Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СССР в международных отношениях

4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

- укрепление социалистического лагеря;

  • стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами.

- поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в третьем мире;

С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел СССР был А.А.Громыко.

Разрядка международной напряженности. Противоречия курса.

4.2.1. Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав СССР и США.

4.2.2. Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. - ОСВ-2. Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

4.2.3. Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, которые обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд. долларов в 1979 г. до 284 млрд. в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

СССР и социалистический лагерь.

4.3.1. Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Вознкла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и, подчас, прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику мирного проникновения, которая дала результаты уже к концу 70-х гг.

4.3.2. В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против советского ревизионизма, а СССР, в свою очередь, критиковал китайский гегемонизм.

СССР и страны третьего мира.

4.4.1. СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

4.4.2. В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

4.4.3. В третьем мире интересы СССР столкнулисьтакжес интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

4.4.4. Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

4.5. Обострение холодной войны. Используя афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американсцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

Итоги внешней политики.

4.6.1. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

4.6.2. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

4.6.3. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

4.6.4. У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

ИТОГИ

5.1. В результате экономических реформ второй половины 60-х гг. и отказа от крайностей политики 40-х и 50-х гг., СССР в начале 70-х удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему удалось достичь ощутимого повышения уровня жизни населения,.

5.2. В то же время, первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно-командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели были уже исчерпаны. Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем, как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно-информационных технологий.

5.3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства, вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

5.4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80-х годов в значительной степени было связано с проведением военно-стратегической и внешнеполитической линии на закрепление за СССР статуса супердержавы.

5.5. В целом, стремление населения и руководства страны к стабилизации в условиях советского социально-экономического и политического строя вылилось в тенденцию застоя. Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, находившиеся под спудом противоречия национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социо-психологической атмосфере не угрожал властной системе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте основные черты застойных явлений в экономической и духовной жизни СССР.
  2. Покажите, в чем выражалось проявление инакомыслия в СССР и как власти реагировали на зарождение диссидентства в стране?
  3. В чем проявился кризис мировой социалистической ситемы?
  4. Чем объяснялись столь значительные вложения средств в развитие военно-промышленного комплекса СССР?

5. Ознакомьтесь с таблицей. Прокомментируйте представленные в ней данные. Сделайте вывод о характере развития советской экономики.

Таблица. Удельный вес средств производства и предметов потребления в общем объеме промышленного производства в СССР (1940-1986 гг.) и России (1992 г. 1 квартал 1994 г.), в процентах

Показатель Год
Вся продукция промышленности
В том числе  
Группа А 61,0 72,5 73,4 73,8 74,8 75,3
Группа Б 39,0 27,5 26,6 26,2 25,2 24,7

Цит по.: Европа и Россия. Опыт экономических реформ. М., 1996. С. 124.

литература

  1. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. - М., 1992.
  2. История Отечества в документах. 1945-1993. Ч.4. - М., 1995.
  3. Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945-1991. М., 1998.
  4. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. Ч. VI. Р.1-5. М., 1999.
  5. Советская внешняя политика в годы холодной войны. 1945-1985.(Новое прочтение) М., 1995
  6. Стачинский Г.А. Эволюция социально-политического сознания советского общества во второй половине ХХ века, 1945-1990 гг., Спб., 1993.
  7. Уроки реформы 1965 г. М., 1992.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...