Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура деятельности.

Деятельность – целенаправленная активность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Главные отличия деятельности человека от активности животных
сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный
характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в
результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не
производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной
культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в
качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности,
потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах
реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как
результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в
культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность человека имеет ряд основных элементов (рис.11.1.).

 

Рис.11.1. Структура деятельности

Мотивом деятельностиназывается то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Любая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами.

В качестве цели деятельности выступает её отсроченный результат (продукт). Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком; определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Действие – структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются: формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Освоение деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние – интериоризация, обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Знания– это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

На основе знаний формируются начальныеумения, представляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

На основе начальных умений возникают простые навыки – это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия.

Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия.

Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.

На основе простых навыков формируются сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

1) аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;

2) синтетический, представляющий собой объединение изученных элементов в целостное действие;

3) автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем, например, измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями:

• через простой показ;

• через объяснение;

• через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в ней каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Переносом навыков называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности. Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

а) новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшим привычными;

б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, она представляет собой ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Наконец, формируются сложные умения, которые знаменуют собой достигнутую в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяющее им досконально овладевать конкретным видом деятельности, постоянно совершенствовать свои знания и навыки, достигать совершенства.

Виды деятельности.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов.

Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми, организацию совместной деятельности и понимания человека человеком.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.

При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем деятельность человека отличается от активности животного?

2. Изучите книгу А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» и определите значение категории «деятельность» для психологии.

3. Из каких структурных элементов состоит деятельность, в чем их специфика?

4. Каким образом потребности соотносятся с мотивами?

5. Раскройте общие закономерности формирования целевого компонента психологической структуры деятельности.

6. Чем действия отличаются от операций?

7. Дайте характеристику видам деятельности: игра, труд, учение, общение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гиппенрейтер, Ю.Б.Введение в общую психологию: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 196 с. – «Университетская электронная библиотека онлайн

2. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов/ А.Р. Лурия. - М.: изд-во МГУ, 2012. – 320 с.

3. Маклаков, А.Г.Общая психология:учеб. пособие для студ. вузов/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010.– 582 с.

Дополнительная литература

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов/ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2006 - 276 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2008. – 358 с.

3. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов/ В.В. Давыдов. - М.: ACADEMIA, 2005. – 176 с.

5. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования: учеб. пособие/ В.С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 79 с.

6. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности/ В.С. Мерлин. - М., 1986. – 208 с.

7. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособие/ В.С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студ. вузов/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – 512 с.

9. Психология: учеб. для гуманитарных вузов/ под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

10.Психология индивидуальных различий: хрестоматия/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо: КноРус, 2000. – 775 с.

11. Психология ощущений и восприятий/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. – 630 с.

12. Психология памяти: хрестоматия/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – 656 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

Интернет-ресурсы

http://psylib.myword.ru – электронная психологическая библиотека;

http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека (разделы по психологии);

http://edu.ru – Российское образование (федеральный портал);

Электронная библиотечная система IPRbooks.

 

Учебное издание

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций

 

 

Автор-составитель:

 

Евтух Татьяна Викторовна

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...