Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТАРШАЯ ЭДДА. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Эддическая поэзия сохранилась в нескольких рукописях, но основное, наиболее полное ее собрание -— это так называемый Codex Regius (сер. XIII в.). Рукопись эта получила название «Эдда» по недоразумению. Ее нашел в 1643 году знаменитый собиратель древностей епископ Бриньольв Свейнссон. Он решил, что мифологические песни, в ней записанные, — это и есть та «древняя мудрость», которая послужила источником для Снорри Стурлусона в его книге, известной как «Эдда», и которую записал за век до Снорри полулегендарный исландский книжник Сэмунд Мудрый. Имя «Эдда» («Эдда Сэмунда Мудрого», а позднее также «Старшая Эдда») было перенесено Бриньольвом на новонайденную рукопись, а произведение Снорри, соответственно, получило название «Младшая Эдда». Что значит слово «Эдда» остается неизвестным, несмотря на множество остроумных попыток его истолкования.

Мифологические песни составляют первую часть собрания Codex Regius.

ПРОРИЦАНИЕ ВЁЛЬВЫ

 

«Прорицание вёльвы» — это первая в рукописи «Эдды» и самая знаменитая из эддических песен. В ней представлена грандиозная мира и мировых судеб. Все события, в ней упоминаемые (многие из них известны вне связи друг с другом и из других нсточников), слагаются в единую цепь, влекущую мир к гибели. Боги создали мир (строфы 2-7), но не сумели надежно огородить его от сил хаоса (строфа 8), Более того, сама их созидательная работа расшатывает хрупкое равновесие мирового здания. Так, следом за сотворением, людей — существ, наделенных индивидуальностью (строфы 17-18), вмир являются судьбы (строфа 20), которым подвластны и люди, и сами боги. А с приходом судеб начинается, собственно, мировая история, с самого начала замешанная на предательствах и распрях (строфы 21-26). Вёльва, побуждаемая Одином к дальнейшему повествованию (строфы 28-29), видит и то, что ждет мир в будущем. Она видит, как множатся силы зла, как плодятся на окраинах мира чудовища (строфы 36-40} и как в конце времен погибнут под их нашествием боги и весь сотворенный ими мир (строфы 41-58). Вёльва видит и новое возрождение мира (строфы 59-65). Но эта картина новых светлых времен внезапно обрывается видением черного дракона, несущего под крылами трупы мертвецов (строфа 66).

Песнь, созданная, как обычно предполагают, на закате язычества (конец X в.), была заново перечитана и прочувствована вXIX-ХХ веках. Сам мотив «гибели богов» (или «сумерек богов») вошел в плоть и кровь новейшей европейской культуры.

 

 

1 Отпрыски Бора — боги Однн.Вили иВе,

2 Мир серединный — Мидгард (см. Словарь, I),

3 Три девы — эти загадочные девы предвещают явление норн (строфа 20),

4 Бримир, Блаин -— возможно, имена Имира.

5 Аск и Эмбла — «ясень» и «лоза», из которых боги сотворили первых людей.

6 Лодур — возможно, другое имя Локи.

7 Девы-провидицы — норны (см. словарь, I).

8 Гулльвейг («сила золота»?), она же ведьма Хейд, возможно быт» послана ванами, дабы развратить богов и людей и посеять вражду в мире.

9 Эта и следующие строфы отсылают к сказанию о том, как боги, по совету Локи, посулили отдать Фрейю («супруга Ода»), а также луну и солнце, великану, построившему для них твердыню Асгарда. Тор убил великана, и боги таким образом, нарушили данную ими клятву.

10 Хеймдалля звук — по одному из толкований, рог Гьяллархорн, в который Хеймдалль затрубит, возвещая начало последней битвы богов.

11 Один оставил свой глаз в залог Мимиру в обмен на мудрость.

12 В строфах 31— 35 вёльва рассказывает о гибели Бальдра, убитого его братом Хёдом по наущению Локи, и о наказании Локки (см.: «Младшая Эдд а», с. 19 наст. изд.).

13 Рассказ вёльвы о чудовищах, обитающих на северо-восточной окраине мира, и о творящихся в мире преступлениях предвещает последние роковые события — гибель богов и устроенного ими мира.

14 Гуллинкамби— «золотой гребешок».

15 Наглъфар — корабль, построенный из ногтей мертвецов.

16 Бюлейста брат — Локи.

17 Хлин—Фригг.

18 Сразивший Бели — Фрейр; Бели — великан.

19 Владыка Побед — Один.

20 Хлодюн, она же Фьёргюн — Земля, мать Тора.

21 В этой строфе, как и во всем рассказе о возрождении мира, видят признаки христианского влияния.

22 Исследователи толкуют эту строфу по-разному, поскольку из нее неясно, о каких временах идет речь.

 

 

РЕЧИ ВАФТРУДНИРА

 

Состязание в мудрости между Одином и великаном Вафтрудниром служит вэтой песни поводом для сообщения сведений об устройстве мира, а также подтверждает превосходство асов над существами иных миров.

 

1 Родитель Ратей— Один.

2 Родитель Имма — Вафтруднир; Устрашитель — Один.

3 Готы — здесь общее обозначение германских племен.

4 Страшная Зима — зима, которая будет длиться три года перед гибелью богов.

5 Миф, который здесь упоминается, неизвестен.

РЕЧИ ГРИМНИРА

 

Большая часть строф песни — это мудрые речи «колдуна» Гримнира об Асгарде, его обиталищах, реках, мифологических животных и т.п., исторгнутые у него пыткой в палатах Гейррёда. Но из вступительной прозы известно, что под личиной Гримнира скрывается сам Один, в свою очередь, испытывающий своего воспитанника Гейррёда. И в описание Асгарда вплетаются, все громче звуча в песни, строфы иного рода — заклинания, посредством которых Гримнир возвращает себе силу и власть Одина и осуществляет возмездие.

Пояснения к именам богов, встречающихся в песни, см. в словаре. I.

 

1 Гримнир — «скрывающийся под маской»,

2 Форсети — «председатель тинга». Этот ас упоминается только в данном месте и в перечнях «Младшей Эдды» (где о нем говорится как о сыне Бальдра).

3 Гери и Фреки — волки Одина (Родителя Ратей).

4 Хугин и Мунин — вороны Одина («мысль и память»). В этой строфе Гримнир впервые отождествляет себя с Одином; его спасение зависит от того, удастся ли ему овладеть своими мыслью и памятью.

5 Тунд — река, окружающая Вальгаллу; рыба волка Фенрира — мировой змей Йормунганд.

6 Бильскирнир — жилище Тора.

7 Воины Вальгаллы, т.е. эйнхерии, выйдут на битву с чудовищами, когда настанет конец мира.

8 Лерад — другое имя Иггдрасиля.

9 Далее, в строфах 27 — 28, перечисляются мифологические реки. Среди них называются и Рейн с Двиною.

10 В этой строфе перечисляются имена валькирий.

11 Невеста небес — солнце; Лгун и Ненавистник – чудовищные волки, преследующие солнце.

12 Ивальди чада карлики, изготовившие лучшие сокровища богов.

13 Радуга — радужный мост Биврёст.

14 О том, как боги собирались на пиру у морского великана Эгира, есть рассказы в обеих «Эддах».

15 С этой строфы начинается знаменитый перечень (тула) имен Одина — его обличий, запечатлевающих различные его свойства. Перечисляя их, Один совершает акт самовоплощения. Как и в переводе, в оригинале одни из имен вполне прозрачны, другие скорее намекают на некий признак, чем его называют.

16 Истории, которые упоминает в этой и следующей строфе Один, неизвестны.

 

ПОЕЗДКА СКИРНИРА

 

Эта песнь, рассказывающая о сватовстве бога Фрейра к Герд, дочери великана Грюмира, может быть, восходит к архаическим ритуальным представлениям, которые разыгрывались на праздник плодородия.

 

1 Обручье — чудесное кольцо Драупннр, изготовленное карлика-ми для Одина. Один положил его на погребальный костер Бальдра.

2 С этой строфы начинается знаменитое заклинание Скирнира (как, полагают близко воспроизводящее подлинные языческие заклинания), с помощью которого он сломил сопротивление Герд.

ПЕСНЬ О ХАРБАРДЕ

 

Эта комическая песнь также своего рода игра, участники которой простак Тор и Один, морочащий его под видом перевозчика Харбарда. Перебранка богов воспроизводит в комических красках известные по сагам «сравнения мужей»: соперники выхваляются друг перед другом и выставляют друг друга на посмешище.

Песнь и в оригинале выделяется своим простонародным стилем и расшатанной формой стиха.

 

1 Комизм песни не в последнюю очередь в том, что Тор не узнает Одина и не понимает, что его разыгрывают. Он рассказывает далее о своих подлинных подвигах в Стране великанов, а Харбард-Один плетет небылицы о своих любовных приключениях.

2 Хрунгнир — великан, о битве которого с Тором известно и «Младшей Эдды».

3 Тъяци — также знаменитый великан, сраженный Тором; его дочерью была богиня Скади (см. Словарь, I).

4 Ночные наездницы — колдуньи.

5 Валланд — здесь «страна битв» (ср. прим. 2 к «Песни о Вёлунде»).

6 Эта нелестная для Тора история подробно рассказана Снорри в его «Эдде».

7 Смысл этой насмешки, выведшей Тора из себя, неясен.

8 Сив — богиня, жена Тора.

9 Магни — сын Тора от одной великанши.

10 Фъергюн— см. прим. 20 к «Прорицанию вёльвы».

 

ПЕРЕБРАНКА ЛОКИ

 

Это неподражаемо смешная песнь, где Локи выставляет асов в самом неприглядном свете, едва ли содержит в себе моральное осуждение языческих богов; скорее всего ее целью было просто позабавить слушателей. Но вместе с тем едва ли случайно в этой песни содержится множество намеков на грядущую гибель богов. И важным оказывается не то, справедливы или нет обвинения Локи, а то, что боги не сумели ему ответить и потерпели поражение в этой перебранке.

Сведения о большинстве богов, действующих в песни, см. в словаре I.

 

1 О том, как Тор добьет для Эгира котел, рассказывается в эдди-ческой «Песни о Хюмире»..

2 На востоке — т.е. в стране великанов.

3 Лофт-—другое имя Локи.

4 Локи только в этой песни оказывается побратимом Одина.

5 Локи был отцом чудовищного волка Фенрира.

6 Брат Фрейи— Фрейр; далее (строфа 36) Локи обвиняет в связи с сестрою самого отца Фрейи и Фрейра — Ньёрда. Эти обвинения приоткрывают какие-то более архаические пласты культуры, связанные с культом ванов, Т.е. богов, вытесненных асами.

7 Согласно другим источникам, Ньёрд был заложником ванов у асов, но вовсе не у великанов («на востоке»).

8 Хюмир — великан; его дочери — стекающие в море потоки-Ньёрд — бог моря.

9 История о том, как Фенрир Волк отгрыз Тюру руку, тем отомстив богам за обман, рассказывается в «Младшей Эдде».

10 Хродрвитнир — Фенрир Волк.

11 В «Поездке Скирнира» сказано, чго Фрейр отдал свой меч не великанам, а своему гонцу Скирниру.

12 Скади — дочь великана Тьяци, убитого богами. В качестве выкупа боги предложили ей выбрать себе мужа из асов. Так Скади стала женой Ньёрда и поселилась в Асгарде.

13 Хлорриди — Тор.

14 Рамен (плеч) камение—голова.

15 Родитель Ратей — Один.

16 Хрунгнира гибель — молот Мьёлльнир; Хрунгнир — великан, которого убил Тор.

17 О том, как Тор встретился с великаном Скюрмиром, см.«Младшую Эдду».

 

ПЕСНЬ О ВЁЛУНДЕ

 

Песнь эта одна из наиболее темных в «Эдде». О многом в ней говорится лишь намеками, о многом умалчивается. Так. остается неясной связь между рассказом о любви Вёлунда к улетевшей от него валькирии и историей его плена и его страшной мести конунгу Нидуду. Исследователи предполагали, что в песни сплелись разные сказания и что некоторые строфы в ней не сохранились. Но трагическая к таинственная атмосфера песни, вне сомнения, определяется и самой фигурой ее главного героя — чудесного кузнеца Вёлунда. Подобно реальным кузнецам (чье ремесло вызвало суеверное восхищение и вместе с тем страх), Вёлунд живет «на отшибе», у края заселенного пространства, везде оставаясь чужим; его одиночество, отверженность — сквозной мотив песни.

«Песнь о Вёлунде» считается одной из наиболее архаических в «Эдде». Некоторые ее мотивы имеют параллели в западногерманской традиции.

 

1 Хлёдвер — Хлодвиг, имя двух франкских королей.

2 Къяр — кесарь; Валланд — древнескандинавское название южных {«вальских», т.е. романских) стран, но также, по созвучию, и «страна битв» (ср. Вальгалла, валькирия — с тем же корнем).

3 Валькирии летят с юга, куда скандинавское предание относит качала главных героических событий.

4 Нездешняя— эпитет ко всем трем валькириям, но также прозвание одной из них, суженой Вёлунда.

5 Мюрквид-—мифологический «темный лес».

6 Эти строки отсылают к сказанию о Сигурде; груз Грани — золотой клад, которым завладел Сигурд, убив змея Фафннра {«золото Рейна»).

7 Тут пропуск в повествовании: действие переносится в палаты Нидуда.

8 Это превращение Вёлунда в птицу остается загадкой в песни. Его связывали и с действием волшебного кольца, и с ремеслом Вёлунда, смастерившего себе крылья (наподобие Дедала), и оборотничеством как проявлением его собственной натуры.

9 Супруга Вёлунда — имеется в виду Бёдвильд.

ИЗ МЛАДШЕЙ ЭДДЫ.

ВИДЕНИЕ ГЮЛЬВИ

 

«Видение Гюльви» первая и самая знаменитая часть «Эдды» Снорри Стурлусона (так называемая «Младшая Эдда»), единственная в своем роде сокровищница сведений о скандинавской мифологии. Снорри Стурлусон (см. о нем словарь, II) замыслил свою «Эдду» как трактат о скальдической поэтике; ее вторая и третья части содержат описание словаря и метрики скальдов. Как предполагают, «Видение Гюльви» было написано позже. Присоединив его к «Эдде» на правах твоего рода введения в скальдическую поэтику (скальды часто прибегают в кеннингах к мифологическим мотивам и именам}, Снорри получил предлог записать мифы и тем самым спасти их от забвения. Искусство, с которым он свел воедино и пересказал мифы, доставило «Младшей Эдде» славу великого памятника мировой литературы.

 

1 Данный миф связывают с переселением данов со Скандинавского полуострова на острова (в III-IV вв.). С тех пор о.Зеландия — это центральная область Дании. В древности там бьша столица датских конунгов из династии Скьёльдунгов.

2 Браги Старый — см. словарь, II.

3 Строфа I эддической песни «Речи Высокого» (эддические песни здесь и ниже в пер. А.И.Корсуна).

4 Высокий, Разновысокий и Третий — имена Одина; они в частности известны из тулы имен Одина в «Речах Гримнира» (см. прим. к данной песни).

5 Перечисленные имена также принадлежат Одину.

6 Хель и Нифльхель — преисподняя; но Хель также имя владычицы преисподней, а имя Нифльхель употребляется также как равнозначное Нифльхейм— «мир мрака».

7 Строфа 3 «Прорицания вельвы».

8 Муспелль — см. словарь, I.

9 Строфа 52 «Прорицания вельвы».

10 Так Снорри называет строфы 29 — 44 эддической «Песни о Хюндле»; ниже приводится строфа 33 этой песни.

11 Приводятся строфы 31 — 31 эддической песни «Речи Вафтруднира»,

12 Бури— «родитель»; Бор— «рожденный».

13 В этом ряду все три имени прочитываются как значимые: Один — от прил. odr «бешеный», но также от сущ. odr «поэзия»; Ве значит «жрец», а Вили может быть понято как «желание» (хотя ученые этимологизируют его иначе). О братьях Одина известно очень мало; в сущности они скорее его ипостаси (подобно Высокому, Ра невысокому и Третьему)/

14 Строфа 35 «Речей Вафтруднира».

15 Строфа 5 «Прорицания вельвы».

16 Строфы 40 — 41 «Речей Гримнира».

17 В данном месте (как и в Прологе к своей «Эдде») Снорри прибегает к эвгемеристическому объяснению мифов, т.е. трактует богов как реальных людей, пришедших некогда в Скандинавию из Трои.

18 Биврёст— «трясущаяся дорога».

19 В «Прорицании вёльвы» (строфы 11 — 16) приводится другой вариант перечня карликов. Некоторые из этих имен прозрачны (например: Нии — «новый месяц», Ниди — «месяц на ущербе», Нордри — «северный», Судри — «южный»); другие толкуются лишь предположительно.

20 См. о ясене Иггдрасиль словарь, I.

21 Снорри не понял трудного места в «Прорицании вёльвы» (строфа 27) и предположил, что рог Хеймдалля Гьяллархорн, как и глаз Одина, скрыт в источнике Мимира.

22 Строфа 28 «Прорицания вёльвы».

23 Строфа 29 «Речей Гримнира».

24 См. об именах норн словарь, I (норны).

25 Строфа 29 «Речей Фафнира», героической песни «Старшей Эдды».

26 Строфы 35 и 34 «Речей Гримнира».

27 Строфа 19 «Прорицания вёльвы в.

28 Строфа 37 «Речей Вафтруднира».

29 Одно из имен Тора.

30 Мьёлльнир — чудесный молот громовержца Тора; имя его возможно родственно рус. «молния».

31 В эддической «Песни о Харбарде» (строфа 26) этот великан назван Фьяларом.

32 Миф каким-то образом связывает коварного повелителя Утгарда (см. словарь, I) с Локи. В «Деяниях датчан» средневекового датского ученого Саксона Грамматика «Утгардилокус» — это Локи, изгнанный богами в Утгард.

33 Логи — «пламя» и, в определенном смысле, так же потусторонний двойник Локи. В прошлом ученые связывали Локи со стихией огня и этим объясняли неуловимость его натуры.

34 Хуги— «мысль».

35 Элли— «старость».

36 Этот миф известен также из эддической «Песни о Хюмире». Но там это комически окрашенный рассказ о подвиге Тора в стране великанов. Снорри же вплетает миф в канву событий, подводящих в конце концов к победе сил хаоса и гибели богов. Не случайно сразу за этим мифом следует полный глубокого трагизма рассказ о гибели Балъдра.

37 Строфа 45 «Прорицания вёльвы».

38 Строфы 46 - 48, 50 - 53, 55-57 «Прорицания вёльвы» (см. прим. к этой песни).

39 Строфа 18 «Речей Вафтруднира».

40 Строфы 38 — 39 «Прорицания вёльвы»

41 Строфа 51 «Речей Вафтруднира». Вингнир — Тор

42 Строфа 45 «Речей Вафтруднира».

43 Строфа 47 «Речей Вафтруднира».

44 Заключительные строки «Видения Гюльви» допускают различные толкования. С одной стороны, они как-то связаны с эвгемеристическим объяснением мифов как небылиц, а богов —-как «земных асов», людей пришедших из Азии и заморочивших конунга Гюльви (см. прим. 17). Но, с другой, — намекают на то, чтоасы — эго истинные боги (давшие свои имена людям и тем самым подсказавшие им «ученую», рациональную версию своего происхождения), и все рассказанное ими — правда.

 

 

СТАРШАЯ ЭДДА. ИЗБРАННЫЕ ПЕСНИ О ГЕРОЯХ

 

ПЕРВАЯ ПЕСНЬ О ХЕЛЬГИ УБИЙЦЕ ХУНДИНГА

 

В «Старшей Эдде» есть еще две песни о Хельги, заканчивающиеся гибелью героя, но «Первая Песнь...» доводит события до момента его наивысшего торжества. Мажорность этой песни и ее необычайно яркий и изобретательный язык сближают ее с хвалебными песнями скальдов. Сказание о Хельги датского происхождения, но норвежско-исландская традиция присоединила его к так наз. «сигурдовскому циклу». Хельги, согласно этой традиции, оказывается сыном Вельсунга и кровным братом Сигурда Фафниробойцы (см. «Сагу о Волсунгах» в наст, изд.).

 

1 Боргхильд — первая жена Сигмунда сына Вёльсунга; Сигурд был его сыном от второй жены Хьёрдис.

2 Ильвинги — датский род, но в этой песни они отождествлены с Вёльсунгами.

3 Луку приписывались магические свойства.

4 Буря дротов — битва. В песни и далее много метафор, напоминающих скальдические кеннинги, но не утративших живой образности. Благодаря этому они, как правило, не нуждаются в разъяснениях.

5 В оригинале здесь обыгрывается имя Гранмар, которое может быть понято как «усатый конь», т.е. своего рода кеннинг кота.

6 Сестры Кольги — волны, дочери морского великана Эгира; Кольга — одна из них.

7 Синфьётли — также сын Вёльсунга; см. о нем «Сагу о Волсунгах».

8 Перебранки подобного рода — это своего рода словесный ритуал, предшествующий битве. Оскорбления, которыми осыпают друг друга противники, вполне традиционны (см. «Перебранку Локи»).

9 Звери морские - боевые корабли с драконьими головами на носу.

10 Пожива Хугина — павшие в битве; Хугин — ворон Одина.

 

ПЕРВАЯ ПЕСНЬ О ГУДРУН

 

Эта песнь — самая знаменитая из так называемых «героических элегий» «Старшей Эдды», рассказ о горе Гудрун, скорбящей над телом Сигурда и стойкости ее духа. Героиня-плакальщица вырастает в песни в героиню-мстительницу, бросающую вызов своим братьям, которые предали Сигурда, своей сопернице Брюнхильд и самой судьбе. «Песнь о Гудрун» — это тем самым своего рода пролог к последующим трагическим событиям сказания, в которых Гудрун суждено сыграть центральную роль.

Рассказ о том, как был предан Сигурд, и о его гибели, совершившейся по наущению Брюнхильд, см. в «Саге о Волсунгах».

 

1 Гъявлауг, как и другие женщины, упоминаемые далее (Хелборг, Гулльрёнд), очевидно придуманы специально для данной песни.

2 Воитель—Один.

 

 

ПЕСНЬ ОБ АТЛИ ГРЕНЛАНДСКАЯ

 

Эта песнь — о трагической судьбе дома Нифлунгов и о мести Гудрун за гибель ее братьев, События развиваются в ней стремительно — от одного вершинного момента к другому. В песни много темных мест, многое остается недосказанным: она дает волю воображению слушателей, знакомых со сказанием (а современный читатель может воссоздать основные сюжетные линии, обратившись к «Саге о Волсунгах»). Песнь считается одной из древнейших в «Эдде».

 

1 В «Саге о Волсунгах» вестник Атли носит имя Винги,

2 Название одиновых палат переносится в этой песне на палаты Гуннара, а также Атли (см. строфу 14), Вальгалла значит буквально «палаты павших», и неясно, не служит ли это название предзнаменованием судьбы, ожидающей владетелей обеих палат. В песни много идругих мифологических наименований, и сама страна Атли (в оригинале: мир Атли) приобретает в ней черты иного, запредельного мира.

3 Мюрквид — пограничный лес, разделяющий «свои» и «чужие» земли, находящиеся где-то на юге.

4 Речи Кнефрёда двусмысленны: они могут быть поняты и как посулы даров, и как вызов,

5 Днепр упоминется только в этом месте «Эдды».

6 Гнитахейд — поле, где дракон Фафнир охранял свой золотой клад.

7 Песнь и далее уподобляет Атли волку (ср. сторфу 11), с которым сражаются медведи-Нифлунги (строфы II, 38, а также 12, где дети Хёгни названы медвежатами).

8 Упоминание Рейна неслучайно: на Рейне находилось королевство бургундов, разрушенное в 437 г. гуннами (ср. след. прим.)

9 Это единственное место в «Эдде», где сохраняется память о связи Гуннара с историческим королем бургундов Гундихарием.

10 Вепрь — поэтическое наименование конунга, князя.

11 Гуси считались священными птицами; ср. строфу 16 «Первой Песни о Гудрун».

РЕЧИ ХАМДИРА

 

Как и «Песнь об Атли», эта песнь считается одной из древнейших в Эдде. В ее основе — готское предание о смерти короля остготов Эрманарика (375 г.): согласно преданию, братья Аммиус И Сарус (= Хамдир и Сёрли эддической песни) убили Эрманарика (= Ёрмунрекк), мстя за свою сестру Сунильду (= Сванхильд). Темный язык и мрачный пафос этой песни также сближает ее с «Песнью об Атли». Смертью Хамдира и Сёрли, последних отпрысков рода Гьюки, эавершается весь цикл эддических песен о Сигурде и Гьюкунгах.

 

1 В других эддических песнях рассказывается, что Сигурда убил Готторм, младший брат Гуннара и Хёгни.

2 Хитрец — Эрп, сводный брат Хамдира и Сёрли. Из песни неясно, почему он здесь так называется (ср. прим. 5).

3 Чернявый — намек на иноплеменое происхождение Эрпа, матерью которого была не Гудрун, а наложница Йонакра (третьего мужа Гудрун).

4 Сестрин сын — Рандвер, сын Ёрмунрекка, казненный им за то, что он, якобы, был в любовной связи со своей мачехой Сванхильд.

5 Хродрглёд — имя какой-то неизвестной женщины или эпитет — «славная». В последнем, более вероятном, случае данная строфа должна была бы находится после 10 или 11 строфы: это речь Гудрун («славной»), обращенная к ее приемышу Эрпу: именно по наущению Гудрун Эрп берет на себя роль «третьего» — помощника братьев, который должен был отрубить Ёрмунрекку голову. Отсюда понятно, почему Эрп был назван «хитрецом» (см. прим. 2); он знал нечто, неизвестное братьям.

 

САГА О ВОЛСУНГАХ

 

«Сага о Волсунгах» представляет собой свод героических сказаний о том, кого сами исландцы называли «величайшим героем древности» — Сигурде убийце Фафнира, о его роде и о драматических событиях, последовавших за его гибелью. В своей центральной части сага близко соприкасается с героическими песнями «Старшей Эдды». Полагают, что и в других случаях проза саги восходит к эддическим песням, до нас не дошедшим. Автор сделал все возможное, чтобы представить сказания, отрывочно известные из «Эдды», в виде связного, насыщенного бытовыми подробностями и спокойного по тону повествования, т.е. перевоплотить героические песни в сагу.

Сага о Волъсунгах считается одной из древнейших «саг о древних временах» (конец XIII в.), и она, бесспорно, самая известная из них.

 

1 Лишенный мира — человек, объявленный вне закона, которого всякий мог безнаказанно убить.

2 Воронье платье — волшебная одежда из перьев, надевая которую, ее обладатель превращался в птицу; оборотни вообще понимались как «ряженые» в звериный или птичий наряд. Ср. древние представления о берсерках (словарь, II) как об оборотнях, надевающих «медвежью рубаху»; см. также прим, 6.

3 Гаутская земля — область в древней Скандинавии, населенная гаутами {гаутом, по преданию, был Беовульф); вошла в состав шведского государства. В данном случае, однако, это название лишено какой-либо исторической конкретности.

4 В человеке этом читатели саги без труда узнавали Одина — прародителя «одинических героев» — Волсунгов; Один и в дальнейшем направляет судьбы своих избранников (ср. главы X, XI, XIII, XVII).

5 Сигню, подобно многим героиням сказаний и саг, обладает даром предвидеть будущее. Вера в сверхъестественную интуицию женщин была распространена у германцев издревле; об этом писал Тацит в своей «Германии» (кон. I в.): «они <германцы> думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицания» (Germania, VIII).

6 Волки-оборотни (ср. слав, волкодлак, у Пушкина — вурдалак) известны и сагам об исландцах: так, оборотнем считали деда Эгиля Скаллагримссона — Квельдульва (букв. «Вечерний Волк»).

7 Место, не поддающееся прочтению в рукописи.

8 Начиная с рассказа о рождении Хелъги, сага излагает события в общем в той же последовательности, что и песни «Старшей Эдды». Имеются и непосредственные переклички между текстом саги и эддическими текстами.

9 Человек этот — Один, в данном случае в роли «перевозчика мертвых».

10 Регинсмол — «Речи Регииав («Старшая Эдда»). В саге и далее приводится много эддических цитат; некоторые стихотворные строки взяты из не дошедших до нас эддических песен.

11 Пламя вод— золото.

12 Имеются в виду поэтические фигуры скальдов, восходящие к этому мифу.

13 Все эти имена принадлежат Одину.

14 Фафнисмол— «Речи Фафнирз» («Старшая Эдда»).

15 Стеною из щитов обычно называли особый вид построения войска: отряд во время битвы группировался вокруг вождя, плотно смыкая щиты. Но в данном случае это выражение подразумевает некую волшебную преграду, которую, однако, легко преодолел Сигурд.

16 Убийца Фафни — меч Сигурда Грам.

17 В эддической песни разбуженная Сигурдом валькирия называет себя Сигрдривой (букв, «вьюга победы»). Возможно, отождествление валькирии с Брюнхильд, дочерью Будли, отражает более поздний этап в развитии сказания.

18 Сигрдрифумол — «Речи Сигрдривы» («Старшая Эдда»). Далее цитируются поучения в рунической мудрости, составляющие большую часть этой песни.

19 Тю — бог войны Тюр и, одновременно, название руны «т», напоминающей своим начертанием наконечник стрелы.

20 «Науд» —- руна «н» (букв, «нужда, принуждение»).

21 Лук-порей применялся в магии в качестве оберега.

22 Скорее следует понимать это выражение, как «защитные» (в данном контексте «повивальные») руны.

23 Хропт — Один.

24 Ареак и Алсвин — кони, везущие колесницу солнца.

25 Обод повозки Рогни — имеется ввиду колесница бога-громовержца Тора.

26 Лекаря след — в тексте неясное выражение «целительный след»(?).

27 Гунгни (Гунгнир) — копье Одина.

28 Горние— боги.

29 Клен копий — воин.

30 Вычурная образность этой главы, а также некоторых последующих глав вполне в духе так называемых «рыцарских саг», отражающих влияние средневековых романов. Описание доспехов и внешности Сигурда, в частности, прямо перекликается с главой 185 «Саги о Тидреке», основанной на нижненемецких источниках.

31 Часть предания, пересказанная в главах XX-XXXI, приходится на так называемый «пробел» в рукописи Старшей Эдды: утрачена целая тетрадь, предположительно содержавшая три песни. Некоторые события, здесь описанные, (в частности, «спор королев»), известны, однако, из краткого изложения Снорри Стурлусона в его «Эдде».

32 Первый элемент имени Бекхильд означает «скамья», а имени Брюнхильд — «броня»; но общий элемент обоих имен значит «битва».

33 Будладоттир— дочь Будли.

34 Ср. описание обряда побратимства в главе VI «Саги о Гисли».

35 Малопонятное место, вероятно намекающее на магические познания Брюнхильд (ср. главу XXI): мертвых вызывали, чтобы выведать от них только им известные тайны мира.

36 Хамингъя — «покровительница», незримый дух, персонифицирующий удачу человека (ср. в словаре: фюльгья).

37 Рыбы подколодные—змеи.

38 Имеется в виду дверь в подземное царство Хель, которая пропустит Сигурда. Поразительная деталь сказания: величайший «одинический герой» попадает после смерти не к Одину в Вальгаллу, а в Хель, ибо он пал не в бою. То же следует и из эддической песни «Поездка Брюнхильд в Хель»: Брюнхильд отправляется в Хель, чтобы навсегда соединиться там с Сигурдом.

39 В этих словах Гудрун находит отражение другая версия убийства Сигурда, согласно которой он был заколот в лесу.

40 Ярислейф — в исторических сагах этим именем называют князя Ярослава Мудрого (1019—1054).

41 Росы огнища — сажа.

42 В этой и последующих главах рассказ о гибели Нифлунгов в основном совпадает с «Речами Атли». Несколько иначе рассказывается о тек же событиях в более архаической и сжатой «Песни об Атли» (см. наст. изд.).

43 Это обвинение присутствует и в эддических «Речах Атли» (строфа 57); неизвестно, какие события имеются в виду.

44 Хамдисмол — «Речи Хамдира» (см. наст. изд.).

 

СКАЛЬДЫ

 

Эйвинд Погубитель Скальдов

РЕЧИ ХАКОНА

 

Эйвинд Финнссон (сын Финна), по прозванию Погубитель Скальдов, — последний знаменитый норвежский скальд (умер ок. 990 г.). Он был скальдом и сподвижником конунга Хакона Доброго, с которым состоял также в родстве. Публикуемое стихотворение — поминальная песнь, в которой воспевается последняя битва Хакона на острове Сторд (ок. 960 г.) и его посмертный путь в Вальгаллу. После смерти Хакона к власти в Норвегии пришли его противники, Харальд Серая Шкура и его братья, сыновья Эйрика Кровавая Секира и Гуннхильд. Харальд пытался склонить Эйвинда на свою сторону, но получил отпор. Эйвинд предпочел сохранить независимость и удалился в свое поместье в Халогаланде (северная Норвегия).

«Речи Хакона» — сочинены в эддических размерах; отсюда сравнительная простота их языка.

 

1 Высокий —Один.

2 Гёндуль и Скёгуль — валькирии.

3 Норвежские (как и шведские) конунги возводили свой род к богу Ингви-Фрейру (см. словарь, I).

4 Бьёрнов брат — Хакон.

5 Рогаландские мужи, халейги—жители Рогаланда и Халогаланда, областей в Норвегии.

6 Войско, против которого сражался Хакон, состояло преимущественно из датчан.

7 Одежды Вавуда—- доспехи; Вавуд — Один.

8 Тюр злата — конунг; Тюр — бог.

9 Земли лезвий — щиты.

10 Капли сечи — кровь.

11 Поле копий—щит.

12 Небо окружья — щит.

13 Буря Скёгуль — битва.

14 Каемчатый облак— щиты.

15 Вихрь Одина — битва,

16 Ручей лука — кровь.

17 Хермод и Браги — боги (см. словарь, I).

18 Хрофтатюр — Один.

19 Эйнхерии — воинство Одина в Вальгалле (см. словарь, I).

20 Фенрир Волк— чудовищный волк, который вырвется на свободу, когда настанет время гибели богов (см. «Прорицание вёльвы» в наст. изд.).

 

Эгиль Скаллагримссон

УТРАТА СЫНОВЕЙ

 

Эгиль Скаллагримссон (сын Скаллагрима) — величайший исландский скальд и, вместе с тем, одна из самых мощных фигур начальной исландской истории. Эгиль родился ок. 910 г. (примерно через двадцать лет после того, как его отец Скаллагрим поселился в Исландии) и умер ок. 990 г. О жизни его, полной опасностей и приключений, рассказывается в посвященной ему саге («Сага об Эгиле»). Эгиль предстает перед нами в саге как человек бешеного нрава, беспощадный к врагам и безгранично преданный своим друзьям и родичам. В скальдической поэзии нет произведения, равного «Утрате сыновей» по лиризму и трагическому пафосу. В основе своей это поминальная песнь. Эгиль посвятил ее Бёдвару, своему младшему сыну, утонувшему в море. Как рассказывает сага, похоронив Бёдвара, Эгиль не хотел жить. Он лежал, запершись в каморке, где обычно спал, никого к себе не пуская и отказываясь от еды и питья. Только обманом его дочь Торгерд уговорила его выпить молока и продлить таким образом свою жизнь ради того, чтобы сочинить песнь в память о Бёдваре. Эгиль потерял к тому времени И другого сына — отсюда название песни. Но содержание ее шире: старый скальд скорбит об утрате всего, что было дорого ему в жизни, и сетует на свою немощь. Единственное, что не отнято у него временем и возмещает его несчастья — это «дивный дар» Одина, поэтическое искусство. Так поминальная песнь завершается прославлением поэзии.

Размер песни — квидухатт (переходный между эддическими и скальдическими размерами).

 

 

1 Хрофтова крадьба — мед поэзии; Один (Хрофт) добыл его обманным путем у великанов.

2 Дар Йотунхейма — то же; Йотунхейм — мир великанов.

3 Раны выи Имира — море; боги создали его из крови первовеликана Имира.

4 Открыв врата в тыне зубовном — разомкнув уста.

5 Ран — владычица моря, супруга Эгира.

6 Пивовар — морской великан Эгир; в одном из мифов рассказывается, как он наварил пква для богов.

7 Брат бури — он же.

8 Поветерь Свивёр — душа; Свивер — великанша. Неизвестно, к какому мифу восходит обозначение души как «ветра великанши».

9 Владыка влаги пьяной — Эгир.

10 Клеть раздумья— голова,

11 Владыка сечи телег приятеяь\ судья побед — Один.

12 Брат Вили; Мимира друг — Один (см. прим. к «Прорицанию вёльвы»}.

13 Ворог волку— Один; волк — Фенрир.

14 Волчья сестра—владычица преисподней Хель.

ВЫКУП ГОЛОВЫ

 

В «Саге об Этиле» рассказывается, как Эгиль был захвачен в Йорке своим врагом Эйриком Кровавая Секира (в то время правителем Йорка). Ночью, в ожидании казни, он по совету своего друга херсира Аринбьёрна сочинил хвалебную песнь об Эйрике. Исполнив наутро свою песнь перед Эйриком, Эгиль получил разрешение уехать.

«Выкуп головы» — одно из первых скальднческих стихотворений в размере с конечной рифмой — рунхент.

1 Дар Трора — поэзия; Трор — Один.

2 Мед Игга — поэзия; Игг— Один.

3 Поле тюленье — море.

4 Нива жал — битва.

5 Железны враны — мечи.

6 Ран рогач — секира.

7 Красный плач — кровь.

8 Волчья выть, как и, ниже, орлиные брашна — трупы павших.

9 Гьяльпин конь — волк; Гьяльп — великанша.

10 Студеный жар— золото.

11 Огни запястий — золотые обручья.

12 Мука Фроди — золото.

13 Стержень обручий — рука.

14 Кованое око—щит.

15 Волненья меду, как и ниже, Брагина елага, Одина брага— поэзия.

САГА О ГИСЛИ

 

«Сага о Гисли» выделяется единством сюжета, ярк

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...