Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стать чем-то большим, чем Гефест

Когда Гефест находит дело по душе, возникает еще одна проблема: он настолько погружается в работу, что не развивает другие грани своей личности и даже не оставляет для них места. Другие потенциалы в нем заперты, и, даже если он отождествляет себя с позитивными качествами Гефеста, этот архетип его ограничивает. В таком случае мужчине нужно пробудить в себе потребность стать чем-то большим, чем Гефест, чтобы высвободить время и энергию и предпринять шаги для роста.

Избранник Афродиты

Афродита, богиня любви и красоты, выбрала себе в мужья Гефеста. Он не боролся за эту женщину, однако завоевал или добился ее. Точно так же любовь к красивым вещам может от рождения присутствовать в душе мужчины, не являясь результатом образования или даже привычки жить среди красивых вещей. Это дар богини любви и красоты, которая таким образом "выбирает" его. Затем, когда Гефест делает любые вещи, как бы функциональны они ни были, красота и любовь обязательно проявятся в форме, пропорциях, материале. Сделать иначе противно его природе ремесленника и эстета. Чтобы сохранить верность этим внутренним стандартам и достичь новых вершин мастерства, он должен чтить этот союз. Другие могут не ценить либо мастерство, либо эстетическую составляющую работы Гефеста, – и у него самого может возникнуть соблазн недооценивать одну из сторон. Но тогда он утратит радость и удовлетворение от труда. Когда работа рождается от союза Гефеста с Афродитой, он в процессе творчества ощущает прикосновение божества. Гефест становится вдохновенным инструментом, благодаря которому красота проявляется в материи.

Новые родители для Гефеста

Если миф отобразится в жизни, Гефесту могут потребоваться "приемные родители" – люди, которые заменят ему отца с матерью, помогут ему утвердиться, оценят, обучат и, возможно, даже помогут материально. Если кто-то из настоящих родителей отвергает Гефеста за то, что он не отвечает их ожиданиям, это очень ранит его, – но рана может затянуться, если другие люди его оценят, заменив отца или мать. Часто Гефесту нужны "земные" родители, которые научат его работать руками и таким образом заменят "небесных" родителей, отвергающих его за неумение стремиться к успеху и карабкаться по общественной лестнице.

В конечном счете Гефесту нужно найти и развить в себе способность поддерживать и ценить себя и собственные дела. А затем, если он будет работать над развитием своих талантов, миф о Гефесте обещает, что ему удастся преодолеть все несчастья, унижения и препятствия.

Глава 10

ДИОНИС, БОГ ВИНА И ЭКСТАЗА:
мистик, любовник, странник

Утверждать дионисийское начало – значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт, когда человек "рождается", выходя из лона постылого и отупляющего соответствия культурным и семейным ожиданиям.

Том Мур, из книги "Puer Papers" (под редакцией Джеймса Хиллмана)

Дионис – это бог блаженного экстаза и восторженной любви. Но кроме того, он преследуемый бог, страдающий и умирающий бог. Все, кого он любит и кто следует за ним, вынуждены разделить его трагическую судьбу.

Вальтер Ф. Отто, "Дионис. Миф и культ"

Дионис как бог и как архетип близок к природе и к женщинам. Ему хорошо знакомы мистическое царство и мир женщин. Он часто предстает в мифологии как нежеланная и неспокойная стихия, причина конфликтов и безумия, – такую же роль Дионис может играть и в психике мужчины.

Дионис как бог

Дионис (у римлян Бахус) – бог вина и виноделия, а также "бог экстаза и ужаса, неистовства и самого блаженного освобождения"1. Младший из олимпийцев, он единственный среди них, у кого мать – смертная. Виноградная лоза, плющ, фиговое дерево (инжир) и ель – растения, дорогие его сердцу. Его символы в животном мире: бык, козел, пантера, олень, лев, леопард, тигр, осел, дельфин и змея. Его царство "распространяется на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит"2.

В мифах и ритуалах Диониса окружали женщины: пока он был божественным ребенком, это были мамки и няньки, а потом – очарованные любовницы, неистовые менады и вакханки, одержимые богом Дионисом. Его изображали либо в образе ребенка, либо чаще в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке (тирс – это жезл, увенчанный еловой шишкой и часто увитый виноградом или плющом).

Генеалогия и мифология

Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери царя Фив Кадма. Зевс полюбил Семелу и оплодотворил ее, приняв облик смертного мужчины. Проведав об этом, ревнивая Гера решила отомстить Семеле и ее нерожденному ребенку. Она явилась Семеле в облике ее пожилой няни Берои и уговорила опрометчивую девушку проверить, действительно ли ее любовник – бог. Для этого коварная богиня посоветовала Семеле потребовать, чтобы Зевс явился ей во всем своем великолепии, как он являлся самой Гере.

Той ночью, когда Зевс явился к ней, Семела стала умолять его об одолжении, и бог поклялся водами реки Стикс, – а такая клятва нерушима для богов, – сделать все, чего бы она ни пожелала. Семела, следуя коварному совету Геры, попросила его явиться ей во всем великолепии главного олимпийского бога. Она не знала, что это убьет ее. Связанный клятвой Зевс принял облик бога-громовержца, чьего вида не может выдержать никто из смертных. Молнии Зевса убили Семелу, но ее нерожденного сына сделали бессмертным. В миг смерти Семелы Зевс извлек Диониса из лона матери, зашил себе в бедро и выносил до тех пор, пока сын не созрел достаточно для того, чтобы родиться. (Возможно, слово "Дионис" означает "хромота Зевса", ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре.) Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.

Затем Диониса отдали сестре и зятю Семелы, и они воспитывали его, замаскировав под девочку, но такая уловка не защитила ребенка от гнева Геры. Ревнивая богиня свела опекунов Диониса с ума, и они попытались убить мальчика. Зевс снова спас сына от гибели, превратив его в барашка и отведя к нимфам горы Ниса (мифическая горная страна, населенная прекрасными нимфами). Нимфы вырастили малыша в пещере. (Еще один вариант происхождения имени Дионис – "Божественная Ниса".)

Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

Безумие и насилие

В молодости Дионис путешествовал по Египту, потом прошел от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию, а оттуда добрался до своих родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил Дионис, он везде учил людей выращивать виноград. Ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно некоторым мифам, сведенный с ума богиней Герой, он даже совершал убийства. По другим версиям, становились безумными и безжалостными люди, отвергавшие Диониса. Например, после того как царь Ликург отверг Диониса, он в приступе безумия зарубил топором сына, полагая, что срубает виноградную лозу. Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей. Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

Брак с Ариадной

Дочь критского царя Миноса Ариадна полюбила афинского героя Тесея. С ее помощью Тесей вошел в знаменитый лабиринт, убил Минотавра и сумел найти путь обратно. Затем Тесей и Ариадна отплыли в Афины, но герой вероломно бросил девушку на острове Наксос, и она бы покончила с собой от отчаяния, если бы ее не спас Дионис и не взял себе в жены. Ради Диониса Зевс сделал Ариадну бессмертной. Она очень близко ассоциировалась с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.

Воскресение его матери, Семелы

Дионис спустился в Аид, чтобы вернуть к жизни свою мать, Семелу. Они вместе поднялись на Олимп, где Семела стала бессмертной. Как и Ариадне, Семеле поклонялись еще в доэллинистические времена, когда она ассоциировалась с луной и землей. В греческой мифологии Дионис – единственный бог, спасающий и восстанавливающий в правах (тогда как другие боги подавляют и насилуют) женщин, которые представляли униженных доэллинистических богинь, чьи народы были покорены, а культы пришли в упадок.

Культ Диониса

Почитатели Диониса (главным образом, это были женщины) совершали единение с этим богом в безлюдных горных местах. При этом они входили в мир иррационального и танцевали, одержимые богом, полностью отдавшись во власть эмоционально заряженной музыки. Характерной чертой дионисийских ритуалов было то, что периоды безумного шума сменялись периодами полнейшей тишины.

Торжества, посвященные Дионису, назывались оргиями. Употребив вина или других священных наркотических средств, участники оргии входили в экстатическое состояние при помощи танцев под завораживающие звуки безумной музыки, исполняемой на тростниковых свирелях, барабанах и цимбалах. При этом они ощущали единение с богом.

