Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена как экономическая категория

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой стабилизация финансовой системы и поддержание процессов нормального функционирования рынка осуществляются посредством целой системы экономических рычагов, ключевое место среди которых занимают цены.

Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходилось, по сути, использовать цены как, обеспечивающие эквивалентность обмена.

Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу). Цена формируется под влиянием спроса и предложения и выражает общественно-необходимые затраты на производство товара.

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена. Экономические блага многообразны, это связано с разнообразием потребностей людей. В современном обществе оценка экономических благ и возникновение ценности формируется на рынке. Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи между субъектами рыночных отношений, опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежные отношения, ценообразование, взаимодействие спроса и предложения и другие составляющие сферы обращения товаров.

Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков отдельных товаров и услуг).

Спрос показывает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени.

Если факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, считать неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены:

QDA= f(PA ) (15),

где QDA-объем спроса на товар А в единицу времени;

PA- цена товара А и других товаров

Понятно, что при прочих равных условиях более низкая цена позволяет потребителю купить больше данного товара, а более высокая цена заставит купить меньше. Эта закономерность отражена на рис. 2.1, где кривая спроса соединяет различные точки, обозначающие объем спроса при всевозможных ценах.

 

 

 

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что свидетельствует об увеличении объема спроса при снижении цены. Это свойство называют законом спроса. Такой вид кривой спроса практически универсален.

Объем спроса на товар в пределах какого-либо данного периода зависит не только от цен, складывающихся в этом периоде, но также от цен, которые ожидаются в будущем.

Предложение представляет собой количество товара, которое производитель решает предоставить к продаже за определенный период времени.

Предложение выражает желание и способность производителей предлагать товар или услугу на рынке. Количество товара, которое производитель или группа производителей решает предложить к продаже за период, обусловлено набором факторов: затратами, условиями конкуренции, технологическими возможностями, ожидаемой ситуацией на рынке и т.д., но основным фактором является цена. В подавляющем большинстве случаев, чем выше цена товара, тем большее его количество производители желают предложить к продаже.

Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются постоянными (рис.2.2)

Кривая предложения направлена вверх, поскольку для увеличения объема предложения в отрасль должно быть направлено больше ресурсов, а это в целом увеличивает издержки.

 

 

На конкурентном рынке под влиянием, как спроса, так и предложения, общих тенденций и специфических особенностей, происходит установление равновесной цены.

Равновесная цена- это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, по данному товару нет ни излишка, ни дефицита, и этот объем соответственно является равновесным объемом. Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент определенного количества товара. Равновесная цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят и могут купить, а продавцы согласны продать.

 

Точка пересечения Е- это точка равновесия спроса и предложения. Как показано на графике равновесия, любой избыток товаров, доставленный на рынок, «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия.

Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.

Пример: рассмотрим динамику изменения цен на из видов строительной продукцию (жилую недвижимость) за период с 2007 года в г.Красноярске. В 2007 г. Красноярский край продемонстрировал весьма существенную динамику повышения цен на жилье – только по официальным данным в регионе стоимость 1 кв.м жилья выросла более чем наполовину. По данным участников рынка, рост цен в Красноярске был гораздо более существенным и составил свыше 70% за год. Такой рост цен был вызван наличием платежеспособного спроса, возникшего вследствие бурного развития ипотечного кредитования, прихода в регион московских инвесторов, развертывания масштабных государственных программ по обеспечения населению жилья, таких как, программа «Молодая семья», «Доступное жилье», социальная и военная ипотека. С наступлением финансового кризиса положение на рынке недвижимости существенно изменилось. С апреля 2008 года началось снижение цен на вторичном рынке жилья города и составило 35,6% к июню 2009 года. На некоторые объекты незавершенного строительства снижение цены за квадратный метр составило 46%. Финансовый кризис практически уничтожил кредитную базу для российских строителей. Рынок строящегося жилье уже сегодня начинает «проваливаться». В настоящее время продаются только достраивающиеся дома, объем операций на первичном рынке сократился вдвое. Таким образом, резкое снижение платежеспособного спроса привело к снижению цен на продукцию строительной отрасли.

Сегодня закладывается мощный фундамент под дефицит предложения, что в перспективе 2011 года может привести к росту цен. Рост цен на недвижимость в среднесрочной перспективе, связанный с грядущим дефицитом предложения, прогнозируют аналитики, сами строители, и подтверждает теория спроса и предложения.

Развитие рыночных отношений в различных отраслях народного хозяйства невозможно без научного обоснованного установления цены на результаты производственной деятельности. В арсенале экономических средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее действенным экономическим инструментом. Осуществление ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

 

Виды цен и их функции

Систему цен обычно определяют как единую, упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение раз­личных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассмат­риваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Изменения, внесенные в уровень одной цены, сказываются на уров­нях других цен. Это объясняется единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов рынка между со­бой и тесной взаимосвязью всех элементов рыночного хозяйствен­ного механизма.

Анализировать различные виды цен лучше всего на основе классификационных признаков, которые позволяют объединить их в группы (табл. 2.1):

 

Таблица 2.1 Виды цен на основе классификационных признаков

 

Признак классификации Виды цен
По характеру обслуживаемого оборота Оптовые цены
Розничные цены
Закупочные цены
Сметная стоимость
Цены и тарифы на услуги населению
В зависимости от государственного воздействия, регулиро­вания, степени конкуренции на рынке Свободные (рыночные) цены
Фиксированные цены или тарифы
Регулируемые цены
Паритетные цены
По способу установления   Твердые (постоянные) цены
Текущие цены
Подвижная цена
Скользящая цена
С учетом фактора времени Постоянная цена
Сезонная цена
Ступенчатая цена
По способу получения информации об уровне цены. Справочные цены
Прейскурантные цены
Расчетная цена
В зависимости от вида рынка Аукционные цены
Биржевые котировки
Цены торгов
Внутрифирменные цены Трансфертные цены
По условиям поставки и продажи. Цена-нетто Цена-брутто
«Франко»
Мировые цены

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...