Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Команда. Что делает группу людей командой. Типология личности. Выявление типов сотрудников. Выработка принципов и правил командного взаимодействия.

Что такое хорошая команда? Это команда звёзд или команда-звезда? Скорее первое.

Какие же факторы влияют на создание Команды?

Наверное, как и в семейное жизни, люди составляющие команду должны иметь следующие общности:

1. Общие жизненные ценности.

2. Общую цель.

3. Примерно одинаковый уровень образования и мышления (ума).

4. Профессионализм и компетентность примерно одного уровня.

5. Одинаковый уровень лидерства и ответственности.

6. Толерантность и уважение друг к другу.

7. Умение принимать обратную связь и, при необходимости, изменяться.

 

А чем они должны или могут отличаться. А всем остальным. Это и характер, и психотип, и увлечения, и профессия, и многое другое.

Причём, очень желательно, чтобы люди в команде различались по психотипу.

Организация, состоящая целиком из людей одного типа, не будет звёздной командой, между тем это - нередкий случай, так как руководители бессознательно стараются набирать похожих на себя людей. Я, в своей деятельности бизнес-консультанта, встретил две успешные строительные компании. Во главе одной из них стоял мотор, во главе другой – анализатор. И в той и в другой я проводил Экстремальный тренинг командной работы. И та и другая команда справилась со всеми заданиями. Каждая по своему. И как им не хватало друг друга для большей эффективности! Команда, состоящая из людей разных социотипов, которые умеют и хотят между собой взаимодействовать, будет успешной: будет и планирование, и внимание к людям, и проведение планов в реальность, и человек, который скажет: "Позвольте, а если вы это будете делать, как мы будем потом отчитываться?!". Следовательно, необходимо тщательно подбирать или корректировать стили работников. Причем важно, чтобы сотрудники знали - и признавали свою роль в команде, осознавали все свои достоинства и недостатки!

 

И здесь неплохо провести упражнение на выявление социотипа каждого члена команды (смотри раздел соционика в тренинге), рассмотреть матрицу поведений, а затем утвердить роли каждого члена команды в соответствии с его социотипом, то есть позволить человеку проявлять лучшие качества, присущие данному социотипу на благо всей команды.

 

Определение эксклюзивности фирмы. Ценности. Миссия. Определение миссии фирмы. Видение. Определение видения фирмы. Моё место в этом видении. Утверждение герба и девиза фирмы исходя из миссии и видении фирмы. Определение командной цели.

 

Вообще миссия и видение организации – это отдельный двухдневный тренинг, но в 3-х дневном тренинге командной работы для определения миссии и видения можно выделить определённое время.

Для успешного развития организации необходимо чёткое понимание её желаемого состояния в будущем, видение её долгосрочных целей: продукция и услуги, которые компания планирует производить и продавать; рынки на которых планирует работать; способы выхода на эти рынки; технологии и оборудование, необходимые для обеспечения выпуска продукции или оказания услуг; политика финансирования и управления капиталами и самое главное - убеждения и принципы, разделяемые персоналом компании. Миссия для организации - это, по сути то же самое, что смысл жизни для человека.

 

Формулировка миссии - это результат серьёзной работы управленческой команды (если это действительно команда) с привлечением внешних консультантов. Хорошо сформулированная миссия способствует решению, по меньшей мере трёх задач управления:

1. Миссия заставляет руководство систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и её конкурентов, определением возможностей и угроз и на этой основе повышать общую эффективность своей деятельности.

2. Миссия, которую знают и разделяют работники компании, способствует лучшей интеграции людей в единое целое, повышению уровня приверженности и мотивации персонала и лучшему взаимодействию между руководителями и подчинёнными на разных уровнях.

3. Миссия способствует формированию хорошего имиджа организации у потребителей, поставщиков, деловых партнёров и инвесторов.

 

На сегодняшний день большинство российских компаний не имеют чётко сформулированной миссии. Для того чтобы управленческая команда и персонал организации были готовы работать на долгосрочные цели, они должны понимать и принимать тот смысл, который заложен в самом существовании данной компании. Реализация стратегии, в которой зафиксированы долгосрочные цели, будет невозможна без согласованной работы руководящего состава и поддержки всего персонала.

 

Миссия, видение и ценности.

 

Коллектив людей действует как Команда, когда у нее:

- есть миссия и ценности

- они осознанны

- они функционируют как рабочий инструмент.

 

У миссии и ценностей есть внутренние и внешние стороны. Внешняя - роль компании в обществе, мощный цементирующий фактор. Например, во внешней миссии может предусматриваться расширение компании - и создание рабочих мест и инфраструктуры. Если компания выполняет эту миссию, то люди знают, что они создают социально-позитивные блага. А внутренней миссией может быть, к примеру, стабильность сотрудников: компания заботится о социальных благах, системе, соответствующей миссии: зарплата, плюс проценты, плюс бонусы.

 

Очень важно, чтобы миссия и ценности в компании были осознаны и вовремя изменялись. Например, ценностью компаний, возникающих на заре капитализма в России из коллективов друзей, было - "все в равной позиции". Но по мере развития бизнеса организации расширяется, появляются связки отделов, уровни по вертикали. Невозможно находиться на равной позиции, объективно возникают другие ценности. Это нужно осознать - и менять! А если изменение ценностей вовремя не осознать - команда может развалиться!

 

Помнишь, мы ранее разрабатывали гербы участников тренинга и общий герб группы. Вернёмся к этому ещё раз, но на другом уровне.

 

Я предлагаю каждому члену коллектива «нарисовать» реальную картинку своего видения себя в этой компании через несколько лет и вовлечь окружающих в своё видение. Из этих картинок затем мы составляем общую картину видения фирмы. Этот процесс непростой, он состоит из медитаций, обсуждений в парах и мини группах общих ценностей, из мозгового штурма и достижения общего согласия, т.е. вовлечения каждого в это общее видение.

 

После определения видения мы переходим к миссии организации, как. пути достижения этого видения.

 

Следующая фаза определение девиза и герба фирмы.

 

И наконец, исходя из миссии и видения мы определяем ближайшие конкретные цели, стоящие перед конкретной командой.

 

Спор и дискуссия. Каналы восприятия. Игра на переговоры «Катастрофа в пустыне». Разбор игры с выделением дефицитов.

 

Следующий шаг в развитии командного взаимодействия – это умение правильно и эффективно общаться. Для этого я применяю блок переговоров из тренинга продаж, и игру типа «Катастрофа в пустыне», или любую другую игру на приход к согласию. Игра снимается на видео и затем делается анализ использования стратегий и правил эффективных переговоров.

 

Игра на взаимодействие и развитие креативности «Дигикон».

 

Время: около 40 мин.

Цели:

- Провести упражнения на планирование

- Проиллюстрировать лидерское поведение

- Исследовать чувства, испытываемые подчинённым к своим лидерам.

Сценарий.

Вы все - герои н/ф рассказа. Одни пришельцы из космоса, а другие роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможность для пришельцев убежать – приказать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к дверям всех камер. Но необходимо спешить, т.к. неизвестно, кем окажутся пленники в других камерах – друзьями или врагами.

Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их.

Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придётся создать их «память» и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К сожалению, «память» роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того – команды не могут отдаваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмысленных слов: например «зин» – «иди вперёд» или «чат» – «иди назад».Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать.

В каждой команде группа ЗК должна выработать свои условные команды и занести их в «справочные таблицы» соответствующих роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру. Таким образом, роботы реагируют на ряд заранее определённых команд.

Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.

 

Процесс игры.

1. Разбейте игроков на группы от 4 до 8.

2. В каждой группе выберите робота. Они обязаны повиноваться своим хозяевам, могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, выполнять простейшие однозначные команды, но не умеют говорить.

3. Сообщите остальным, что они являются узниками, и поместите каждую группу в угол отгородив её столами и стульями, чтобы получилась «камера». Расположите камеры как можно дальше друг от друга.

4. Обратите внимание на большой ключ, который вы положите у всех на виду.

5. Ознакомьте всех со сценарием.

6. Кратко ответьте на вопросы. Дайте 5 минут на формирование памяти роботов.

7. По истечении 5 минут удалите роботов из комнаты.

8. После этого объявите, что стражники сделали в тюрьме кое-какие перестановки, и немного сдвиньте мебель, сделайте туннель, по которому роботам придётся ползти за ключом. Добавьте ещё несколько препятствий. Если хотите, можете перекладывать ключ с места на место, а если вы играете с очень умной группой, то можете положить ключ туда, где роботам будет трудно его увидеть. После такого узники придут в полное смятение, поскольку им наверняка не пришло в голову ввести в память роботов слова ползти и перелезать. Успокойте их и посоветуйте стараться изо всех сил.

9. После того как пленники уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их роботам, чтобы добыть ключ, пригласите роботов подойти к вам, заберите у них шпаргалки, перемешайте их и раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта, объяснив это тем, что роботы всего лишь машины, и неважно, чьим командам они подчиняются.

10. Объявите, что теперь роботы готовы к действию.

 

Игра проходит весело и интересно. После игры необходимо провести обсуждение и посмотреть что работало, что не работало. Чей вклад в достижение цели и в чем и почему был весомый.

 

Упражнение «Фултраст». Упражнение «Планка».

 

Эти упражнения будут описаны в Экстремальном тренинге.

 

И в конце, подведение итогов, делёжка и прощание.

 

 

12. Экстремальный тренинг.

Цель тренинга – сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

 

Основные темы и задачи тренинга:

· Выявление существующих стратегий взаимодействия в коллективе, осознание плюсов и минусов этих стратегий.

· Осознание существования других стратегий взаимодействия. Выбор и осознание эффективных стратегий. Принятие их, как своих.

· Понимание ответственности и вклада каждого сотрудника в решении общих задач.

· Осознание влияния внутренних убеждений сотрудников на степень эффективности достижения личных и командных целей. Способы изменения убеждений.

· Доверие и делегирование полномочий.

· Выработка и принятие совместных правил, направленных на повышение эффективности командной работы.

· Осознание себя командой.

· Стратегии и тактики эффективного взаимодействия. Диагностика и принятие.

· Роль невербальных средств коммуникации в эффективном общении.

· Распознавание и недопущение манипуляций при взаимодействии. Неманипулятивные способы воздействия.

· Психоэкология в практике взаимодействия.

 

Летом этот тренинг проводится на специально оборудованной лесной поляне, а зимой в спортивном зале. Тренинг проводится для групп от 8 до 12 человек и представляет собой ряд игр и упражнений, часть из которых может проходить на высоте до 17 метров. Тренер постоянно поддерживает и направляет команду во время выполнения упражнений. По завершению каждого упражнения важной частью тренинга является обсуждение и подведение итогов – вот тут-то участников и ожидают сюрпризы и открытия, как о себе, так и о команде в целом. Они помогут перенести полученный опыт в реальную жизнь, а в результате многое изменить, наладить улучшить – именно в том направлении, в котором это необходимо самой компании.

Участие в тренинге не предполагает особой физической подготовки или туристского опыта. Максимальная безопасность участников обеспечивается в каждый момент тренинга.

Тренинг проводится в течении одного дня.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...