Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика и функции речи.Физиологические основы речи. Виды речи.
Общая характеристика и функции речи. Речь – это процесс общения людей между собой при помощи языка – системы условных знаков, символов, имеющих для человека определенное значение и смысл. Различают содержательную (передаваемая значениями слов), эмоционально-выразительную(выражение в речи эмоционального отношения к тому, что мы говорим) и психологическую(смысловой подтекст, отражающий цель, мотив речи, с которой сказана та или иная фраза) стороны речи. Функции речи: 1. обозначение (сигнификативная):давать наименование предметам и явлениям - высшая функция речи. Отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. 2. сообщение (коммуникативная): передача информации. 3. выражение: с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь. 4. воздействие: с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Физиологические основы речи. Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К периферическим относятся: голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полость рта и носа) и органы слуха, а к центральным – деятельность речевых центров. Слуховой центр речи (центр Вернике). При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название сенсорной афазии. Двигательный (моторный) центр речи (центр Брока). Нарушение нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность произносить слова. Внешне у него остается способность произносить звуки, сохраняется способность двигать языком, но как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова (моторная афазия). Виды речи. Внешняя речь связана с процессом общения, обменом информацией. Внешняя речь подразделяется на устную, письменную и кинетическую речь (речь жестами). К устной речи относят: - диалогическую (диалог) –речь поддерживаемая; Рис.7.1. Классификация видов речи собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее); - монологическую (монолог) – длительное, последовательное, связное изложение одним лицом системы мыслей, знаний; ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении, а также необходимо грамматически правильное построение предложений, оптимальный темп и звучание речи. Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. К письменной речи относят: идеографическое (рисуночное), иероглифическое и алфабетическое письмо (буква - звук). Внутренняя речь связана с обеспечением процесса мышления и выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность, ситуативность. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте характеристику речи и ее функциям. 2. Как связаны между собой речь и мышление? 3. Назовите виды речи и ее основные свойства.
Раздел 3. Регулирующие психические процессы Тема 8. Эмоции и чувства Понятие эмоций и чувств. Теории эмоций. Формы эмоциональных переживаний. Понятие эмоций и чувств. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Попытки развести понятия “чувство” и “эмоция” делались давно. Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный “предметный” (объектный) характер. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие (таблица 8.1.). 1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как “смутное чувство” (например, “смутное терзание”), говорит о неопределенности чувств и рассматривается автором как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Таблица 8.1. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |