Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

Виды памяти.

Физиологические и психологические теории памяти.

Процессы памяти.

Аномалии памяти.

Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

Память–это познавательный психический процесс, в результате которого происходит запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом следов его прошлого опыта.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия, а сохраняются в виде представлений памяти. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

И.М.Сеченов так высказывался о роли памяти в жизни человека: "Если бы у нас не было памяти, мы находились бы на стадии новорождённости".

"Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно бы исчезло в прошлом".

Память формирует не только личностный опыт отдельного человека, но и всего общества. Память способствует сохранению культурного слоя человечества. Для создания себя, собственной личности необходимо помнить свою историю, историю человечества.

Виды памяти.

В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

Таблица 3.1.

Классификация видов памяти

По продолжительности сохранения материала По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения По характеру психической активности
мгновенная непроизвольная двигательная
кратковременная эмоциональная
оперативная произвольная образная
долговременная словесно-логическая

Мгновенная (сенсорная)память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств.

Длительность хранения информации в ней составляет от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 7±2 (5 - 9 единиц) информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность хранения информации в оперативной памяти может составлять от нескольких секунд до нескольких дней.

Обслуживает деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

Она бывает двух типов:- долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);- Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

Произвольная память регулируется специальной мнемонической задачей (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) и осуществляется благодаря волевым усилиям.

Эффективность произвольной памяти зависит:- от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).- от приемов заучивания:а) механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

По характеру психической активности память подразделяют на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Впервые данная классификация предложена П.П.Блонским.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто производим движения с большим несовершенством.

Эмоциональная память – это память на переживания, чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем, с течением времени эти различия могут существенно углубляться.Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.Существует такая разновидность образной памяти, как эйдетическая память. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие: образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступает образу восприятия. В той или иной форме и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких формах встречается довольно редко.

Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.

Словесно-логическая память проявляется в двух случаях:а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...