Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте эмоции и чувства. В чем состоит отличие эмоций от чувств? Дайте характеристику эмоции как психического процесса и состояния.

Перечислите и раскройте функции эмоций.

Какие виды эмоциональных переживаний вы знаете?

4. Всегда ли эмоциональная реакция человека соответствует воздей­ствию? Объясните причины, свой ответ проиллюстрируйте примерами.

5. Из перечисленных чувств выберите те, которые относятся к моральным, интеллектуальным и эстетическим: справедливость, трагический юмор, честь, товарищество, комическое, догадки, удивление, красивое, долг, патриотизм, трудовой энтузиазм, художественная ценность, сомнение.

 

Тема 9. Воля

Понятие воли и её функции.

Физиологические основы воли.

Структура волевого акта.

Волевые черты личности.

Понятие воли и её функции.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Признаки воли:

1. связь с преодолением препятствий (внутренних и внешних);

2. сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться и необходимости достичь ее;

3. связь с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;

4. наличие продуманного плана осуществления действия или деятель­ности;

5. уси­ленное внимание к действию и отсутствие непосредст­венного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (с успешным совершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение).

Функции воли:

1. иннициирующая заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

2. стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени.

Воля как процесс это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли – генетическую (генеративную, продуктивную). В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются волевые свойстваличности.

Физиологические основы воли.

Материальной основой произвольных движений является деятельность так на­зываемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки -«клеток Беца». В них зарождаются им­пульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пу­чок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышц противоположной стороны тела (пи­рамидный путь).

Все пирамидные клетки условно, в зависимости от их местоположения и вы­полняемых функций, можно разделить на три группы.

Рис.9.1. Локализация клеток Беца

1. В верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям.

2. в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке.

3. в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани.

Все эти клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у че­ловека наступает параличсоответствующих им органов движения.

Произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в слож­ной системе целенаправленного действия – необходим подбор движений, за который ответственныучастки сзади от передней центральной извилины. В случае их поражения человек подбирает не те движения, которые ему нужны.

Плавность движений обеспечивается деятельностью премоторной зоны коры, которая лежит кпереди от передней центральной извилины. При пора­жении этой части коры у больного не наблюдается никаких параличей и не возникает никаких затрудне­ний в подборе движений, но при этом отмечается значительная не­ловкость движений.

Помимо указанных участков мозга следует отметить структуры, направляю­щие и поддерживающие целенаправленность волевого действия префронтальные участки коры в лобных долях. При их пораже­нии наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий. Человек с таким поражением мозга, начав выполнять ка­кое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия.

На почве мозговой патологии может возникнуть и абулия, проявляющаяся в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Абулия вызва­на патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность им­пульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня.

Структура волевого акта.

Волевые действия представляют собой волевой акт, который имеет свою структуру и особенности. Волевой акт может быть простым или сложным. В структуре сложного волевого акта выделяют:

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это, значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

5. Выполнение принятого решения.Человек строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в действительности. При этом человек не только действует, но и контролирует, и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

В простом волевом акте выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов.

Волевые черты личности.

· сила воли - обобщенная способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

· выдержка и самообладание - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное дей­ствие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

· целеустремленность сознательная и активная направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности.

· настойчивость стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых слож­ных условиях (следует отличать от упрямства - когда человек всегда старается на­стоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия).

· инициативностьспособность взяться за дело, не дожидаясь стимуляции извне.

· са­мостоятельностьпроявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

· решитель­ность качество, проявляющееся в быстроте и уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется.

Оценка результата волевого действия зависит от локуса контроля (англ. locus of control) – способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Интернальный (внутренний) локус контроля выражается в принятии на себя ответственности за совершенные действия и происходящие события. Экстернальный (внешний) локус контроля проявляется в склонности возлагать ответственность на факторы, не зависящие от личности (внешние обстоятельства, случайности, везение и др.).

Контрольные вопросы и задания

1. В чем проявляется воля человека? Чем отличаются волевые поступки от безвольных?

2. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

3. Что является физиологической основой воли?

4. Перечислите компоненты волевого акта.

5. Что подразумевается под волевым усилием?

6. Какие качества присущи волевой личности?

7. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

А. Воля ... регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних ... .

Б. Благодаря ... разумное решение претворяется в ... .

В. Воля ... человека управлять по своему ... решению ... процессами и состояниями, различными параметрами ... .

Г. ... обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: ... и … ("не хочется, но надо" и "хочется, но нельзя").

 

 

Раздел 4. Человек как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

Тема 10. Понятия: «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Структура психических свойств.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...