Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нечто о похоронной обрядности, или как оберечься от «неспокойного» покойника

 

 

1. Если боятся, что умерший окажется неспокойным, несут ему на могилу хлеб да соль, рекут:

 

Вот тебе, [имярек], хлеб да соль!

У стола не стой,

В окно не гляди,

Домой не ходи! Гой!

 

2. Если тело умершего предаётся Земле, а не Огню, в гроб кладут медную монету, кованый нож и обсыпают тело покойника зёрнами ржи, рекут:

 

На тебе грош,

На тебе нож,

На тебе рожь,

А нас не трожь! Гой!

 

3. Обсыпают могилу рожью, рекут:

 

Сею, сею рожь!

Ты нас не тревожь,

Мы к тебе ходить будем,

А ты к нам не ходи! Гой!

 

4. О неспокойном покойнике просят Вещего Бога провести душу умершего во Ино, дабы оная не оставалась на Кромке и не беспокоила живущих в Яви. Рекут слова:

 

Велесе, Навий Дед!

Оберег нас от бед,

Води душу [имярек] во Ино,

А от нас отрини! Гой!

 

 

Слава Роду!

 

[2005]

 

Похоронный обряд

(По книге старейшины ССО СРВ[390] Казакова В.С. «Именослов»[391])

 

 

Простейший Славянский похоронный обряд состоит в следующем: «Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику[1], и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху[2], а посем собравши кости[3], вложаху въ судину малу[4] и поставяху на столпе[5] на путехъ[6], еже творятъ Вятичи и ныне[7]». (Несторова летопись, стр. 8.)

 

[1] Крада — особый костёр, «крадущий» из нашего мира положенные на него предметы, выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На одну домовину необходимо брать в десять раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или берёзовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причём нос ладьи ставят на закат Солнца. Самым подходящим днём для похорон считается пятница — день Макоши. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад.

 

[2] Поджигает Краду старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к Краде. Поджигают её днём, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шёл» вслед за уходящим Солнцем. Внутренность Крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва[392], например:

 

...Се сва оне ыде

А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.

А вейдеши в онъ — то бо есе красенъ Ирий,

А тамо Ра-река тенце,

Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.

А Ченслобогъ ученсте дне нашиа

А рещетъ Богови ченсла сва.

А быте дне сварзеню

Ниже быте ноще.

А усекнуте ты,

Бо се есе — явски.

А сыи есте во дне Божстем,

А в носще никий есь,

Иножде Бог Дид-Дуб-Сноп наш...

 

/Ср. из «Велесовой книги»[393]:

...А СЕ СВА ОНИЕ ОДЕ А ТУЖДЕ ОТРОЩЕ

И со всеми ними иди, и тут же отрок

ОДЕВЕРЗЕЩЕШИ ВРАТА ОНИА А ВЕИДЕШИ ВО НЬ ТО БО ЕСЕ КРАСИЕН РАИ СЛАВЬСЕК

отворит (тебе) врата те и войдёшь в них. То есть красен Рай (Ирий) Славянский!

ИА ТАМО РА РИЕКА ТЕНЦЕ ИАКОВА ОДЕЛИАЩЕШЕТЬ СВРЬГУ ОДО ИАВЕ ИА ЧЕНСЛОБГ

И там Ра-река течёт, коя отделяет Сваргу от Яви. И Числобог

УЦТЕ ДНЕ НАШИИА А РЕЩЕТЬ БЪГОВИ ЧЕНСЛА СВА А БОИТЕ ДНЕ СВРЗЕНИУ

считает/учитывает дни наши, и говорит Богам числа Свои. Быть ли дня совершению

НИЖЕ БОТЕ НОЩЕ А ОУСНОУТЕ ТОИ БО СЕ ЕСЕ ИА ВСК ИАСОИИ ЕСТЕ ВО

или же быть ночи, и погибнуть тем. Ибо есть всякий суть есть (т.е. жив) во

ДНЕ БЖЬСТИЕМ А В НОСЩЕ НИКИИ ЕСЬ ИНОЖДЕ БГ ДИД ДУБ СНОП НАШЬ...

дне Божеском, а в ночи никого нет. Лишь Бог — Дед, Дуб, Сноп наш...[394]/

 

По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени — знак того, что умерший возошёл до Ирия.

 

[3] У Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Возложив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм.

 

[4] В глиняный горшок.

 

[5] В маленькой погребальной избушке «на курьих ножках».

 

[6] На пути из селения к закату Солнца.

 

[7] Обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века.

 

Примечание: Присутствующие на похоронах должны быть в белой похоронной одежде или с белыми похоронными накидками. В знак скорби женщины покрывают голову белым покрывалом.

 

 

Слава Роду!

 

[2005]

 

Тризна

 

Злату Сваргу освети, погребальный костёр!

Я в последний раз взгляну на родные поля,

Вместе с дымом подымусь, порасправлю крыла;

Над просторами земли — неба синий шатёр...

 

 

1. Огнь-Пламень Ты, Яр наш Батюшка, Свет-Сварожич! Дозволи Те славу творити — не во злобе, не во гневе, не в суете, не в маяте! Славися-величаися, чествуйся-разгораися! Ярым пламенем, кудрями златыми — ко небу ко самому подымаися! Отвори пути-дороги во Светлы Божски Чертоги! Освети Землю, отверзни Небо! Гой! Сва! Слава!

 

УЖ ВЫ ГОЙ ЕСИ ЛЮДИ ДОБРЫЕ

ПРИГОТОВЬТЕ ВЫ МЕСТО КРАСНОЕ

ДЛЯ ОТХОДА [ИМЯРЕК ПОЧИВШЕГО]

К БЕЛЫМ ПРАРОДИТЕЛЯМ

ПРИГОТОВЬТЕ И ОБРЯДИТЕ

СОРОДИЧА ВАШЕГО [ИМЯРЕК ПОЧИВШЕГО]

ДЛЯ ОТХОДА К БЕЛЫМ ПРАРОДИТЕЛЯМ

ВО СВЕТЕЛ УДЕЛ ИХ

ДА НЕ ТОСКОЙ-КРУЧИНУШКОЙ

А СЛАВНОЙ СЛАВУШКОЙ

ДА ЯРОЙ СИЛУШКОЙ

ПРОВОДИТЕ [ИМЯРЕК ПОЧИВШЕГО]

ВО СВЕТ ИРИЯ!

ГОЙ!

 

2. Огнь-Пламень Ты, Яр наш Батюшка, Свет-Сварожич! Славы Те речем, требы Те кладём, поклоны Тебе бьём! Буди, Светлый, ко ны милостив! Пребуди ярен, пребуди славен — славен да триславен! Гой! Сва! Слава!

 

СЕ КРАДА БОЖЬЯ СИЛА СВАРОЖЬЯ

ДРОВЯНЫ ПАЛАТЫ ДА ОГНЕННЫ ВРАТЫ

НЕЗРИМЫ СТУПЕНИ ДА ИРИЙСКО ПЕНЬЕ

ОТ НАШИХ ПОРОГОВ ДО БОЖЬИХ ЧЕРТОГОВ

А СТА БОГОХОЖЕ СВАРГЕ ПРИГОЖЕ

ВСЕМ БОГАМ РОДНЫМ ДА ПРЕДКАМ СВЯТЫМ!

ГОЙ!

 

3. Огнь-Пламень Ты, Яр наш Батюшка, Свет-Сварожич! Боже Огнекудрый, Пресветлый, Премудрый! Жертвы Ядущий, со Небес Грядущий! Прелепый, Преблагой, Боже наш Честной! Угли распали, пламя разгори — Краду всполыми, славу вознеси! Гой! Сва! Слава!

 

ОГНИВО ЯРИВО БОГОВО СТАВИМО

СВЕТОВО СВЕТИВО БОГОВО ДЕТИВО

ЗДРАВИМО ПРАВИМО БОГОВО СЛАВИМО

ОГНИВО ЯРИВО БЛАГОМО ДАРИМО!

ГОЙ!

 

4. Уж Ты гой еси, Ты Свято Крадо! Чисто Лоно, Честны Врата! Вы откройтеся, Вы отверзнитесь — во Закрадень-Свет стези ладити! Стези ладити — в Ино грядити! Огнем рядити — Силой спрядити! Чистым — во Чисто! Светлым — во Светло! Гой! Сва! Слава!

 

ДИДЕВО КРАДИВО СВЕТИМО СВЯТИМО

ПРИДЕМО СТАВИМО БЛАГОМО ДАРИМО

СТАНИ-ВОССТАНИМО БОГОВО СЛАВИМО

СНИДЕМО СПРЯДЕМО ЯРО ВОЗЪЯРИМО!

ГОЙ!

 

5. Яри же, Огнь, Сила Богова! Пали Краду Честну — восстань во Свету! Гой! Сва! Слава!

 

КОЛОВО ЯРИВО СВЕТОМО ЗАРИМО

МАРОМО БОРИМО БЛАГОМО ДАРИМО

КРАДОМО ПАЛИМО БОГОВО СЛАВИМО

БУДИМО С НАМИБО В РОДУ ВОССТАНИМО!

ГОЙ!

 

6. Уж Ты гой еси, Ты Свято Крадо! Дивьей Лодией — вознесися! С земи в Ирий Ты — подымися! Белым светом Ты — яко морюшком, быстрым ветром Ты — яко пёрышком! Возгори — восстань, вознеси — возгрянь! Гой! Сва! Слава!

 

ИРИЙ-ЗАКРАДЕНЬ БЛАГОСТЕЙ КЛАДЕНЬ

СВЯТО КРАДО!

РАДОСТИ РАДИ РАТЬЮ ВОЗГРЯДИ

СВЯТО КРАДО!

НЕ УМРЕ В РОТЕ ВОССТАВИ В РОДЕ

СВЯТО КРАДО!

НЕ УМРЕ В РЯДЕ ВОССТАВИ В ЛАДЕ

СВЯТО КРАДО!

ОГНЕМ ОХВАТИ СИЛОЙ ОПРЯДИ

СВЯТО КРАДО!

К НЕБУ ВОЗНЕСИ В ВЫШНИХ ВОСКРЕСИ

СВЯТО КРАДО!

ВЫШНИМ ПРИБЫТИ ЯРО ЯРИТИ

СВЯТО КРАДО!

РОДУ РОДИТИ ПРАВИ ВЕРШИТИ!

СВЯТО КРАДО!

ГОЙ!

 

7. Возгремим же, други, мечами, возъяримся Ярью Огненной, сомкнёмся плечами — коло-оберег! Отыди, Мара! Восславися, Жива!

 

Зрите, сородичи:

Ветры Буйные — внуци Стрибожьи реют во небе! Слава!

Лодья Дивия над Земью летит, птицы Ирийски ей путь указуют! Слава!

Глядят очи Предков в Сердца наши! Слава!

Зрит Род Небесный потомков своих! Слава!

Род Небесный и Род Земной — един Род! Слава!

Гой!

 

8. Возрадуйтесь, Деды да Прадеды, Щуры да Пращуры Рода: ЖИВА РУСЬ! И быть по сему — вовек! Земле Светорусской — слава! Богам Родным и Предкам Святым — слава! Всему Народу Русскому — слава!

 

 

Слава Роду!

 

[2002]

 

Тризны творение

 

Уж вы гой еси, вы люди добрые!

Приготовьте вы место красное

Для отхода [имярек почившего]

К Белым Прародителям!

Приготовьте и обрядите

Сородича вашего [имярек почившего]

Для отхода к Белым Прародителям

Во светел удел Их!

Не тоской-кручинушкой,

А славной славушкой

Да ярой силушкой

Проводите [имярек почившего]

Во Свет Ирия!

Да взойдёт честной [имярек почившего]

С красного места во Свет Ирия,

К Белым Прародителям! Гой!

 

 

Тризну творити — волхвам по-за мрое[395] ходити, воинам-ратаям — силу ярити, а всем Родовичам честным — Предков славити.

Творят тризны:

1) Волховскую — волхва почившего провожая;

2) Ратайскую — воина павшего прославляя;

3) Родовую (общую) — сородича честного поминая.

Творят тризны:

1) На Краду тело почившего возлагая;

2) На девятины (девятый день по смерти) покойного поминая;

3) Сороковины (сорок дней) по покойному справляя;

4) Год по смерти его отмечая.

Предавая плоть бренную огню, а прах оставшийся земле, чают возрождение души сородича во Роду Небесном. О сём же рекут:

 

Восславися во Роду Небесном! Гой!

 

Либо:

 

Блажен будь на Лугах Велесовых! Гой!

 

Либо:

 

Славен будь во Полку Перуновом! Гой!

 

Либо:

 

Блажен будь во Свете Ирийском! Гой!

 

Предки наши во времена их творили тризны тако:

 

АЗ) Тело почившего воскладали на особливо приготовленную Ладью Велесову, а оную ставили на Краду великую. Во Ладью же, окромя тела, клали дары да вещи почившего, по сословной принадлежности его.

БОГОВ) Волхвы зажигали Краду, рекли славы Родным Богам и Предкам, просили милости Божеской ко душе почившего.

ВЕДАЮ) Прах, оставшийся от преданного огню тела, предавали земле либо воде. Исполняя волю почившего, прах могли развеять над землёй либо над водой на все четыре ветра. На месте сожжения тела либо захоронения праха насыпали поминальный курган — Красную горку.

ГЛАГОЛЮ) Почившего воина чтили обрядовыми ратаниями, бряцанием оружия о щиты да всевозможными дружинными почестями.

ДОБРО) После обрядовых ратаний устраивали поминальный пир.

 

В наше время, когда сжигание тела производится в крематории, из сего обрядива вершат лишь то, что возможно, и так, как это уместно ныне.

 

А на девять да на сорок дней творят тризны тако:

 

АЗ) На месте, особливо для сего действа подготовленном, складывают малую Краду. Поверх неё заранее расстилают рушник без обережной вышивки, на который ставят деревянную утицу с поминальными дарами (некоторые из них могут быть положены в отдельные деревянные сосуды), среди коих уместны:

а) кутья;

б) хлеб, пироги;

в) жертвенное пиво;

г) злато-серебро (мелкие монеты);

д) зерно, коим, как правило, обсыпают всю Краду; и т.д.

 

БОГОВ) Жрец, проводящий обряд, приглашает родных и близких почившего встать коло Крады. Затем — речёт обережные словеса на собравшихся, дабы Явь с Навью не смешивались, но по Уделам их разнились.

 

ВЕДАЮ) Запаляя Краду, жрец речёт словеса на огонь, како в «Уряднике Малом»[396] нашем писано.

 

ГЛАГОЛЮ) Когда огонь возожжён, жрец речёт прославление Роду:

 

Славлю Единого Рода Всебога,

Всесущего Вседержителя Неизреченного,

Яви и Нави Создателя,

Прави Вышней Держателя,

Плоти, крови и жизни всей Творца и Хранителя,

Что в Белобоге оберегает,

В Чернобоге в прах сокрушает,

Дабы вновь во срок свой из праха вознесть!

 

И далее:

 

Славлю Единого Рода Всебога,

Всесущего Вседержителя Неизреченного,

Собою из Себя Всемирье явившего,

Всё сущее в Яви и Нави породившего,

Правью Вышней Тремирье скрепившего,

Предка Предков наших,

От Коего верви Родов Земных ведём,

С Коим во Роду Небесном

По смерти воссоединение чаем,

Кто Духом Своим живит,

Кто Силой Своей крепит,

Зовом Памяти Родовой направляет —

Ему, Всебогу Всесущему, Всеединому,

Стезю Прави нам даровавшему —

Слава вовек!

 

Затем — просит у Велеса оберега от Навьих духов:

 

Велесе Боже,

Сам тьмы преможе!

Ставь коло ны

Высоки тыны,

Чтоб кощны рати

Не могли яти

Во людях живу,

А в Родах силу! Гой!

 

Затем — обращается к Володетелю Чертогов Навьих:

 

Ходай, Чернобоже, коло окруте,

Подай, Чрнобоже, Иновой сути,

Отведи, Грозне, Инову сречу,

Умертви, Строже, тягости с плечей,

А ста, Великий, в оберег ночи,

А даждь во мраце прозрящи очи! Гой!

 

И далее:

 

Смерть не страшна, страшно отчаянье;

Не кары прошу, но урока,

Не препятствия, но преодоления,

Не погибели, но Перехода! Гой!

 

Затем — обращается к Навьей Владычице:

 

Мара-Мати,

Ину стати,

Ину быти,

Сечи нити,

Хлади в ночи,

Гляди в очи,

Води Наве,

Мрети Маре!

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

 

И затем — вновь к Кощному Владыке:

 

Коще ходи —

Ино води,

Коще гляди —

Мары ради,

Коще Грозне —

В Яви розне,

Коще яти —

Нави стати! Гой!

 

И далее:

 

Родимся на смерть,

Умираем на жизнь —

Так было, так есть и так будет!

От века до века!

От Кола до Кола! Гой!

 

ДОБРО) Затем жрец речёт словеса на Краду:

 

Вспыхни пламенем,

Крады перекрест!

Хмари тёмные

Разгони окрест!

От сырой земли

К небу воздыми

Огненны крыла,

Огнебоже! Сва[397]!

Слава! Гой!

 

И далее:

 

Огонь-пламень,

Яр наш Батюшка,

Свет-Сварожич!

Боже Огнекудрый,

Пресветлый, Премудрый,

Прелепый, Преблагой,

Боже наш Честной!

Пламя разгори,

Краду всполыми,

Пламя вознеси

До Богов Родных,

До Предков Святых,

До Рода Небесна,

До Ирия Честна!

Гой еси Сва! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Уж Ты Сва еси, Ты Свято Крадо,

Чисто Лоно, Честны Врата!

Вы откройтеся, Вы отверзнитесь

Во Закрадень-Свет стези ладити,

Огнем рядити, Силой спрядити,

Чистым — во чисто,

Светлым — во светло!

Гой еси Сва! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Уж Ты Сва еси, Ты Свято Крадо,

Огня-пламеня светозаренье!

Дивьей Лодией вознесися Ты,

С земи в Ирий-Свет поднимися Ты,

Белым светом Ты, яко морюшком,

Буйным ветром Ты, яко пёрышком,

Возгори-восстань, вознеси-возгрянь!

Гой еси Сва! Слава! Гой!

 

Затем — обращается к Желе:

 

Мати Желя, Богиня скорби!

Сойди до ны днесе,

Слёз Своих не жалей,

Дождями пролей,

Поплачь-порыдай,

Покой телу дай! Гой-Ма!

 

ЕСТЬ) Затем жрец речёт словеса, обращаясь к Огню Сварожичу и/или к Земле-Матушке, смотря по тому, как было упокоено тело (сожигание в огне или упокоение тела/праха в земле):

 

Предано тело почившего [имярек] Огню Сварожичу.

Да вознесёт Он душу его споро во Свет Ирийский,

Во Род Небесный, ко Святым Предкам нашим! Гой!

 

Либо:

 

Предано тело/прах почившего [имярек] Земле-Матушке.

Да будет Мать Сыра Земля постелью вечной телу бренному,

Да упокоится тело/прах почившего [имярек] во Земле Сырой,

Яко дитя на руках матери спит! Гой-Ма!

 

Затем жрец просит Велеса быть проводником души почившего во Ино:

 

Велесе по-за мрое ходяше,

Навии по Кромье водяше,

Велии Луга охраняше,

Во Ино ны проводяше,

Будь проводником для [имярек почившего]!

Веди душу его по Калинову мосту

Да за реку ту Смородину,

Суди его Судом Праведным

И не предай безвинно Кощному Богу —

Во Марину тьму кромешную,

А путь во Свет Ирийский укажи! Гой!

 

Либо:

 

Гой Ты, Велесе,

Судия Вещий, во Нави сущий!

Води душу почившего [имярек] на Луги Твоя —

Во Свет Ирийский,

Во Род Небесный,

Бо жива Собь ея,

Коя от Рода несмертна Суть! Гой!

 

Затем, обращаясь к стоящим коло сородичам почившего, жрец, воздев руки горе, речёт:

 

Зрите, сородичи:

Ветры буйные — внуци Стрибожии реют во небе!

Слава!

Ладья Дивия над Землёю летит,

Птицы Ирийски ей путь указуют!

Слава!

Зрят очи Предков Святых

Пламень Сердец наших!

Слава!

Зрит Род Небесный — Родные Боги и Предки наши —

Честных потомков Своих!

Слава! Слава! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Коло — оберег!

Отыди, Мара!

Восславися, Жива! Гой-Ма!

 

И далее — прославление Рода:

 

Роду Всебогу Вседержителю Всесущему — слава!

Роду Небесному и Предкам Святым — слава!

Роду Земному и всем сородичам честным, по Прави живущим — слава!

 

И в заключение:

 

Дедам и Прадедам,

Щурам и Пращурам Рода,

Старшим во Роду нашем,

Во Свет Ирийский ушедшим —

Светлая память! Гой!

 

ЖИЗНЬ) А егда сородичи возжелают помянуть почившего сами, то Сердцем к оному обрятясь, рекут тако:

 

Светлой памяти

Внука Даждьбожьего [имярек почившего]!

С миром еси упокойся прахом,

С Родом Небесным сречайся Духом,

Бело убелися во Свете Ирийском,

В Круге Велесовом[398] от стара к нову

Стезёю Предков славных идя!

Во славу Рода! Гой!

 

Либо — рекут, поминая тако всех Предков своих:

 

Помяни, Велесе, на Лугах Своих

Всех Предков моих, честных Родичей,

От стара до млада, всякого поколения.

Проводи их, Велесе, во Свет Ирийский

Да сотвори им вечную память! Гой!

 

Поминать Предков хорошо на Вешних и Осенних Дедов, а тако же в другие Святодни, когда сие уместно (подробнее о сём — см., например, наше «Коло года»). В частных же радениях поминать их можно в любой день — по велению Сердца.

 

 

Слава Роду!

 

[2005]

 

Ведунья Лада

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...