Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Встреча Велеса — Деда Мороза — на Украине

(По материалам украинских Родноверов)

 

 

6 грудня — Свято Велеса Зимового — Діда Мороза. Батько Велес у Своїй зимовій іпостасі. Врожай вже давно зібрали, заплели Велесу «бороду» з колосків на родючій ниві, зерно та інші дарунки щедрої Осені сховано — буде що їсти взимку. Худоба у стайнях, пастухи вже подякували Велесу на останьому осіньому випасі на траві, попрохали Його про благополучну зимівлю тварин до першої весняної зелені. Бджоли — «Божі мухи» — теж зимують, пасічники принесли хвалу Велесу і чекають разом зі своїми підопічними тепла. Все завмерло у Природі, дерева сплять, багато з тварин лісових, полевих та водних також впало у міцний сон до самої Весни.

Велес Волохатий — Зимовий Господар — Дід Мороз має вкрити Мати-Землю білим кожухом, щоб вона теж гарно відпочила, набралася сил, щоб було чим дати нове життя на новому оберті Річного Кола. Він ходить вночі у заметеному снігом лісі, чекаючи великого Свята Зимового Сонцевороту — Різдва Коляди. Це під Його ногами порипує сніг, у Його очах відблискують холодні зимові зорі та Місяць, що срібно висить у студеному чорному Небі. Це Йому, Вовчому Пастирю, Діду Ведмідю покірні лісові мешканці... і навіть люті вовки в останній місяць Зими у Його слугах.

Волхви, жреці Його, провадять темними зимовими ночами таємні дійства... палає високе вогнище у замерзлому лісі... пара з рота разом із словами замовлянь... червона жертовна кров на білому снігу.

Люди зігрівають друг друга теплом своїх сердець, веселяться на зимових святах, роздаючи один одному подарунки, особливо ж — дітям (так, тому і «наклався» образ св. Миколая у цьому святі, так само як св. Власій став «машкарою» Велеса, як «скот’єго Бога», покровителя худоби, привнесене християнство лише наслідувало давню народну традицію, феномен «двовір’я»)...

 

 

Слава Роду!

 

Корочун

 

СЕ КОЛО ЗЛАТО СТАНЕ НА КОРОЧУН

КОЩНЫЙ БОЖЕ БИЕ КУДЕСЫ НАВИ

А ПЛЯС ВЕЛЕСОВ ГУДЬБОЮ ЛЮТ

КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ИНО ГЛЯДЕ

А РОГИ ЖРЕТЕ А ОГНИ МРЕТЕ

КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ОГНЕ НОВЕ

А ВЕЩИЙ БОГ ЕМУ СТЕЗИ ТОРЕ

БАДНЯК СЖИГАЕТ КОЛО ВЕРТАЕТ

ГОД ЗАЧИНАЕТ!

ГОЙ КОЛЯДА! СЛАВА!

 

 

...Никаких громов с Небес, и молнии не врезаются в плоть Земли, и Окиян-море не выходит из берегов. Просто — будто где-то тихо прозвенел серебряный колокольчик на Чьём-то тонком запястье, — этот мир подошёл к концу...

Речено во слове вещем:

 

ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ

СЕДОЙ ВЕЩУН СТАРОЙ КОРОЧУН

ВО ГОДА НОЩИ ВОДЯЩИЙ КОЩЬЕ

КОЛО ВЕРШАЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ

РАЗЯЩИЙ МНОГО СВОЕЙ ОСТРОГОЙ

ВО СНЕЖНОЙ БУРЕ ВЛЕСОВОЙ ШКУРЕ

ВО БЕЗДОРОЖЬЕ НЕ ВО СВАРОЖЬЕ

НЫНЕ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ!

ГОЙ!

 

Кощный Бог в обличье Корочуна окорачивает старый год, гасит свет зачарованного зимним сном старого Деда-Солнца, чтобы, когда наступит срок, новое Солнце разметало свои лучи-стрелы по небосклону, и новый год начертал НОВО КОЛО в извечной Коловерти Сущего...

Речено во слове вещем:

 

ГОЙ СЕД ВЕЩУН СТАР КОРОЧУН

КОЛОГОД ВЕРШИ ЯКО ПОМЕРШИ

А СЕРПОМ ВЛЕСА ЯВИ КУДЕСА

СТАРЫ ЗАРОКИ КОРОТИ В СРОКИ

ВЛИКИ ЗАВЕТНЫ ВЕДОЮ ВЕДНЫ

ЧТОБ СТАРУ СБЫТИ А НОВУ ЖИТИ!

ГОЙ!

 

Корочун — Имя Кощного Бога и Святодня Его — самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Кологода. Это — день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ, И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ, что нам ни что не принадлежит здесь — в этом мире, в этом году, в этой жизни — и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕССМЕРТНЫ...

Речено во слове вещем — всем добрым людям во оберег:

 

КОЛО КОРОЧЕНО ЯКО ПРОРОЧЕНО

ОКРУТ КОРОЧУН ГОДОВЫХ КОЩУН

ОКОРОТИ ДНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

ГОЙ!

 

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Корочун — преддверие Коляды

 

 

1. Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца[1] или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды[2], праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

 

2. Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года[3].

 

3. Корочун — это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

 

4. Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

 

5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь[4].

 

6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

 

7. Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

 

8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?..

 

9. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити[5], и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи...

 

 

Примечания влх. Велеслава:

 

[1]Жнец — планета Сатурн (ведийск. Шани). Один из Тёмных Ликов Вещего Бога, Грозный к неправедным и Благой к живущим по Прави. Неизменный атрибут Жнеца-Корочуна — Железный Серп, день седмицы — шесток, сторона света — запад, руда — серый свинец.

 

[2] Слово «Коляда» происходит от древнерус. коло — «круг», «колесо» (ср. напр. «Йоль» древних германцев, происходящее от hjul — «колесо»). Коло — это и Кологод (Коло Года), и Великое Коловращение всего сущего, и Ведическое Колесо Закона (санскр. Дхарма) и т.д.

Согласно народной традиции, Коляда празднуется в ночь с 24 на 25 стуженя/декабря-месяца, когда Солнце «на заячью лапку», или «на гусиный шаг», перейдёт за точку Солнцеворота (приходящегося примерно на 20-е числа месяца). Такая отсрочка связана с тем, что сам день Солнцеворота издревле считается в народе «опасным временем», когда Явь и Навь как никогда тесно соприкасаются друг с другом, и духи умерших (навии) выходят в наш мир (именно их символизируют собой личины колядовщиков). Поэтому сам Зимний Солнцеворот — это «Коляда волхвов», отмечаемая лишь сведущими в Тайном Искусстве людьми, волхвами и ведунами, живыми среди мёртвых и мёртвыми среди живых. Остальной народ отмечает Коляду позже, когда опасность соприкосновения с миром Нави уже миновала.

Другие арийские аналоги Славянской Коляды (помимо уже упомянутого Йоля германцев), это Альбан Артуан (Зимний Солнцеворот) древних кельтов и Махакаларатри (Великая Ночь Кали) Ведической Индии.

 

[3]Имеется в виду представление о Кологоде, или Лета Вращении, как о круговом движении Сварожьего Молота в течение года. Отец Сварог, Коваль Небесный, сковавший на Заре Времён весь мир, ежегодно подновляет Своё творение, ударяя по Алатырю-камню Своим Молотом и высекая из него искры, возжигающие Огонь Нового Года. На Купалу (в пору Летнего Солнцеворота) Сварожий Молот оказывается поднят в самую высокую точку Лета Вращения, а на Коляду он, опускаясь в самую нижнюю точку, ударяет о каменную твердь, как о наковальню, высекая золотую искру.

 

[4]Иными словами, время, опасное для несведущих, несёт Духовное Прозрение мудрым. О сём же говорится, что мудрый извлечёт добрый урок даже при неблагоприятных обстоятельствах, а глупец не сможет воспользоваться и благоприятными. Поистине, благословенны препятствия, ибо ими растём!

 

[5]Покута — Судьба, то есть всё то, что суждено Свыше. В сущности, Покута воплощает собой не слепой произвол Богов, а совокупность последствий наших собственных деяний. Это Закон, согласно которому человек — рано или поздно — непременно пожнёт плоды всего содеянного им, и всякое доброе семя принесёт добрые плоды, а худое семя — плоды горестей и страданий.

 

Когда Высшая Сущность видится одновременно в высоком и низком, а внешнее не разделяется с Внутренним, — узел ложной самости в Сердце развязывается, и Макошь (Хозяйка Покуты — Владычица Судеб) освобождает прозревшего от всех пут, сплетённых Покутными Нитями (Нитями Судеб), и отверзнувший Вещее Око, подобно страннику, вернувшемуся на Родной порог после долгих скитаний, возвращается наконец Домой...

 

 

Слава Роду!

 

[2007]

 

Коротко о Корочуне

 

1. Корочун/Карачун (это два диалектных варианта одного и того же слова) — самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота. Ср. древнерус. Корочунъ, словац. Kracuri, болг. Крачунец, в Закарпатье крачун — «Колядный пирог», а также белорус. корочун — «внезапная смерть в молодом возрасте», «судороги», «злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун — «смерть», «гибель», «злой дух» и т.д.

 

2. Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Год перед рождением Нового Года и Нового Солнца на Коляду. Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

 

3. В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.

 

 

Слава Роду!

 

[2007]

 

Коловерть

 

 

...Гори! Гори! Времён череда — Коловерть сущего, во Роде — Суть Бытия. Течёт время — Вода Живая, Сила Богова. Горит чудесный костёр — златы кудри ко небу ясному вздымая. То ли старая ветошь сгорает, то ли ярый весенний Огонь пылает — руду-кровь ярит, нежить в Навь гонит. Яри нас, ясное Солнце красное! Гой! Весну-Деву песнями воспой, люд Славянский! Гой! Слава! Ты Вырей, Вырей Ярый! Ты вылети с-за Моря! Ты вынеси ключики, ключики золотые! Ты замкни зимоньку, зимоньку студёную! Ты закличь летечко, летечко красное! А и Вы, Деды-Прадеды, Бабки-Прабабки! Прилетайте на птичьих крылах — погрейтесь на Солнышке, на Красной Горушке! Отомкни, Ярун, Землю-Матушку Огнем-пламенем — Силой сильною, Светлою-Божскою! Сама Лелюшка со русалками водит хоровод коло горушки. Гой! Слава! Колосись, Ярило! Дажди ниве силы! Ярило Мокрый — Зарод творящий, Ярило Гойный — буем стоящий! Гой Ты, Ярило! Яви Свою Силу! Гой! Слава! Славися-величаися, Мати-Кострома! У Костромушки — кисель с молоком, у Костромушки — блины с творогом. Гой-Ма! Кстрома! Слава! Славна слава — честна Купала! Огонь велик — любить велит. Огнецвет в руке, венок на воде. Купы во ночи зрят звёздны очи. Ой, Мати, Ладо-Мати, Ладо — Светло Божество! Сердца склоняем к Тебе, Ладо! Ладо — Светло Божество! Гой-Ма! Слава! Гой Ты, Перуне — Ратай Небесный! Коло Грома катай да нас не замай! Води со небеси грозы на ниву — дабы взрастила она добрый колос во сильной силе! Гой! Слава! Велесу на бороду — спелый сноп. Велесе-Бате — бо Вещий Святе! Дозволи требу Тебе собрати! Дозволи чести Тебе воздати! Дозволи Мудрость Твою приняти! Велесе! Гой! Поклон Вам, Честны Рожаницы! Будь славен, Сам Род! Гой! Слава! Слава! Слава! Макошь-Матушка, Добра Хозяюшка! Поклоны Тебе бьём, требу — хлеб кладём. Молоком белим, яблочком катим. Прости нас, Мать Сыра Земля, в чём досадили Тебе! Прости и Ты нас, Государыня Вода! Покойно б Тебе зимушку спалось, да не сохнуть Тебе вовек, да чистоты Своей не избыть! Простите и Вы нас, водяные Деды да Прадеды! Гой! Взмахнут птичьи крыла в небе осени — далече, далече они, не догнать... Здравствуй же, Мара-Мати, зима буранная, белоснежная! Во ночи года, Черна Мати, величаися! Белой вьюгою распрядаися! Гой Ты, Корочун! Пришёл — укоротил старый год. Веселяк ли наш Бадняк? Веселяк! Ой, веселяк! Вышли кудеса-навии на улицы, ходят по двору — затеяли игру. Солнца-то нет! Да только не пропал белый свет — Сам Светел Божич Коляда переступил через порог да новое Коло Огнём возжёг. Гой! Слава! Слава! Слава! От земли до самых небес звучит трислава, хранит Велес Рогий уснувший бор, и летит время — птицей вещею, птицей Боговой... А где-то далеко — звенят бубенцы Девы Весны, мечут стрелы ветра, и вздымает златы кудри к небу первый весенний костёр. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори! Гори!..

 

 

Слава Роду!

 

[2002]

 

Велес Кологодный

 

ВЕЛЕСЕ ВЕШНИЙ — ЗАРОД ТВОРЯЩИЙ

ВЕЛЕСЕ ЛЕТНИЙ — ЛЕСУ ВЕЛЯЩИЙ

ОСЕННИЙ — УРОЖАЙ ПРИНОСЯЩИЙ

А ЗИМНИЙ — ЗДРАВУ ЖИВЕ ДАРЯЩИЙ!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

ВЕЛЕСЕ ВЕШНИЙ — ЗМЕЙ ПЛОДОРОДНЫЙ

ВЕЛЕСЕ ЛЕТНИЙ — САМ БЕР КОСМАТЫЙ

ВЕЛЕСЕ ОСЕННИЙ — БЫК ДОРОДНЫЙ

А ЗИМНИЙ — СТАРЕЦ-ВОЛХВ ВОЛОХАТЫЙ!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

 

Коло года

 

...Споро кружится Коло Сварожье, во Коловерти Всемирья Силою Божескою подвигаемо! Свет Самосиянный из Животворных Криниц бьёт — Небоземь Правью единит. Велес Вещий дозором незримым ходит, Стези Его — что Тремирья Жилы — Небо, Землю и Пекло связуют, волшебными наузами оплетают, вечными Путями-дорогами вдаль зовут.

Поворотилось Коло Сварожье на Светлую сторону, и на сём всё сущее славу Вещему поёт:

 

ВО СВЕТЕ ЕСЕ РАДЕЕМ ДНЕСЕ:

ВОССЛАВИСЯ ВОЛОСЕ ВО ЯРЕ КОЛОСЕ

ВО СВЯТОМ ЗАРОДЕ ВО ВСЯКОМ ПРИПЛОДЕ

ВО ДОЛЬНИХ ВОДАХ ВО ПЕРВЫХ ВСХОДАХ

ВО ЯРЕ ЖИВЕ В МОГУТНОЙ СИЛЕ

ВО ПОЛЕ В ЛЕСЕ ВО ВСЯКОЙ ВЕСЕ

ВО ЧЕСТНОМ СНОПЕ ВО МУДРОМ СЛОВЕ

ВО ПРАВДЕ В ДОЛЕ ВО ДОБРОЙ ВОЛЕ

БО В РОДУ НАШЕМ ВЕДОЙ УКРАШЕН!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

А поворотилось Коло далее, и Тёмную личину одел Вещий, и во Ночи года горят звёздным огнём Его ясные очи, и всё сущее на сём Ему славу поёт:

 

ВО ТЕМИ ЕСЕ РАДЕЕМ ДНЕСЕ:

ВОЛОС ВЕЛИКИЙ БОГ ТАЙНОЛИКИЙ

ЗИМУ ВОДЯЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ

КОЩНЫЙ ДА ХЛАДНЫЙ ВО НАВИ СУЩИЙ

ЩЕДРЫЙ ДОРОДНЫЙ ВО ЯВЬ ГРЯДУЩИЙ

В ШУБЕ КОСМАТОЙ БОГ ВОЛОХАТЫЙ

ВЕДУ ХРАНЯЩИЙ ЗДРАВУ ДАРЯЩИЙ

ВО ТЬМЕ ЛЕДЯНЫЙ ВО СЕРДЦЕ ПЛАМЕННЫЙ

СТА В ИНО БРЕГОМ А НАМ ОБЕРЕГОМ!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

Крутится-вертится Коло Сварожье без устали, без начала и конца, и всё сущее Коловертью сей зачаровано, и прорастает колос по весне, и одеваются леса летом во зелен наряд, и падает на Земь жёлтый лист по осени, и белит зима поля снегами, будто чистым Макошиным полотном, и — срок приходит — новая весна вздымает пламя ярого Огня к Вечному Небу...

 

 

Весна

 

Весна-красна — Утро года, время Зарода да первых всходов, пробуждающейся Земли да первой любви. О сию пору Вещий личину Змиеву одевает, бо Змием Родовым Землю-Матушку будит-отпирает, Зарод Ей творит, Солнце Вешнее — Ярь безбрежную славить велит. Како речено во слове вещем:

 

ЗМИЕ-ВЕЛЕСЕ ВОССЛАВИСЯ ДНЕСЕ

ЗАРОД ТВОРЯЩИЙ НА ЗЕМЬ ГЛЯДЯЩИЙ

БЛАГА ДАЮЩИЙ А ВОДЫ ЛЬЮЩИЙ

ВО ЯРИ ВЕСЕНЬ ГОЙ ТЫ ВЕЛЕСЕ!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

 

Лето

 

Лето жаркое — День года, время роста всякого плода. О сию пору Вещий во Берову личину облачается, Хозяином Лесным нарекается, всяку рощенью в рост идти велит, всяка зверя долею наделит. Бо все звери рыскучие да все птицы клевучие — Вещего Бога дети. И за то славит всяк живот Бера-Велеса! Како во слове вещем речено:

 

МЕДВЕ-ВЕЛЕСЕ ХОЗЯИН В ЛЕСЕ

ЛЕСУ ВЕЛЯЩИЙ ЖИВОТ ХРАНЯЩИЙ

ВО ГОЙНОЙ СИЛЕ ЯРЕ НЕ СТЫЛЕ

РАДЕЕМ ДНЕСЕ ГОЙ ТЫ ВЕЛЕСЕ!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

 

Осень

 

Осень-тоска — Вечер года, время урожая да приплода. О сию пору Вещий в обличье Рогатого Тура к людям приходит, во шкуре — колосья, на челе — звезда. А люди кланяются Ему снопом житным — «бородой Велесовой», короваем ситным да мёдом питным, за урожай добрый благодарят. Како во слове вещем речено:

 

ВЕЛЕСЕ-ТУРЕ ВО ЗЛАТОЙ ШКУРЕ

СЕРЕБРЯНЫ РОГИ А МЕДНЫ НОГИ

ПРИПЛОД ДАРЯЩИЙ СНОП ПРИНОСЯЩИЙ

ЗА БОГАТ УРОЖАЙ ВЫСОК КОРОВАЙ!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

 

Зима

 

Бела Зима — Кощное время, Мары пора — Ночь года. Тут Вещий животные личины скидывает да Старцем старым — Волхвом Белым к людям приходит. Пока Светлые Боги во Сварге Златой Силы Свои подновляют, сторожит Вещий уснувший бор, возжигает Колядный Костёр — на Огонь ворожит. О сию пору Он — всякому животу от кощных чар первый оберег! Како во слове вещем речено:

 

ВЕЛЕСЕ ЗИМНИЙ ВО ШУБЕ СИВОЙ

СТАРЧЕ МОГУТНЫЙ ВОЛХОВЕ ПРЕМУДРЫЙ

ОГНЬ В ЗИМЕ ХРАНЯЩИЙ ЗДРАВУ ДАРЯЩИЙ

ВО НОЩИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

 

Велесов Путь

 

Велесов Путь — Вещего Сердца Стезя: Мудрости Древней несказанная суть, во Ино тропа тайная, за виднокрай дорога дальняя, до Ирия Небесного она поднимается, до Пекла Подземья она опускается, нигде она не начинается, и нигде она не кончается, бо из Света Самосиянного рождается, и в Нём Одном она растворяется. Нет под Небесами ничего ближе и проще её, но не узреть её суетным оком и не ухватить рукой. Нет на Земле ничего, что не было бы в ней, и нет никого, кто не шёл бы по ней. Оратай ниву честну пашет-орёт — тако же по Стезе идёт. Купец-молодец честно торг ведёт — тако же по Стезе идёт. Воин за Род свой кровушку льёт — тако же по Стезе идёт. Волхв Богам Родным славу поёт — тако же по Стезе идёт! Како во слове вещем речено:

 

ВЕЛЕСЕ УЧАШЕ ПРАОТЦЕ НАШЕ

ЗЕМЛЮ ОРАТИ А ЗЛАКИ СЕЯТИ

СТЕЗЮ ПРАВИТИ БОГОВ РОДНЫХ СЛАВИТИ

А ЧТИТИ СНОП ЯКО ОТЦА БОЖЕСКА!

ГОЙ ВЕЛЕСЕ! СЛАВА!

 

И быть по сему, пока Солнце светит, пока Земля родит, пока человек во Ладу с Сердцем Вещим ходит! На сём Предкам Святым да Богам Родным — почёт да слава, а нам да детям нашим — Мудрость да Здрава! Слава Вещему!

 

 

Слава Роду!

[2004]

 

 

****************************************

 

Часть IV

Обряды Родового Кола

****************************************

 

Влх. Мезгирь

Обереги детства

 

 

Особая защитная роль отводится оберегам в самом начале жизни человека — «оберегам детства». Маленький, только что народившийся человек особенно уязвим, и его старались всячески уберечь и обезопасить. Уже само появление ребёнка на свет было обставлено многочисленными обрядами, призванными защитить мать и дитя.

Велхва — повивальная бабка, помогая роженице, произносила заговоры, отпирала все запоры и задвижки в доме, все запертые сундуки и двери, приговаривая:

 

Отпирайте, отпирайте!

Отперли, отперли!

Запрягайте, запрягайте!

Поезжайте, поезжайте!

Поехали, поехали!

Едут, едут!

 

Тем самым она как бы открывала дорогу новорожденному — путь в этот мир.

Ребёнка от трёх до шести недель чужим старались не показывать, дабы исключить возможность сглаза. По этой же самой причине время родов тщательно скрывалось от посторонних.

Когда у ребёнка стригли первые волосики, то сажали его на медвежью шубу, чтобы он был богатый.

Когда ребёнок начинал пытаться ходить, мать «разрезала ему путы» — быстро проводила ножом по полу между ножек ребёнка. Возможно, в древности ножки перевязывались красной шерстяной нитью, и, разрезая её, ребёнка как бы освобождали для самостоятельного хождения. Впоследствии осталось только чирканье ножом по полу.

Когда у ребёнка выпадал молочный зуб, дитя ставили спиной к печке и заставляли закинуть зуб через себя за печь. При этом нужно было сказать:

 

Мышка, мышка!

На тебе репяной зуб,

А мне дай костяной!

 

Этот обряд должен был обеспечить здоровье новым зубам, и можно предполагать, что раньше вместо «мышки» в заговоре обращались к Домовому — «Дедушке».

Большое обережное значение всегда имели знаки, украшавшие колыбель. Выполненные резьбой или красками, они, как правило, являли собой Солнечные символы — как дневного (полуденного), так и ночного (полночного) Солнца. Кроме них на колыбели мог изображаться «чертогон» — знак Перуна. Возможно, в этом случае колыбель предназначалась мальчику.

Известно, что в некоторых Славянских землях был обычай класть под подушку в колыбель новорожденного мужчины кресало-огниво и топор без топорища. Символика этих предметов ясна. Топор и огниво, положенные вместе, символизировали собой молнию, огненную стрелу Бога Перуна, разящую упырей.

Подобную же оберегающую функцию имел медвежий клык, также подкладываемый под подушку будущего охотника. С той же охранительной целью на шею ребёнку вешали ладанку с волчьим зубом и вороновым глазом. Считается, что качества этих зверей — сила и отвага волка, мудрость и зоркость ворона — перейдут на человека, носящего такой оберег.

Отголоском древнего почитания тотемных зверей-покровителей, по всей видимости, является облизывание матерью лица своего младенца, если его кто-нибудь чересчур сильно похвалит. Подобное проделывалось с очень маленькими детьми в бане перед мытьём. Мать, подобно волчице, слизывала с ребёнка сглаз.

Говоря об оберегах раннего детства, нельзя не сказать о шаркунках — берестяных плетёных погремушках. Сложная, как бы из многих коробочек, берестяная плетёнка с дробинками или горошинами внутри насаживалась на резной берёзовый стержень. На верхушке погремушки был вырезан маленький петушок либо коник (Солнечные символы), которых было очень удобно грызть, когда резались зубы. Ручка была вся резная, и обыкновенно на ней и по сию пору режут «огненные крыжи» — кресты Небесного Огня. Успокаивающее мелодичное шуршание шаркунка дополняется чудесным свежим запахом берёзовой коры.

Хорошим оберегом для детей считается так называемая «супорыжка» (видимо, искажённое от «спорыш») — сдвоенный хлебный колос на одном стебельке. Здесь действует магический принцип удвоения: благопожелание богатства, удачи, здоровья — всего вдвое.

Также считается полезным ношение на себе в ладанке листьев 4-5 лепесткового клевера (известно, что у обычного клеверного листка только три лепестка). Для этой же цели пользуются лещиной — лесным орехом, который также бывает двойным.

Пелёнки, в которые заворачивали новорожденного, а также плат-полотенце над колыбелью богато украшались вышивкой. В первую очередь — это символы плодородия и большой жизненной силы. Это могли быть «молодые ростки», «колосья», «маленькие птички» в окружении Солнышек. Возможно, когда-то знаки девочек и мальчиков отличались — сейчас это почти забыто.

К детским оберегам можно отнести также «наузы» — вязание знающими людьми «хитрых» узлов, которые затем носились на руке, ноге или поясе, шее или налобной повязке. Узел, связанный с приговором знающим человеком (по-старинному «докой»), обладал большой магической мощью. Вера в эти узлы всегда была в народе крепкой. Даже сейчас многие матери перевязывают детишкам запястья красной шерстяной нитью, чтобы руки не мёрзли. Та же нить, повязанная вокруг пояса по телу, помогает от болей в животе, которыми часто страдают маленькие дети.

Можно сказать, что многие древние знания живут в народе на уровне таких вот, казалось бы, незначительных бытовых мелочей...

 

 

Слава Роду!

 

Ведунья Лада

Обряды со младенцем

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...