Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров

 

Показатели     Характеристика спроса  
Производство Продажа Запасы
Рост   Без из­мене­ния Сниже­ние Рост Без из­мене­ния Сниже­ние   Рост   Без из­мене­ния Сниже­ние  
+   +   +       +   +   +           Ограниченный спрос
+   +       +   +       +   +       Стабильный спрос
+           +               +   +   Повышенный спрос
    +   +       +   +       +   +   Товар дефицитен

 

В конъюнктурном обзоре отражаются итоги анализа указан­ных показателей в виде перечня товаров, пользующихся и не пользующихся повышенным спросом.

Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка

В этом разделе освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящие один-два квартала, а так­же в прогнозируемом периоде:

— каких товаров будет недостаточно на рынке и какие мо­гут оказаться в избытке;

— какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах;

— какие затруднения могут возникнуть с выполнением до­говорных обязательств под воздействием складывающейся конъюнктуры.

Прогноз соотношения товарного предложения и потребно­стей рынка в товарах на предстоящие два квартала основан на балансовой увязке ожидаемого производства (поставки), про­гноза потребности в товарах и необходимого уровня товарных запасов.

Раздел 3. Предложения и рекомендации

Этот раздел отражает результаты проведенного анализа и содержит следующие сведения.

1. Перечень мер, которые необходимо принять для норма­лизации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, рекла­ма, техническое обслуживание и т.д.).

2. Перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить.

3. Перечень товаров, выпуск которых следует увеличить.

4. Перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства. Конъюнктурные исследования проводятся в рамках марке­тинговой деятельности предприятия. Для их регулярного осу­ществления необходимо иметь соответствующих квалифициро­ванных специалистов. К исследованиям могут привлекаться также специализированные исследовательские организации.

 

Маркетинговая деятельность

Международный маркетинг — это маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится предприятие. Принципи­альных различий между маркетингом «внутренним» (на нацио­нальном рынке) и международным, в том числе экспортным, не существует. В том и в другом случае используются одни и те же принципы маркетинговой деятельности. Однако из-за спе­цифики внешней международной среды определенные разли­чия имеются. Нельзя не учитывать специфику внешних страновых рынков, особенности экономической, политико-правовой, социальной и культурной среды той или иной страны. Необхо­димо иметь в виду также особенности международной торговли (таможенное регулирование, нетарифные препятствия, валют­ный контроль, специфику проведения и оформления коммер­ческих операций и др.). Кроме того, нужно принимать во вни­мание международные договоры, регулирующие экономическое общение между странами, международную торговую практику и обычаи. Поэтому фирме, прежде чем решиться на организацию сбыта за рубежом, необходимо многое узнать и хорошо разо­браться в особенностях международной маркетинговой среды.

Существует следующая последовательность основных реше­ний при проведении международного маркетинга: изучение его среды; решение о целесообразности выхода на внешний рынок; решение о том, на какие конкретно рынки выйти; решение о методах выхода на рынок; решение о структуре комплек­са маркетинга и решение о структуре его службы.

Если решение заниматься сбытом в той или иной стране принято, фирма должна выбрать наилучший способ организа­ции своей международной деятельности. Это может быть экс­порт, совместное предпринимательство и прямое владение (прямое инвестирование) либо сочетание этих методов. Каж­дый из них имеет свои преимущества и недостатки. Экспорт — наиболее простой способ деятельности на внешнем рынке, тре­бующий минимальных инвестиций за рубежом. Экспорт в наи­меньшей степени причастен к международному маркетингу. В совместном предприятии (СП) отечественная фирма соглашает­ся объединить некоторые элементы своей деятельности по производству и маркетингу с иностранными партнерами, для того чтобы соединить опыт и связи и разделить издержки. СП могут способствовать снижению издержек и получению раз­личных льгот со стороны иностранного государства, если про­дукция производится на его территории. СП осуществляются в форме лицензирования, производства или управления по кон­трактам либо совместного владения.

Прямое владение предусматривает полный контроль фирмы над международной деятельностью. Она занимается производством, маркетингом, иной деятельностью в зарубежных странах без участия иностранных партнеров.

Фирма, осуществляющая международный маркетинг, долж­на прежде всего определить степень стандартизации своих пла­нов. Как стандартные, так и нестандартные планы имеют свои достоинства и недостатки. В случае стандартизированного, или глобального, подхода фирма использует единый план марке­тинга для рынков всех стран, в которых она действует. Это обычно позволяет существенно снизить расходы на маркетинг и производство. В данном случае применяется централизован­ное управление. Эта система целесообразна в случае ограни­ченного числа страновых рынков и их сходства с националь­ным. При таком подходе, однако, недостаточно учитываются требования отдельных рынков. Нестандартизированный подход предполагает, что каждый страновой рынок имеет свои осо­бенности и поэтому требует отдельного плана маркетинга. Сис­тема для разнородных страновых рынков лучше работает при наличии у фирмы многих ассортиментных групп товаров. Та­кой подход, с одной стороны, может привести к увеличению расходов на дизайн, продвижение, рекламу, а также к децен­трализации управления. Но, с другой стороны, с его помощью возможны более высокие коммерческие результаты.

Международное планирование продукции и ее сбыта, как правило, базируется на следующих стратегиях: простого расши­рения, адаптации продукции, «обратного изобретения» и/или новых изобретений. При стратегии простого расширения фирма производит один и тот же товар для внутреннего и внешних рынков: товар продается за рубежом без внесения каких-либо изменений в его дизайн, упаковку, торговую марку (например, продукция американских компаний «Кока-кола» и «Пепсико»). В рамках стратегии адаптации продукция модифицируется с учетом особенностей внешних рынков и среды в целом. Эта стратегия чаще всего используется в международном марке­тинге. В случаях «обратного изобретения» фирмы ориентируют­ся на развивающиеся страны, производя более простую про­дукцию, чем реализуемая на национальном рынке (например, ручные кассовые аппараты, неэлектрические швейные маши­ны). С помощью новых изобретений фирма разрабатывает но­вые товары для внешних рынков. Такой подход более риско­ван, требует больших затрат средств и времени, но его исполь­зование может создать наиболее значительные потенциальные внешнерыночные возможности.

Формирование спроса. ФОС это оповещение потенциаль­ного покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются; доказательство качества удовлетворения этих потребностей (т.е. описание по­требительских свойств товара); снижение барьера недоверия к новому товару, в частности информация о гарантиях защиты интересов покупателя, если он будет не удовлетворен товаром. С помощью мероприятий ФОС (рекламы, выставочной и ярма­рочной деятельности и т.д.) в сознании потенциального поку­пателя формируется «образ товара», играющий главную роль в принятии решения о покупке. Поскольку покупка товара во многих случаях — результат коллегиального обсуждения, меро­приятия ФОС направлены не только на лиц, имеющих право принимать решения о покупке, но и на тех, кто влияет на при­нятие этого решения.

Основная задача мер по ФОС заключается во введении на рынок новых товаров, особенно товаров рыночной новизны, обеспечении начальных продаж и завоевании намеченной доли рынка. Чтобы достигнуть главной цели для товаров индивиду­ального пользования, обычно достаточно изменить внешнюю форму и другие характеристики изделия, включая упаковку, в соответствии с требованием моды и т.д. По отношению же к товарам производственного назначения для создания товаров рыночной новизны мало изменить внешность «косметически», требуется произвести серьезные улучшения потребительских свойств или резко уменьшить цену, чтобы сделать товар дос­тупным новым сегментам покупателей.

Формирование спроса и стимулирование сбыта. ФОССТИС (ФОС — формирование спроса, СТИС — стимулирование сбы­та) — вся совокупность мер в системе маркетинга, направлен­ных на формирование спроса и стимулирование сбыта в инте­ресах производителя (экспортера) при одновременном учете требований рынка (покупателей). Политика ФОССТИС вклю­чает товарную и престижную рекламу, отношения фирмы с общественностью и другие возможные средства воздействия на внешнюю среду. Кроме того, она предусматривает осуществле­ние определенных комплексов маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта. В деятель­ности ФОССТИС следует различать коммуникационный (ин­формирующий) и коммерческий эффекты. Благодаря коммуни­кационному воздействию средств ФОССТИС потенциальные и реальные покупатели воспринимают товар как обладающий вы­сокой потребительской ценностью.

Обычный коммерческий эффект хорошо поставленной рек­ламы следующий: осведомленность обычно проявляют 60—80% обследуемых, предпочитают данный товар другим всего лишь 20—25%, а намерение купить сразу же данный товар имеют не более 12-15%.

При подготовке кампании ФОССТИС прежде всего форми­рует ее цель, которая обычно не совпадает с коммерческими целями буквально. Мероприятия ФОССТИС могут быть наце­лены, например, на распространение информации о предпри­ятии, его истории, достижениях, клиентуре; преодоление пре­дубежденности по отношению к товару; распространение дан­ных о качестве сервиса фирмы; показ мер, принимаемых для обеспечения высокой экологичности изделий предприятия и т.д. Кампании ФОССТИС решают не только текущую ком­мерческую задачу, они строят основу для уважения и доверия к фирме-экспортеру.

При планировании расходов на ФОССТИС целесообразно распределять средства следующим образом: на рекламу (ФОС) в прессе — 30%, на печатную рекламу (проспекты, каталоги и т.д.) — 15, на выставки и ярмарки — 15, на прямую рекламу — 10; на сувениры, приемы и другие мероприятия СТИС — 7,5, на поездки агентов (дилеров) для знакомства с предприятием-экспортером — 7,5, на отношения с общественностью — 7,5 и на непредвиденные расходы — 7,5%. В зависимости от товара, рынка и других обстоятельств структура расходов может ме­няться.

