Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика конъюнктуры рынка и деловой активности

 

Термин «конъюнктура рынка» (лат. conjungo — соединяю) — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или на его ограниченном отрезке. Понятие конъюнктуры включает в себя:

· степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

· тенденции его развития;

· устойчивость или колеблемость его основных параметров;

· масштабы деловых операций и степень деловой активности;

· уровень коммерческого риска;

· силу и размах конкурентной борьбы;

· положение рынка в определенной точке экономического и сезонного цикла.

Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценкам.

Задачи статистики конъюнктуры рынка:

· сбор и обработка конъюнктурной информации;

· изучение состояния рынка;

· характеристика объема и пропорций рынка;

· анализ колеблемости и сезонности рынка;

· анализ региональных различий рынка;

· анализ деловой активности;

· оценка коммерческого риска;

· характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:

1 предложение товаров (объем, структура, динамика);

2 покупательский спрос (степень удовлетворения); •

3 пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота; региональная структура рынка и др.);

4 тенденция развития рынка (темпы роста,тренды продаж, цен, товарных запасов и др.);

5 колеблемость, цикличность рынка,

6 деловая активность (портфель заказов, его динамика, paзмер и динамика сделок);

7 коммерческий риск (инвестиционныйpиск, риск принятия маркетинговых решении);

8 масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделениерынка - групиировка фирм по доле их объема в продаже);

9 емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).

 

Показатель риска банкротства фирмы — скоринговая модель (от английского score — задолженность) А. Альтмана (США):

 

zф =1,2 Х1 +1,4 Х1+3,3 Х 3+0,6 Х 4+10,0 Х 5, (7.1)

 

где Х1— соотношение оборотного капитала и суммы активов;

Х2 — соотношение нераспределенною дохода и суммы активов; Х3— отношение операционных расходов к сумме активов;

Х4— отношение рыночной стоимости акций фирмы к общей сумме долга;

Х5отношение суммы продаж к сумме активов.

При zф < 2,675 - грозит банкротство; при zф > 2,675 — положение не внушает опасений (вероятность банкротства не превышает 3%).

Показатель емкости рынка:

 

Е = ∑ [ (Si x K x Эх ) +Р – (Н - Иф - Ия )] - А - С, (7.2)

 

где Siчисленность i — группы потребителей;

Куровень потребления продукта;

Эх — коэффициент эластичности цен от дохода;

Робъем страхового резерва товаров;

Я — насыщенность рынка;

Ифизический износ товаров;

Им— моральный износ товаров;

А другие (кроме рынка) источники удовлетворения спроса;

С— доля конкурентов на рынке.

 

Насыщенность рынкаможет быть определена по формуле:

 

Нк = Нн + П – В, (7.3)

 

где Нк— наличие товаров на конец периода;

Ннналичие товаров на начало периода;

П — поступление товаров за период;

Ввыбытие товаров за период.

Уровень конкуренции для данной фирмы:

 

Кф = Дф / Дк , (7.4)

 

где Дф— доля рынка данной фирмы;

Дк- доля рынка крупнейшей конкурирующей фирмы.

. Если этот показатель больше единицы, то уровень конкуренции для данной фирмы считается низким.

Уровень монополизации рынка:

 

Км = [ ∑ (dmax - di ) ] / n, (7.5)

 

где dmax— максимальная доля рынка данной фирмы;

di— доля рынка i -й фирмы;

n— число фирм на данном рынке.

При Км = 0 — полное отсутствие монополизации; при Км = 1 наблюдается абсолютная монополизация.

Уровень конкуренции рынка:

К кон = 1 - К м. (7.6)

 

Уровень конкурентоспособности товара:

 

К эф = Э/З, (7.7)

где Эполезный эффект от реализации товара;

З — затраты на создание и использование товара.

 

Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты:

1 определение и анализ потенциала рынка;

2 анализ пропорциональности развития рынка;

3 анализ колеблемости и цикличности рынка;

4 измерение и анализ эластичности спроса и предложения;

5 исследование рекламы.

Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:

 

Р = ∑ [ (Ni x Wi x Эх ) +Fi , (7.8)

 

где Niединицы производства или потребления ( i =1,… n) ;

Wi— показатели мощности единиц (производственной или потребительской);

Эхэластичность спроса или предложения; Fi — прочие факторы и элементы потенциала;

n — число единиц потенциала.

 

Формула расчета потенциала производственного предложения (потенциал товарного предложения):

 

Q = ∑ [ (Ni x Wi x Di x Ri x Эp ) – B – C, (7.9)

 

где Di — степень загрузки производственных площадей;

Riстепень обеспечения ресурсами;

Эрэластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;

В— внутреннее производственное потребление;

Счасть продукции, которую по оценкам могут производить конкуренты.

Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется таким образом:

1 балансовым методом;

2 расчетом относительных величин координации и структуры;

3 индексным методом;-

4 расчетом коэффициентов эластичности и 3-коэффициентов;

5 построением корреляционных моделей.

Колеблемость и цикличность рынка. Методы их изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье).

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения — это их реагирование на изменение социально-экономических условий рынка.

Показатель относительной эластичности спроса имеет вид:

 

Э = (dy/dx) * (x/y), (7.10)

 

где хбазовое значение факторного признака;

убазовый показатель спроса;

dy, dх — частные производные.

 

Каждый уровень ряда динамики можно представить как совокупность четырех компонент: постоянной, циклической, сезонной и случайной. Динамика трех первых компонент поддается моделированию. Они обуславливают тенденции ряда динамики. Тенденцией или трендом является закономерное направление изменения явления или процесса во времени.

Постоянная, циклическая и сезонная компонента могут быть связаны между собой различными соотношениями В соответствии с этим различают аддитивные и мультипликативные модели.

Случайная компонента отражает влияние стохастических (возмущающих) процессов и явлений. Она лишь затушевывает основные тенденции и подлежит выделению с помощью специальных методов обработки исходных уровней ряда динамики.

8.2 Индексный метод анализа влияния факторов

 

Индексный метод -это метод изучения величины сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию во времени и пространстве в текущем и базисном периоде.

Если целью анализа является определение объема товарооборота при продаже в предстоящем периоде такого же количества товаров, что и в базисном периоде, но по новым ценам, то применяется агрегатный индекс цен Э. Ласпейреса.

Если при определении индекса цен исходная информация содержит лишь данные о количестве товаров в базисном и текущем периодах, то средняя их величина определяется методом средней невзвешенной

Между индексами определенных величин сохраняются такие же соотношения, как и между исходными величинами. Например, если

с = a * b, то I c = I a* I b. Если с = a / b, то I c = I a / I b.

Взаимосвязанные индексы применяются для изучения влияния структурных сдвигов на изменение социально-экономических явлений. На изменение средней величины оказывает влияние как изменение значений осредняемого признака хi, так и изменение структуры статистической совокупности, обусловленное изменением численности отдельных вариантов изучаемой совокупности fi. Влияние изменения каждого фактора в отдельности, то есть осредняемого признака хi и структуры совокупности fi, может быть изучено с помощью индексного анализа I хi fi = I хi * I fi .

Статистический анализ эффективности функционирования предприятий и организаций разных форм собственности, качества продуктов и услуг

 

8.1 Понятие о промышленном предприятии и его структуре

8.2 Виды промышленной продукции и их статистический учет

8.3 Производительность труда как показатель эффективности функционирования предприятий

8.4 Эффективность использования основного капитала предприятия

8.5 Показатели оборачиваемости оборотного капитала предприятия

8.6 Издержки фирмы. Их виды и статистический анализ.

8.7 Прибыль предприятия

8.8 Рентабельность продукции и капитала

8.9 Статистический анализ качества продуктов и услуг

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...