Кульминация оргии наступала, когда участники рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, веря, что в нем воплощен бог. Считалось, что через это ритуальное действо единения бог Дионис входит в празднующих. Аполлон ежегодно передавал Дионису на три зимних месяца свое святилище в Дельфах. Раз в два года в Дельфах совершался оргаистический дионисийский ритуал, в котором принимали участие только официальные представительницы греческих городов. Диониса там не подавляли; его признавали, делали более умеренным и давали ему официальный статус. Кроме того, в Дельфах проводились ежегодные празднества, где женщины совершали ритуальную пляску, символизирующую поиски младенца-Диониса, обнаружение маленького бога в колыбели и его пробуждение.

На празднике цветов (антестерия), знаменовавшем в Средиземноморье начало весны, благословляли молодое вино, ставя его перед большой маской Диониса. Глаза маски были устремлены прямо на человека, совершающего ритуал, – и он верил, что в маске присутствует сам бог.

Дионис играл значительную роль в орфизме (VI век до н.э.) – движении, получившем свое название от мифологического поэта Орфея. Согласно орфической теологии, младенца Диониса разорвали на части и поглотили два свирепых титана, но Афина спасла его сердце, и Дионис вновь возродился благодаря Зевсу (по некоторым версиям в качестве сына Семелы). Орфики поклонялись ему как Загрею – орфическое имя Диониса Подземного.

Судьба Диониса

В мифологии и культе Диониса тесно переплетены жизнь и смерть. Могила бога находилась в дельфийском святилище Аполлона, где ежегодно проводились празднества в честь пробуждения младенца-Диониса. Это был бог, принявший смерть в зрелом возрасте; бог, проведший некоторое время в подземном мире; бог-новорожденный.

Дионис как архетип

Архетип Диониса обладает как мощным позитивным, так и негативным потенциалом, в нем смешались самые возвышенные и самые низменные чувства. Присутствие этого архетипа ведет к возникновению конфликта как внутри психики, так и в отношениях человека с обществом. Архетип Диониса присутствует как в мистиках, так и в убийцах. Помимо этих крайних случаев, архетип Диониса есть в мужчинах (и женщинах), которые склонны к экстатическим переживаниям и противоречивым побуждениям.

Божественное дитя

Один из образов Диониса – божественное дитя. Архетип божественного ребенка ассоциируется с необычным характером и судьбой. В снах современных людей этот архетип часто представлен не по годам развитым младенцем, который разговаривает со сновидцем или каким-то иным образом проявляет неординарные для своего возраста способности. Когда человек соприкасается с архетипом божественного ребенка внутри себя, у него возникает ощущение, что "моя" жизнь имеет особое значение или что в "моей" душе сосуществуют божественные и человеческие составляющие, – что нередко знаменует для человека начало духовного путешествия или вступление на путь самопознания.

Однако в архетипе Диониса очень сильны инстинкты, и эго легко попадает под их власть. Если человек ассоциирует себя с архетипом божественного ребенка, ему (или ей) часто бывает сложно приспособиться к повседневной жизни. Такой человек ждет особого отношения или признания со стороны окружающих и чувствует себя уязвленным, когда люди не признают его исключительность и требуют, чтобы он выполнял свою долю повседневных бытовых обязанностей. С психологической точки зрения, он страдает от непомерно раздутого чувства собственной важности.

Если архетип Диониса – а вместе с ним и аспект божественного ребенка – подвергается подавлению, возникают другие сложности: человек чувствует себя ненастоящим; у него возникает смутное ощущение, будто он упускает что-то важное; ему кажется, что в его жизни нет смысла. В мужчинах архетип Диониса подвергается активному подавлению. С самого детства в мальчиках подавляют любые "девчоночьи" черты и "мечтательность" (мистический аспект Диониса), а также чувственность (им категорически говорят, чтобы они себя "не трогали там!").

Вечный юноша

Дионис и Гермес – это два архетипа, чье присутствие в психике мужчины делает из него вечного юношу (или, пользуясь выражением Юнга, Puer Eternus), независимо от биологического возраста. Дионисийский вариант архетипического юноши – это эмоциональный эксцентричный человек, глубоко и страстно погружающийся в то, что увлекает его в данный момент, и совершенно забывающий при этом о любых обязанностях, делах и встречах. Поэтому он не может заставить себя работать для достижения каких-то долгосрочных целей. Так же маловероятно и то, что он станет поддерживать стабильные взаимоотношения с женщиной. Размеренность и последовательность ему чужды. Подобно богу Дионису, он блуждает по миру, привлекая к себе женщин, внося разлад в их привычную жизнь, а затем идет своей дорогой.

Его настроение часто бывает очень непостоянным: вот он в глубочайшем отчаянии, а через секунду что-то или кто-то возносит его на вершину блаженства. Дионису интересны любые источники сильных ощущений. Его привлекают галлюциногенные и изменяющие настроение наркотики, а также музыка.

Этот аспект архетипа Диониса ярко проявился в 1960-е годы, когда стали популярны ЛСД, марихуана, яркие одежды из ласкающих кожу тканей. Многие молодые люди называли себя "детьми-цветами", занимались групповым сексом, осуществляли сексуальную революцию, бросали учебу и работу. Для большинства участников тех событий такое отождествление с Дионисом была только жизненным этапом, но некоторые навсегда остались вечными юношами и ведут такой образ жизни до сих пор. У этих седобородых пожилых хиппи может быть по нескольку детей, но они сохраняют верность своему образу.

Дионисийский архетип вечного юноши нашел олицетворение во многих рок-звездах и рок-культуре в целом. В 1960-е годы носителями этого архетипа были Джим Морриссон из группы The Doors и Мик Джаггер из Rolling Stones; в 1970-е и в начале 1980-х тот же образ воплощал Дэвид Боуи; с середины 80-х он перешел к Принцу и Майклу Джексону. Большинство этих звезд культивировали андрогинную внешность, у многих из них была заметна и их темная сторона (которая особенно ярко проявилась в панк-рокерах).

Связь с матерью

Мать Диониса погибла, когда он был еще в утробе. Согласно мифу (и это нашло отражение в культе) с детства его окружали приемные матери и няни, давшие ему фрагментарное и непоследовательное воспитание. Позже Дионис спустился в Гадес, чтобы отыскать свою мать. Нередко мужчина, отождествляющийся с данным архетипом, ищет себе идеальную женщину, которая стала бы для него одновременно матерью и возлюбленной. Он часто меняет партнерш, стараясь отыскать "ее", – но тщетно. Особенно часто такая ситуация складывается у мужчин, которые в свое время были эмоционально или физически отделены от матери.

Данный архетип может также послужить предпосылкой предрасположенности к внутренней психологической связи с Великой Матерью. Тогда мужчина ощущает свою связь с материнским миром и, возможно, в нем силен "материнский инстинкт", который проявляется через заботу об окружающих, а также через склонность заниматься традиционно женскими домашними занятиями. Иногда связь с Великой Матерью носит сугубо духовный характер (особенно сейчас, когда Богиня возвращается в культуру в качестве духовного начала). Например, мужчина может стать последователем харизматического духовного лидера-женщины.

Нередко мужчина-Дионис ощущает особую связь с женщинами и предпочитает их общество обществу мужчин. Хороший любовник, он стремится слиться с женщинами в половом экстазе и интуитивно понимает их переживания. Примером такого Диониса может служить писатель Д.X.Лоуренс, автор книг "Любовник леди Чаттерлей", "Сыновья и любовники", "Женщины в любви".

Женщины часто испытывают желание заботиться о мужчине-Дионисе, а он, со своей стороны, стремится почувствовать в женщине мать. При этом он производит впечатление "мальчика-сироты", который пробуждает во многих материнские чувства. Если такой "сынок" не женится, – например, потому что он является гомосексуалистом или священником, – тогда он может окружить себя тремя-четырьмя женщинами, выполняющими роль матерей (как это было у Диониса).

Шаман – посредник между мирами

В племенных сообществах американских индейцев шаман выполняет очень важную роль посредника и проводника между физическим миром и незримым царством. Будущий шаман нередко с детства отличается от сверстников. Он проводит много времени с женщинами, а затем одевается по-женски, – нечто подобное было и с Дионисом, которого в детстве маскировали под девочку.

Шаманская психика часто андрогинна – в ней смешано мужское и женское начала. Диониса тоже нередко описывали как "мужчину-женщину" и называли "женственным"3. Католические священники, выполняющие функции посредников между зримым и незримым миром, по сей день носят рясы, внешне похожие на женские платья. Очевидно, психологическая андрогинность, внутренний опыт как мужского, так и женского восприятия является ключом к незримому царству.

Шаманское видение принадлежит к необычной реальности. Шаман входит в измененные состояния сознания, о которых писали Карлос Кастанеда и Линн Эндрюс, описывая, как они получили инициацию в шаманы или целительницы. Согласно психологии Юнга, которая придает большое значение развитию фемининного аспекта в мужчинах, – незримый мир – это мир архетипов, снов и активного воображения.

Дионис призывал женщин выйти за пределы привычного мира, чтобы насладиться природой и открыть в себе экстатическую грань. По существу, он посвящал их в шаманский опыт. Бог Дионис был посвященным и жрецом Великой Богини. В современном духовном движении женщин Дионис присутствует в некоторых женщинах, воплощающих в себе архетип жрицы и посредницы между мирами. Тут уместно вспомнить образ Морганы из книги Марион Зиммер Брэдли "Туманы Авалона" – жрицы Богини, способной пройти через туманы Авалона и провести людей в духовное фемининное царство, на остров Богини.

Мужчина с шаманскими личностными чертами плохо вписывается в культуру, где больше всего ценится способность "добиваться реальных успехов в мире". Юный религиозный мистик, которому в экстатических видениях является Мадонна, встречает не больше приятия со стороны окружающих, чем молодой человек, принимающий галлюциногенные наркотики. Оба – как и сам Дионис, – с точки зрения окружающих, недалеки от безумия.

Если Дионис – не единственный сильный архетип в психике мужчины, тогда он не отождествляет себя полностью с шаманским аспектом своей личности, однако имеет явную предрасположенность к измененным состояниям сознания. Незримый мир для такого мужчины одновременно знаком и чарующ, и там у него нередко случаются глубокие прозрения. Возможно, он станет "кабинетным мистиком", который эффективно действует в мире и в то же время осознает, что дионисийская стихия дает ему тайный источник смысла.

Двойственность личности

Из всех маскулинных архетипов наиболее ярко выраженные противоположности свойственны именно Дионису. Как пишет исследователь Вальтер Ф. Отто,

Его двойственность проявляется через контраст между экстазом и ужасом, бесконечной жизненностью и разрушительным буйством; через адский шум, в котором изначально присутствует мертвая тишина; через непосредственное присутствие, которое одновременно является абсолютной отстраненностью4.

Если обретает силу данный аспект Диониса, человек может быстро пересекать границу между этими противоположностями. Самые незначительные события влекут за собой колоссальные изменения в эмоциональном состоянии. Человек, который так легко пересекает границы эмоциональных состояний, может воспринимать свою возлюбленную как величайшую драгоценность в жизни, а через секунду увидеть в ней кошмарное чудовище. То он проявляет себя как страстный любовник, то вдруг превращается в совершенно чужого человека.

Достичь экстатического единения с мужчиной, который в следующее мгновение готов наброситься на тебя и разорвать в клочья, – значит встретиться с двойственной природой Диониса.

Женщины тоже могут быть одержимы этим архетипом. Служительницы дионисийского культа, искавшие этого бога на вершинах гор, легко превращались из по-матерински заботливых женщин в злобных и беспощадных "менад".

Эту двойственность можно описать как слияние красоты и смертельной опасности. Данный аспект бога отражается в пантере, леопарде и рыси – священных животных Диониса. Эти большие кошки – самые изящные и очаровательные из животных, но в то же время самые яростные и кровожадные.

Будет ли склонность Диониса к крайним проявлениям чувств постоянно портить жизнь ему самому и окружающим, зависит от того, насколько силен в нем этот архетип, и от того, насколько сильно и устойчиво его эго. Человек, обладающий здоровым эго, может, например, сказать: "Пусть даже мне хочется убить тебя или вскрыть себе вены, это не означает, что я так и поступлю". Если же эго мужчины-Диониса нестабильно и вдобавок он пережил тяжелую эмоциональную травму, такой человек способен совершить массовые убийства, как это сделал Чарльз Мэнсон – мистик, любовник и убийца. Однако при наличии сильного и здорового эго архетип Диониса дает широту и глубину чувств, увеличивает вероятность пиковых эмоциональных переживаний и усиливает эротические ощущения – как духовные, так и физические.

Бродяга, бегущий от погони

Мотив побега и погони – неизменная составляющая мифов о Дионисе и его последовательницах. Например, по велению царя Ликурга Диониса избили и вынудили броситься в море. Поклонявшиеся ему женщины, объятые ужасом, пустились наутек, но их настигали и беспощадно избивали.

Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру (как его знали греки), призывая женщин на некоторое время оставить домашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, – ведь они с Дионисом проповедуют совершенно непримиримые ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.

Расчлененный архетип

Мотив расчленения постоянно повторяется в мифах о Дионисе, разделившем судьбу более раннего египетского бога Осириса. Позже роль божественного сына, прошедшего через смерть и воскресение, досталась также Иисусу Христу. Архетип Диониса предрасполагает мужчину (или женщину) к психологическому расчленению или распятию вследствие неспособности примирить противоположные внутренние силы. Мужчина-Дионис часто оказывается как бы "распят на кресте", обуреваемый двумя противоположными порывами. Например, он может одновременно стремиться к тому, чтобы слиться с возлюбленной, и к тому, чтобы покинуть ее. "Расчлененность" – образно говоря, неспособность "сохранить целостность"; ощущение, что ты расколот на множество частей, – довольно обычное состояние для мужчин этого типа.

Мотив расчленения особенно силен, когда архетип Диониса сочетается с религией, уделяющей большое влияние чувству вины. Примером могут служить иудео-христианские религии, предписывающие: "Если рука вводит тебя в искушение, отсеки ее". Поскольку мистицизм и сексуальность суть два аспекта Диониса, молодой человек, заинтересовавшийся, например, католическим мистицизмом, может считать себя ужасным грешником, поскольку его постоянно преследуют чувственные ощущения и одолевают эротические фантазии. Сны о расчленении при помощи мечей и ножей довольно часто снятся мужчинам (и женщинам), чьи внутренние порывы вступают в непримиримый конфликт с верой.

Развить в себе Диониса

Многие мужчины, в ком не развит архетип Диониса, страдают от эмоциональной бедности и не осознают своих глубоко затаенных эмоций. Некоторым недостает чувственности (об экстазе тут и говорить не приходится) независимо от того, как часто они занимаются сексом. Развитие в себе Диониса может значительно обогатить их жизнь. Дионис сосредоточивает внимание на текущем моменте, а не на какой-то отдаленной цели. Он чутко реагирует на любые события, безошибочно ощущая то, что происходит между людьми или внутри него.

Танец и секс – сферы, где присутствие Диониса особенно важно, ибо этот архетип дает глубину, спонтанность и возможность слиться с музыкой или с возлюбленной. Овладение "техникой", строгое воспроизведение заученных движений в танце или книжных поз в сексе – все это мешает мужчине по-настоящему "быть в моменте". Если мужчина помнит о часах, Дионис отсутствует. Если в голову закрадываются посторонние мысли, отвлекая мужчину от текущего момента, Дионис покидает его. Если мужчина не осознает, что у него есть тело, он не настроен на Диониса.

Чтобы пригласить в себя Диониса, иногда необходимо выйти из привычного окружения, снять повседневные одежды, отказаться от приевшихся масок и ролей. Нужно принять дары Диониса: вино; музыку, которая пробуждает в танцоре спонтанную чувственность; бесшабашный праздник в ночь на Ивана Купала; карнавал с костюмами и масками – все, что ослабляет власть ума и помогает забыть о течении времени, приближает нас к Дионису.

Когда мы едем за город, чтобы, забыв о работе и домашних обязанностях, обрести единство с Матерью Природой, мы также пробуждаем в себе Диониса. Дионис приходит к нам, когда мы идем навстречу природе и стараемся слиться с ней. Отказываясь от привычного осознанного восприятия времени и расстояния и полностью погружаясь в ощущения момента, мы переносимся в царство субъективных экстатических ощущений.

Дионис как мужчина

Как и в предыдущих главах, в этом разделе мы будем говорить о том, что в общих чертах ждет в жизни мужчину, который ассоциируется с данным богом. Однако в случае Диониса такое обобщенное описание дать не так легко, поскольку этот архетип характеризуется противоположными тенденциями и крайностями.

Как ни трудно предсказать, каким образом проявится Дионис в жизни конкретного человека, у носителя этого архетипа есть некоторые узнаваемые черты, обычно вызывающие недоверие или отторжение у других мужчин. По стандартам "серьезных людей" мужчина-Дионис слишком женствен, или мистически настроен, или ведет себя очень уж вызывающе, или опасен, или излишне обаятелен и привлекателен, – в общем, они неуютно чувствуют себя в его обществе. Дионис разрушает обыденность. С одной стороны, этот мужчина побуждает окружающих к бунту, а с другой – архетип Диониса не дает ему самому жить как все.

Ранние годы

Бог Дионис в раннем детстве пережил два необычных события, которые могут приблизить нас к пониманию психологически аналогичных переживаний мужчин, ассоциирующихся с этим архетипом. Во-первых, бога воспитывали, замаскировав под девочку; а во-вторых, женщины, заменявшие ему мать, сошли с ума и были одержимы жаждой убийства.

Если у родителей есть стереотипы относительно того, чем должен интересоваться мальчик (проказы, техника и спорт), тогда мальчику-Дионису, вероятно, будут в той или иной форме указывать на то, что он ведет себя "как девчонка". Маленького Диониса влечет к женским занятиям, поскольку он любит использовать все свои пять чувств – этот мальчик хочет, чтобы его мир был наполнен чувственными ощущениями. Он любит щупать шелк и мех, наслаждается яркими красками, его чарует музыка. Кухня с ее запахами и вкусами этому мальчишке намного интереснее, чем гараж. Театр бесконечно больше увлекает его, чем стадион, одежда интересует больше, чем компьютеры. За эти врожденные склонности Диониса нередко называют "неженкой" – окружающим кажется, что он ведет себя как девочка.

Если даже интересы этого ребенка остаются в рамках того, "чем должен заниматься мальчик", о его эмоциональности этого не скажешь. Ему редко удается вести себя стоически, даже если окружающие всячески поощряют его к этому. Вполне вероятно, что ему постоянно твердят: "большие мальчики не плачут". Он же чуть что ударяется в слезы и столь же легко начинает смеяться. Маленькому Дионису трудно "контролировать" свои эмоции (что для большинства мальчиков означает подавлять их), и в этом он опять-таки "уподобляется девчонке".

Еще одно ключевое событие детства бога Диониса – безумие и жажда убийства, обуявшая его приемных родителей. Психоаналитик Алиса Миллер в книге "Пленники детства" описывает, как умный, чувствительный ребенок учится ладить с самовлюбленной матерью (реже отцом), которая проявляет враждебность, едва он делает что-то ей не по нраву. Он приучается замечать любые эмоциональные признаки недовольства и старается угодить (что является одним из факторов "воспитания под девочку"). Если мать или отец в силу психической неустойчивости склонны к крайним эмоциональным реакциям, мальчик, который только что был "маминым бесценным сокровищем", может через секунду столкнуться с дикой враждебностью (убийственной яростью) с ее стороны.

Большинство пациентов Алисы Миллер, у кого были такие родители, с самого детства научились подавлять свои эмоциональные реакции (которые в результате так и не развились) и жить исключительно умственной жизнью. Однако если ведущим архетипом в психике является Дионис, мальчик просто не способен этого сделать. Он может просто сбежать из дому, влиться в банду малолетних преступников, бунтовать и угрожать родителям или приобрести какое-то психосоматическое заболевание.

