Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностная тревожность – устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие.

Причины появления личностной тревожности столь разнообразны, что их трудно отнести к определенному классу. В тревожный стереотип поведения трансформируется все, что угодно: и незначительные соматические нарушения, и психологический дискомфорт, и восприятие некоторых сторон действительности, и жизненные позиции. В итоге личность несколько дестабилизирована: чем-то обеспокоена и неудовлетворенна, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Весьма распространенный вариант тревожности – смесь тоски и меланхолии. Возможно, именно такое состояние души и тела англичане называют сплином (от анатомического понятия селезенка), а русские – хандрой, необъяснимой тягостью чувств и мироощущения, в котором раздражение перемежается со злобой, создавая специфический фон жизнедеятельности личности.

Думается, такой вариант тревожности фиксируется с помощью


довольно распространенного опросника Ч. Спилбергера, который и предлагается вам для самооценки.

Проверьте себя. Прочитайте каждое из приведенных суждений и зачеркните цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа:

КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО

  Почти никогда Иногда
1. Я испытываю удовольствие
2. Я быстро, устаю
3. Я легко могу заплакать
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
5. Нередко я проигрываю из-за того, что, недостаточно быстро принимаю решения
6. Я чувствую себя бодрым
7.Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Я вполне счастлив
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу
12. Мне не хватает уверенности в себе
13. Я чувствую себя в безопасности
14. Я стараюсь избегать критических ситуации и трудностей
15. У меня бывает хандра
16.Я доволен
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
19. Я уравновешенный человек
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю – о своих делах и заботах.
Часто Почти всегда  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.  
 
 
 
         

Обработка результатов: прежде надо просуммировать зачеркнутые числа в ответах: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму зачеркнутых чисел ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разнице надо прибавить 35.

Интерпретация данных: до 30 — низкая тревожность или отсутствие


таковой в психическом статусе личности; 31^5 – умеренная личностная тревожность, 46 и более – высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.

Фрустрация (от лат. обман, тщетное ожидание) – состояние переживания нереализованных намерений и неудовлетворенных потребностей.

Человек практически постоянно находится в негативном эмоциональном состоянии, которое вызывается неотступной мыслью: "Я хочу, но не могу". У него имеются потребности и желания, но они не могут быть реализованы, он поставил перед собой цели, но они недостижимы. Иначе сказать, намерения блокированы, встретили на пути к воплощению какие-либо препятствия или трудности – мешают внешние обстоятельства, действующие запреты, недостает материальных средств, нет соответствующих внутренних ресурсов и т. п.

Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоционально-энергетическое напряжение испытывает психика. Иногда состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, озлобленностью и др. Их энергетика побуждает активно действовать интеллект, но он не находит выхода из ситуации, потому что препятствия и трудности объективно не преодолимы, в результате эмоциональное напряжение еще более усиливается. Человек должен был бы вести себя рационально – либо понизить свои притязания, либо смириться с трудностями, либо перестать думать о том и о другом, но он не в состоянии оборвать возникшую энергетическую завязку между интеллектом и эмоциями. Он оказывается в психологическом стрессе.

Состояние фрустрации отрицательно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение, фрустрированная же личность бывает неприятна в общении, она реагирует на происходящее в рамках своего дисфункционального стереотипа эмоционального поведения – некоммуникабельного, энергетически-информационно перегруженного. Фрустрированный человек обычно выдает себя жесткой экспрессией, склонностью срывать зло на партнерах, грубостью, недоброжелательным обращением.

Фрустрированная работница в регистратуре поликлиники общается с пациентами в раздражительном тоне, резка, непочтительна – оказывается, она мать-одиночка, испытывает серьезные материальные трудности, у нее на руках больная мать, а так хочется пожить для себя. Фрустрированный врач едва скрывает свою неприязнь к больным, погружен в свои переживания, скуп на слова и душевное тепло – таково следствие неудачной карьеры, несложившихся отношений с коллегами на новом месте работы. Фрустрированная учительница в школе разговаривает с родителями


сквозь зубы, давая понять, как она тяготится своими обязанностями, -причина в том, что она живет с алкоголиком, это унижает ее в собственных глазах. Фрустрированная работница жэка за то время, пока выдавала справку, испортила вам настроение на весь день – дело в том, что она видит себя в кресле руководящего работника в исполкоме и не смирилась с тем, что из-за казенной жилплощади вынуждена довольствоваться незначительной, по ее представлению, ролью.

Проверьте себя: отвечайте "да" или "нет", ознакомившись с нижеследующими ситуациями.

ВЫ СКЛОННЫ К ФРУСТРАЦИИ, ЕСЛИ:

1. Завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Недовольны отношениями в семье.

3. Считаете, что достойны лучшей участи.

4. Полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

6. Часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

10. Считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря).

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

За каждый утвердительный ответ начисляется балл: 10-12 баллов -вы очень фрустрированы; 5-9 баллов – есть устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше – фрустрация отсутствует.

Социальная фрустрированность – вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях.

Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, что человек конкретно сам смог достичь – с другой стороны.

Обратите внимание на то, что каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально-экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Социум как бы "вырабатывает" шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид, соответственно своим притязаниям и возможностям, достигает того или иного уровня.


Лучше всего это проиллюстрировать при помощи "шкалы образования". В современных условиях она выглядит так: безграмотность, малограмотность, начальное, среднее, специальное, высшее образование, аспирантура, степень кандидата и затем доктора наук. Такие возможности образования предлагает общество, а конкретная личность занимает определенную ступень на этой шкале, например, ограничилась окончанием школы. Социальная фрустрация в аспекте образования возникает в том случае, если личность не достигла соответствия своих возможностей занятой позиции в иерархии по ступеням образования.

Общество "наработало" ряд подобных шкал в разных аспектах достижений. В сфере жилищного обеспечения можно оказаться на любой ступени: "отсутствие своего жилья", "сильно заселенная коммуналка", "малозаселенная коммуналка", "однокомнатная квартира" и т. д. вплоть до "современный коттедж". В плане материального положения можно быть за чертой бедности, на уровне прожиточного минимума, иметь средний или высокий доход. При этом общество постоянно корректирует или вводит новые ступени достижений по той или иной шкале. Например, буквально на наших глазах возникла новая мерка материального достатка – "новый русский", то есть обеспеченный человек, у которого есть все и даже больше. В сфере воспитания детей современная шкала прибавила пункты "частная гимназия", "частный педагог", о которых забыли при советской власти.

Шкалы социально заданных иерархий существуют также в сферах общения. Вам может очень повезти, если ваш брачный партнер "идеал во всех отношениях" – такова вершина достижений на брачном поприще. Или вам выпала совсем иная карта – "невыносимый человек". Вам удалось или не удалось воспитать своих детей, найти хороших друзей, встретить достойных коллег, работать под началом хорошего руководителя. Социум предлагает нам конкретные вариации служебных отношений – отличные, хорошие, посредственные, неважные, очень плохие. Ваша профессиональная деятельность связана с людьми, и здесь, в некотором смысле, возможны разные достижения по социально заданным иерархиям: вы чаще всего сталкиваетесь с "очень приятными людьми", "не очень приятными", "совсем неприятными".

Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности -неудовлетворенности. При этом он переживает фрустрацию не столько от достигнутого, например, от условий, в которых живет или материального дохода, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего. В первые годы строительства социализма люди были счастливы, проживая в коммуналках, которые они сознательно создавали в противовес буржуазной шкале "жилищных ценностей" – отдельным, благоустроенным апартаментам.

Нечто похожее происходит в сфере отношений: они нас устраивают или не устраивают не сами по себе, а в зависимости от ожиданий и оценок.


Иной человек вполне удовлетворен тем, что у него нет друзей, что он не вступает в неформальные отношения с коллегами. Не возникают тесные, доверительные контакты и не надо.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...