Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды внимания и условия их организации.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания.

Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться.

Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Условия возникновения непроизвольного внимания связаны с качеством раздражителей (относительной силой раздражителя, его неожиданностью, новизной, динамикой и эмоциональной насыщенностью) и субъективными характеристиками человека (его внутренним состоянием, потребностями).

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Своим происхождением произвольное внимание обязано трудовой деятельности.

Есть условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания.

1. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

2. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание.

Послепроизвольное внимание изучено Н.Ф.Добрыниным. Первоначально разворачивается по механизму произвольного, а затем – непроизвольного внимания. Таким образом, в послепроизвольном внимании смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным – отсутствием усилий для его сохранения.

Свойства внимания

Различают следующие свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.

Устойчивость внимания– способность определённое время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Концентрация внимания – степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 5±2 объектам.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику вниманию как психическому процессу. Каково значение внимания в деятельности человека?

2. В чем заключается связь внимания с другими психическими процессами?

3. Вставьте пропущенные слова в следующие утвер­ждения.

а) Внимание — это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явле­нии, деятельности или переживании.

б) Благодаря вниманию, ... объектов становится более ясным, отчетли­вым.

в) Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врождённый признак … внимания

г) Внимание человека определяется структурой его …, отражает её протекание и служит механизмом её контроля.

4. Каковы свойства внимания?

5. Охарактеризуйте основные виды внимания

6. Какие виды внимания рассматриваются в приведённых примерах?

а) Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовав­ший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая неусыпно­го внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.

б) Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего по соседним путям скорого поезда и после того, как тот прошел, некоторое время сохраняют бдительность.

в) Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь аудитории.

 

Тема 6. Воображение

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...