Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МОДУЛЬ 1. ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Инвестирование

и ценообразование

В строительстве


УДК 336.02

ББК 65.052

Рецензенты:

 

кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью» Томского государственного архитектурно-строительного университета, зав. кафедрой, д-р. экон.наук, профессор Т.Ю.Овсянникова

кафедра «Маркетинг» Красноярского государственного торгово-экономического института , к.э.н., доцент, Е.В.Щербенко

 

ген. директор группы компаний «Красстрой» г.Красноярск, к.э.н., доцент, В.И. Сарченко

 

Саенко И.А, Березовская Р.Э. Инвестирование и ценообразование в строительстве. Учебник

 

Учебник системно раскрывает теорию и методические основы управления инвестициями и ценообразованием в строительстве. Рассмотрены сущность инвестирования и капитальных вложений, методика разработки бизнес-планов и инвестиционно-строительных проектов, правовое обеспечение и регулирование инвестиционно-строительной деятельности, сетевая модель и механизм отношений участников инвестиционно-строительных проектов, особенности ценообразования и формирования сметных цен в строительстве, представлены сметные нормативы, порядок разработки сметной документации, обоснование договорных отношений и определение договорной цены на строительную продукцию.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе существенно возрастает роль инвестирования в различные сферы экономики. При этом большая часть средств направляется в капитальное строительство, в процессе которого создаются условия для поступательного развития экономических систем микро-, мезо- и макро- уровня. Вопросы ценообразования в инвестиционно-строительной деятельности занимают особое место, так как должны быть увязаны интересы всех участников.

Цель данного учебника состоит в том, чтобы системно раскрыть теорию и методические основы управления инвестициями и ценообразованием в строительстве.

Структурируя учебник, авторы сгруппировали материал в четыре главы двух модулей.

В модуле 1 «Инвестирование и инвестиционно-строительная деятельность» раскрывается сущность инвестирования и капитальных вложений, методика разработки бизнес-планов и инвестиционно-строительных проектов, правовое обеспечение и регулирование инвестиционно-строительной деятельности, сетевая модель и механизм отношений участников инвестиционно-строительных проектов.

В модуле 2 «Ценообразование в строительстве» рассмотрены особенности ценообразования и формирования сметных цен в строительстве, представлены сметные нормативы, порядок разработки сметной документации, обоснование договорных отношений и определение договорной цены на строительную продукцию.

Каждая глава учебника содержит контрольные вопросы для обсуждения и проверки полученных знаний.

 

К модулю 1 в приложениях к данному учебнику приведены сведения, характеризующие основные итоги инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации за период 2000-2008 г.г. и предлагается задание, целью которого является их анализ. Данные взяты с сайта www. gks.ru и в дальнейшем материалы могут обновляться и использоваться также для анализа.

Список рекомендуемых источников к каждому модулю учебника составлен отдельно.

Материалы учебника в полном объеме или его отдельных разделов использовались преподавателями кафедры проектирования зданий и экспертизы недвижимости Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета в течении ряда лет при чтении курсов для студентов различных строительных специальностей по дисциплинам «Экономика отрасли (строительство)», «Инвестирование и ценообразование в строительстве».

 

 

МОДУЛЬ 1. ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

РАЗДЕЛ 1.1. ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИРОВАНИЕ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

РАЗДЕЛ 1.2. КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ, КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Задание к модулю 1

 

В приложениях №1 и №2 приведены сведения, характеризующие основные итоги инвестиционной и строительной деятельности Российской Федерации за период 2000-2008 г.г. (информация взята с сайта www. gks.ru) Проведите анализ этих данных, т.е. постройте необходимые статистические таблицы и графики, а также сделайте выводы.

 

Методические указания к выполнению задания:

Итоги инвестиционной и строительной деятельности могут быть представлены системой технико-экономических показателей, которые бывают:

1) по способу выражения:

- количественные – показатели выражаются цифрами (например, объемы инвестиций, количество строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов);

- качественные – показатели отражают существенные особенности и свойства изучаемых объектов (например, инвестиции в основной капитал на душу населения обеспеченность жителей региона местами в учреждениях культуры).

2) по характеристике:

- объемные – показатели, в целом характеризующие экономические явления и процессы (например, объем инвестиций, количество ввода жилья в кв.м);

- удельные – показатели, являющиеся вторичными, производными от соответствующих объемных показателей (например, построено кв.м жилья в расчете на 1 жителя),

3) по количественной определенности:

- абсолютные – показатели, которые отражают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д., безотносительно к размеру других явлений. Абсолютные показатели в свою очередь могут быть:

а) натуральные выражают величину явления в физических единицах измерения (например, строительный объем, общая площадь);

б) стоимостные – показывают величину сложных явлений в денежном измерении (например, объем инвестиций в фактически действовавших или в сопоставимых ценах);

- относительные – показатели, которые отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту, получают их в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения и определяются они в процентах, коэффициентах или индексах. Различают:

а) относительные величины динамики - характеризуют изменение (увеличение или снижение) показателей текущего периода по сравнению с прошлым периодом. При расчете относительных величин динамики или темпов роста различают два периода: базисный и отчетный/или текущий.

Базой сравнения является начальный и предыдущий период времени (в нашем случае год). При изучении динамики темпы роста, исчисленные по отношению к одной постоянной базе сравнения, т.е. к первоначальному уровню, будут являться базисными. Темпы роста, исчисленные по отношению к переменной базе, т.е. к предыдущему периоду, будут являться цепными.

 

,(13)

где - уровень показателя каждого периода;

- первоначальный уровень, постоянная база сравнения.

 

(14)

 

б) относительные величины структуры показывают отношение частей к целому или отношение групп по всей совокупности. Для того, чтобы ее исчислить, необходимо показатель части или совокупности, разделить на показатель целого или всей совокупности и умножить на 100.

в) относительные величины сравнения, а том числе пространственного, сопоставляют уровни одноименных показателей, относящиеся к различным объектам наблюдения, взятым за один и тот же период времени или на один момент времени. Они применяются для определения структуры совокупности.

г) относительные величины координации представляют собой одну из разновидностей показателей сравнения. Применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности.

д) относительные величины интенсивности характеризуют степень распространения или развития того или иного явления в определенной среде.

Анализ проводят, используя статистические таблицы (Приложение А и Б) и графики.

Статистические таблицы – это таблицы, которые содержат сводные количественные характеристики статистических совокупностей.

Статистическая таблица служит для наглядного изображения результатов статистического исследования. Табличная форма представление информации облегчает статистический анализ в силу своей выразительности и наглядности.

Графически статистическая таблица представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок). Строкой таблицы называется расположенная по горизонтали полоса. Графой (столбцом, колонкой) таблицы называется полоса таблицы, расположенная вертикально. Таблица имеет заголовок, который должен отражать ее содержание.

Графики – условное обозначение числовых величин и их соотношений в виде графических (геометрических) образов – точек, линий, плоскостных фигур, их сочетаний и различного расположения.

Графики служат для облегченного восприятия информации, так как они позволяют с помощью наглядного изображения оценить и осмыслить изучаемое явление.

Основными формами графиков являются диаграммы. Диаграммы по форме бывают: столбиковые, полосковые, квадратные, линейные, круговые и другие. По содержанию различают диаграммы: сравнения, структурные, связи, диаграммы контроля параметров и т.д. Каждая из перечисленных форм диаграмм может отражать явление в статике (на указанную дату) и в динамике (за ряд временных точек).

 

 

Рекомендуемые источники к модулю 1:

 

1. Градостроительный кодекс РФ

2.Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ»

3. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ»

4. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

5. Догадайло В.А. Экономико-организационные аспекты взаимодействия участников инвестиционных процессов – М.: ИД «Юриспруденция», 2007. – 120 с.- 296 с.

6. Инвестиции. Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина – М.: ООО «ТК Велби», 2003 – 440 с.

7. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Конспект лекций. – СПб. Изд. Михайлова В.А., 1999. – 172 с.

8. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 320 с.

9. Кущенко В.В. Правовое регулирование строительной деятельности: Учебное пособие – М.: Издательство Ассоциация строительных вузов, 2006 – 296 с.

10. Маренков Н.Л. Основы управления инвестициями: Учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с.

11. Нанасов П.С. Управление проектно-строительным процессом (теория. правила, практика): Учебное пособие. Издательство АСВ, - М. : 2008,

160 с.

12.Овсянникова Т.Ю.Экономика строительного комплекса. - Томск:

Изд-во Томск.гос.архит.-строит.ун-та,2004.-239с.

13.Организация, планирование и управление строительным

производством: Учебник./Под общ.ред.проф. Грабового П.Г. – Липецк:

ООО «Информ», 2006. – 304 с.

14. Секо Е.В. Заключение и ведение договоров подряда в строительстве (+СД) – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. с ил.

