Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математическая модель закрытой транспортной задачиРассмотрим закрытую транспортную задачу. 1. Неизвестными транспортной задачи являются - объемы перевозок от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. Эти переменные так же можно записать в виде матрицы перевозок: Таблица 13
2.Так как произведение определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны . Т.е. целевая функция будет иметь вид: 3. Система ограничений транспортной задачи состоит из двух групп уравнений. Первая группа состоит из m уравнений и описывает тот факт, что запасы всех поставщиков вывозятся полностью, т.е.: ; . (7) Вторая группа состоит из nуравнений и выражает требование полностью удовлетворить запросы всех n потребителей: , т.е. ; . (8) Кроме того, переменные должны быть неотрицательны: ; ; . 4. Оптимальным решением транспортной задачи является матрица размерности : , удовлетворяющая системе ограничений и обеспечивающая минимум целевой функции.
Особенности экономико-математической модели ТЗ 1. Система ограничений представляет собой систему уравнений (т.е. ТЗ задана в канонической форме); 2. Коэффициенты при переменных системы ограничений равны единице или нулю; 3. Каждая переменная входит только в два уравнения системы ограничений. Число переменных в ТЗ с пунктами отправления и пунктами назначения равно , а число уравнений в системах (7) и (8) равно . Так как мы предполагаем, что выполняется условие (6), то число линейно независимых уравнений равно . Следовательно, опорный план транспортной задачи, может иметь не более отличных от нуля неизвестных. Если в опорном плане число отличных от нуля неизвестных равно , то план является невырожденным, а если меньше – то вырожденным. Открытая транспортная задача (транспортная задача с нарушенным балансом) В открытой ТЗ сумма запасов не совпадает с суммой потребностей, поэтому для решения открытой ТЗ ее сводят к закрытой ТЗ. 1. Если , т.е. суммарный запас груза поставщиков больше суммарного спроса потребителей, то в задачу вводится фиктивный (n+1)-й потребитель с потребностью равной разности объемов запаса и потребления и стоимостью перевозок , . 2. Если , т.е. объем потребления превышает объем запасов, то вводится фиктивный (m+1)-й поставщик с запасом и стоимостью перевозок , . После добавления фиктивного потребителя или фиктивного поставщика ТЗ становится закрытой, а следовательно, и разрешимой. Замечание. Запись математических моделей открытой и закрытой транспортной задачи в табличных редакторах Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc осуществляется с помощью встроенных функций СУММ() (SUM()) и СУММПРОИЗВ() (SUMPRODUCT()). Мы рассмотрим это далее на примерах задачи 6 и задачи 8 (Л.Р. №5). Транспортная задача как задача линейного программирования может быть решена симплекс методом, однако наличие большого числа переменных и ограничений делает вычисления громоздкими. Поэтому для решения данного класса задач разработан специальный метод, имеющий те же этапы, что и симплексный метод, а именно: 1. Нахождение исходного опорного решения; 2. Проверка полученного решения на оптимальность; 3. Переход от одного опорного решения к другому до достижения оптимального значения (минимума) целевой функции. При решении ТЗ ее условие и исходное опорное решение записывается в распределительную таблицу. Клетки, в которых записан объем перевозки от i-го поставщика к j-му потребителю называются занятыми, им соответствуют базисные переменные опорного решения. Остальные, незанятые клетки называются пустыми и им соответствуют свободные переменные. В верхнем правом углу каждой клетки записывается тариф перевозки груза от данного i-го поставщика к j-му потребителю. При распределении грузов может оказаться, что количество занятых клеток меньше, чем (в случае вырожденной транспортной задачи). В этом случае недостающее их число заполняется клетками с нулевыми поставками, такие клетки называют условно занятыми. Нулевую поставку помещают в свободную клетку с наименьшим тарифом, причем чтобы в каждой строке и столбце было не менее одной занятой клетки. Для определения исходного опорного плана ТЗ существует несколько методов. Рассмотрим два из них: метод «северо-западного угла» и метод минимального элемента (метод наименьшей стоимости). Метод «северо-западного угла» Заполнение клеток таблицы исходных данных начинается с левой верхней клетки для неизвестного («северо-западный угол») и заканчивается клеткой для неизвестного , т.е. идет как бы по диагонали таблицы (начиная с верхнего угла, двигаясь далее по строке вправо или по столбцам вниз). При нахождении опорного плана транспортной задачи методом «северо-западного угла» на каждом шаге рассматривают первый из оставшихся пунктов отправления и первый из оставшихся пунктов назначения. Переменной дается максимально возможное значение, т.е. в клетку (1;1) записываем максимально возможную поставку - . Если , то , первый потребитель будет удовлетворен и столбец закрыт. Двигаясь далее по строке в соседнюю клетку (1,2), . Если , то клетка закрывается и т. д. Если же , то ресурсы первого поставщика исчерпаны и строка закрыта. Далее осуществляется переход на новый столбец и т.д. Задача 6. На складах , , имеются запасы продукции в количествах 90, 400, 110 т соответственно. Потребители , , должны получить эту продукцию в количествах 140, 300, 160 т соответственно. Построить первоначальный допустимый опорный план закрепления потребителей за поставщиками. Найти оптимальный план закрепления потребителей за поставщиками, при котором сумма затрат на перевозки была бы минимальной. Расходы по перевозке 1 т продукции заданы матрицей С в у.е. Решение.Запишем исходные данные задачи в виде таблицы 14 Таблица 14
Математическая модель задачи Матрица перевозок: Система ограничений: ; ; Целевая функция:
и данная ТЗ является закрытой, необходимое и достаточное условие разрешимости задачи выполнено. Запись математической модели данной транспортной задачи в табличном редакторе Microsoft Excel имеет вид (рисунок 13).
Р и с. 13.
1. Найдем исходное опорное решение методом «северо-западного угла»: Таблица 15
В результате получен исходный опорный план, который является допустимым, так как все грузы (запасы поставщиков) вывезены, спрос потребителей удовлетворен, т.е. план соответствует системе ограничений ТЗ. Число занятых клеток в таблице равно 5, , т.е. условие невырожденности выполнено. Получим исходное опорное решение: Стоимость перевозки (значение целевой функции) при исходном опорном решении составляет: Метод минимального тарифа (элемента) (метод наименьших затрат) Согласно этому методу, грузы распределяются в первую очередь в те клетки, в которых находится минимальный тариф перевозок . Далее поставки распределяются в незанятые клетки с наименьшими тарифами с учетом оставшихся запасов у поставщиков и удовлетворения спроса потребителей. Процесс распределения продолжают до тех пор, пока все грузы от поставщиков не будут вывезены, а спрос всех потребителей не будет удовлетворен. Найдем исходное опорное решение для задачи 6 методом минимального элемента: Возможны два варианта (1) таблица 16, 2) таблица 17). Таблица 16
- опорный план Таблица 17
- опорный план Задание 1. Для задачи 7 построить первоначальный допустимый опорный план с помощью метода «северо-западного угла» и метода минимального элемента. Задача 7.Транспортная компания занимается перевозкой зерна специальными зерновозами от трех элеваторов к четырем мельницам. Возможности отгрузки зерна элеваторами (в зерновозах) составляет 15, 25, 10 соответственно, а потребности мельниц (так же в зерновозах) составляет 5, 15, 15, 15. Матрица стоимостей перевозок зерна одним зерновозом от i-го элеватора к j-ой мельнице имеет вид: . 2. Записать математическую модель задачи 7 на листе Excel.
Контрольные вопросы 1. Какая цель ставится при решении транспортной задачи? К чему стремится целевая функция транспортной задачи? 2. Что означают коэффициенты у неизвестных в целевой функции транспортной задачи? 3. Какая транспортная задача называется закрытой? 4. Какая транспортная задача называется открытой? 5. Как называется таблица, с помощью которой находится решение транспортной задачи? 6. Как найти опорный план транспортной задачи методом "северо-западного угла"? 7. Как найти опорный план транспортной задачи методом минимального элемента? Лабораторная работа №5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |