Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что мешает устанавливать контакты на эмоциональной основе.

  Воспит- учителя врачи медсес студен безрабо безраб
"помехи" атели N=59 N=196 тры ты тные, отные
  N=36     N=149 N=27 обучаю щиеся на бухгалт ера N=33 обуча ющиес я на психол ога и социал ьного работ ника N=46
1 Неумение управлять 1,42 1,44 \,11 1,51 1,07 1,44 2,71
эмоциями, дозировать их              
2 Неадекватное 1,26 1,39 1,30 1,20 1,85 1,30 1,83
проявление эмоции              
3 Негибкость, 1,68 2,08 2,21 2,08 2,14 2,33 2,00
неразвитость,              
невыразительно сть              
эмоции              
4 Доминирование 1,21 1,44 1,44 1,38 1,18 1,03 1,67
негативной эмоции              
5 Нежелание 0,56 1,06 1,25 1,83 1,40 1,24 1,39
сближаться с людьми              
на эмоциональной              
основе              
ВСЕГО 6,13 7,41 7,97 8,00 7,64 7,34 9,60

Правило 6. Отслеживайте смысловое содержание

Воспроизводимых эмоций.

Данное правило обращает наше внимание на то, что эмоции, которыми наделен человек от природы, подвергаются социализации. В процессе воспитания личности они обретают принятую в данной культуре форму, наделяются определенной символикой, смыслом. Однако каждый из нас усвоил уроки эмоционального воспитания более или менее успешно, что и обнаруживается в процессе общения.

Вот о чем конкретно следует позаботиться профессионалу, работающему с людьми:


- проявляйте свои эмоции в рамках общепринятой символики.

Человек очень индивидуально демонстрирует радость, восторг, печаль, грусть, недовольство, тревожность или восхищение и другие эмоции. Тем не менее мы понимаем состояние друг друга. Это становится возможным потому, что в практике межличностного общения обозначились границы смысла, в которых происходит адекватная расшифровка тех или иных эмоций. Стоит кому-либо, выражая эмоцию, выйти за рамки общепринятых значений, как его перестанут правильно понимать.

Приведем аналогичный пример с восприятием устной речи. Каждый произносит звуки со своими специфическими оттенками и физическими характеристиками, тем не менее мы прекрасно понимаем друг друга Это становится возможным потому, что говорящий бессознательно придерживается заданной в культуре вариативности произношения звуков, а психика воспринимающего различает диапазоны допустимых вариаций. Когда же на русском языке говорит иностранец, мы замечаем, что у него акцент. Он воспроизводит звуки как бы за рамками вариаций, допустимых для нашего восприятия.

Нечто подобное происходит при обмене эмоциями некоторые люди демонстрируют их так, словно они иностранцы, с акцентом, то есть выходят за рамки общепринятой символики

Например, человек хочет казаться деловым и держится нарочито официально, подчеркнуто сухо, не позволяет себе улыбнуться Свидетельствуют ли такие эмоции о деловых качествах личности? Нет, они говорят о другом – о высокомерии, неумении вести себя естественно

Еще пример, девушка держится в компании изолировано, не реагирует на шутки, не отвечает на обращения Когда ее спросили, почему она так себя ведет, ответила я скромная Увы, ее эмоции говорили не о скромности, но, возможно, о закомплексованности или о невоспитанности.

Мать утверждает, что любит своего ребенка, желает ему только хорошего и при этом постоянно кричит на него, одергивает, приказывает. Она не понимает, что подобную гамму эмоций ребенок не в состоянии воспринять как проявление любви.

Весьма определенные для здоровой личности границы имеют эмоции, свидетельствующие о соучастии и сопереживании, о доброжелательности и внимании к партнеру, об ответственности за его благополучие, о милосердии.

Общаясь с партнерами, желательно проявлять эмоции без «акцента", в «чистом виде", то есть в строгом соответствии с принятыми в культуре границами смысла.

"Чистая эмоция" легко распознается партнерами, она однозначна, конкретна, коммуникабельна. Между прочим, именно наличием "чистых эмоций" во многом объясняется популярность телесериалов, так называемых "мыльных опер". В них герои четко делятся на добрых и злых, показывают открытые чувства разного диапазона – грусть, сентиментальность, любовь к


детям и родителям, презрение и страх. Зритель определенного типа получает возможность переживать "чистые эмоции", за что и благодарен актерам и постановщикам таких фильмов.

- не допускайте подмен в своих эмоциональных реакциях и состояниях.

Совет прежде всего обращен к аффективным, импульсивным, экзальтированным, невротизированным, психопатизированным и несколько инфантильным людям, то есть к тем, кто легко и быстро отвечает сильными эмоциональными разрядками на значимые воздействия. Обычно их реакции пересыщены энергией и смыслом и "выходят" за рамки общепринятых значений.

Например, в состоянии возбуждения иной человек вместо несогласия демонстрирует агрессию, вместо неприятия партнера — ненависть к нему, вместо интонации удивления – воспроизводит эмоцию презрения, вместо любопытства к личности или соучастия – нападает на партнера или придирается к нему, вместо любви – следует грубость.

Вам, наверное, сразу вспомнилось неадекватное эмоциональное поведение мальчугана, который свое увлечение одноклассницей проявляет в том, что норовит причинить ей боль – дергает за косичку, щиплет и т. п. В соответствии с такой моделью ведет себя и взрослый человек. Иная девушка несколько резка по отношению к молодому человеку, который ей понравился в компании, в то же время она любезничает с другим, совершенно ей безразличным, чтобы вызвать ревность у объекта своего внимания.

Подмена эмоциональных состояний, по нашим наблюдениям, отмечается в поведении людей, испытывающих постоянное психотравмирующее воздействие. Среди них встречаются неудачники, фрустрированные особы, мужчины и женщины с завышенными притязаниями, люди с надломленной судьбой, потерявшие работу. Короче говоря, все это персонажи с несколько дестабилизированной психикой. И, как правило, у них есть коммуникативные проблемы – часто случаются конфликты с коллегами и членами семьи, на них жалуются те, кого они обслуживают – клиенты, пациенты, покупатели, пассажиры и т. д.

- осознавайте личностный компонент в своих эмоциональных реакциях и состояниях.

Эмоции проявляет личность. Значит в экспрессии обычно выражается наша жизненная философия, ведущие ценности, характер, отношение к людям вообще и конкретным их типам в частности. Получается, что одна и та же эмоция, например, радость или печаль, тревога или негодование, выражается у разных партнеров по-разному за счет личностного компонента.

Обратите внимание на то, как конкретные люди смеются. В эмоции одного обычно слышится оттенок "хи-хи-хи" – так смеется человек несколько подозрительный и самоуверенный. У другого отчетливо звучит "ха-ха-ха" – свидетельство широкой, открытой натуры. У третьего


преобладает "хо-хо-хо" – чаще всего так смеется человек, относящийся с иронией к себе и другим. Четвертый выдает "хе-хе-хе" – так смеется интриган, который себе на уме. Беззвучно смеются загадочные и неопрде-ленные для партнеров натуры, от которьк можно ожидать, все что угодно.

ПОДУМАЙТЕ, КАКОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЬИНО ПЕРЕДАЕТСЯ ПАРТНЕРАМ В ВАШИХ ЭМОЦИЯХ:

доброжелательность или зловредность

доверчивость или подозрительность

радушие или ехидство

простота или высокомерие

порядочность или сволочизм

миролюбие или агрессия

спокойствие или нервозность

оптимизм или пессимизм

великодушие или скопидомство

Итак, что вы можете сказать о личностном компоненте своих эмоций:

Как вы смеетесь:хи-хи, ха-ха, хо-хо, хе-хе или как-то иначе?

Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

Как вы жалуетесь:пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого-либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?

Как вы требуете: воодушевляя или принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя личность?

Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или жесткой форме?

Как вы реагируете на критику, агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, а может быть, с искренней признательностью?

Как вы отзываетесь о большинстве своих коллег, с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?

Как вы реагируете на недомогающего близкого человека: с раздражением, стараясь скорее отделаться от него или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

Правило 7. Экономно расходуйте эмоционально-энергетически ресурсы.

Данное правило подчеркивает роль интеллекта в эмоциональном поведении человека. Напомним, что именно интеллект ведает "включением" эмоциональных программ, дарованных нам природой. По его команде программа вступает в действие, усиливает или ослабляет ответную реакцию. Одним событиям и фактам мы придаем очень большое значение. Тут же повышается расход энергии – появляются переживания, волнения, тревога, радость, восторг и т. д. К другим обстоятельствам мы безразличны, расход эмоциональной энергии минимален. Все зависит от интеллектуальной оценки внешних и внутренних воздействий.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...