15. Экономика строительства / Ю.Ф. Симионов и др. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 378 с.

16. www.gks.ru

 

 


Модуль 2. Ценообразование в строительстве

Раздел 2.1 Теоретические основы и особенности ценообразования

Виды цен и их функции

Систему цен обычно определяют как единую, упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение раз­личных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассмат­риваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Изменения, внесенные в уровень одной цены, сказываются на уров­нях других цен. Это объясняется единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов рынка между со­бой и тесной взаимосвязью всех элементов рыночного хозяйствен­ного механизма.

Анализировать различные виды цен лучше всего на основе классификационных признаков, которые позволяют объединить их в группы (табл. 2.1):

 

Таблица 2.1 Виды цен на основе классификационных признаков

 

Признак классификации Виды цен
По характеру обслуживаемого оборота Оптовые цены
Розничные цены
Закупочные цены
Сметная стоимость
Цены и тарифы на услуги населению
В зависимости от государственного воздействия, регулиро­вания, степени конкуренции на рынке Свободные (рыночные) цены
Фиксированные цены или тарифы
Регулируемые цены
Паритетные цены
По способу установления   Твердые (постоянные) цены
Текущие цены
Подвижная цена
Скользящая цена
С учетом фактора времени Постоянная цена
Сезонная цена
Ступенчатая цена
По способу получения информации об уровне цены. Справочные цены
Прейскурантные цены
Расчетная цена
В зависимости от вида рынка Аукционные цены
Биржевые котировки
Цены торгов
Внутрифирменные цены Трансфертные цены
По условиям поставки и продажи. Цена-нетто Цена-брутто
«Франко»
Мировые цены

 

По способу установления.

Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и не ме­няются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.

Пример: Если в договоре подряда установлена твердая цена, значит, именно эта сумма выплачивается подрядчику за работу. Никаких других выплат не производится. Твердая цена не меняется в течение всего периода строительства. Поэтому она увязывается с конкретным сроком выполнения работ. Если же подрядчику пришлось понести дополнительные расходы, которые не были учтены при установлении цены работ, то эти расходы заказчиком не возмещаются. Данный порядок установлен п.6 ст.709 ГК РФ.

Установление твердой цены выгодно заказчику. Это позволяет застраховать себя от возмещения подрядчику дополнительных расходов.

Текущие цены — по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного кон­тракта и отражают состояние рынка.

Подвижная (открытая) цена — цена, зафиксированная в договоре с ого­воркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повы­сится или понизится).

Пример: Открытая договорная цена уточняется в ходе строительства. Основанием для такого уточнения является возникновение затрат, которые учтены не были. К этому может привести изменение цен на строительные материалы, повышение ставок на использование машин и механизмов, удорожание стоимости субподрядных работ и т.п. Все изменения подрядчик должен подтверждать документально.

Применение в договоре открытой цены выгодно для подрядчика, поскольку позволяет ему максимально компенсировать свои затраты, связанные с выполнением договора.

Скользящая цена устанавливается на изделия, требующие дли­тельного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с уче­том изменений в издержках производства за период времени, необ­ходимый для изготовления продукции.

С учетом фактора времени.

Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.

Сезонная цена — вид закупочных или розничных цен на това­ры, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение оп­ределенного периода времени.

Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по пред­варительно определенной шкале.

В зависимости от вида рынка.

Аукционные цены — цены публичной продажи по максималь­но предложенному уровню на предварительно осмотренную поку­пателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изме­нения соотношения между спросом и предложением.

Биржевые котировки — цены стандартизированного однород­ного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.

Цены торгов — цены особой формы специализированной тор­говли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или полу­чения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

Внутрифирменные цены.

Трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, но входя­щих в одну ассоциацию.

По условиям поставки и продажи.

Цена-нетто — цена на месте купли-продажи.

Цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом усло­вий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).

«Франко» — данный термин означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возме­щает транспортные расходы. Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризую­щие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены по сырьевым товарам определяются уров­нем стран-экспортеров или импортеров или ценами бирж, аукционов; по изделиям производственно-технического назначения — ценами ведущих мировых производителей; по товарам народного потребления – ценами, опубликованными ведущими крупными каталогами.

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют и используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа. К функциям цены относят то, что является характерным для большинства цен. В современной экономической науке различают следующие функции цен: измерительную, соизмерительную, учетную, распределительную, стимулирующую, социальную.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей - заниженные. Тем самым, правда, создаются прекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цени его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.

2.1.3. Основные подходы и методы ценообразования

Существует два альтернативных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход к ценообразованию — метод ценообра­зования, принимающий в качестве отправной точки факти­ческие затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров.

Этот подход, исторически са­мый старый и самый, на первый взгляд, надежный. Ведь в основе его лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на производство и сбыт товара. Более того, в определенной мере авторитет этого подхода поддер­живается самой экономической теорией, когда она рассматривает ценообразование с позиций необходимости для фирмы получить нор­мальный доход на все свои затраты, полностью и правильно распреде­ленные между продуктами. Тем не менее необходимо отметить, что этот подход имеет существенный недостаток, так как во многих случаях до того как цена будет установлена, невозможно точно определить величину удельных затрат на единицу продукции, которая должна стать основой цены. Это связано с тем, что при рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и, соответственно, возможный объем производства, от масштаба которого зависит величина удельных затрат на выпуск единицы продукции (при росте объемов выпуска продукции снижается сумма постоянных затрат и, соответственно, величина средних затрат, приходящаяся на единицу продукции).

Решения в области ценообразования, основывающиеся на необходимости покрытия фактических затрат и получение желаемой величины прибыли при уже сложившихся условиях деятельности, приводят к пассивному ценообразованию.

Пассивное ценообразование - установление цены на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.

Наиболее оптимальным подходом является активное ценообразование, когда через управление ценами достигаются нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге обеспечивает желаемый уровень прибыльности.

Активное ценообразование - установление ценв рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности, Именно такой подход позволяет избежать серьезного недостатка затратного ценообразования: установления слишком высоких цен на "слабых" рынках (т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на "сильных" рынках (т.е. рынках с растущим спросом).

Примером активного ценообразования является ценностный подход к ценообразованию.

Ценностный подход к ценообразованию призван обеспечить получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения "ценность/затраты", а не за счет максимального наращивания объемов продаж.

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода (рис. 2.4):

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на коньюнктуру рынка — рыночные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.

 

 

В свою очередь группа рыночных методов ценообразования может быть разделена еще на две подгруппы в зависимости от:

1) отношения потребителя к товару — методы с ориентацией на потребителя;

2) конкурентной ситуации на рынке — методы с ориентацией на конкурентов.

Подгруппа методов с ориентацией на потребителя также включает в себя ряд методов, которые можно классифицировать по:

1) воспринимаемой ценности товара потребителем — методы на основе воспринимаемой ценности товара;

2) сложившемуся спросу на рынке — методы с ориентацией на спрос.

Рассмотрим методы ценообразования, входящие в каждую из групп и подгрупп, исходя из предложенной выше классификации, учитывая их преимущества и недостатки, а также возможности применения того или иного метода в изменяющихся рыночных условиях.

Затратные методы ценообразования

Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы:

1) метод полных издержек;

Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

2) метод прямых затрат;

Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления)состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяет высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие нагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.

3) метод предельных издержек;

Расчет цен на основе метода предельных издержектакже базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Этот метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.

4) метод на основе анализа безубыточности;

Этот метод представляет собой еще один затратный метод ценообразования, при котором производится определение точки безубыточности ("break-even") и целевой прибыли, то есть фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли. Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения "затраты - объем - прибыль", которое отражает взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. По существу, этот метод сводится к определению точки безубыточности производства (критической точки) такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков. Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как математический, метод маржинального дохода и графический.

Существенный недостаток рассматриваемого метода состоит в том, что установление цены зависит от эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение.

5) метод учета рентабельности инвестиций;

Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов расчета цен на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Данный метод — единственный из всех, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой.

Основной недостаток метода — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

6) метод надбавки к цене.

В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен.

В данном случае при расчете цены используют метод надбавки к цене .Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:

Ps = Pp x (1 + m), (16)

где Ps — цена продажи;

Pp — цена приобретения;

m — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

Повышающий коэффициент может быть рассчитан несколькими способами.

Выше перечисленные методы определения цен на базе издержек больше подходят для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить на рынок с данным товаром, чем для определения окончательной продажной цены.

Рыночные методы ценообразования

При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего, ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

С позиций экономической науки ценность определяется как общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую это благо ему приносит.

Методы ценообразования, основанные на воспринимаемой ценности товара базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести:

1) метод расчета экономической ценности товара;

2) метод оценки максимально приемлемой цены.

Процедура расчета цены по методу расчета экономической ценности товара для потребителя состоит из следующих этапов:

1) определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматр

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...