Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет и распределение коммерческих расходов

Расходы, связанные с рекламой и реализацией продукции, называются коммерческими (внепроизводственными). Вместе с производственной себестоимостью эти расходы составляют полную себестоимость продукции.

В их состав входят следующие расходы:

1. Расходы по организации сбыта (маркетинговые операции):

· оплата услуг сторонних организаций. Оплата услуг сторонних организаций по маркетингу, в случаях, когда штатным расписанием не предусмотрены соответствующие функциональные службы (изучение рынков сбыта, конкурентоспособности выпускаемой продукции и др.); затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, связанным с операциями по сбыту продукции; комиссионные сборы и вознаграждения, уплачиваемые сбытовым и внешнеторговым организациям;

· расходы на рекламу. Затраты на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов упаковки и т.д.; на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению, размещение в "Интернете"); на световую и иную наружную рекламу; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий; расходы, вызванные участием предприятия в выставках в пределах республики, аукционах, товарных биржах, в международных ярмарках и выставках за границей.

2. Транспортно-экспедиционные расходы:

· расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции. Другие операции, обеспечивающие сохранность грузов при перевозке. Услуги вспомогательных цехов или участков по изготовлению тары и упаковки, по консервации и затариванию продукции; расходы на оплату труда рабочих, занятых упаковкой, консервацией и затариванием продукции на складе готовой продукции отдела сбыта; отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; стоимость материалов, расходуемых при упаковке готовой продукции; стоимость тары, приобретаемой на стороне; оплата услуг сторонних специализированных организаций по затариванию и упаковке изделий;

· расходы на погрузку и транспортировку продукции. Стоимость услуг вспомогательных цехов по доставке продукции на станцию или пристань отправления и погрузке ее в вагоны и суда; оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных и посреднических организаций; расходы по креплению изделий на железнодорожных платформах и вагонах;

· прочие расходы по сбыту. Другие расходы, связанные с реализацией продукции.

Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм.

Отнесение на себестоимость расходов по рекламе без подтверждающих документов запрещено. Сумма превышения расходов на рекламу сверх предельной суммы списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

По расходам на рекламу записи по счетам будут: Д-т 20 (26), 44 и К-т 50, 51 или же - Д-т 31 и К-т 50, 51, а после расчета норм - Д-т 20, 44 и К-т 31.

Не относятся к коммерческим расходам затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые покупателями. Указанные расходы отражаются на счете 45 "Товары отгруженные". Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы сверх стоимости товара. При этом делают следующие записи: Д-т 45иК-т 10 (02, 05, 12, 13, 31, 65, 67 и др.)

По мере оплаты стоимость транспортных расходов и тары списывается со счета 45 (Д-т 51, 52, 50 и К-т 45, 46).

Синтетический активный счет 43 "Коммерческие расходы" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. В дебет этого счета относятся все расходы по отгрузке и реализации продукции в соответствии с указанной номенклатурой, а в кредит — суммы, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию.

Коммерческие расходы не имеют в балансе отдельной статьи, и поэтому при его заполнении остаток по счету 43 на конец месяца присоединяется к остатку по счету 45.

На коммерческие расходы, возмещаемые покупателями в цене реализации, в учете делаютсязаписи:Д-т 43, К-т 10, 23, 29, 50, 51, 60, 70, 69, 71, 65, 68, 76.

По окончании месяца суммы коммерческих расходов, учтенные на дебете счета 43, списываются по следующим направлениям: Д-т 46, 48и К-т 43.

На предприятиях, где учет реализованной продукции (работ, услуг) считается по мере поступления выручки на счета в банках, соответствующая доля коммерческих расходов может относиться на счет 45 "Товары отгруженные" без бухгалтерской проводки. При упаковке готовой продукции (изделий) на складе доля коммерческих расходов, относящихся к затаренной, но неотгруженной продукции, присоединяется к ее остатку на складе.

Порядок включения коммерческих расходов в полную себестоимость отдельных видов реализованных изделий зависит от особенностей производства и характера выпускаемой продукции и предусматривается в отраслевых методических указаниях (инструкциях). Расходы на тару и упаковку могут относиться на себестоимость отдельных видов продукции по прямому назначению на основе соответствующих первичных документов. В других случаях коммерческие расходы распределяются между отдельными видами изделий пропорционально их массе или объему, а комиссионные сборы (отчисления), скидки с цены за организуемый оборот и прочие расходы по сбыту — пропорционально производственной себестоимости реализованной продукции.

В некоторых отраслях промышленности общую сумму коммерческих расходов распределяют между изделиями пропорционально плановой или фактической производственной себестоимости реализованной продукции или же ее объему по отпускным (оптовым) ценам. Таким образом, коммерческие расходы выступают в качестве как прямых, так и косвенных.

Коммерческие расходы не относятся на себестоимость работ и услуг для своего капитального строительства и непромышленных производств и хозяйств.

Аналитический учет в разрезе установленной номенклатуры статей ведется в ведомости, как за отчетный месяц, так и с нарастающим итогом с начала года, что обеспечивает условия для анализа коммерческих расходов и составления отчетности.

Учет реализации продукции

Завершающей стадией процесса кругооборота средств организации является реализация продукции (работ, услуг), в результате чего готовые изделия (работы, услуги) превращаются в деньги. Под реализациейпонимается продажа, обмен, безвозмездная передача товаров (работ, услуг), использование на собственные нужды.

Моментом реализациисчитается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя (заказчика), или дата отгрузки (отпуска) продукции, работ, услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетно-платежных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю.

Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг) предназначен результатный счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". На нем отражаются себестоимость и выручка (доходы) по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного и непромышленного характера; покупным изделиям; строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским работам и др.

Реализация основных средств, прочих материальных и иных ценностей учитывается на результатных счетах 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов".

По кредиту счета 46 отражается выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг по договорным (продажным) ценам, а также убытки от реализации.

По дебету счета 46 списывается реализованная продукция, товары и услуги по фактической их себестоимости, коммерческие расходы, относящиеся к отгруженной продукции, стоимость тары, оплачиваемой сверх стоимости продукции, а также налоги, уплачиваемые из выручки и прибыль.

Результат от реализации списывается ежемесячно на счет 80 «Прибыли и убытки». Если отпускная (продажная) цена превышает фактическую себестоимость, то валовой доход от реализации списывается по дебету счета 46 и кредиту счета 80. Если наоборот, то от реализации будет убыток, отражаемый по дебету счета 80 и кредиту счета 46.

Аналогично ведется учет на счетах: 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»; 48 «Реализация прочих активов».

Аналитический учет по счету 46 ведется по каждому виду реализуемой продукции (работ, услуг).

Для отражения операций по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" прежде всего, необходимо определить фактическую себестоимость реализованной продукции.

Поскольку фактическая себестоимость выпущенной из производства и отгруженной продукции (работ, услуг) может быть определена по окончании месяца, то в течение месяца движение указанной продукции в учете отражается по учетным ценам. По окончании месяца учетная стоимость выпущенной из производства и отгруженной продукции (работ, услуг) доводится до фактической. С этой целью ежемесячно рассчитываются сумма и процент отклонений фактической себестоимости от учетной. При определении фактической себестоимости реализованной продукции используются следующие расчеты:

1. Определение среднего процента отклонений:

где:

 

· Ср.%о - средний процент отклонений фактической себестоимости от плановой;

· Фсн - фактическая себестоимость остатков товаров, отгруженных на начало периода;

· Фсп - фактическая себестоимость товаров, отгруженных за отчетный период;

· Псн - плановая себестоимость остатков товаров отгруженных на начало периода;

· Псп - плановая себестоимость товаров, отгруженных за отчетный период.

2. Определение суммы отклонений:

, где

 

· О - сумма отклонений фактической себестоимости реализованной продукции от плановой;

· Псо - плановая себестоимость реализованной продукции;

· Ср.%о - средний процент отклонений.

3. Определение фактической себестоимости:

, где

 

· Фср - фактическая себестоимость реализованной продукции;

· Пср - плановая себестоимость реализованной продукции;

· О - сумма отклонений фактической себестоимости реализованной продукции от плановой.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотрено два варианта отражения в учете реализации продукции, товаров (работ, услуг):

1) продукция, товары, услуги считаются реализованными, когда они отгружены покупателям и расчетные документы предъявлены покупателю или сданы в банк, т.е. когда право собственности на отгруженную продукцию сразу переходит к покупателю;

2) по мере оплаты расчетных документов покупателями и поступления средств на расчетный счет. Учитывая начало перехода к рыночной экономике, ее нестабильность, частую пропажу груза право собственности на продукцию у покупателя, в основном, наступает с момента получения груза в силу «риска случайной гибели», и отгруженная продукция сначала зачисляется на промежуточный счет 45 «Товары отгруженные».

Записи по счетам при первом варианте следующие:оприходована готовая продукция по фактической себестоимости –
Д-т 40
и К-т 20; отгружена покупателям продукция, выполнены работы и оказаны услуги по договорным ценам – Д-т 62 и
К-т 46;
списание фактической себестоимости продукции, товаров, работ, услуг – Д-т 46 и К-т 40, 41, 20; поступление оплаты за отгруженную продукцию, товары по договорным ценам –
Д-т 50, 51, 52, 55
и К-т 62; при поступлении на расчетный счет предоплаты от покупателей (заказчиков) – Д-т 50, 51, 52 и
К-т 64;
отгрузка продукции в счет предоплаты (по фактичес-
кой себестоимости) и одновременно на сумму по договорным ценам – Д-т 46, 64 и К-т 40, 46; списание фактической себестоимости сданных заказчикам работ и услуг – Д-т 46 и
К-т 20.

При втором варианте учета реализации по мере оплаты за отгруженную продукцию применяется счет 45 «Товары отгруженные», как и по отгрузке на экспорт. Составляют бухгалтерские записи: списание отгруженных товаров, продукции по фактической себестоимости – Д-т 45 и К-т 40, 41; поступление выручки за отгруженную продукцию, товары по договорным це-
нам – Д-т 50, 51, 52, 55 и К-т 46; списание реализованных товаров и продукции со счета 45 «Товары отгруженные» по фактической себестоимости – Д-т 46 и К-т 45; списание фактической себестоимости услуг, оказанных на сторону – Д-т 45 и К-т 20; списание полуфабрикатов собственного производства – Д-т 45 и К-т 21; списание услуг вспомогательного производства по фактической себестоимости, оказанных на сторону – Д-т 45 и
К-т 23; отнесение транспортных услуг за счет покупателя продукции, услуг – Д-т 45 и К-т 60; списание командировочных расходов лиц, сопровождавших груз в пути и возмещаемых покупателям – Д-т 45 и К-т 71.

Малые предприятия могут отгруженную продукцию и при втором варианте учитывать сразу по дебету счета 46, минуя счет 45.

Контрольные вопросы по теме №15:

1. Готовая продукция и ее оценка.

2. Учет отгрузки готовой продукции, выполненных работ и услуг.

3. Учет и распределение коммерческих расходов.

4. Учет реализации продукции.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...