Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование цен на строительную продукцию
Одним из важнейших направлений государственной экономической политики является регулирование ценообразования. Государственное регулирование цен может осуществляться в двух формах: 1) прямое регулирование цен, 2) косвенное регулирование цен. Прямое регулирование цен может осуществляться в отношении предприятий, занимающих на рынках доминирующее положение (к таковым относятся предприятия, чья доля на определенном товарном рынке превышает 65%, а в отдельных случаях, если доля на рынке превышает 35%), а также на товары, имеющие первостепенную социальную важность (тепловую и электрическую энергию, железнодорожные перевозки, медикаменты, коммунальные и социальные услуги). Одним из механизмов прямого регулирования цен является проведение конкурсов (торгов) на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При заключении контрактов по государственным и муниципальным заказам цена становится одним из основных критериев отбора победителей в конкурсе, что позволяет, как правило, достичь снижения цен и обеспечить экономию государственных или муниципальных ресурсов. Косвенное регулирование осуществляется через налоговую систему (например, акцизы, налоги с продаж), кредитную политику. Например, регулируя ставку рефинансирования и, тем самым, определяя цену кредитных ресурсов, государство косвенно влияет на цены товаров, произведенных с помощью данных кредитов. Так, если при строительстве нового объекта 50% инвестиций финансировалось за счет кредитных ресурсов, то при ставке за кредит 20% стоимость строительной продукции возрастет на 10-15% в зависимости от схемы погашения кредита и выплаты процентов. Косвенное регулирование заключается в создании экономического механизма, призванного стимулировать производителя применять ресурсосберегающие технологии, повышать эффективность производства. В условиях рыночных отношений государство не вмешивается в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность субъектов строительного рынка и формирование цен на строительную продукцию, однако косвенно, с помощью системы регулирования, регламентирует правила формирования цен. Таким образом, система государственного регулирования определяет не сами цены, а условия и ограничения по уровням сметных затрат, учитываемых при формировании цен на строительную продукцию. Система государственного регулирования предусматривает три уровня регулирования. Первый уровень - Министерство регионального развития, его структурное подразделение - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, второй - региональные центры по ценообразованию в строительстве, третий - подрядные торги. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству регламентирует систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Агентство определяет понятийный аппарат, виды и состав цен на строительную продукцию, принципы, методологию и методы формирования сметных затрат и цен, сметные нормы расхода ресурсов на потребительские единицы измерения по видам СМР и сметные нормативы накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат, заготовительно-складских расходов и других затрат. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству регулирует цены на строительную продукцию через нормы объемов расходов ресурсов в составе конкретных сметных норм и базы счета соответствующих сумм группы сметных затрат. Региональные центры ценообразования в строительстве в соответствии со своими функциями на основании разработанных Госстроем России и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сметных норм расхода ресурсов на потребительскую единицу по видам СМР формируют региональные базисные расценки, региональные оптовые цены на материалы и конструкции, работу машин и механизмов, индексы изменения оптовых цен на материалы и другие ресурсы, цен на строительную продукцию по видам строительства и пр. Надо отметить, что рассчитанные региональные оптовые цены на строительные материалы, энергоресурсы и индексы изменения сметной стоимости СМР по видам работ, строительства и отраслям носят усредненный характер и выступают в качестве ограничения для пользователей - инвесторов и подрядчиков региона. Подрядные торги представляют собой основной экономический метод оптимизации договорной цены на строительную продукцию путем соревновательного представления оферт подрядчиками с точки зрения их соответствия критериям, определяемым сметной документацией инвестора. Оферта каждого участника конкретных торгов выражает намерения, в том числе по форме взаиморасчетов, методу и сметно-нормативной базе формирования инвесторской стоимости СМР, перечню и нормам лимитированных затрат в составе сметной стоимости СМР подрядчика и нормам затрат на инфраструктуру в составе договорной цены. Процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике Российской Федерации, сопровождаемый совершенствованием правовой базы, закономерно требует обновления системы ценообразования и сметного нормирования. Под эгидой Госстроя России авторскими коллективами Центра социальной экспертизы Республиканского инновационного фонда России, Главного управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве с участием Главного производственного управления по реализации инвестиционных программ по взаимодействию с субъектами РФ Минстроя России, Главного управления ценообразования сметных норм и расходов строительных материалов, Центрального научно-исследовательского института экономики и управления строительством Госстроя России разработаны основные сметные нормативные документы, которые определяют концепцию, принципы и обязательные элементы новой системы ценообразования и сметного нормирования. Предложенная Госстроем России и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству система ценообразования и сметного нормирования основывается на следующих основных принципах: • уровень цен на строительную продукцию зависит от текущей экономической конъюнктуры региона и источника финансирования; • конкретная цена на строительную продукцию формируется на конкретный момент инвестиционного цикла, т.е. в процессе проектирования, заключения договора (контракта), строительства объекта, на момент ввода объекта в эксплуатацию; • в составе возможных цен на строительную продукцию инвестор формирует одни и те же группы сметных затрат; • затраты подрядчика формируются в процессе строительства в объеме договорной цены на производство СМР и договорной цены на монтаж оборудования; • методы формирования сметных цен на строительную продукцию, принятые инвестором и подрядчиком, своим содержанием не должны противоречить принципам ценообразования в отрасли; • формирование сметных цен на строительную продукцию в зависимости от принятого метода выполняется через объемы СМР или объемы ресурсов в уровнях сложившихся сметных цен на ресурсы и тарифы; • методы формирования сметных цен на строительную продукцию и групп сметных затрат в их составе и сметно-нормативная (нормативно-информационная) база, предлагаемые Госстроем России и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству к использованию, носят рекомендательный характер и не являются обязательными к применению участниками договора; • государство регулирует часть оптовых цен на ресурсы (например, норму сметной заработной платы). С учетом изложенных принципов система ценообразования и сметного нормирования должна обеспечивать формирование цен на строительную продукцию: • на всех стадиях инвестиционного цикла - предпроектной, проектирования, заключения контракта и строительства; • в составе и содержании сметных затрат, рекомендуемых действующим Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94); • в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы одним из методов, рекомендуемых Госстроем России, с использованием рекомендуемой нормативно-информационной базы или нормативно-информационной базы подрядчика; •без жесткой регламентации и чрезмерной централизации. Нормативно-правовая база, разработанная под руководством Госстроя России и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, обязательна для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, рекомендации Госстроя России и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству носят рекомендательный характер.
2.1.7. Методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции
Основным методическим документом действующей системы ценообразования и сметного нормирования является МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 взамен«Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» СП 81-01-94, введенного письмом Минстроя России от 29.12.94 № ВБ-12-276, «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 31, «Указаний по применению ГЭСНм-2001 на строительные и специальные строительные работы» МДС 81-28.2001, «Указаний по применению ГЭСНп-2001 на монтаж оборудования» МДС 81-29.2001, «Указаний по применению ГЭСНм-2001 на пусконаладочные работы» МДС 81-27.2001, Общих указаний по применению ГЭСНр-2001 на ремонтно-строительные работы, а также «Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» МДС 81-30.2002. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года. Методика имеет в своем составе общие методические положения по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы. В Методике освещены основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года. В Методике учтены требования и положения нормативных правовых методических документов по состоянию на 1 марта 2004 г. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. МДС 81-35.2004 предназначены для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию. Положения, приведенные в МДС 81-35.2004, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования. Положения настоящей Методики могут применяться также при определении стоимости реставрационных работ.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства. Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются. Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) - к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок(МДС 81-35.2004) Сметные нормативы подразделяются на следующие виды: -государственные сметные нормативы - ГСН; -отраслевые сметные нормативы - ОСН; -территориальные сметные нормативы - ТСН; -фирменные сметные нормативы - ФСН; -индивидуальные сметные нормативы - ИСН. Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике». К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации. В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания. Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР). Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации. Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР). Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области). В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.). Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен служат: -элементные сметные нормы на конструкции и виды работ; -сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин; -сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции. Пример: единичная расценка на строительные работы представляет собой калькуляцию прямых затрат на выполнение единицы работы или конструктивных элементов на 1м3 кладки, 1м2 устройства пола, 1 тн металлических конструкции и т.д. ПЗ=М+ЭМ+ЗП, где М - сметная стоимость материальных ресурсов, необходимых пр производстве единицы работы, руб. Норма затрат ресурсов(нат.ед.) X сметная цена на материалы; ЭМ – расходы на эксплуатацию строительных машин, руб. Норма затрат работы строит. машин (маш/час) X сметные расценки на эксплуатацию строит. машин; ЗП – расходы на оплату труда рабочих Норма затрат труда (чел/час) X тарифная ставка рабочих по среднему разряду. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок. Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов. К укрупненным сметным нормативам относятся: сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе: нормативы накладных расходов (МДС 81-33.2004); нормативы сметной прибыли (МДС 81-25.2001); сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН-81-05-02-2001 и (ГСНр-81-05-02-2001); сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСНр-81-05-01-2001 и ГСНр-81-05-01-2001); индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен; нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора) укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе: укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС); укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР); сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР); укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства; укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС); прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ); прейскуранты на строительство зданий и сооружений; сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ); сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ); показатели по объектам- аналогам; и другие нормативы.
контрольные вопросы к главе 2.1 1. Охарактеризуйте понятие цены как экономической категории. 2. Дайте определение следующим понятиям: рынок, спрос, кривая спроса, предложение, кривая предложения, равновесная цена. 3. Перечислите и охарактеризуйте виды цен, объединив их в группы на основе классификационных признаков. 4. Назовите функции цен. Дайте характеристику каждой из функций. 5. Какие альтернативные подходы к ценообразованию Вы знаете? 6. Какой подход к ценообразование Вы считаете оптимальным в условиях рыночной экономики и почему? 7. Какие цели в рамках ценовой политики может ставить перед собой предприятие? 8. На какие группы можно разделить все методы ценообразования? 9. Перечислите и охарактеризуйте параметрические методы ценообразования. 10. На какие подгруппы можно разделить рыночные методы ценообразования? 11. В чем состоит сущность метода прямых затрат? 12. В чем Вы видите недостаток метода на основе анализа безубыточности? 13. Дайте определение понятию «привычные цены». 14. В каких случаях применяется метод регрессивного анализа? 15. Назовите стратегии конкурентного ценообразования. 16. В чем суть стратегии дифференцированного ценообразования? 17.Какие особенности строительной продукции влияют на формирование ее цены. 18. Перечислите основные принципы ценообразования в строительстве. 19. Дайте определение понятиям: «подрядные торги», «оферта», «оферент», «тендер». 20. Назовите формы государственного регулирования цен. 21. Какие способы прямого, административного воздействия применяет государство для поддержания определенного уровня, структуры и динамики цен? 22. Перечислите способы косвенного воздействия государства на формирование цен. 23.Какие элементы включает в себя система ценообразования и сметного нормирования в строительстве. 24.Дайте определение понятиям «сметная норма», «сметный норматив». 25. Корректируются ли сметные нормативы в сторону уменьшения или увеличения? 26.На какие виды подразделяются сметные нормативы? 27.Какие сметные нормативы относятся к укрупненным? 28.На основе каких норм разрабатываются единичные расценки? 29.В каких случаях допускается разработка индивидуальных сметных норм и расценок? 30.Какова главная функция сметных норм? 31.Какой документ является основополагающим в методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации?
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |