Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психика как отражение объективной действительности.В настоящее время принято давать определение психологии как науки, изучающей факты, механизмы и закономерности функционирования психики. Что же такое психика и в чём заключается специфика психического отражения? Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в отражении объективного мира, создании целостной картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой (рис.1.17). Рис.1.17. Функциональная структура психики человека по В.А.Ганзену Для определения специфики психического отражения сравним его особенности с отражением физическим (зеркальным).Таблица 1.1.Специфика психического отражения
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют 3 группы психических явлений:психические процессы, свойства и состояния (рис.1.18).
Рис.1.18. Формы психических явлений Мозг и психика. Данные из патопсихологиисвидетельствуют о том, что повреждение какого-либо из участков головного мозга приводит к нарушению сенсорных и моторных систем (движений, зрения), а также к нарушению психической деятельности (внимания, памяти, мышления, самосознания и т.д.). Следовательно, конкретные участки мозга имеют разное значение для каждой формы поведения. Психический процесс не управляется каким-то одним участком мозга, но каждый участок мозга выполняет только ему свойственные операции и участвует в формировании актов целостного поведения. А.Р.Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию. Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: 1) энергетический блок; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Любая высшая психическая функция осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций. Рис.1.19. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия Первый блок - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. Для нормальной психической деятельности организм должен находиться в состоянии бодрствования (иными словами, кора больших полушарий должна находиться в состоянии тонуса, т. е. иметь определенный уровень возбуждения). Было установлено, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга. Таким аппаратом являются неспецифические структуры разных уровней - ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическая система, область гиппокампа. Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации расположен в наружных отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры. Кора данного блока включает первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации), вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора) и третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации). Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Аппараты третьего функционального блока мозга включают в свой состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Анализируя взаимодействие блоков мозга с точки зрения деятельности, следует отметить, что первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй - обеспечивает операциональную сторону деятельности, а третий – отвечает за формирование целей и программ деятельности. Нарушение работы каждого из этих блоков обязательно приводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый раз по-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности. Рассматривая вопрос о связи между психикой и мозгом, необходимо указать на уникальную особенность нашего головного мозга – функциональную асимметрию. Мозг всех животных и мозг человека симметричен – его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу, а у человека они имеют разные функции, управляют разными видами деятельности. Таблица 1.2. Функции левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно. Именно с этим связано его участие в функционировании речи, представляющей собой последовательность слов, каждое из которых является последовательностью фонем. Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Левому свойственен аналитический подход в решении задач, а правому – синтетический. Правое полушарие отражает внешнюю среду по принципу дедукции, от общего к частному, когда синтез предшествует анализу, а левое – по принципу индукции, от частного к общему, при этом анализ предшествует синтезу. Структуры левого полушария являются субстратом формально-логического мышления, правого – ассоциативно-эмпирического, метафорического. В первом представлено обобщенно-инвариантное описание объекта, во втором – полное и конкретное. В настоящее время появилось много данных не столько о различии в функционировании полушарий, сколько о единстве их работы, которое предопределяет оптимальность результатов деятельности. Взаимодействие больших полушарий – это тонкий баланс участия каждого полушария в обработке всей информации в зависимости от задачи и характера стимульного материала. Методы психологии. Вопрос о предмете познания всегда самым тесным образом связан с вопросом о методе познания. Метод– это общий способ познания. Все методы психологии имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, при этом каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями. Любой метод психологического исследования направлен на получение объективной информации, поэтому он должен отвечать требованиям валидности и надёжности. Валидность метода–качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Надежность метода–качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода. Существуют разные классификации методов исследования в психологии. Рассмотрим классификацию методов, предложенную Б.Г.Ананьевым. Он различает 4 группы методов, соответствующих основным этапам психологического исследования. I группа– организационные методы: -сравнительный (сравниваются какие-либо группы испытуемых); -лонгитюдный (выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени); -комплексный (участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики и др.). II группа – эмпирические методы (методы сбора данных): наблюдение и эксперимент; метод экспертных оценок, метод опроса, тестирование и др. III группа – методы обработки данных: -количественный (статистический: вычисление средних величин, сравнительный анализ, корреляционный анализ и др.); -качественный (дифференциация материала по группам, анализ отдельных случаев). IV группа – интерпретационные методы: -генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций - устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития; -структурный устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики. Контрольные вопросы и задания |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |