Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подобно слайдам, установки проецируются на партнеров, обстоятельства и ситуации, в которых мы оказываемся.Рассмотрим пример; позволяющий понять действие, функциональную роль, а также неприятные стороны установки. Представьте, что в гостях вас знакомят с присутствующими и о ком-то говорят- это торговый работник. В вашем сознании мгновенно возникает готовая реакция, сложившаяся на основе прежнего личного опыта .Слайд-установка проецируется на представленного человека и предопределяет дальнейшее отношение к нему вы начинаете относиться к данной конкретной личности в зависимости от того, нравятся вам или нет люди такого типа – уважительно и приветливо или сохраняя почтительную дистанцию, или недоброжелательно. "Включение" установки сэкономило ваши ресурсы, но, ведь может оказаться так, что заготовка действовать определенным образом совсем неуместна в данном случае – перед вами человек, не соответствующий хранящемуся в памяти слайду. Как быстро вы это поймете и скорректируете отношение к конкретному человеку, отказавшись от услуг своей установки. А возможно, она проявилась вполне оправданно, и тогда ваш опыт должен подсказать правильное отношение к партнеру. Выходит, действие установок может быть либо оправданным и уместным, либо ошибочным и даже вредным. Если вспомнить, что в нашем сознании хранятся многочисленные шаблоны реагирования на различные типы людей, на повторяющиеся житейские обстоятельства, на привычные профессиональные ситуации, то нетрудно понять, какое значение имеют установки в повседневной коммуникации – они то способствуют, то препятствуют налаживанию и поддержанию контактов с партнерами. Коммуникативные установки обладают мощным информационно-энергетическим зарядом. Энергетикой пронизан каждый компонент установки: 1) знания о конкретных тинах партнеров – могут быть истинными, сомнительными или ложными; 2) переживания опыта общения с конкретными типами партнеров –бывают глубокими, неглубокими или весьма поверхностными, 3) оценки конкретных типов партнеров – выглядят позитивными, нейтральными или негативными; 4) побуждения, то есть стремления выразить установки к конкретным тинам партнеров – оказываются проявляемыми, маскируемыми или подавляемыми личностью в себе. Коммуникативные установки субъективны по своей природе, ибо основаны на знаниях, переживаниях, оценках и побуждениях самой личности. Субъективизм установок многократно увеличивается, когда знания личности о людях сомнительны или ложны, переживания опыта общения с партнером неглубокие или поверхностные, оценки в адрес окружающих нейтральные или негативные, а побуждения выразить установку к ним осознанно маскируются или несознательно подавляются личностью. Но сама личность, как правило, ни о чем не догадывается: ни о наличии у себя определенных установок, ни тем более о степени их субъективности или объективности. Оказавшись во власти своих установок, человек в значительной мере автоматически реагирует на партнеров, плохо дифференцируя их, воспринимая как бы по шаблону, не вникая в индивидуальность. Последствия очевидны: нарушается принцип субъектных отношений, притупляется внимание к сущности партнера и его состояниям, ослабевает нравственная сторона общения. Проявляя осознанно или бессознательно свои коммуникативные установки, личность направляет на партнеров концентрированный поток энергии – положительной или негативной. Высказывания, оценки и действия в адрес партнеров отчетливо эмоционально окрашены. Например, проводя занятия по психологии с медицинскими сестрами, имеющими практический опыт, нередко слышишь отклики о тех или иных типах больных: контингент нашей поликлиники – в основном пенсионеры, с ними тяжело работать, все им не так, капризны; сегодня больные нервные, озлобленные; молодые мамаши -безответственны и т. д. Если медсестра имеет дело с больными алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями, у нее складываются обобщенные оценки своего контингента пациентов. Обобщенные и энергетически заряженные установки проявляет учитель по отношению к большинству учащихся или отдельным их типам. Одних он принимает, уважает, а других, напротив, отвергает, осуждает, недолюбливает. Соответствующий энергетический фон сопровождает взаимодействие с учащимися разных типов в тех или иных ситуациях. Сотрудник ГАИ, продавец, парикмахер, секретарь-референт имеют свои представления о собирательном объекте своей деятельности и, следовательно, привносит во взаимоотношения с партнерами определенный эмоционально-энергетический фон. Содержание и энергия коммуникативных установок непроизвольно проецируются на типы людей, относительно которых В повседневном взаимодействии важнейшую роль играет коммуникативная установка но отношению к людям вообще. Она складывается у личности под влиянием всего опыта общения, знаний и оценок большинства людей, с которыми довелось встречаться в разных сферах – в быту, на работе, в общественных местах. Постепенно укрепляясь в сознании или на уровне подсознания, установка к людям все отчетливее характеризует энергетический облик личности. Установка "управляет" восприятием конкретных участников совместной деятельности. Она бывает позитивной или негативной, реже – неопределенной. Позитивная установка к людям – готовность личности доброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием удачного, в основном, личного опыта взаимодействия с другими, вследствие положительных переживаний и оценок большинства жизненных эпизодов общения. Наличие позитивной установки к людям – ценнейшее качество каждого, кто работает в постоянном контакте с людьми: ее носитель продуцирует положительную энергию, он исходно "запрограммирован" проявлять дружеский настрой практически ко всем партнерам и в большинстве случаев. В нравственном облике такой личности преобладают положительные суждения о людях, вера в лучшие их качества. Она не склонна делать расширительные обобщения на основе их отдельных недостатков. Иной энергетический облик и содержание отношений демонстрирует человек с негативной установкой. Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра. ВАША КОММУНИКАТИВНАЯ УСТАНОВКА Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни: 1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй 2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться). 3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы. 4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви. 5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость. 6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание. 7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим 8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит. 9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было. 10. В моей жизни часто встречались циничные люди. 11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью. 12. Добро должно быть с кулаками. 13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем. 14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных. 15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные. 16. Я очень доверчивый человек. 17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей. 18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией. 19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим. 20. Воспитанность в моем окружении на работе – редкое качество 21 Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги. 22 Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов. 23. Люди, как правило, безынициативны в работе 24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому. 25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов. ПРИЗНАКИ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |