Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистика конъюнктуры рынка и деловой активности
Термин «конъюнктура рынка» (лат. conjungo — соединяю) — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или на его ограниченном отрезке. Понятие конъюнктуры включает в себя: · степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); · тенденции его развития; · устойчивость или колеблемость его основных параметров; · масштабы деловых операций и степень деловой активности; · уровень коммерческого риска; · силу и размах конкурентной борьбы; · положение рынка в определенной точке экономического и сезонного цикла. Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценкам. Задачи статистики конъюнктуры рынка: · сбор и обработка конъюнктурной информации; · изучение состояния рынка; · характеристика объема и пропорций рынка; · анализ колеблемости и сезонности рынка; · анализ региональных различий рынка; · анализ деловой активности; · оценка коммерческого риска; · характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции. Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам: 1 предложение товаров (объем, структура, динамика); 2 покупательский спрос (степень удовлетворения); • 3 пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота; региональная структура рынка и др.); 4 тенденция развития рынка (темпы роста,тренды продаж, цен, товарных запасов и др.); 5 колеблемость, цикличность рынка, 6 деловая активность (портфель заказов, его динамика, paзмер и динамика сделок); 7 коммерческий риск (инвестиционныйpиск, риск принятия маркетинговых решении); 8 масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделениерынка - групиировка фирм по доле их объема в продаже); 9 емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).
Показатель риска банкротства фирмы — скоринговая модель (от английского score — задолженность) А. Альтмана (США):
zф =1,2 Х1 +1,4 Х1+3,3 Х 3+0,6 Х 4+10,0 Х 5, (7.1)
где Х1— соотношение оборотного капитала и суммы активов; Х2 — соотношение нераспределенною дохода и суммы активов; Х3— отношение операционных расходов к сумме активов; Х4— отношение рыночной стоимости акций фирмы к общей сумме долга; Х5— отношение суммы продаж к сумме активов. При zф < 2,675 - грозит банкротство; при zф > 2,675 — положение не внушает опасений (вероятность банкротства не превышает 3%). Показатель емкости рынка:
Е = ∑ [ (Si x K x Эх ) +Р – (Н - Иф - Ия )] - А - С, (7.2)
где Si — численность i — группы потребителей; К — уровень потребления продукта; Эх — коэффициент эластичности цен от дохода; Р — объем страхового резерва товаров; Я — насыщенность рынка; И — физический износ товаров; Им— моральный износ товаров; А — другие (кроме рынка) источники удовлетворения спроса; С— доля конкурентов на рынке.
Насыщенность рынкаможет быть определена по формуле:
Нк = Нн + П – В, (7.3)
где Нк— наличие товаров на конец периода; Нн — наличие товаров на начало периода; П — поступление товаров за период; В — выбытие товаров за период. Уровень конкуренции для данной фирмы:
Кф = Дф / Дк , (7.4)
где Дф— доля рынка данной фирмы; Дк- доля рынка крупнейшей конкурирующей фирмы. . Если этот показатель больше единицы, то уровень конкуренции для данной фирмы считается низким. Уровень монополизации рынка:
Км = [ ∑ (dmax - di ) ] / n, (7.5)
где dmax— максимальная доля рынка данной фирмы; di— доля рынка i -й фирмы; n— число фирм на данном рынке. При Км = 0 — полное отсутствие монополизации; при Км = 1 наблюдается абсолютная монополизация. Уровень конкуренции рынка: К кон = 1 - К м. (7.6)
Уровень конкурентоспособности товара:
К эф = Э/З, (7.7) где Э — полезный эффект от реализации товара; З — затраты на создание и использование товара.
Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты: 1 определение и анализ потенциала рынка; 2 анализ пропорциональности развития рынка; 3 анализ колеблемости и цикличности рынка; 4 измерение и анализ эластичности спроса и предложения; 5 исследование рекламы. Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:
Р = ∑ [ (Ni x Wi x Эх ) +Fi , (7.8)
где Ni — единицы производства или потребления ( i =1,… n) ; Wi— показатели мощности единиц (производственной или потребительской); Эх — эластичность спроса или предложения; Fi — прочие факторы и элементы потенциала; n — число единиц потенциала.
Формула расчета потенциала производственного предложения (потенциал товарного предложения):
Q = ∑ [ (Ni x Wi x Di x Ri x Эp ) – B – C, (7.9)
где Di — степень загрузки производственных площадей; Ri — степень обеспечения ресурсами; Эр — эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию; В— внутреннее производственное потребление; С — часть продукции, которую по оценкам могут производить конкуренты. Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется таким образом: 1 балансовым методом; 2 расчетом относительных величин координации и структуры; 3 индексным методом;- 4 расчетом коэффициентов эластичности и 3-коэффициентов; 5 построением корреляционных моделей. Колеблемость и цикличность рынка. Методы их изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье). Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения — это их реагирование на изменение социально-экономических условий рынка. Показатель относительной эластичности спроса имеет вид:
Э = (dy/dx) * (x/y), (7.10)
где х —базовое значение факторного признака; у — базовый показатель спроса; dy, dх — частные производные.
Каждый уровень ряда динамики можно представить как совокупность четырех компонент: постоянной, циклической, сезонной и случайной. Динамика трех первых компонент поддается моделированию. Они обуславливают тенденции ряда динамики. Тенденцией или трендом является закономерное направление изменения явления или процесса во времени. Постоянная, циклическая и сезонная компонента могут быть связаны между собой различными соотношениями В соответствии с этим различают аддитивные и мультипликативные модели. Случайная компонента отражает влияние стохастических (возмущающих) процессов и явлений. Она лишь затушевывает основные тенденции и подлежит выделению с помощью специальных методов обработки исходных уровней ряда динамики. 8.2 Индексный метод анализа влияния факторов
Индексный метод -это метод изучения величины сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию во времени и пространстве в текущем и базисном периоде. Если целью анализа является определение объема товарооборота при продаже в предстоящем периоде такого же количества товаров, что и в базисном периоде, но по новым ценам, то применяется агрегатный индекс цен Э. Ласпейреса. Если при определении индекса цен исходная информация содержит лишь данные о количестве товаров в базисном и текущем периодах, то средняя их величина определяется методом средней невзвешенной Между индексами определенных величин сохраняются такие же соотношения, как и между исходными величинами. Например, если с = a * b, то I c = I a* I b. Если с = a / b, то I c = I a / I b. Взаимосвязанные индексы применяются для изучения влияния структурных сдвигов на изменение социально-экономических явлений. На изменение средней величины оказывает влияние как изменение значений осредняемого признака хi, так и изменение структуры статистической совокупности, обусловленное изменением численности отдельных вариантов изучаемой совокупности fi. Влияние изменения каждого фактора в отдельности, то есть осредняемого признака хi и структуры совокупности fi, может быть изучено с помощью индексного анализа I хi fi = I хi * I fi . Статистический анализ эффективности функционирования предприятий и организаций разных форм собственности, качества продуктов и услуг
8.1 Понятие о промышленном предприятии и его структуре 8.2 Виды промышленной продукции и их статистический учет 8.3 Производительность труда как показатель эффективности функционирования предприятий 8.4 Эффективность использования основного капитала предприятия 8.5 Показатели оборачиваемости оборотного капитала предприятия 8.6 Издержки фирмы. Их виды и статистический анализ. 8.7 Прибыль предприятия 8.8 Рентабельность продукции и капитала 8.9 Статистический анализ качества продуктов и услуг |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |