Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические и психологические теории памяти.

В современных исследованиях памяти в качестве центральной проблемы выступает проблема механизмов памяти. Она решается на психологическом, нейрофизиологическом и биохимическом уровнях.Философы и психологи конца XIX – начала XX века ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Основы современного подхода к исследованию нейронных механизмов научения и памяти заложили в начале 40-х годов ХХ века русский физиолог Иван Петрович Павлов и психолог Дональд Хебб. Несмотря на реальные успехи исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены.

До 50-х годов ХХ века наибольшее распространение получила условнорефлекторная теория памяти И.П.Павлова, в качестве физиологического механизма памяти рассматривающая образование условных временных связей в коре больших полушарий (связей между новым и уже ранее закрепленным содержанием с помощью подкрепления). Затем разрабатывается следовая теория памяти.

По мнению Д.О.Хебба, при воздействии определённой по модальности информации в соответствующей зоне КБП по нейронам начинает циркулировать процесс возбуждения (реверберация возбуждения). Если возбуждение по нейронам циркулирует длительное время, в синапсах происходят химические, механические, электрические изменения (образуются следы). Процесс долговременного запоминания информации носит название «консолидация следа в памяти»,длится от 1 до 24 ч после предъявления стимула. В это время возникают структурные изменения нейронов, которые обеспечивают длительную сохранность следа - морфофункциональные изменения устойчивого характера в синапсах. Происходит облегчение и упрочение синаптической проводимости. В итоге образуются нервные модели стимулов или клеточные ансамбли.

Шведским биохимиком Г.Хиденом была предложена биохимическая теория памяти, утверждающая, что в основе механизмов памяти лежат химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти; рибонуклеиновая кислота (РНК) – основой онтогенетической, индивидуальной памяти. В опытах Г.Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК. Наоборот, длительное отсутствие раздражения нервной клетки ведет к снижению содержания РНК.

Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, по контрасту, по сходству.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления.

Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г.Эббингауза. Ассоциативная теория не смогла объяснить ряд проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти (поскольку мы запоминаем не всю информацию, а ассоциации образуются на случайной основе).

В конце 19 века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальт-теория. При запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры – гештальта, а не случайного набора элементов (как в ассоциативной теории). Память определяется законами формирования гештальта. Большое внимание уделяется потребностной основе запоминания и воспроизведения.

Бихевиоризм объяснял как работает память в процессах научения. Так, Э.Торндайк разработал методы изучения памяти животных. Его интересовали факторы, влияющие на формирование навыка, построены кривые научения. Подчёркивалась роль подкреплений в запоминании материала.

Психоанализ. Заслугой З.Фрейда и его последователей явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций в запоминании и забывании материала. Обнаружены психологические механизмы подсознательного забывания (механизм вытеснения - неприятная, угрожающая для "Эго" информация вытесняется в область бессознательного).

Особое внимание процессам памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. При этом используется метафора «компьютера» – сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.). Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с теорией деятельности. Память – особый вид психологической деятельности, включающий систему действий по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Изучается состав мнемических действий, организация мнемической деятельности и др. (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Л.С.Выготский развивает концепцию генезиса памяти в рамках культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.

Процессы памяти

К процессам памяти относятся: запоминание, сохранение и забывание, воспроизведение информации.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее.По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: - непреднамеренное (непроизвольное);- преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. Произвольное запоминание делится на механическое и осмысленное.Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Основное условие – многократное повторение.Осмысленное (логическое) запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

По данным профессора Н.А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.

Факторы, влияющие на продуктивность запоминания, можно разделить на две группы – объективные и субъективные (рис.3.1.). Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая – человека, запоминающего эту информацию.

Рис.3.1. Факторы продуктивности запоминания

Сохранение и забывание.Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности – процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного – того, что стоит помнить, что следовало бы забыть.

Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются, обобщаются, в чем-то обогащаются или обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

1) Теория систематической деформации следов памяти говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга (в том числе с возрастными изменениями).

2) Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное торможение, а любое предыдущее обучение негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное торможение). Например, если после математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.3) Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). Забывание протекает во времени неравномерно. Сразу после заучивания процесс забывания происходит интенсивнее, а затем замедляется. Так, закон забывания Г. Эббингауза показывает динамику забывания бессмысленной информации(рис.3.2.): в течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее Рис.3.2. Кривая забывания бессмысленной информации по Г.Эббингаузу 20 % информации. Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости.Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении (наступает охранительное торможение). Воспроизведение – процесс восстановления закреплённого ранее содержания психики. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение – это воспроизведение без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.Узнавание – ещё одна форма воспроизведения, это воспроизведение при повторном восприятии объекта. Узнавание может быть диффузным (неопределённым) и конкретным (определённым, точным).Реминисценция – воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, более полное и красочное, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.

Аномалии памяти

Существует много видов нарушений (аномалий) памяти – разной природы и степени тяжести. К аномалиям относят не только ослабление или потерю памяти, но и ее ненормальное обострение.

Гипомнезия,или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.).

Рис.3.3. Виды аномалий памяти

Парамнезии (ложные узнавания) – особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объектами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю».

Другой аномалией памяти является амнезия (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествовавших какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку), при сохранении памяти о более далеких событиях.

Особый тип аномалий памяти является гипермнезия– обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

Контрольные вопросы и задания

1. Что называется памятью?

2. Какие виды памяти есть у человека?

3. Дайте характеристику основных процессов памяти.

4. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

а) Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохра­няться меньше секунды.

б) Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

в) Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контек­сте, в котором происходило ее запоминание.

г) Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

д) Серьезная проработка материала в течение короткого времени приво­дит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

е) Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

ж) Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

5. В чём различие физиологических и психологических теорий памяти?

6. Обозначьте основные шаги рационального заучивания информации.

 

Тема 4. Мышление

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...