Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Матрица поведений различных психотипов.
Естественно, этой таблицей не исчерпываются все черты, но какие-то полезные и практические моменты для применения отсюда вытащить возможно. И это как раз и будут рычаги воздействия, векторы мотивации или, своего рода, «инструкции по эксплуатации». Не бывает плохих специалистов, бывают люди не на своём месте, и к каждому человеку нужен свой подход.
Конечно же тренинги не пишутся отдельно для моторов или контролёров. Для чего же в теме этого раздела кроме слова соционика присутствует и слово тренинг? Да просто тренеру (хотя он и чаще всего мотор), для того чтобы быть понятным для всех групп, надо не просто находиться в средине, а объять всю эту матрицу. Быть контролёром для контролёра (взаимодействовать на языке целей), анализатором для анализатора (дать ему возможность получит максимум информации), поддержкой для поддержки (расширить её понятия об отношениях с людьми) и быть ярким, интересным, захватывающим для мотора. А как? Иметь четыре маски? Нет дружище, быть всем. Расширить свои возможности до всей таблицы, и взять из неё только лучшее. О как! А никто и не обещал, что будет легко! Вон шаман после камлания тоже по три дня отходит.
Самая, на мой взгляд, трудная категория для тренера-мотора – это конечно анализатор. Ну трудно ему перепрыгнуть пропасть за один прыжок! Хоть ты разорвись, а построй ему мост, причём кирпичик за кирпичиком. И этот мост он будет переходить ставя ногу только туда, где есть точка опоры, куда тренер уже положил очередной кирпичик, который анализатор предварительно подержал в руках и проверил качество. Игры для анализатора должны быть максимально привязаны к действительности и как можно более подробные.
Помнишь, ранее я приводил пример «тренинга со всеми подробностями», обслуживаемый тридцатью помощниками. Его мне описывал как раз анализатор. И тренер, естественно, тоже был анализатор. Да, есть и такие тренинги. Действенный тренинг для анализатора растягивается на несколько месяцев. При этом то, что анализатор отработал и принял, остаётся с ним навсегда, в отличие от креативного, но ветренного мотора. Но типы в чистом виде встречаются редко. И правда, если взять четырёх моторов, то наверняка, кто-то будет ближе к контролёру, кто-то к анализатору, кто-то к поддержке, а кто-то останется самым моторным мотором. Соответствующая таблица, с привязкой к 16 соционическим типам представлена ниже.
В таблице, в каждой клетке представлена следующая информация: Название по обобщённому типу Название соционического типа Наиболее подходящая область деятельности Определение типа, краткое определение, название по международной классификации Примеры известных людей.
Каким образом соционика определяет эти 16 типов? Исследование ведется по каждой паре юнговских признаков: экстраверсия – интроверсия, рациональность – иррациональность, логика – этика, интуиция - сенсорика
Например, для определения признака экстраверсия – интроверсия можно обсудить: любит или испытуемый резкие и громкие звуки, неожиданные визиты гостей (наносит ли сам подобные визиты), незнакомые компании; как переносит длительное одиночество, бездействие, однотипную работу.
Для определения дихотомии интуиция – сенсорика можно выяснить, как часто сбываются его предчувствия и осуществляются намеченные планы; насколько ему легко следить за своим здоровьем, ежедневно готовить пищу, любит ли он работать руками.
По дихотомии логика – этика попробуй задать вопросы: может ли испытуемый назвать себя бесхитростным, прямодушным, рубящим “правду-матку в глаза”. Способен ли он быть жестким и требовательным ради дела. Насколько хорошо чувствует эмоции людей, способен “заряжать” окружающих своим настроением, вдохновлять на "подвиги".
Для уточнения дихотомии рациональность – иррациональность поинтересуйся у респондента: стабильная ли у него работоспособность или она подвержена переменчивому настроению, есть ли тяга к новым впечатлениям, легко или нет человек переключается с одного дела на другое.
Интуиты – самые не приспособленные люди в хозяйственном отношении. “Головастые” или поэтичные от природы, они поражают своей неприспособленностью к реальной жизни. Интуиты достаточно равнодушны к окружающей обстановке. Они годами могут не делать ремонт, вовсе не потому, что у них нет денег или они боятся грязной работы. “Витая в облаках” они не замечают обшарпанных стен и копоти на потолке.
Для мужчины-интуита может показаться катастрофой командировка жены. Без нее он не способен вспомнить, где хранится хлеб и как правильно поджарить яичницу. Про таких нередко говорят: “Золотая голова, да руки не из того места растут”! Женщины-интуиты поражают всей непредсказуемостью. Их имидж напрямую зависит от настроения. Вчера она поразила всех элегантным костюмом, а сегодня пришла в джинсах. В ее шкафу хранятся платья с оторванной молнией и без пуговицы. Она так занята, что взяться за их починку некогда.
Сенсорики – поистине люди бытового комфорта. Даже при минимальных затратах они способны, только им известным способом, добиться комфорта и уюта. У них все расставлено по своим местам. Здесь вы не найдете вещей, не гармонирующих с обстановкой. Даже горшки для цветов подобраны в тон к обоям. Женщина-сенсорик способна превратить домашнюю работу в творчество. Она самостоятельно шьет одежду, изобретает кулинарные рецепты, с удовольствием вышивает и вяжет. К мужчинам-сенсорикам подходит эпитет “золотые руки”. В их обиходе много сделанных собственными руками полок и этажерок, табуреток и рамок для картин.
Проверить принадлежность человека к тому или иному типу личности можно путем исследования его хобби. Ведь в свободное время человек занимается тем, что ему особенно близко, нравится и доставляет удовольствие.
Кто в вагоне метро, уткнувшись носом в газету, разгадывает кроссворд? Скорее всего, логик. Мужчины-логики обожают игры в преферанс и занятия на компьютере. Для логиков, свойственно разграничение сфер работы и досуга. Как говорится, на работе они работают, без остатка погружаясь в дела, а дома могут повозиться с детьми или организовать дружескую вечеринку. Конечно, внешне сухой логик тоже обладает чувством прекрасного, и даже может писать картины (Рерих). Только в отличие от этиков их чувства и эмоции будут или недостаточно проявлены, или чересчур надрывны.
Женщины логики достаточно категоричны и прямодушны в своих высказываниях. Это женщины-амазонки, которые не будут ждать своего принца на берегу, как Ассоль капитана Грея. Скорее всего, они сами пустятся в путешествие по открытому морю, и будут топить корабли не соответствующих их идеалу женихов.
Этики чаще путают работу и отдых. Мужчины-этики на службе часами способны болтать о женщинах, а в кругу семьи рассуждать о делах. Их излюбленное хобби – ухаживание. Ибо в женской психологии они настоящие эксперты. Их комплименты, букеты и прочие знаки внимания редко остаются без ответа. Если посмотреть в театральный зал, то большая половина женщин, пришедших посмотреть премьеру сезона, будут представителями этических типов. Нередко они убеждены, что сыграли бы роль значительно лучше, богаче, ярче, чем профессиональная актриса, занятая в спектакле (особенно если она логик) и в этом они частенько правы. Женщины-этики с детства обладают прекрасной способностью к кокетству и с годами оттачивают мастерство флирта. Они любят организовывать всевозможные вечеринки и встречи друзей, при этом сами становятся душой компании.
А теперь посмотрим в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.
В производственно-управленческой (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) - несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики. Обоим типам свойственна усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Ни один психологический тип не обладает таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и завершить даже очень трудное дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Представители данных типов хорошие тактики. Им можно поручать все виды работ связанные с составлением графиков, всевозможных логических структур. Они способны решить даже очень сложные технические вопросы.
В социальной сфере (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работники) смогут найти себя люди с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В тоже время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Этики способны сопереживать, убеждать и прочувствовать скрытые потребности людей.
Коммуникативную сферу (журналисты, психологи, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные (или идеологические) деятели, секретари, библиотекари) - украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетается у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.
В научно-исследовательской сфере (все виды научной работы, маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны в считанные секунды предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей. Кстати, “отцы” психоанализа и аналитической психологии принадлежали как раз к этой группе типов.
Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности у представителей этих типов может стать создание комфортных условий.
Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого человека следует стимулировать почетными грамотами или другими видами отличий за хорошую работу. А если до медали еще далеко, следует подумать, как подчеркнуть его высокий статус в каком-либо деле. Что он умеет делать лучше всех? В чем уже может выступить руководителем, организатором?
Представители интровертированных типов с преобладанием функции интуиции превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Я заметил, что наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого сотрудника интересной для него работой.
В отличие от интровертированных, экстравертированные типы с преобладанием интуиции настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: “Никто такого еще не делал!”, или собственной исключительности: “Никто больше так не умеет, как я!”. “Заниматься необычным, быть непохожим на других” – главный девиз их деятельности. Перехвалить такого сотрудника невозможно. Для них это всегда работает на плюс, повышает самодостаточность. Внимательно приглядись к представителям этих типов и ты поймёшь, что они переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о различных нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартно принятое решение.
Можно ли изменить свой тип, развить в себе качества не свойственные своему типу? И опять ключевой вопрос - Зачем? Стоит ли это изменение тех целей, к которым я иду? Если да – то вперёд, за нами танки. А как? Вообще, в управлении существует два основных подхода. Я для себя определяю их как менеджерский и лидерский. Чем они отличаются?
Представь себе много различных снежинок или звёздочек. Каждая из них моделирует конкретного человека со всеми его особенностями, способностями, ценностями и т.д. Видимо какая-то серединка у них является общей, а дальше к краям всё меняется. Можно вырезать эти серединки и работать только с ними, искусственно обрезав все ненужные лучи. Как это можно сделать на практике? Да просто выпустить множество инструкций на все случаи жизни и запретить любые шаги в сторону. Этот подход я условно называю менеджерским. Другой подход – это увеличение площади этих звёздочек и превращение их в круги, то есть развитие качеств, которые в данный момент не развиты. Это подход лидерский, и на практике реализовать его довольно сложно. Он требует от каждого понимания того, кто он сейчас, какая снежинка является его моделью, и что и зачем он хочет развивать. То есть понять, где моя точка отсчёта и куда я хочу прийти.
А вот как раз понять себя, понять, что во мне развито хорошо, а в чём я испытываю иллюзии, где откровенно хромаю, и помогает понять соционика. Я могу сказать про себя, что в моей жизни знакомство с соционикой позволило понять себя и сделать один из главных выборов в моей жизни, изменить себя и изменить свою жизнь. Конечно к лучшему, а иначе я бы и не хвастался. Когда нам моторам плохо, мы обычно сидим где-нибудь в углу и не хотим никого видеть. Нет зрелище печальнее на свете, чем вид мотора в депрессии. Впрочем выйти из неё ему довольно легко, особенно если он владеет соответствующими техниками. Но об этом в разделе, посвящённом личностному росту.
Зачем я ввёл этот раздел в книгу? Вроде как к тренингам притянуто не очень естественно. Две причины. Первая и наверно самая главная – мне очень нравится соционика. Мне очень близок её девиз – нет неуспешных людей, есть люди, которые занимаются не своим делом. Вторая причина - дать тебе возможность понять себя, что-то взять полезное из этого материала, побудить к поиску большей информации. И на кроме этого, соционика – это один из элементов диагностики. А каким образом проводить в тренинге диагностику, и зачем она там нужна, мы поговорим в следующем разделе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |