Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика воображения и его физиологические основы.

Виды воображения.

Приёмы создания новых образов.

Общая характеристика воображения и его физиологические основы.

Воображение – это познавательный психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых образов и представлений.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от активности животных.

Физиологическую основу воображения составляет актуализация нервных связей, их распад и объединение в новые системы. При этом, в процессе воображения участвует не только кора головного мозга, но и более глубоко лежащие отделы, например, гипоталамо-лимбическая система.

Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Однако, важное значение имеет вторая сигнальная система. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Существует также тесная связь воображения с регуляцией органических процессов (функционированием желёз, деятельностью внутренних органов, обменом веществ). Так, представление о пище вызывает слюноотделение.

Виды воображения

Принято подразделять воображение по степени активности на активное и пассивное, а по участию воли – на преднамеренное и непреднамеренное.

Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга.

 

Рис.6.1. Классификация видов воображения

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.п. (воображение на основе прочитанного или услышанного). Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

1. ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

2. эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

3. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

Приёмы создания новых образов.

1. Агглютинация («склеивание») – создание нового образа путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому. Например, кентавр, русалка, автомобиль-амфибия.

2. Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение его отдельных частей. Например, мальчик с пальчик, великан как гора, многорукие индийские богини.

3. Схематизация – представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выходят на 1 план. Например, орнаменты (элементы взяты из растительного мира).

Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта

4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

5. Заострение (акцентирование) – подчёркивание каких-то признаков. Часто используется при создании шаржей, карикатур.

Контрольные вопросы и задания

1. Что называется воображением?

2. Каковы основные виды воображения?

3. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображение

4. Сравните такие виды воображения, как «мечта» и «грёзы».

5. Какие общие приемы воображения использованы при создании названных образов?

а) В мифах и легендах древности описываются различные фантастичес­кие существа – кентавры, сфинксы, драконы, гаргульи. Некоторые из них воплощены в картинах и скульптурах.

б) А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей Разбойник по-звериному,

И от его ли-то от посвисту соловьего,

И от его ли-то покрику звериного,

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

в) Л. Н. Толстой рассказывает о том, как возник у него образ Наташи для романа «Война и мир»: «Я взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа». Таня и Соня — это его свояченица и жена, две реальные жен­щины.

 

Тема 7. Речь

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...