Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы эмоциональных переживаний.

Эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Стенические эмоции активизируют организм, вызывая прилив энергии и подъём, мобилизуя силы человека, астенические расслабляют, подавляют, парализуют силы.

Богатство эмоциональных переживаний проявляется в виде настроения, базальных эмоций, аффекта, стресса, фрустрации, страсти, высших чувств.

Настроение– более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания

Настроения имеют следующие отличительные особенности: слабая интенсивность эмоционального переживания, значительная длительность эмоционального переживания, неясность, «безотчетность» переживаний, своеобразный диффузный характер (накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент).

Базальные эмоции (первичные, базисные)– основные эмоции, имеющие врожденный характер, на основании которых под влиянием социального опыта формируется основной состав эмоционально-личностной сферы взрослого человека.

К.Изард к базальным эмоциям относит следующие: гнев, презрение, отвращение, страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление.

Каждый здоровый человек обладает всеми базальными эмоциями, однако, сила (выраженность) различных базальных эмоций у разных лиц различна, что и предопределяет индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы.

Аффекты– сильные и относительно кратко временные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Его отличительными особенностями являются: бурное внешнее проявление эмоционального переживания, кратковременное, безотчетное, с резко выраженным диффузным характером (захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления, нередко приводя к перестройке привычных установок личности, характера и содержания отражения объективной действительности).

Аффекты развиваются в критических условиях при невозможности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникших ситуаций.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства, о том, что с ним связано; он испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству. На этой стадии человек может отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. Этого можно достичь, например, путем выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных последствий аффекта и т.д. Если не затормозить развитие нарастающего аффекта, то можно полностью утратить контроль над своими действиями и в результате совершить безотчетные и безрассудные поступки. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, сонливость.

Эмоциональный стресс представляет собой такую форму переживания чувств, которая по своим психологическим характеристикам близка к аффектам, но по длительности протекания приближается к настроениям.

Стресс (от англ. слова stress - давление, напряжение) переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п.). Стрессорами могут быть не только сильные реально дей­ствующие раздражители, но и представляемые, воображае­мые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти и др.

Учение о стрессе разработал канадский врач Ганс Селье. Он рассматривал стресс как защиту организма, психики от перегрузки. В своем развитии стресс проходит три стадии:

1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма;

2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору, т.е. раздражителю, который вызывает стрессовое состояние;

3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

Основу стрессовых состояний, по мнению Г.Селье, составляют мобилизация и срыв функции эндокринных желез. Вместе с этим нарушается нормальная работа психики и вообще нервной системы.

Г.Селье характеризовал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. При этом он подчеркивал, что не имеет значения, приятной или неприятной ситуацией он вызывается, важна лишь интенсивность потребности в адаптации организма.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени нервно-психического напряжения, причем каждому человеку свойствен свой оптимальный тонус. Поэтому, как утверждает Г.Селье, разным людям требуются определенные и неодинаковые степени стресса и советовал, чтобы каждый человек изучил себя и нашел для себя тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, ведь в противном случае может развиться «дистресс безделья» или «дистресс перегрузки».

Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, человек должен выполнять только ту деятельность, с которой он в состоянии справиться. Многие болезни психогенного происхождения являются результатом того, что человек взвалил на себя непомерную ношу.

Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи. В зависимости от типа нервной системы человека, силы или слабости его нервных процессов она может проявляться либо в беспорядочной активности, либо в бездеятельности. Например, на экзамене одни студенты не могут сосредоточиться на содержании вопроса, другие, наоборот, оказываются более собранными, чем в повседневных обстоятельствах.

Фрустрацияв буквальном переводе «обман, расстройство, крушение планов». Это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи. Она возникает, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели, или прерывает его. По Г. Селье это «стресс рухнувшей надежды».

Фрустрация может воздействовать на человека конструктивно или деструктивно. Нередко трудности, возникающие на пути к цели, приводят к мобилизации внутренних ресурсов для их преодоления, к активизации психической деятельности. Фрустрация может преодолеваться интенсификацией усилий, заменой средств достижения цели, изменением тактики, заменой цели или переоценкой ситуации и адаптацией к новой ситуации.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушении деятельности, в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией. В подобного рода конфликтных ситуациях типичными реакциями на действия фрустратора являются:

а) агрессия, в том числе в виде замещающих действий, нередко направленных на совершенно посторонние объекты;

б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

У каждого человека свой порог индивидуальной толерантности к фрустрации.

Страсть– сильное, стойкое, всеохватывающее переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Все, что связано со страстью, интересует, волнует человека, привлекает его внимание, надолго запоминается.

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Неудовлетворенная страсть порождает сильные эмоции, аффекты.

Высшие чувства.

Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, моральные и эстетические.

Интеллектуальные чувства переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на
содержательность и точность полученных знаний.

Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства.

Моральные (нравственные) чувства это переживания, связанные с оценкой действий, поведения на основе принятой в обществе морали (чувство долга, патриотизм). В моральных чувствах нечто объективно общественно значимое переживается вместе с тем как личностно значимое.

Эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Так, Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

Контрольные вопросы и задания

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...