Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приход Полазника (Гостя из Нави)

 

11. А тем временем сгущались сумерки над Землёй, и тьма подступала всё ближе к кругу Огней на опашке Капища, и нечеловеческими голосами перекликались тени в лесу, и навии-мороки блазнились окрест. И как-то само собой смолкло вдруг веселье за столом, и заозирались люди круг ся, и тонули их взгляды в кромешной тьме. И раскрылись Врата Нави, и вышел из лесу Гость в мохнатой личине, в волохатой шкуре, в одёже без оберегов, весь как есть обсыпанный снегом... Кто же сей Гость? — То лишь Боги ведают... Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

12. Вышли встречать Гостя люди сведущие, размели они дорожку пред Ним во снегу ветвями еловыми, вопросили трижды: «Кто Ты еси?» — Трижды молчал Гость. Тогда поднесли Ему с поклоном пищи да пития человеческого. Отведал Гость. Утёр бороду. Рёк: «Аз есмь Странник Вещий, хожу-брожу по всему белу свету — от лета до зимы, а от зимы до лета. Шёл Аз давеча, как ныне, во шубе Сивой да во шапке зимней — через лес да через погост, через чёрен Калинов мост. Повстречался Мне у того моста Светлый Божич — Коляда Сварожич. Торопился Он на белый свет ко людям честным с доброй вестью от Богов Родных, да встал у моста старого, обветшалого, и нет Ему далее Пути, пока не возможет кто мост тот по-нову наладити!..» Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

Действо с Бадняком

 

13. Взяли тогда люди в руки факела да топоры и пошли вслед за Странником Вещим во лесную тьму искать сухое древо, чтобы было чем мост подновить. Долго ли, коротко ли шли они тако, много ли, мало ли чудес по дороге повидали (и очами искрящими личины иные из-за дерев на них глядели, и голоса чьи-то во чаще лесной блазнились, и ожившие тени за сугробами таились, и иное всякое деялось), да только вывел их Странник-Полазник ко сухому древу стоячу — хотя и мёртву, да не лежачу. Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

14. И вышел им навстречь Иной Кто-то — в личине страшной, волохатой. Спросил грозно: «Кто такие будете?» Отвечали Ему: «Мы — люди добрые, люди Русские!» Спросил: «Куда и зачем Путь держите?» Отвечали: «В лес идём древо рубить!» — «На что вам древо?» — «Мост мостить!» — «На что Мост?» — «Коляде ходить!» И подносили Ему дары: злато-серебро — от своей мошны, зерно ярое — от Родной Земли, а песню звонкую — от самого Сердца! Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

15. Принял Страж дары людские, дал добро на то, чтобы древо рубить, чтобы мост мостить, чтобы Коляде ходить. И выходили на перёд сильные мужи, брали они в руки топоры, рубили они сухое древо, чтобы мост мостить, чтобы Коляде ходить! Рекли: «Прощай, жизнь старая! Здрава буди, жизнь новая! Слава Родным Богам! Мир Всемирью!»

 

16. Как срубили они древо сухое, брали его рукавицами да рушниками, но никак не голыми руками, бо древо сие — яко Навья треба: не для рук живых оно! Как несли они то древо на Капищный круг — трудились, не покладая рук! Велико было древо: да будет много добра на будущий год! Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

17. Сведущие люди отверзли древу очи и рот, яко человеку. Красны девицы украсили древо лентами да лоскутами цветными. И стало древо — Бадняк. Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

18. И возложили Бадняк на Краду, на самый жар, и стучали по Бадняку посохами — высекали ясные искорки: сколько искорок вылетит, столько благ Новый Год принесёт! Спрашивал жрец: «Веселяк ли наш Бадняк?» — «Веселяк! Ой, веселяк!» — отвечали ему. И каждый взял по щепке от Бадняка, дабы во Домашний Очаг свой вложить — благости Дому своему нажить... Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

Оберег на Корочун

 

19. Дабы очиститься от иншего после хождения в Ино, творили во черёд свой люди обрядиво обережное: особливый жрец возвеличил словами вещими Бога Кощного — Корочуна, старому году окорот давшему; кланялся Тёмным Богам, во Уделе Зимнем владычествующим, приносил Им тайные требы спустя рукава (не касаясь их голыми руками); рёк словеса обережные, обходя коло сородичей, сымал окруту с иных. После — славили люди Предков-Дедов своих, кормили Мороз кашей, заплечь ложкой кутью размётывая, да простирали руки к Огню, Чистой Силе Его повинуясь, внутрь ся Её с благодарностью принимая. Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

Заклички Коляды

 

20. Яро горел Огнь в Вещей Нощи, до Неба кудри златые вздымая. И виделся многим в языках пламени Мост Златой, Явь и Навь единящий. И вышел на перёд волхв, и рёк Кощуны Колядные: про Гору высокую, в Центре Мира стоящую, про Старцев Старых, Древнюю Веду хранящих, про Огни Ярые да котлы кипучие, а тако же — про Сварожью Силу Могучую, что Коло Великое вертит в жизни всякой да в смерти... Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

21. И рёк волхв в заключение: «Дубовы ворота, седая борода! Кликать ли Коляду?» — «Кликать!» — был ответ. И встали люди во честной хоровод, и закружились посолонь, закликая Коляду: «Ко-ля-да! Приходи-ка Ты сюда! Подавай пиво-медок! Мы пойдём на мосток — в позвонцы стучать, Овсеня сречать! Овсень едет на Свинье — к Самому Коляде! Гой, Коляда! Слава!» Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

Прославление Хорса и Обновление Огня

 

22. И встречали люди Коляду, и рекли Ему превеликие славы! И запалили Огненный Коловрат, и особливо прославили Хорса Зимодара — Зимнее Солнце! А пока пылал Коловрат, жрецы особым Тайнодейством творили Обновление — Возрождение Огня, рекли: «Разгони, Сварог, потемь! Верни на Русь красный день! Гой, Коляда! Слава!» Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

Нощные радения

 

23. Всю нощь горел на Капище Священный Огнь, воспевали люди Колядные колославы (краткие славления, повторяемые многократно), купались в снегу, ярились, ходили по углям, споро дышали, простерев длани к Огню, и совершали иные радения... Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

Утро Нового Года

 

24. Поутру — встречали Новорождённое Солнце. И Родные Боги — будто тысячами Очей — отовсюду глядели на нас. И рекли сородичи: Слава Родным Богам! Мир Всемирью! И Боги слышали нас. И были с нами.

 

 

Слава Роду!

 

Писано Велеславом — волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» на Родной Земле на Коляду лета 4412 от Основания Словенска Великого[227] (лета 2003 от н.х.л.) — во славу Родных Богов!

 

Коляда: Врата Нова Кола

 

 

Коло-Кол

 

КОЛ есть Родовой Столб Всемирья и Сам Род — Великий Отец всех душ.

КОЛО есть Лоно Великой Матери.

КОЛОКОЛ ВСЕМИРЬЯ — Единство Отца и Матери, порождающих всё сущее.

 

КОЛЯДА есть Врата Нова Кола — Нового Кологода, Нового Света, Нового Солнца.

КОЛОГОД есть един Годовой Оборот в Вечном Коловращении Великого Сварожьего Кола.

КОЛОВРАЩЕНИЕ есть Вечный Закон Бытия всего сущего.

 

 

Великая Темь

 

Из Великой Теми рождается Свет. Река Жизни течёт из Света во Тьму и обратно. Великая Темь неподвижна, но с точки зрения плывущего по Реке — Свет и Тьма сменяют друг друга в неизменном постоянстве.

Другое название Реки Жизни — Река Времён.

Кала на санскрите значит — «время». Махакала — «Великое Время». Но кала тако же означает чёрный цвет — символ Непознаваемого, Сокрытого, Глубинного. Великая Мать Кали (Чёй образ близок образу нашей Мары) — Чёрная: Непостижимая, Тайная, Неисчерпаемая. Предвечное Предбытие — Великая Темь, Время над временем, То Недвижимое, Что неподвластно Коловращению, То, Что не может быть ограничено Кругами Времён.

 

 

3. Велесов Свитень[228]

 

Велесов Свитень — Великий Змей, обвивающий Родовой Столб.

Велесов Свитень — Река Жизни, Река Времён, несущая души живых существ от зарода к роднику-колороду.

Велесов Свитень — Великая Маята и Великое Прозрение. Путь во Ино и Вечное Возвращение.

Ведающему — достаточно.

 

 

Хоровод

 

Велес Рогий — Сам Ясен Месяц.

Даждьбог Трисветлый — Красно Солнышко.

Велес — Пастырь Звёздный, Небесный Велерогий Пастух (Месяц), гонящий по Небосводу Своё стадо (часты звёзды) к Небесному Водопою (Велесову Пути, Млечной Дороге Предков — разлитому по Небу Молоку Небесной Коровы Земун — Молочной Реке с Кисельными берегами, несущей свои воды меж Явью и Навью). Воды Небесной Реки — Воды Забвения для одних и Напиток Мудрости, раскрывающий Родовую Память, для других.

Даждьбог — Солнечное КОЛО/ХОРО. Движение Солнца по Небесному Кругу — Божественный ХОРОВОД/КОРОГОД. Испечённый в печи коровай — священная треба Даждьбогу — жертвенная Лунная Корова, вспоившая Своим Молоком Юных Богов на Заре Мира.

Рекут в народе: «Сивка на горку, Бурка под горку; Бурка на горку, Сивка под горку».

Бурка — Бурый-Рудяной (руда — «кровь») — Кроваво Красный — Трисветлый Даждь.

Сивка — Сивый-Волохатый — Велес Рогий.

Но Ведический Рудра (Рудяной — «Красный») — одно из Имён Шивы Махадевы (Великого Бога), Трйамбакешвары, Трилочаны, Триакши — Трёхокого Владыки, Чьи Очи суть: Солнце, Луна и Огонь.

Шива МахадеваКалагнирудра — Олицетворение Чёрного Пламени — Огня Времени, Огня Вечности; и Он же — Трикагникала — Олицетворение Трёх Огней Времени (Прошлого, Настоящего и Будущего) — Владыка Вечности.

 

 

Хорос/Хорс

 

ХОРОС/ХОРС — Солнечное Коло на Небе, но тако же: Ледяной-Вещий Волк-Оборотень, держащий Солнце в Своей пасти. Но Вещий Волк — это одна из личин Волхва-КОЛдуна — Вещего Бога — Велеса.

КОЛядное КОЛдовство — Волшба Вещего, творимая в Его Время: от Корочуна до конца Велесовых Святок. На протяжении всего этого времени в Священном Огне на Высокой Горе горит-сгорает Большой Бадняк-Веселяк — Свято Древо, коим «починяется» Калинов (Чёрный) мост меж Явью и Навью, «расшатавшийся» за прошлый год. Малый же Бадняк (олицетворение наступающего года) — святится в очаге во честном Дому, во Княжьем Терему.

Когда Солнышко красное на Небо ясное выкатается — Даждь Трисветлый во Ледяном Чертоге Марином от мёртвого сна просыпается, с весною в Явь возвращается — Новолетием на Масленицу/Комоедицу прославляется.

А Вещий Бог шкуру Сивую снимает — в бороду Свою усмехается, по весне Самим Яром — Сыном Своим — воплощается, со Стара во Млада сходит. Вещих людей испытует: «Узнаёте ли Меня?» И те, Сердца свои к Нему обращая, а длани горе свои воздымая, рекут:

 

ВЕЛЕСЕ БОЖЕ ВО НЕБЕ ХОЖЕ

ВО СЛОВЕ ТАЕН ВО МИРЕ СЛАВЕН

ВО ХМЕЛЕ ЯРЕН ВО СВЯТЕ СТАВЛЕН

В ГУДЬБЕ ВО ПЛЯСЕ ВО ВСЯКОЙ КРАСЕ

ВО ЗВЕЗДНЫХ ВЕСЯХ В ДИВЬЕМ КУДЕСЬЕ

ВОЛХОВЕ ЕСЕ ЯВИСЯ ДНЕСЕ

ВОЗГРЯДИ СЕДЫЙ КАК ПРЕЖДЕ ДЕДАМ

ОТВЕДИ БЕДЫ ВЕДИ ПО ВЕДЕ

ОТ ЗЕМИ К НЕБУ ОТ ТЕМИ К СВЕТУ

ОТ СИХ ПОРОГОВ ДО РОДНЫХ БОГОВ

КАЖИ ДОРОГУ ДО ИХ ЧЕРТОГОВ

ПРЕЖДЬ ЯВИ [И] НАВИ ВО ЛАДУ ПРАВИ

ВСЕМУ ВО ГЛАВЕ ВЕЛЕСЕ СТАНИ!

ВЕЛЕСУ СЛАВА! ГОЙ!

 

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Громница

 

ПЕРУНЕ ГРОМЕ МАРУ БОРОНЕ

ВО СВЕТЕ РЕЧЕ А НАВИ СЕЧЕ

В МОЛОНЬЯХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАТАЙ

СТА РЯДУ ВЕК А НАМ ОБЕРЕГ!

ГОЙ!

 

 

...Рекут, есть в начале месяца лютеня день[229], когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной[230], и происходит меж Ними великая битва — бой тьмы и хлада со светом и теплом.

И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил — Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу[231] на Капище Перуновом, речёт слово вещее:

 

РЕКУ НА ГРОМЬЕ В ЗИМНЕ УКРОМЬЕ:

ПЕРУНЕ ЗИМЕ О ЯРЕ СИЛЕ

ВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАДАРЬ

ОГНИ ВСПОЛЫМИ А ИНО ОТРИНИ

ЗИМУ ПРЕЛОМИ ВЕСНУ ОТВОРИ

СТА ДНЕСЕ СРЕЧА ТВОЕГО МЕЧА

ВО НОЧИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА!

ГОЙ!

 

А внизу, под горой, у Капища Чернобогова, где за четырёхугольной оградой лежит чёрный камень, Кощному Богу посвящённый, творятся обереги Именем Грозного Бога — Перуна Навегонителя:

 

ПЕРУНЕ БОЖЕ САМ ТЬМЫ ПРЕМОЖЕ

СТАВЬ КОЛО НЫ ВЫСОКИ ТЫНЫ

ЧТОБ КОЩНЫ РАТИ НЕ МОГЛИ ЯТИ

ВО ЛЮДЯХ ЖИВУ А В РОДАХ СИЛУ!

ГОЙ!

 

Затем жрец, беря в рукавицы (никак не голой рукой!..) глиняный горшок с комьями сухой земли, поднимает его над головой и с размаху бьёт о каменну твердь, дабы взяли Навьи Боги своё — кощное, отжившее, но не замаяли живого, и уходит, не оглядываясь, прочь...

 

 

Слава Роду!

 

[2003]

 

Ведунья Лада

Громница-Перуница

 

 

2 лютеня/февраля славяне празднуют день Громницы-Перуницы, Небесной Богини, воплощения Блискавки-Молнии. Казалось бы, с чего празднику Молнии быть зимой? Но в традиции всё закономерно. Сей день ещё называют Сретеньем, то есть Встречей: считается, что в этой точке Сварожьего Годового Кола встречаются Зима и Лето (кстати, многие европейские народы, в том числе и славяне, в древности разделяли год на 2 сезона, а не на 4). По поверьям, это единственный день зимы, когда можно услышать гром и увидеть молнию.

Как маленькие «отражения» Небесного Пламени, народ всюду запаливал великие и малые огни на Земле. Среди всех этих огней наиболее известны «громовые свечи», или «громницы», дошедшие до нас через века двоеверия. На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави, то есть Всемирья. Эти священные свечи всячески украшались лентами и другими девичьими прикрасами.

В Белоруссии все ритуалы на Громницу были связаны с «грамнічнай» свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин выплавлял свечу самостоятельно в последний шесток (субботу) перед праздником. Известно, что она была примерно 10 вершков (44 см.) в длину, а толщина — две четверти вершка. Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться.

 

Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна.

Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21 – 27 листопада/октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 травеня/мая), давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней.

Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство.

В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» («огненного крещения»). Сначала хозяин крест на крест поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь.

 

Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году.

Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.

 

Но вернёмся к Богине.

У южных славян эту Богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно Имя — Паляница (так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников). Во многих песнях и сказах — это образ Дивчины-Воительницы.

Перуница — это волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы (паляницы). Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, ср. выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.

Традиция подчёркивает девственность Перуницы, Она — именно Девушка-Воин, дочь Перуна, Его первейшая помощница и соратница. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией. Афина — Дева- Воительница, дочь Громовика-Зевса. Причём, не просто дочка: Зевс самостоятельно породил Её из Своей головы. Таким образом, Она — часть Его сущности, Его «Женская анима», «Зевс в платье». Независимая сильная женщина, идущая своим путём. И это знаменует не только силу, но и храбрость, и острый разум. Афина — ещё и Покровительница мудрости, Она часто изображалась с совою — символом этого достоинства. Atheneum — «храм Афины» — так с античности до сего дня называют «святилища мудрости» — библиотеки, музеи, научные учреждения.

Атрибутом Афины является копьё — скорее всего, символ молнии. Дева Перуница также изображается с золотым «громовым» копьём.

 

Ещё одна параллель традиций наблюдается с кельтами. 1 лютеня/февраля они празднуют Имболк — древний языческий праздник, сохранившийся в кельтском двоеверии как «день святой Бригиты». До того, как стать христианской «святой», Бригита была кельтской Богиней, Покровительницей поэзии и ремёсел (как и Афина), а особенно — кузнечного дела. А уж эта стезя во все времена и во всех мифологиях связана с Огнём, а равно с Громовыми Божествами.

У славян, проживающих в относительно тёплом климате (Украина и южнее), со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже. Первые заклички бывают на Сороки — 9 березня/марта.

Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов.

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

Велесовы дни месяца лютеня

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...