Роль ФОССТИС в сбытовой деятельности. На многих фир­мах имеются самостоятельные подразделения маркетинга. ФОССТИС как комплекс мероприятий по повышению эффек­тивности функционирования каналов сбыта все чаще разраба­тывается и осуществляется многими фирмами в дополнение к традиционным составляющим сбытовой деятельности (реклама, упаковка, сервис и т.п.).

Что же конкретно понимается под ФОССТИС? Задача ФОС — разработать и распространить среди потенциальных покупателей информацию о товаре, а именно:

— что за товар имеется в наличии;

— какие потребности удовлетворяет использование данного товара;

— доказательства качества удовлетворения этих потребностей;

— информация о гарантиях защиты интересов покупателя. Эта информация доводится до покупателя с помощью рекламы, вы­ставок, ярмарок, других мероприятий, стимулирующих спрос.

Задача СТИС — поддерживать и повышать достигнутый уровень реализации товара. Для достижения этих целей разра­батываются и осуществляются следующие мероприятия:

— предоставление скидок за количество и регулярность за­купок (иногда в виде различных премий, подарков);

— резкое снижение цен (например, распродажи товаров ширпотреба в конце сезона или в связи с переходом на выпуск новых моделей);

— предоставление кредита, в том числе потребительского, на более льготных условиях;

— «паблик рилейшн» (взаимоотношения с общественностью).

Для преодоления барьера недоверия к товару, а главным образом к фирме-продуценту, предлагающей товар, ставится задача создать положительный имидж фирмы. Для этого: а) проводятся пресс-конференции о некоммерческих (положи­тельных) событиях в жизни фирм; б) используется различная реклама престижного характера, представляющая уже не товар, а фирму и ее предприятия; в) применяется спонсорство (субси­дирование, финансирование, организационная и финансовая поддержка, ручательство и т.д.). Например, финансируются: издание книг, научные исследования и экспедиции в гумани­тарных целях, разнообразные культурные акции, а также раз­личные некоммерческие статьи, телепередачи и т.п.

Разумеется, о всех мероприятиях «паблик рилейшн» через средства массовой информации оповещаются потенциальные потребители.

Действенность всех этих мероприятий и в целом эффектив­ность функционирования каналов сбыта во многом зависят от квалификации персонала, занимающегося сбытовыми опера­циями. Считается, что работники сбыта должны как минимум обладать следующими знаниями и информацией:

— о политике и тенденциях развития фирмы;

— о методах представления товара, включая рекламу и тех­нику заключения сделок;

— о требованиях, традициях и привычках покупателей при­менительно к продукции фирмы;

— о конкурентах — характеристика выпускаемых изделий, цены, политика и т.д.

Особенно тщательно подбираются управляющие по сбыту. Требования к ним, как и к руководителям других подразделений фирмы (или к кандидатам на выдвижение), могут быть сформулированы примерно так:

— наличие коммерческих и технических знаний и опыта;

— способность к долгосрочному планированию;

— умение планировать и организовывать повседневные за­дания, контролировать их выполнение и энергично доводить дело до конца;

— способность работать с людьми (руководить и координи­ровать) и повышать их деловую квалификацию.

Деятельность персонала, занимающегося сбытовыми опера­циями, систематически контролируется вице-президентом фир­мы или начальником отдела маркетинга. Много внимания уде­ляется анализу загрузки рабочего времени, поскольку считает­ся, что активность сбытовой деятельности зависит от того, как и на что расходуется время. Одна компания провела следую­щий эксперимент. Все управляющие сбытовых отделов в тече­ние месяца должны были вести хронометраж рабочего дня, от­мечая, что было сделано за каждые 15 минут. Затем эти данные были сопоставлены с объемом продаж за анализируемый месяц. На основе этих материалов для управляющих были организова­ны занятия, на которых детально был проработан вопрос опти­мального использования и распределения рабочего времени с точки зрения увеличения объема продаж.

При таких общих установках по подбору и организации ра­боты персонала по сбыту у каждой фирмы, конечно, имеются свои особенности в зависимости от номенклатуры сбываемых товаров. Если, например, фирмы, реализующие сырье, полу­фабрикаты или товары бытового назначения, обращают внима­ние главным образом на коммерческую подготовку работников сбыта, то от работника, занимающегося сбытом продукции ма­шиностроения, наряду с коммерческими знаниями требуется хорошая техническая подготовка. Такой работник должен рас­полагать исчерпывающими техническими сведениями о пред­лагаемой им продукции. В случае необходимости он должен быть в состоянии проконсультировать клиента по вопросам подбора технологического оборудования, оценки его эффек­тивности и другим техническим вопросам.

