт Вагнер выступает в роли современного Гермеса. Его персонаж следует принципу: "Чтобы убить дракона, нужно быть драконом". Вагнер играет роль бывшего вора, который начал новую жизнь и отныне использует только для благих дел свое умение быстро и бесшумно проникать в чужие владения и, подобно хамелеону, менять внешность.

Однако в реальной жизни хитрец чаще становится жуликом, а не сказочным героем. Это может быть пройдоха-торговец, чьи умно сработанные приманки заставляют людей покупать то, что им не нужно, или отъявленный мошенник, обманывающий доверчивых людей. Архетип Гермеса-хитреца воплощается в обаятельном пройдохе, не признающем никаких общественных норм, который лжет и ворует без малейших угрызений совести.

Однако этот аспект Гермеса совсем не обязательно проявляется негативно. Качества хитреца помогают психотерапевту понять, что происходит в уме пациента, детективу – достичь выдающихся успехов в своем деле, человеку любой профессии – проявлять уникальный творческий подход к решению самых разнообразных задач.

Младший брат и соперник

Развитию архетипа Гермеса может способствовать наличие у ребенка старшего брата. Отношения бога Гермеса с его старшим братом Аполлоном могут служить ключом к пониманию сопернических и стяжательских черт в архетипе Гермеса. Гермес приходит в мир с острым осознанием того, что у него нет никакого имущества, и спешит украсть что-нибудь у старшего брата. В душе Аполлона последовательно сменяется целая гамма чувств: он уязвлен, разгневан, затем успокоен и очарован. Хотя оба брата извлекли из этой сделки пользу (приобрели имущество, навыки, силы), однако именно Гермес начал с нуля, а обрел многое.

Выходя на сцену позже старшего брата (или сестры), младший начинает состязаться за внимание родителей при помощи своего детского обаяния. Он понемногу взрослеет, но все равно уступает старшему в силе и опыте и в конце концов осознает, что ему нужно пользоваться хитростью. Будучи младшим, мальчик не может победить старшего силой. Благодаря архетипу Гермеса младший брат учится использовать слова, чтобы избежать физического противостояния там, где оно ему невыгодно. Для обретения желаемого ему всякий раз приходится разрабатывать целую стратегию – независимо от того, хочет ли он заполучить какую-то вещь или привилегию старшего брата.

"Младший брат" чувствует себя обделенным и испытывает потребность бороться за место под солнцем. До того как Джозеф Кеннеди погиб в воздушном бою во время Второй мировой войны, роль обделенного младшего брата играл следующий по старшинству Джон Ф. Кеннеди. Джон не обладал крепким здоровьем и был физически слабее Джозефа, но компенсировал эти недостатки, совершенствуясь в ораторском мастерстве и избегая состязаний на чужом поле.

Проводник

В мифологии Гермес часто служит для кого-либо проводником между мирами. В качестве психопомпа он сопровождал души умерших в подземный мир. Кроме того, он вывел Персефону из царства Гадеса, проводив ее к матери, Деметре.

Символами Гермеса служили "гермы" – невысокие колонны или кучи камней, отмечавшие границы владений, дороги, места захоронений, а также помещавшиеся у дверей домов. Таким образом, Гермес был богом, который устанавливал границы и свободно пересекал их.

Психоаналитик-юнгианец Мюррей Штайн называет Гермеса богом значимого перехода. Гермес – это архетип, присутствующий на "переходных" психологических стадиях – в частности, в среднем возрасте. Он лиминальный бог, присутствующий в переходном пространстве (от греческого слова liтеп – пространство под дверью или порог)2.

Нередко роль Гермеса играет психотерапевт, выполняя функцию проводника душ во время перехода между важными жизненными этапами. Люди ищут помощи в периоды депрессии после утраты близкого человека или привычной жизненной роли, в моменты неопределенности и тревоги перед лицом чего-то нового; или же во время перехода к очередной жизненной стадии. В течение некоторого времени психотерапевт сопровождает человека на жизненном пути, как сопровождал путешественников Гермес. Иногда терапевт помогает пациенту увидеть опасность, спасая его от гибели, – как Гермес спас Одиссея, явившись ему, когда тот шел на встречу с волшебницей Киркой (Цирцеей), которая превратила его спутников в свиней. Гермес предупредил Одиссея об опасности и дал защиту от чар колдуньи.

Образ Гермеса ведет также человека, желающего познать и осмыслить царства духа (Олимп), человеческой жизни (земля) и души (подземный мир), а затем рассказать другим о том, что он узнал. Как путешественник между уровнями, Гермес стремится понять разные миры, включить их друг в друга и наладить общение между ними. Это мир ума и интеллекта (Олимп), мир, где руководит и действует эго (земля), и коллективное бессознательное (подземный мир).

Алхимик

Гермеса считают отцом алхимии, загадочной науки, искавшей способ превращения свинца в золото, а также проводившей духовные и психологические изыскания, направленные на трансформацию низких стихий души в этот благородный металл. "Алхимик" стремится отыскать в любом опыте смысл ("золото") и ищет переживаний, трансформирующих личность. Юнг называет этот аспект архетипа Гермеса Меркурианским Духом (так как латинское имя этого бога – Меркурий).

Спаситель детей

Гермес спускался в подземный мир, чтобы вернуть похищенную дочь Деметры, Персефону. Он не менее двух раз спасал младенца Диониса – один раз от смерти, другой раз просто от крупных неприятностей. Мальчишка-Арес тоже обязан ему жизнью. Гермес как архетип или метафора помогает спасти все невинное, уязвимое, божественное и священное в нашей душе, наделяя смыслом опыт, который в противном случае мог бы показаться невыносимым.

Я ощущала спасительное присутствие Гермеса, когда мои взрослые пациенты рассказывали о своем тяжелом детстве и когда читала о детях, которые не поддались панике или отчаянию, заблудившись в дикой местности или на много часов оставшись в открытом море. В какой-то момент им в голову приходила мысль-послание, не позволявшая им совсем пасть духом. Ребенку, подвергающемуся издевательствам, в голову приходит какое-либо объяснение происходящего, например: "Это не мои родители, это просто какое-то испытание для меня". А к ребенку, продолжающему поиски пути к спасению, может прийти послание: "Кто-нибудь обязательно меня найдет", или "Я не могу умереть, потому что я кому-то нужен". В часы тяжелого испытания ребенок цепляется за эту мысль, и она не позволяет ему опустить руки.

Кроме того, Гермес нередко спасает внутреннего ребенка во взрослом человеке, находящемся в состоянии депрессии. В данном случае Гермес может присутствовать в ком-то из окружающих (или внутри самого человека). Он помогает приобрести какой-то позитивный опыт или озарение – то, что дает свободу игривому, доверчивому и ранимому внутреннему существу, томящемуся в подземном мире (или, используя другую метафору, в сосуде, – например, Арес был пленником бронзового сосуда, а поэтесса и писательница Сильвия Плас пишет об ощущении, что она томится в звенящем стеклянном сосуде). И наконец, Гермес пробуждает или спасает архетип божественного ребенка (представленного в образе Диониса), таящегося в каждом из нас (более подробно мы поговорим об этом в главе, посвященной Дионису).

Культивирование Гермеса

Мы призываем к себе Гермеса всякий раз, когда отправляемся исследовать новые территории. Для этого нам необходима любознательность и открытость – качества, требующиеся как при чтении книги, так и при поездке в чужую страну. Этот архетип способствует возникновению атмосферы спонтанности между человеком и всем, что встречается ему на пути, – включая страны, материалы, людей. Гермес обращает наше внимание на моменты открытий и синхроний – тех значимых "совпадений" и "случайных" происшествий, которые загадочным образом увлекают нас в совершенно неожиданные места, где нам как раз и следовало оказаться. Люди, в чьей психике недостаточно архетипа Гермеса, всегда следуют намеченному маршруту и графику и заранее знают, что и когда встретится им на пути. Поэтому, когда мы уезжаем в отпуск или даже просто идем на прогулку без определенной цели, настроившись на приключения, не зная, что нас ждет, позволяя каждой минуте формироваться без нашего контроля, – мы тем самым приглашаем себе в спутники Гермеса, делая его частью себя.

И еще мы вступаем в связь с Гермесом – вестником и распространителем информации, – когда позволяем своей речи "лететь на крыльях воображения". Гермес не планирует свои слова заранее, его красноречие непринужденно, его слова находятся в гармонии с текущим моментом, что дает как оратору, так и слушателям ощущение глубины и свободного парения, перенося их между различными уровнями смысла. Если оратор верит в покровительство крылатого Гермеса, он может не писать подробный, тщательно проработанный доклад, но говорить спонтанно – имея в голове лишь общие очертания предполагаемого выступления. "Летя на крыльях воображения", мы приобщаемся к изобретательности Гермеса, позволяем материалу течь свободно и непринужденно, – это совсем не то, что помещать его в тщательно просчитанное прямое и гладкое Аполлоново русло. Мы говорим о том, что знаем, и о собственном опыте. На первых порах для этого требуется отвага, но, когда человек обретает некоторый опыт спонтанных выступлений, его доверие к Гермесу возрастает.

Гермес как мужчина

У мужчины-Гермеса очень острый ум. Он мгновенно схватывает значение идеи или ситуации и быстро действует, руководствуясь интуицией. Физически этот мужчина нередко тоже "всегда в движении" – он быстро и изящно движется от человека к человеку, от места к месту, от идеи к идее. Привязать его к одному месту так же сложно, как удержать в руке ртуть.

Ранние годы

Бог Гермес выделялся среди всех богов необыкновенно ранним развитием. В первый же день после появления на свет он проявил завидную активность, изобретательность и хитрость. Такие же черты характерны для ребенка-Гермеса: нередко он рано начинает ходить, говорить и интересоваться всем на свете. Он исследует, трогает, разбирает все, что попадается под руку, и открывает любые незапертые двери. Если поймать этого ребенка "на горячем", он, скорее всего, станет изображать святую невинность и источать обаяние. Любознательный и дружелюбный, он испытывает искренний интерес ко всему и всем на свете, а поэтому отлично ладит с людьми любого типа и возраста. Такому любопытному ребенку мир исключительно интересен.

До школы и в первых классах маленькому Гермесу обучение обычно дается легко. Он на лету схватывает материал и вполне комфортно чувствует себя в школе, – единственная неприятность состоит в том, что его заставляют сидеть тихо и вообще соблюдать учебную дисциплину.

Некоторые его потенциальные проблемы начинают проявляться еще в детстве – на первых порах достаточно невинно. Он выдумывает различные истории и оправдания своим поступкам. Ложь понемногу входит в привычку, и он практикует ее даже в тех случаях, где правда была бы вполне приемлема. Для него нет такого понятия, как "чужое имущество", он "нечист на руку" и берет все, что ему приглянется. С таких невинных детских шалостей может начаться карьера карманного вора. Поскольку в действиях этого ребенка, как правило, нет злого умысла, взрослые нередко не принимают всерьез его выходки и посмеиваются над выдуманными оправданиями – а это может негативно сказаться на характере мальчика. И наоборот, есть опас

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...