Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный аппарат и государственное управление

Государственный аппарат – разветвленная система государственных органов, состоящих из должностных лиц (чиновников), наделенных властными полномочиями и выполняющих те или иные государственные функции.

В широком смысле слова государственное управление – целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства, осуществляемое посредством государственного аппарата, на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком смысле слова это понятие сводится к деятельности исполнительных (административных) органов государства.

Классификация государственных органов проводится по двум различным основаниям: а) по главным направлениям деятельности; б) по месту государственных органов в системе государственного аппарата. По первой классификации государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Законодательные органы: в современном государстве это представительное высшее учреждение – парламент; в федеративных государствах на местном уровне функционируют также региональные (местные) представительные учреждения. Все они избираются населением.

Исполнительные или административные органы. Их также называют исполнительно-распорядительными: исполнительными – потому что они исполняют законы и иные акты законодательной власти и вышестоящих органов, а распорядительными – потому что обладают правом издавать общеобязательные постановления и распоряжения в пределах своей компетенции. С точки зрения теории государственного права исполнительная власть выступает по отношению к власти законодательной как вторичная, производная. Но генетически она была первой, так как формирование современного государства шло путем обособления законодательства и правосудия от администрации и превращения соответствующих учреждений в самостоятельные ветви единой государственной власти.

Исполнительные органы подразделяются на органы общей компетенции – монарх, президент, правительство (в масштабах государства), губернатор, мэр и возглавляемые ими административные структуры (на местном уровне), а также отраслевые и межотраслевые органы – министерства, ведомства и подотчетные им органы на местах.

Отраслевые и межотраслевые органы в зависимости от конкретных функций образуют несколько групп:

а) финансово-хозяйственные органы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы);

б) органы социально-культурной сферы (образование, наука, культура, здравоохранение, социальное обеспечение);

в) административно-политические органы (оборона, внешняя политика, охрана общественного порядка, государственная безопасность и др.).

Судебные учреждения в государственном аппарате призваны осуществлять правосудие. В современном демократическом государстве судебная власть представляет собой систему независимых судебных органов, состоящих как из судов общей юрисдикции, так и особых видов судов – конституционных, арбитражных, военных, административных и др.

Помимо этих трех основных видов государственных органов иногда выделяют еще надзорные, контрольные и некоторые другие группы учреждений.

По второй классификации государственные органы подразделяются на

высшие, центральные и местные.

К высшим органам относятся физические носители верховной власти (монарх, президент, премьер-министр) и государственные учреждения, обладающие верховной властью в сфере законодательства, управления, правосудия (парламент, правительство, Верховный Суд).

Центральными государственными органами называются отраслевые и межотраслевые органы управления, исполняющие законы и распоряжения высших органов. В России в разные исторические периоды – приказы, коллегии, министерства, (наркоматы) и ведомства.

Местные государственные органы – это органы власти и управления, полномочия которых ограничены определенной территорией (губернские, уездные, областные, городские, районные).

 

Историографический обзор

Изучение истории государственного управления в России началось в XVIII веке. Большой вклад в развитие русской исторической науки внес В.Н. Татищев, создавший «Историю Российскую с древнейших времен» в пяти томах (1768 г.). В этой работе впервые представлена схема отечественной истории, включающая в себя несколько этапов:

I - «совершенное единовластие» (862-1132 гг.) - от Рюрика до Мстислава;

II - «аристократия удельного периода» (1132-1462 гг.);

III - восстановление монархии при Иване III и укрепление ее при Петре I (1462 -1725 гг.)

В.Н.Татищев трактовал историю России как историю развития самодержавия; ему принадлежит честь открытия и ввода в научный оборот таких документов, как «Русская Правда» и Судебник 1550 г.

В Российской Академии наук в этот период историей русского государства занимались немецкие ученые Г. Байер и А. Шлецер – родоначальники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Их оппонентом выступил М.В. Ломоносов. В своей «Древней российской истории» он привел весомые аргументы против норманнской теории: племя «Русь» - славянского, а не скандинавского происхождения; в древнерусском языке отсутствует скандинавское и германское влияние. В трактовке М.В. Ломоносова отечественная история представлена как непрерывный процесс, результат деятельности не только князей, но и труда народа.

В начале XIX века появился фундаментальный труд «История государства Российского» Н.М. Карамзина, который дал толчок дальнейшему развитию исторических исследований. Впечатления современников в интерпретации Пушкина: «Русская история найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Н.М. Карамзин обосновал свой вариант периодизации русской истории. Основная идея его работы: государство – определяющая сила истории страны; самодержавие – наилучшая форма государственности для России.

В XIX веке в исторической науке складываются определенные научные школы и направления: «школа официальной народности», основывающаяся на формуле «православие, самодержавие, народность» (М.П. Погодин), славянофильское направление (И.Д. Беляев), государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин).

Теория «официальной народности» обосновывала необходимость монархии в России, отстаивала идею «единения царя с народом». По замечанию М.П.Погодина, «монархическая власть есть решающая сила исторического развития».

Славянофилы исходили из того, что у России – особый, отличный от европейского, путь. История России – гармоническое сочетание двух сил: народа и власти. С XVII века гармония распалась, произошло окончательное закрепощение крестьян. Дается положительная оценка татаро-монгольского ига и отрицательная – петровской модернизации. Славянофилам принадлежат серьезные научные труды, содержащие большой фактический материал по истории российской государственности («Судьба земщины и выборного начала на Руси» И.Д. Беляева и др.).

В середине XIX века сложилась так называемая государственная или юридическая школа историографии. Она отводила главную роль в историческом процессе государству. Государство – демиург, творец русской истории, высшее достижение общественного прогресса. Накануне 1861 года Б.Н. Чичерин сделал вывод, что государство закрепостило, но оно же и освободит крестьян. Для историков государственной школы характерно стремление остаться в рамках эволюционного развития, отказ от революционного пути Запада.

По мнению В.О. Ключевского, «три основных силы строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество, природа страны». В развитии России огромную роль играл политический фактор (государство), большое значение имели процессы колонизации (природный фактор), торговля (экономический фактор). Русский исторический процесс делится на 4 периода:

1) Русь днепровская, городовая, торговая (VIII-XII века);

2) Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII-середина XV века).

3) Русь великая, московская, царско-боярская, военно-земледельческая (вторая половина XV- начало XVII века).

4) Всероссийский, императорский, дворянский период; период крепостного хозяйства, мануфактурного и фабрично-заводского производства (середина XVII-середина XIX века).

В.О. Ключевский дает неоднозначную оценку петровским преобразованиям. Последователями Ключевского были как буржуазно-либеральные историки (П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер), так и марксисты (М.Н. Покровский, Ю.В. Готье и др.).

Марксистская историография исходит из классового определения государства как машины «для угнетения одного класса другим». Движущей силой исторического процесса является развитие производительных сил и производственных отношений. В работах историков-марксистов сделан акцент на антинародной, дворянско-помещичьей сущности русского государства, преувеличена роль антиправительственных движений угнетенных масс.

В таком ключе история российской государственности исследовалась весь советский период, хотя в 60-е - 80-е гг. появилась тенденция к деполитизации и деидеологизации истории России. Крупнейшие работы советского периода – «Киевская Русь» Б.Д. Грекова, «Земские соборы» Л.В.Черепнина, «История государственных учреждений дореволюционной России» Н.П. Ерошкина, «Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке » П.А.Зайончковского, «Образование приказной системы управления в Русском государстве» А.К. Леонтьева, «Россия Ивана Грозного» С.О. Шмидта и др.

Современные исследователи обратили внимание на особенности развития истории страны как мобилизационного общества. Мобилизационный тип развития осуществляется за счет сознательного вмешательства государства в механизмы функционирования общества для преодоления отставания, либо для предотвращения кризисных ситуаций (внешняя угроза и т.п.). Это инструмент ускорения постепенных эволюционных процессов. Мобилизационный тип развития, доминирующий в России, имеет свои особенности:

1) преобладание политических факторов над экономическими, что обусловило гипертрофированную роль государства;

2) внешние факторы постоянно вынуждали государственную власть ставить задачи, опережающие социально-экономические возможности страны, следствием этого явилась политика насаждения реформ «сверху» и методы форсированной модернизации;

3) существует тесная связь между мобилизационным типом развития и потенциалом военной угрозы; для России всегда был характерен высокий уровень затрат на военные нужды;

4) исследователи отмечают циклический характер развития России, особенностью которого является чередование периодов взлетов и падений. В истории страны можно выделить три глобальных цикла продолжительностью примерно 380 лет:

I – 862 - 1238 гг. – от образования Киевского государства до татаро-монгольского нашествия;

II – 1238 - 1613 гг. – от татаро-монголов до завершения «Великой смуты»;

III – 1613 – 1991 гг. – от воцарения династии Романовых до распада СССР.

Каждый цикл включает три стадии – «стабилизации, нормального развития, упадка». Начало цикла – обострение системного кризиса российского общества, для преодоления которого приходилось искать принципиально новые формы государственного устройства. Этот поиск и составлял основное содержание стабилизационного этапа длительностью около 110 лет. В конце каждого такого этапа появлялись собиратели русских земель (Святослав, Иван Калита, Петр I), проводившие активную территориально-экспансионистскую политику.

Стадия нормального развития (приблизительно 150 лет) - время успешной колонизации новых территорий и взлета Российского государства (периоды от княжения Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха, от правления Дмитрия Донского до Ивана III, от царствования Екатерины II до Александра II) .

Последние 100 – 110 лет цикла – период территориального сжатия, нарастания кризисных явлений и упадка. Усилия отдельных государственных деятелей (Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, Иван IV и Борис Годунов, Николай II, И.В.Сталин, М.С. Горбачев) по предотвращению кризиса, несмотря на отдельные успехи, заканчивались их поражением. Концепция мобилизационного типа развития России изложена в работах современных авторов (См.: Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М., 1992.; Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994; Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994).

Крупнейшие исследователи истории государственного управления России последних лет – И.А. Исаев, Л.Т. Захарова, Д.Е. Лаптева, Т.П. Коржихина, Р.Г. Пихоя, А.С.Сенин и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под государством? Перечислите его признаки.

2. Охарактеризуйте формы государственного устройства и формы государственного правления.

3. Что такое «государственный аппарат» и «государственное управление»?

4. Какие варианты классификации государственных органов Вам известны?

5. Назовите главные направления исследования истории российской государственности, сложившиеся в отечественной историографии в XX веке.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...