Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СЕРЕДИНЕ 60-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГГ.

(методические рекомендации)

 

Реформы конца 50-х - начала 60-х годов создали в обществе обстановку хронической нестабильности и настроили против личности
реформатора самые различные слои: бюрократию и партийную номенклатуру, директорский корпус и военных. Группировка, сменившая
Н.С. Хрущева в 1964 году, попыталась сочетать консервативные идеологические установки с дозированным экономическим прагматизмом.
Две насущные задачи, стоявшие перед новым руководством – повышение
уровня жизни населения и поддержание высоких темпов экономического
развития - были принципиально нерешаемы прежними сталинскими методами. Ситуация в экономике требовала продолжения реформ; в этом же направлении действовал инерционный фактор, поскольку разработка планов экономических, преобразований активно велась в последние годы правления Н.С.Хрущева.

Новая концепция управления экономикой (1965 г.) была основана на сочетании административной централизации с определенной хозяйственной автономией предприятий. Предполагалось:

- свести к минимуму количество плановых показателей;

- оставлять большую часть прибыли в распоряжении предприятий;

- пересмотреть оптовые цены;

- вернуться к отраслевому принципу управления за счет воссоздания
министерств и образования ряда крупных государственных комитетов
(Госснаб, Госкомцен, Госкомитет по науке и технике);

Дайте оценку этим мероприятиям. Попытайтесь объяснить, почему реформа 1965 г. закончилась неудачей (см.: Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1992; Павлов В. Поражение (почему захлебнулась «косыгинская» реформа) // Родина. 1995. № 11; Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. М., I994).

Косвенным признанием провала реформы стала предпринятая в конце 70-х годов попытка рационализации управления за счет создания новых структур (промышленные и научно-производственные объединения, агропромышленные комплексы, территориально-производственные комплексы) и введения новых нормативов. Активно пропагандировались такие формы самоуправления на предприятиях, как «бригадный метод». Однако подобные полумеры не могли радикально улучшигь экономическую ситуацию, предотвратить вползание советской экономики в длительный системный кризис.

На протяжении "застойного" двадцатилетия органы государственной власти сохранялись практически в прежнем виде. Изменения были
незначительны и не затрагивали существа системы:
- 1964 г. - ликвидированы последствия разделения местных Советов
по производственному признаку;

- 1966 г. - увеличено с 4 до 16 число постоянных комиссий при обеих палатах Верховного Совета CCСP;

- I968 - I97I гг. - был укреплен статус низовых Советов как органов, обладающих всем комплексом властных полномочий на своих территориях;

- 70-е гг. - расширены контрольные полномочия Верховных Советов
СССР и союзных республик по отношению к правительству, активизировалась законотворческая деятельностъ Верховных Советов.

Конституция СССР 1977 г. ограничилась переименованием Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов (в соответствии с доктриной «общенародного государства») и незначительными
изменениями в избирательной системе. Подробнее об этом см.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987; Портнов В.П., Славин M.M. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.

Все эти новации, разумеется, не влияли на распределение власти.
Одновременно Конституция более решительно по сравнению с предшествующими закрепила «руководящую и направляющую роль КПСС». В соответствии с принципами «общенародного государства» подчеркивалось значение участия граждан и общественных организаций в управлении. В Конституции получили законодательное оформление новые формы непосредственной демократии: референдум и всенародное обсуждение.

Еще одним каналом привлечения граждан к управлению стала система народного контроля, получившая широкое развитие в 70-е годы.
Комитеты народного контроля существовали на всех уровнях как параллельная прокурорским органам структура, надзирающая за соблюдением законности.

Изменения в правоохранительной системе в конце 60-х годов свелись,
главным образом, к воссозданию союзного МВД в рамках правительственных мер «по дальнейшему укреплению советской милиции» (1968 г.). Можно считать это косвенным свидетельством возрастания роли репрессивного аппарата в государственном управлении. Пик преобразований пришелся на конец 70-х, когда были приняты законы о Верховном суде, о прокуратуре, о Государственном арбитраже, об адвокатуре. Существо перемен состояло в следующем:

- вводилась система арбитражных судов;

- была предпринята попытка развить принцип коллегиальности в правоохранительных органах;

- прокурорский надзор распространялся на государственные комитеты,
исполнительные и распорядительные органы местных Советов;

- уточнялись функции адвокатуры, повышалась степень ее автономии;

- более четко регламентировались полномочия и порядок работы Верховного суда СССР.

Подробнее об этом см.: Исаев И.А.. История государства и права
России. М., 1996; Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983;

На основании указанной литературы попробуйте определить главную тенденцию в развитии правоохранительной системы в конце 70-х годов. Как соотносится эта тенденция с масштабами теневой экономики,
криминализации государственных и общественных структур?

В заключение дайте общую характеристику государственной системы периода «застоя». В какой мере применимы к ней следующие оценки:
консерватизм, стабильность, иерархичность, приспособляемость, номенклатурный характер правящей элиты, превращение партийных органов в надгосударственные? Чем объяснить относительную долговечность систем подобного типа? Ответы на эти вопросы можно найти в специальной литературе (см.: Восленский M.С. Номенклатура. М., 1991; Миф о застое. - М., 1991; На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М., 1990; Погружение в трясину: Анатомия застоя. М., 1991; Прибытков В.А. Аппарат. СПб., 1995).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...