Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умение в процессе коммуникации преобразовывать перегруженные энергией и смыслом и потому деструктивные эмоции в конструктивную их форму – признак профессиональной пригодности для работы с людьми.

Правило 4. Проявляйте экспрессию в коммуникабельной форме.

У каждого из нас имеется, так сказать, дежурный вариант экспрессии – улыбка, взгляд, тон речи, жесты и позы. Ими мы пользуемся чаще всего, в привычной обстановке, в типичных ситуациях – на работе, дома, при взаимодействии с ближайшим окружением. Обычно мы не задумываемся о психологической привлекательности своей экспрессии "на каждый день". Возможно, потому что очень любим себя, а может быть, не привыкли заострять на этом внимание Да и времени не хватает, чтобы поглядывать на себя со стороны. Однако не будем забывать, что, проявляя эмоциональный стереотип поведения в естественной своей среде, мы репродуцируем определенную

энергию.

С точки зрения коммуникабельности средства экспрессии могут проявляться различным образом:

идеально – улыбка, взгляд, тон речи, жесты, позы (вместе или раздельно) производят на окружающих самое благоприятное впечатление. В этом случае человек неотразим, способен очень благотворно влиять на партнеров, легко располагать к себе, вызывать доверие и, следовательно, содействовать эффекту взаимодействия;

нормально – экспрессия такова, что партнер под ее влиянием чувствует себя вполне комфортно, настраивается на сотрудничество, готов в ответ демонстрировать внимание, отзывчивость и доверие;

неонределенно – экспрессия недостаточно выразительна или двойственна по смыслу и потому не стимулирует у партнера позитивный отклик, соучастие и доверие;

нежелательно – в этом варианте экспрессия, свойственная человеку, вызывает негативный ответный настрой у партнера и заметно мешает совместной деятельности;

неприемлемо – экспрессивные средства, используемые личностью, явно вредят общению, вызывают у партнеров неприятные переживания, недоверие, отбивают желание сотрудничать.


Постарайтесь вспомнить себя в типичных повседневных условиях общения и при помощи предлагаемой таблицы выявить:

КАКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ ОБЛАДАЮТ ВАШИ СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ:

средства Идеально нормально неопределен нежелательн неприемлемо
экспрессии     но о  
УЛЫБКА Покоряющая располагающ ая многозначите льная, дежурная, натянутая недоверчивая, обиженная, капризная ехидная, скептическая, злобная
ВЗГЛЯД Любящего родителя, дружелюбны й, теплый успокаивающ ий отсутствующ ий, пустой, безразличный озабоченный, тяжелый, бегающий, подозрительн ый, колкий надменный, уничтожающ ий, угрожающий
ТОН РЕЧИ Завораживаю щий ободряющий бесцветный, монотонный, ничего не выражающий резкий, недовольный, вызывающий, поучающий раздраженны й, высокомерны й, не терпящий возражений
ЖЕСТЫ Изящные помогающие взаимопоним анию скупые, однообразные , скованные манерные, неэстетичные , излишние развязные, грубые, вульгарные
ПОЗЫ искреннее внимание к партнеру деловое участие невозмутимое ть, дежурное внимание самодовольст во, подавление партнера, отстраненное ть пренебрежен ие, устрашение, угроза

Легко ли вам было определять степень коммуникабельности своих выразительных средств? Если, по вашему мнению, в таблице не нашлось подходящих слов, характеризующих вашу экспрессию, то можно ввести дополнительные. Главное сообразить, каково все-таки повседневное значение того или иного средства — идеальное, нормальное, неопределенное, нежелательное.

Наши обследования выявили две закономерности, которые нельзя оставить без комментария.

Во-первых, многие профессионалы, работающие с людьми, полагают, что у них нет "дежурной" экспрессии, что их улыбки, взгляды, жесты, тон речи и позы принимают самые разные значения — все зависит от ситуации общения. Так рассуждает большинство врачей и медсестер, учителей и воспитателей, руководителей и студентов, мужчин и женщин. Тем не менее, самооценки опрошенных не соответствуют истине.

Дело в том, что обусловленный природой, здоровьем и воспитанием стереотип эмоционального поведения личности резко ограничивает


вариации экспрессии. Он дает о себе знать всегда, хотим мы того или нет. Присущие нам эмоциональные реакции и состояния, доминирующие признаки, энергетические свойства и, следовательно, коммуникабельные качества эмоций просматриваются в разных ситуациях общения и тем более в типичных. Конечно, любой человек в принципе может продемонстрировать разные по значению эмоциональные реакции и состояния. Но в повседневной жизни им владеет эмоциональный стереотип. Возможное нельзя принимать за действительное.

Во-вторых, подавляющее большинство обследованных находит свои экспрессивные средства в полном порядке. Многие считают, что в типичных обстоятельствах они либо близки к идеалу, либо проявляют норму. Редко встречаются признания нежелательных форм, и практически никто не находит свою экспрессию неприемлемой.

Но посмотрите вокруг: так ли безупречна экспрессия у большинства? Очевидно, человеку приятно нравиться самому себе, однако, по нашим наблюдениям, около 20% обследуемых из разных социально-демографических групп нуждались в коррекции экспрессии. Нередко бывало так: чем очевиднее необходимость внесения исправлений в экспрессию, тем упорнее сопротивляется человек, защищая свое право оставаться таким, каким создала его природа. Пожалуйста, оставайтесь, но тогда вам надо сменить профессию. Работа с техникой, животными, растениями, но не с людьми.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...