Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика финансовых результатов и финансового состояния

 

Обобщенной оценкой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов являются достигнутые ими финансовые результаты и финансовое положение. Все субъекты микроэкономики представляют органам статистики сведения о финансовом состоянии организации (форма № П-3). Эти сведения отражают объем прибыли (убытка) до налогообложения. Прибыль (убыток) до налогообложения определяется как сумма финансового результата от продажи товаров, работ, услуг, основных средств и иного имущества, а также прочих операционных и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) до налогообложения приводится в отчете организации (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Предприятии рыночной среды функционируют в условиях неопределенности, обусловленной нестабильностью внешней среды. Поэтому результаты деятельности хозяйствующих субъектов зависят от различных внешних и внутренних, политических, экономических, социально-демографических и других факторов.

Современные организации придают большое значеиие деятельности, связанной с изучением и оценкой рисков, и выработкой предложений по устранению рисков либо понижению их до такого уровня, при котором они не представляют опасности для финансовой устойчивости предприятия.

В зарубежных странах с рыночной экономикой сформировалось новое направление науки управление финансовыми рисками (financial risk management, риск-менеджмент). В России риск-менеджмент стал развиваться только в конце прошлого века. Риск-менеджмент базируется на математических и статистических методах. При этом достаточно сложно провести грань между наукой и практической деятельностью по изучению рисков и выработкой мероприятий по устранению и контролю рисков.

Риск— это вероятность успеха или поражения. При этом успех в коммерческой деятельности - это получение прибыли, а поражение — это убытки.

Различают деловой (операционный) и финансовый риски. Деловой или операционный рискобусловлен колебаниями чистого дохода и движения денежных средств. Причинами этого риска являются неопределенность товарных или сырьевых рынков, хозяйственная или коммерческая деятельность предприятия. Финансовый рисквозникает из-за того, что предприятие не сможет погасить задолженность по кредитам, которые были взяты для обеспечения его высоких финансовых результатов: нарушение финансовых обязательств из-за отсутствия надлежащего контроля; ошибки налоговых начислений; неточное или несвоевременное отображение изменений, дополнений, договоренностей в финансовых документах.

Финансовые риски разделяются на рыночные и кредитные риски. Кредитный рисксвязан с вероятностью определенного должника выплатить долг. Рыночные рискисвязаны не с положением индивидуального должника или группы должников, а с состоянием экономики в целом или отдельных ее элементов. Примером может служить валютный курс, процентная ставка. Любое движение на финансовых рынках может быть благоприятным или неблагоприятным для предприятия. Например, падение курса национальной валюты может быть выгодным или разорительным для определенной организации в зависимости от того, является ли она нетто-экспортером или нетто-импортером. Рост процентных ставок может привести к серьезным убыткам для инвестиционного фонда, в портфеле которого процентные бумаги.

Существуют следующие виды рыночных рисков:

валютный, который обусловлен колебаниями курсов валют;

процентный, связанный с колебанием рыночных процентных ставок,

риск рынка акции, который обусловлен колебаниями рынка акций в целом.

Сумма делового и финансового рисков образует совокупныйриск.

Риск зависит от структуры активов предприятия, направлений его деятельности.

Для преодоления возможных отрицательных последствий рисков в финансово-коммерческой деятельности предприятия прибегают к услугам страховых компаний.

Страхование является одним из способов защиты рисков в 6aнковской деятельности. С помощью страхования предотвращаются экономические и политические риски. Экономические риски зависят от деятельности конкретных заемщиков, а политические — от деятельности государства. Так, государственные страховые агентства могут страховать экспортные кредиты от политических рисков.

Уменьшение или устранение рисков в деятельности коммерческих банков достигается с помощью страхования кредитов.

Коммерческие кредиты могут быть предоставлены поставщиком покупателю. Это также могут быть банковские ссуды поставщику ими покупателю, обязательства и поручительства по кредиту, долгосрочные инвестиции. Все перечисленное является объектом страхования.

Страховой риск — вероятность наступления страхового события (необходимость возмещения материального ущерба при хищении имущества и т.п.).

Риски необходимо учитывать при управлении оборотными активами. Одним из способов защиты oт появления безнадежных долгов и потерь является страхование кредита. Страховая компания может назначить максимальную цену покрытия для счетов с определенным кредитным рейтингом.

Риски возникают при paзработке пилотных проектов,освоении новых видовпродукции и т.д.Многиериски возникают из-за несовершенства систем управления, искажения информации, отсутствия финансового планирования, финансового контроля, неполного финансирования. Задача статистического исследования состоит в оценке рода рисков, которым подвержена организация.

Глава 6. Статистика налогов и налоговой системы

6.3. Система показателей статистики налогов

Второй уровень — региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей и округов).

Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Второй уровень представлен налогами регионов не в географическом значении этого термина, а в административно-территориальном — края, области, автономных округа и области. Эти налоги, устанавливаемые и регулируемые законодательными органами, формируют доходную часть бюджетов субъектов Федерации. К ним относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог; налог на игорный бизнес.

В консолидированном бюджете Российской Федерации на долю региональных налогов приходится 8% всех поступлений. Самым значимым из перечисленных налогов для формированиярегиональных бюджетов является налог на имущество юридических лиц, на долю которого приходится 10% всех доходом. (больший удельный вес в структуре доходов указанных бюджетом снимают федеральные налоги: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами). И основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

Третий уровень — местные налоги, т. е. налоги городов, районов, поселков и т. д. Они устанавливаются муниципальными органами власти. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Эти налоги занимают 2% в консолидированном бюджете страны.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой к доходной част соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов.

Существуют специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. На их долю приходится чуть более 1% поступлений налогов

и сборов.

Показатель неналоговых поступлений включает совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К неналоговым походам, контролируемым налоговыми органами, относятся: плата за представление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков; доходы от реализации соглашений о разделе продукции; платежи при пользовании недрами; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.).

Весь перечень налогов и сборов содержится в приведенной в приложении бюджетной классификации, ежегодно уточняемой Министерством финансов РФ с учетом изменений налогового законодательства и утверждаемой соответствующим приказовопирается на категории, отражающие природу различных процессов, происходящих в налоговой сфере.

К ним относятся:

• начисление налогов и сборов;

• поступление налогов и сборов;

• задолженность по налогам и сборам, включая недоимку (просроченные платежи), отсроченные и приостановленные к взысканию платежи;

• налогоплательщики (юридические и физические лица);

• выездные и камеральные проверки юридических и физических

лиц;

• доначисление платежей по результатам камеральных и выездных

проверок;

• взысканные суммы доначисленных платежей.

Система показателей существующей налоговой отчетности позволяет проводить комплексный анализ поступлений налогов и сборов, определять объемы роста или снижения налоговых платежей за рассматриваемый период, распределение их по уровням бюджетной системы, структуру поступлений по группам и видам налогов, по отраслям, рассчитывать уровень собираемости отдельных налогов, оценивать потери

Глава 6. Статистика налогов и налоговой системы

6.3. Система показателей статистики налогов

бюджета, связанные с недопоступлением налогов по причине предоставления льгот, наличие недоимки, отсроченных платежей и т. д.

В налоговой статистике особенно важно при построении динамических рядов обеспечить сопоставимость уровней показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов бюджета, со временем претерпевает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней ряда может быть достигнута путем перегруппировки доходов за предшествующие периоды согласно действующей на данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, включенных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики в последнее время являются также изменения масштабом цен, сопряженные с инфляцией. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Важнейшими аналитическими показателями, характеризующими поступление налогов и сборов, являются относительные показатели доходов бюджета, позволяющие определить долю каждого налога в общем объеме поступлений и сделать выводы о самых значимых налогах в формировании доходной части бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условии их полной сопоставимости) даетвозможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов бюджета и определить круг факторов, вызвавших их изменения.

Применение относительных показателей структуры налоговых поступлений обеспечивает сопоставимость и динамике абсолютных показателей, исчисленных в рамках одной классификации (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Структура поступлений налогов и сборов консолидированного бюджета в 2002 и 2003 гг., % к общей сумме доходов

Показатель 2002 г. 2003 г.
Поступило налогов и сборов — всего
В том числе:    
налог на прибыль 19,9 19,7
налог на добавочную стоимость 22,8 23,2
акцизы 11,1 13,0
платежи за пользование природными ресурсами 14,4 14,9
из них:    
налог на добычу полезных ископаемых 12,4
налог на доходы физических лиц 15,3 17,0
другие налоги и сборы 16,5 12,1

Сравнение структуры доходов бюджета в 2002-2003 гг. показывает, что основным налогом, формирующим доходы бюджета, является налог на добавленную стоимость, на который приходится 22,8 и 23,2% общей суммы доходов соответственно.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилась доля акцизов (по сводной группе — на 1,9 процентных пункта), налога на доходы с физических лиц (на 1,7), платежей за пользование природными ресурсами (на 0,5) и НДС (на 0,5). По налогу на прибыль отмечается незначительное снижение удельного веса — на 0,2 процентных пункта.

Важной задачей налоговой статистики являются изучение и анализ закономерностей формирования доходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Анализ только налоговой отчетности не дает полной и развернутой картины состояния налоговых поступлений в бюджетную систему. Налоговая система не изолированная, самостоятельно существующая и развивающаяся система, а составное звено финансовой системы страны. Все финансовые процессы, происходящие в экономической и социальной сферах, в той или иной мере воздействуют на налоговую систему. Практически все показатели социально-экономического развития страны оказывают влияние на поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет. Использование данных государственной статистики по таким показателям, как объем ВВП, объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, уровень инфляции (индекс потребительских цен), объем сельскохозяйственной продукции, розничный товарооборот, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, темпы их роста, позволяет выявить многие факторы, влияющие на поступление налогов и сборов, и оценить степень их влияния.

Анализ поступления налогов и сборов и бюджетную систему Российской Федерации, как правило, начинается с описания экономических процессов, происходящих в стране и peгионах, и базируется на данных как федеральных, так и территориальных органов государственной статистики.

В этой части анализа должны быть освещены следующие вопросы:

• изменение объемов ВВП, продукции и ycлуг базовых отраслей экономики, объемов инвестиций в основной капитал;

• динамика розничного и внешнеторгового оборота, в том числе экспорта и импорта, виды экспортируемой (импортируемой)

продукции;

• финансовые результаты деятельности предприятий (прибыль, убытки, число прибыльных/убыточных предприятий, их доля, динамика этих показателей).

Глава 6. Статистика налогов и налоговой системы

6.4. Методы статистического анализа показателей статистики налогов

Воздействие указанных выше макроэкономических показателей на динамику поступлений налогов и сборов очевидно. Рост объемных показателей производства ведет к росту налоговой базы и соответственно к росту начислений и поступлений налогов и сборов. Уменьшение сальдированной прибыли и рост числа убыточных предприятий ведут к прямым налоговым потерям. Изменение мировых цен на нефть и газ также оказывает прямое влияние на объемы налоговых поступлений: повышение цен ведет к росту поступлений, а снижение -к их потерям.

Поскольку уровень налоговых поступлений напрямую зависит от формирующих его поступлений различных видов налогов, то можно говорить, что он, помимо перечисленных выше макроэкономических факторов, зависит также от величины налоговой базы и налоговых ставок по конкретным налогам.

В рамках анализа факторов, оказывающих влияние на величину налоговой базы, необходима оценка (расчет) следующих показателей, а также их изменения (абсолютного и относительного) в номинальном и, если возможно, реальном выражении:

• количество налогоплательщиков (по данным государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей);

• объем валового внутреннего продукта;

• объем произведенной продукции, выполненных работ (оказанных услуг);

• выручка от реализации продукции (работ, услуг);

• объем экспорта налогоплательщиками;

• индекс потребительских цен;

• объем дебиторской задолженности налогоплательщикам;

• объем кредиторской задолженности налогоплательщиков;

• объем прибыли/убытков предприятий (несальдированный);

• доля прибыльных предприятий в общем количестве предприятий;

• фонд заработной платы;

• денежные доходы населения.

Абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменения объема налоговой базы и изменения налоговой ставки) может быть рассчитано по формуле:

АНП = НП| - Н П0=АН ПНс + АНПнб,

где АНП — абсолютное изменение объема налоговых поступлений в отчетном периоде по сравнению с базисным;

Н П | и Н П0 — объем налоговых поступлений в базисном и отчетном периодах;

АН Пне и АНПнб — абсолютное изменение объема налоговых поступлений в отчетном периоде по сравнению в базисным за счет изменения налоговой ставки и объема налоговой базы.

Абсолютное изменение объема налоговых поступлений за счет изменения величины налоговой ставки рассчитывается по формуле:

АНПнс =(НС, - НС0) х НБ,,

где НС01 — величина налоговой ставки в базисном и отчетном периодах.

Абсолютное изменение объема налоговых поступлений за счет изменения величины объема налоговой базы:

АНПнб =(НБ, - НБ0) х НС0 ,

где НБ, „ — объем налоговой базы в базисном и отчетном периодах. Доля дополнительных поступлений в бюджет определяется по форму-

лам:

а) за счет изменения налоговой ставки:

ДНП.н:

АНП

х 100%;

б) за счет изменения объема налоговой базы:

<*АНПН6= АдНнП^Х100%.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...