Родители

Сможет ли мальчик-Дионис развить позитивный образ себя, особенно зависит от родителей, ибо этот ребенок, в отличие от представителей других архетипов, не похож на "всех мальчишек", а поэтому вне семьи он уж точно признания не найдет. Однако мальчик-Дионис очень часто не встречает одобрения родителей: в частности, отец не принимает Диониса таким, какой он есть. В результате ребенок с переменным успехом пытается приспособиться к его ожиданиям.

У бога-Диониса был могущественный отец, заботившийся о нем. Согласно мифологии, Зевс заботился о Дионисе больше, чем о других сыновьях. Он выносил Диониса вместо матери и не переставал заботиться о нем после рождения. Позднее Зевс даровал бессмертие смертной жене Диониса Ариадне. Любящий заботливый отец-Зевс, который принимает сына таким, какой он есть, и уважает его выбор – идеальный вариант для мальчика-Диониса. Благодаря такому отношению его личность развивается свободно, и у мальчика не возникает сомнений в собственной мужественности.

Более того, бог-Дионис был младшим сыном Зевса, и, независимо от порядка рождения детей в семье, мальчик-Дионис всегда ведет себя как младший из сыновей. Он игрив, живет в текущем моменте, и его не особенно интересует успех.

Часто Диониса считают "маменькиным сынком" – и по характеру, и по интересам этот мальчик ближе к матери, чем к отцу. Если Диониса растит мать-одиночка или если его отец эмоционально закрыт или враждебен, тогда ребенок отождествляет себя с матерью, не чувствует общности с другими мужчинами и не осознает свою мужественность.

Весьма прохладные отношения с матерью развиваются у Диониса в том случае, если он не соответствует ее представлениям о том, каким должен быть мальчик. Это особенно вероятно, если его мать по архетипу Афина – покровительница героев, божество, более всех ценящее логику. Она – мать-наставница, способная помочь сыну добиться успехов в жизни, но не склонная к материнской заботе. Она разочарована и обескуражена отсутствием амбиций у сына-Диониса, а ему не хватает самого обычного материнского внимания, и он ищет его у других женщин.

Юность и молодость

Юность – обычно кризисный период для Диониса. Все его черты в это время усиливаются. Эмоциональные настроения колеблются сильнее, чем у других подростков. Вопросы о собственной половой ориентации стоят острее, чем у других. Он с пугающей страстью влюбляется в девочек или мальчиков – или и в тех, и в других. Возникает опасность пристраститься к наркотикам. Появляется склонность вызывающе одеваться. Его не интересуют оценки в школе, – и это безразличие усугубляется вместе с усилением всех остальных качеств.

Родители, как правило, начинают беспокоиться, преподаватели разбиваются на два лагеря. Неумение приспосабливаться и идти в ногу со всеми теперь становится очевидным, – это качество было свойственно этому мальчику всегда, но прежде не особенно бросалось в глаза.

Иногда конфликт происходит внутри мальчика-Диониса, а не во взаимоотношениях с окружающими. Ему все труднее быть таким, как все, и подавлять в себе Диониса. Из-за того, что подросток не в ладах с собой – он буквально разрывается на части, – у него могут случаться эмоциональные срывы. Возможны даже серьезные психические расстройства. Если репрессивная религия и семья порицают любые "нечистые мысли", его постоянно терзают чувство вины и ощущение собственной греховности.

С уходом из дома на заре молодости продолжается период юношеской эмоциональной нестабильности и экспериментов. Поиски экстатических переживаний в духовной или половой сфере или же в наркотическом опьянении негативно сказываются на учебе и карьере. Экспериментаторский дух часто заводит молодого человека в маргинальную или экстремистскую среду, что может быть очень опасно.

Но если ребенка с детства принимали и ценили таким, какой он есть, и помогали разобраться в себе, тогда исследование и проявление дионисийских граней личности не уводит молодого человека к опасным крайностям. Например, поскольку Дионис живет в текущем моменте, его нужно с детства терпеливо учить думать о завтрашнем

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...