Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие Уряды празднования четырёх важнейших Солнечных Святодней Кологода

 

 

Масленица/Комоедица

 

Масленица — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Пора, когда отверзается Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков прилетают на птичьих крылах из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего воскрешения (от древнерус. крес — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы.

Кратко — общий ход действа:

1. Подготовка праздника (построение снежной крепости, изготовление чучелка Морены[214] и т.д.). Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников друг другу.

2. Торжественное открытие праздника. Славление Родных Богов на Капище (Подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»). Принесение общей требы. Слава Родным Богам, особливо — Яриле Весеню и Деве Леле. Краткая тризна во славу Предков.

3. Заклички Весны, совершаемые девами с холма («гукание»).

4. Игра-мистерия: взятие снежной крепости, охраняемой женщинами и окрутниками в личинах, изображающими собой выходцев из Нави — слуг Мары-Морены (ибо пока не взята крепость — Весне нет ходу к людям). Захват «Ярилиной дружиной» чучелка Морены-Зимы, спрятанного в крепости.

5. Проводы Старухи Зимы (Мары)[215]. Сжигание Её чучелка на огне (вместе с окрутными личинами).

6. Встреча Девы Весны. Паление Огненного Колеса, знаменующего собой торжество победившего Солнца. Общее пожелание блага на грядущий год.

7. Велесова часть праздника: поход в лес и чествование Лесного Хозяина. Девы песнями «будят Медведя». Разбуженный Медведь шутейно «гневается», тогда девы подносят ему угощения и выбирают промеж себя «Велесову невесту». Велес-Медведь сменяет гнев на милость и благословляет народ, после чего удаляется восвояси.

8. Общая братчина — праздничный пир.

9. В завершение действа — игрища, народные гуляния.

 

 

Купала

 

Купала — один из четырёх величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту (Солнцестоянию). «Макушка лета». Пик Солнечной Силы.

Кратко — общий ход действа:

1. Подготовка праздника. Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников друг другу.

2. Торжественное открытие праздника. Славление Родных Богов на Капище. Принесение общей требы. Слава Купале.

3. Братчина — праздничный пир.

4. Шутейные действа: «Похороны Ярилы», «Проводы Берёзки» и проч. Выбор пары.

5. В сумерках — большой Купальский костёр (Купалец). Песни. Хороводы. Прыжки парами через огонь.

6. Скатывание в воду огненного колеса, символизирующего Солнцеворот. Пускание венков по воде. Гадания, связанные с водой.

7. Сбор волховских трав. Поиски Жар-цвета. Потаённая волшба. Перед утром девы катаются по росе, собирают её.

8. Встреча Солнца на рассвете. Слава Родным Богам!

 

 

Таусень/Родогощ

 

Таусень/Родогощ — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Это пора, когда «замыкается» Сварга, Светлые Боги «уходят» из мира Яви земной во Сваргу Небесную до будущей весны, а души Предков улетают на птичьих крылах в Светлый Ирий.

Кратко — общий ход действа:

1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц — яко Всеединого Всеотца всего сущего и Всемногих Матерей живота всякого.

2. Тако же — восславить Велеса и Макошь — Покровителей урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном куту, а Макошь — обережным обходом поля (Родовой нивы) посолонь да требным короваем[216].

3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов мост в Ино. Тако же — проводить души Предков, улетающих на птичьих крылах в Ирий, возложив в Огонь соломенную птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).

4. Разыграть весёлую скоморошину — «похороны мухи» (муха шутейно хоронится в «домовине», представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).

5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно обрядовым пожеланием доброго урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: «Зрите ли мя, детушки?» Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: «Не зрим, отче!» Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: «Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!» Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала — так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: «Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!»[217] Среди обрядовой стравы особливо уместны: яблоки, орехи, мёд.

6. В заключение празднества — лепо прославить Родных Богов весёлыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё — по углям горячим босиком походить, дабы на зиму силою Огня Ярого преисполниться — Богам Родным во славу, а нам во здраву!

 

 

Коляда

 

Коляда — один из четырёх величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). Рождение Нового Солнца и Нового Года. Самое тёмное время годового Круга, переломная пора, когда во Ночи Года рождается новый День, а во Тьме — Свет.

Кратко — общий ход действа:

1. Подготовка места (избы).

2. Жданки. Брашно — горой. «Гой еси, Велесе!..» Хозяин прячется за столом, вопрошает: «Видите ли мя?» — «Не видим!» (Либо: «Видим!») — «Так чтобы и в будущем году не видели!» Кормить кутьёй Мороз (ложкой через левое плечо).

3. Приход Полазника с ряжеными — «Навьими Дедами». Перед оным — гадания на воске, бесчинство окрутников за окнами. (Каждый из окрутников действует самостийно, никто из них не знает, что делают другие.)

4. Полазник ведёт народ за Бадняком — сухим стоячим древом, украшенным заранее. Рубят Бадняк, не прикасаясь к нему голыми руками, но лишь в рукавицах, либо беря его через рушник.

5. «На крутой горе высокой горят огни ярые...» — возжигание Огня[218]. Сжигание Бадняка в общем Огнище. Волхв бьёт посохом по горящему Бадняку — сколько летит искр, столько блага будет в новом году. (Щепа от Бадняка затем приносится Огню в очаге дома — с благопожеланиями на грядущий год.) Тем временем окрутники удаляются в лес.

6. Внезапное появление окрутников с шелепугами (длинными матерчатыми «гоями», набитыми соломой). Общее бесчинство.

7. Колядки. «Водить Козу». Шествие с огненным Коловратом. Огнеколо.

8. Частные радения у Огня до рассвета (по желанию).

9. Встреча Нового Солнца поутру. Слава Родным Богам!

 

 

Слава Роду!

 

[2002]

 

Коляда

(Уряд Обрядный лета 2000 от н.х.л.)

 

 

Коляда: общие сведения

 

Коляда — величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».

 

 

Коляда: со-бытие Общинное

 

Быти Громаде[219] в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!

 

 

Подготовка места

 

Ещё засветло: дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение избы (перво-наперво — Красный кут[220]): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате — чир[221] Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми руками.

 

 

Жданки

 

Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся:

— Зрите ли меня, детушки?

— Не зрим, батюшка! — отвечают ему.

И тако — трижды. Затем волхв речёт:

— Так дайте, Боги, чтобы и на будущий год не зрели!

Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.

 

 

Время заката

 

Время заката — особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники[222] на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.

 

 

Встреча Полазника

 

Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его:

— Кто ты еси, Гость дорогой?

Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного. Отведав угощения человеческого, Гость ответствует:

— Роду я старым-старого, отец мой — Бык, мать моя — Корова!

— Откуда же ты путь держишь?

— Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася!

— Что ты несёшь?

— Жито да железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост мостить — трём Братьям ходить!

— А кто эти Братья?

— Первый Брат — красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек! (Либо: Три Брата — три Огня[223]!)

После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает — честну братчину зачинает.

 

 

Бадняк

 

После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих.

Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и вносят в избу.

Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх — дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню — хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье, молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго.

Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает:

— Веселяк ли наш Бадняк?

— Веселяк, батюшка, веселяк! — следует ответ.

И так — до трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома.)

Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.

 

 

Окрута

 

В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).

 

 

Кудеса

 

Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.

 

 

Встреча рассвета

 

Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.

 

 

Особливо для окрутников

 

Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём...

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...