Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и формирование учетной политики.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов введения бухучета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности.

К способам ведения бухучета относятся способы группировки и оценки фактов хоз. деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухучета, системы регистров бухучета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

В 1995г. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998г. была издана его вторая редакция с изменениями‚ произошедшими в бухучете за прошедшие годы.

ПБУ 1/98 утверждено приказом Минфина РФ от 9.12.1998г. № 60н и содержит следующие разделы:

1. общие положения

2. формирование учетной политики

3. раскрытие учетной политики

4. изменение учетной политики

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации на основе нормативных актов по бухучету‚ утверждается руководителем организации и приобретает юридическую силу. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» утверждаются:

- рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хоз. деятельности, с использованием рекомендованных альбомов унифицированных форм первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- методы оценки активов и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хоз. операциями;

- другие решения, необходимые для организации бух учета.

При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хоз. деятельности, т.е. соблюдение общепринятых допущений, требований и принципов.

Процесс формирования учетной политики организации состоит в следующих последовательных этапов:

1) определение объектов бух учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производиться выбор способов ведения бух учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бух учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

5) отбор способов ведения бух учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

6) оформление избранной учетной политики.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации (приказами, распоряжениями и др.).

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется организационно-распорядительной документацией организации по аналогии с ее принятием и должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшего или способного оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Данная оценка производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бух учета.

Изменения учетной политики и их последствия подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

Системы управленческого учета.

Финансовый учет - это система сбора и обработки информации о финансовом состоянии организации, он включает в себя бухучет. Особенностями является то, что он используется на макроуровне, например, на уровне исполнения госбюджета. На микроуровне к финансовому учету относится отчетность предприятия перед вышестоящим предприятием.

Управленческий учет – это система сбора и обработки информации в целях принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятия. Особенность управленческого учета является то‚ что он может носить периодический, а не постоянный и непрерывный характер, которым обладает бухучет.

Основное назначение управленческого учета:

· представление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

· исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет, предвидений;

· определение финансовых результатов по проданным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

1. Если финансовый учет ведется в основном для внешних пользователей информации, то управленческий учет рассчитан полностью на внутреннего пользователя — управленческий аппарат предприятия.

2. Если финансовый учет регистрирует в основном уже свершившиеся факты, прошлую информацию, то управленческий учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства.

3. Если данные финансового учета открыты для внешних пользователей информации, то данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну и к ним имеют доступ работники соответствующих служб предприятия, занимающиеся вопросами совершенствования процесса производства и снижения затрат на производство продукции.

4. В управленческом учете широко используются специфические методы и приемы учета, обеспечивающие активное воздействие на процесс регулирования издержек производства и их
снижение: "стандарт-кост", "директ-костинг" и др.

5. Если вопросы ведения финансового учета жестко регламентированы соответствующими правилами, положениями и
стандартами, методическими указаниями и т. п., то значительная часть вопросов в управленческом учете решается предприятиями самостоятельно, исходя из конкретных условий, складывающихся на данном предприятии.

6. Если в финансовом учете производственные затраты учитываются лишь в укрупненном плане — по четырем элементам затрат, то в управленческом учете обеспечивается учет затрат по калькуляционным статьям, по видам производимой продукции. выполняемым работам и услугам, подразделениям и центрам ответственности и т. п.

7. Если в финансовом учете применяются реальные цены покупки материалов и продажи продукции, то в управленческом учете широко используются так называемые "трансферт­ные цены", т. е. условные цены, используемые при расчетах между внутренними структурными подразделениями организа­ции за передаваемые друг другу продукцию, работы, услуги.

8. Если в финансовом учете представляемая отчетность строго регламентирована государством, то в управленческом учете так называемая "внутренняя отчетность" устанавливается самой организацией в соответствии со сложившимися конкрет­ными условиями производства на данном предприятии. Состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности устанавливает администрация предприятия самостоятельно.

Пользователи бухгалтерской информации подразделяются на пользователей с прямым финансовым интересом и косвенным финансовым интересом. Пользователи с прямым финансовым интересом – это инвесторы, кредиторы, акционеры, работники предприятия; пользователи с косвенным интересом – аудиторские фирмы, статистические органы и налоговые органы.

Финансовый и управленческий учет. В странах рыночной экономики обычно различают финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, используемой для управления в пределах самой фирмы. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет затрат на производство продукции и анализ экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, нормами, сметами, планом. Основной целью управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от используемого в финансовом учете. Основные различия финансового и управленческого учета представлены в табл. 1.

Сравнение финансового и управленческого учета.

Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет
1. Основные потребители информации Сторонние организации и лица Различные уровни внутрифирменного управления
2. Виды систем бухгалтерского учета Система двойной записи Не ограничен двойной записью, используется любая система
3. Свобода выбора Обязательное следование общепринятым принципам бухучета Нет норм и ограничений
4. Используемые измерители Денежная единица по курсу, действовавшему в момент совершения хозяйственной операции Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения
5. Группировка затрат По элементам затрат По статьям калькуляции
6. Основной объект анализа Единица в целом Структурные подразделения предприятия
7. Периодичность составления отчетности Периодически, на регулярной основе По мере надобности, не обязательно на регулярной основе
8. Степень надежности информации Требуется объективность Зависит от целей планирования. При необходимости используются точные данные
9. Обязательность ведения Строго обязателен Не обязателен

Учет денежных средств в кассе‚ на расчетных и других счетах в банке.

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ» от 4.10.1993г. № 18.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие имеет кассу. Под кассу выделяется отдельное изолированное помещение. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Для ведения кассовых операций на должность кассира назначается материально – ответственное лицо, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

Все наличные деньги и ценности хранятся в несгораемом металлическом сейфе, который по окончании работы закрывается ключом, и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлического сейфа и печати хранятся у кассира, а дубликаты – у руководителя предприятия. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

Денежные суммы хранятся в кассе в пределах установленного лимита.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Прием наличных денег производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером, выдача наличных денег – расходным кассовым ордером, подписанным письменным главным бухгалтером и руководителем предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя. Если выдача денег производится по доверенности, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно. Подчистки, помарки или исправления не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов отрывные и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Синтетический учет кассовых операций ведется на счете 50 “Касса”. Счет активный, инвентарный, денежный. Поступление денежных средств учитывается по дебету, списание по кредиту. Сальдо отражает остаток наличных денег в кассе либо на начало, либо на конец отчетного периода. Синтетический учет операций по счету 50 “Касса” ведут в журнале-ордере 1 и ведомости 1.

Для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью денежных средств ежемесячно проводится инвентаризация кассы комиссией, утвержденной руководителем предприятия. По результатам инвентаризации составляется акт в 2-х экз. и подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом.

Безналичные расчеты осуществляют посредством перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках. Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Количество расчетных счетов, открываемых предприятием неограниченно.

Основные формы расчетов - расчеты платежными поручениями, аккредитивами, электронные переводы, расчеты в порядке плановых платежей и расчетными чеками.

Платежные поручения представляют собой универсальную форму расчетов, что позволяет использовать ее для одногородних и иногородних расчетов за товары и услуги, совершать нетоварные платежи.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

Для открытия расчетного счета необходимо предоставить следующие документы:

- карточку с образцами подписей и оттиском печати (в 2-х экземплярах), заверенная нотариально;

- заявление на открытие расчетного счета;

- копию устава и учредительных документов предприятия;

- копию регистрационного свидетельства предприятия;

- свидетельство Государственной налоговой инспекции о постановке на учет;

- свидетельство о регистрация предприятия в Пенсионном фонде, фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;

- документ, подтверждающий полномочия руководителя предприятия;

- копию приказа о назначении на должность главного бухгалтера;

- карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати.

Учет операций по расчетному счету осуществляется на счете 51 «Расчетный счет». По дебету счета 51 отражается поступление денежных средств на расчетный счет, по кредиту счета 51 отражается списание денежных средств с расчетного счета предприятия. Синтетический учет ведется в журнале-ордере 2 и ведомости 2. О движении денежных средств на расчетном счете банк извещает с помощью выписок банка из расчетного счета, которые предоставляются с позиций банка, т. е. читаются наоборот.

Для отражения оборотов по валютному счету используется счет 52 «Валютный счет». Счет активный. По дебету счета отражают поступление средств Д 52 К 62,76, по креди­ту списание Д 60,76 К 52. Синтетический учет ведется в журнале-ордере 2.

Учет курсовых разниц осуществляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету – отрицательные Д 91 К 52, по кредиту – положительные Д 52 К 91.

Учет операций по прочим счетам осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках». Этот счет предназначен для учета движения денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей) на текущих, особых и иных специальных счетах, а также движения средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Счет активный. Поступление денежных средств учитывается по дебету – Д 55 К 51,52,86, списание – по кредиту Д.60, 76 К 55.Синтетический учет ведется в журнале-ордере 3.

Бухгалтерские проводки по учету денежных средств

Содержание операции Дебет Кредит
Учет денежных средств в кассе организации
1. Приобретены денежные документы 76,71
2. Выданы денежные документы работникам
3. Оприходованы наличные, полученные по чеку
4. Получено от покупателя в оплату за реализованную продукцию
5. Оплачены приобретенные товары
6. Получены наличные денежные средства в счет вклада в уставный капитал
7. Поступила выручка за реализованную продукцию населению
8. Получен заем наличными 66,67
9. Погашена задолженность по займам 66,67
10. Выдан заем работнику
11. Оприходована возвращенная работником сумма займа
12. Выданы денежные средства под отчет
13. Возвращен не израсходованный остаток подотчетных денежных средств  
14. Оприходованы излишки денежных средств
15. Списана недостача денежных средств в кассе
Учет денежных средств на расчетных и валютных счетах в банках
16. Перечислены денежные средства поставщику 51,52
17. Получены денежные средства от покупателя 51,52
18. Погашена задолженность по налогам и сборам 68,69
19. Получен краткосрочный кредит (займ) 51,52
20. Возвращен краткосрочный кредит (займ) 51,52
21. Получен долгосрочный кредит (займ) 51,52
22. Возвращен долгосрочный кредит (займ) 51,52
23. Получены денежные средства в счет вклада в уставный капитал 51,52
24. Осуществлены финансовые вложения (выданы займы, приобретены ценные бумаги) 51,52
25. Поступили денежные средства в счет целевого финансирования 51,52
Учет денежных средств на специальных счетах в банках
26. Зачислены собственные денежные средства на аккредитив
27. Зачислены денежные средства на аккредитив за счет кредита банка 66,67
28. Списаны средства с аккредитива по мере их использования (расчеты с поставщиком)
29. Депонированы собственные денежные средства при выдаче чековых книжек
30. Депонированы денежные средства при выдаче чековых книжек за счет кредита банка 66,67
31. Погашены предъявленные банку чеки 60,76
32. Возвращены неиспользованные суммы в чеках

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...