 

Глава 3. Ценообразование в международной торговле

 

Классификация цен

 

Мировой рынок представляет собой сложную систему, он включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг, и каждый из них имеет свою специфику. Эта специфика обусловила то многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен.

При наличии постоянных ценовых колебаний и множества скидок и надбавок, применяемых с учетом рыночной конъюнк­туры, трудно определить реальный уровень цен. Вместе с тем цены даже идентичных товаров могут меняться в зависимости от качества, сорта и т.п. Уровень цен зависит также от разме­ров сбытовых расходов: чем больше посредников при реализа­ции товаров, тем больше разного рода надбавок к цене.

При всем многообразии цен их принято классифицировать по определенным признакам, и прежде всего по признаку зави­симости от сферы товарного обращения, которую они обслу­живают. По этому признаку различают следующие виды цен:

— оптовые цены на промышленную продукцию;

— цены на продукцию строительства;

— закупочные цены;

— тарифы грузового и пассажирского транспорта;

— розничные цены;

— тарифы на платные услуги .населению;

— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности представля­ют собой цены реализации продукции предприятий-изготовителей в порядке оптового оборота. Они делятся на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Оптовые цены предприятия — это цены, по которым предприятия реали­зуют продукцию потребителям (предприятиям и организациям). Оптовые цены промышленности — это цены, по которым потре­бители оплачивают продукцию предприятиям-изготовителям или сбытовым организациям.

Закупочные цены это цены, по которым реализуется сель­скохозяйственная продукция. На их основе определяются сред­ние цены фактической реализации. Это договорные цены, уста­навливаемые по соглашению сторон, и от других видов цен (оптовых и розничных) они отличаются тем, что в их состав не включается налог на добавленную стоимость и акцизы.

Цены на строительную продукцию делятся на три вида:

— смежная стоимость — предельный размер затрат на строительство объекта;

— прейскурантная цена — усредненная цена, сметная стои­мость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой или полезной площади и т.п.);

— договорная цена, которая устанавливается по соглаше­нию сторон между заказчиками и подрядчиками.

Тарифы транспорта (грузового и пассажирского) — это пла­та за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспорт­ными организациями.

Розничные цены это цены, по которым товары реализуют­ся в розничной торговле предприятиям, организациям и насе­лению. Розничная цена содержит акциз, налог на добавленную стоимость и торговые надбавки (скидки).

Важное значение в практической деятельности имеют и другие способы классификации цен: по территориальному признаку — на единые, или поясные, и региональные (зональные); в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов; от степени государственного регулирования — на свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, регулируемые, складывающиеся на рынке, но испытывающие определенное влияние (прямое или косвенное) государственных органов, и фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров; в зависимости от степени новизны товара. Одним из способов проникновения на рынок с новым товаром является продажа его по сравнительно низкой цене для стимулирования спроса. Политика установления низких цен на новый товар позволяет также опережать существующих и потенциальных конкурентов.

Вместе с тем на рынке иногда возникает ситуация, когда часть покупателей готова заплатить за товар больше нормаль­ной рыночной цены. В расчете на этого покупателя проводится ценовая политика «снятия сливок», т.е. с начала изготовления и появления этого товара на рынке на него устанавливается бо­лее высокая цена и лишь после того, как сектор рынка этого товара окажется насыщенным, цена постепенно снижается. Та­кую политику проводят многие международные компании. На­пример, компания «Сони» начала продажу своего портативного транзисторного телевизора по высокой цене, в результате она смогла завоевать часть рынка с высоким уровнем дохода. Затем по мере падения спроса на этот товар компания постепенно снижала цену и в итоге стала продавать телевизор по низкой цене и перешла к массовому производству.

Престижная цена устанавливается на товар известной фир­мы и очень высокого качества, обладающий уникальными свойствами.

На товары с длительным жизненным циклом, которые реа­лизуются на рынке продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен:

— скользящая, или падающая, цена — формируется под влиянием спроса и предложения, а затем по мере насыщения рынка постепенно снижается;

— долговременная цена — характерна для товаров массо­вого спроса и остается неизменной в течение длительного пе­риода времени;

— гибкая цена — меняется под влиянием спроса и предло­жения в относительно короткие сроки;

— договорная цена — в соответствии с ней покупателям могут быть предложены какие-либо скидки с обычной цены.

Гибкие цены часто встречаются при продаже товаров про­мышленного назначения и оказании услуг. В частности, на ли­зинговом рынке машин и оборудования преобладают гибкие цены, и трудно встретить одинаковые сделки, заключенные по одной и той же цене.

Гибкие цены характерны также для рынка товаров длитель­ного пользования, на котором покупатели хорошо осведомлены о качестве товаров и умеют торговаться.

Кроме того, на некоторых рынках создается ситуация, когда у компаний нет другого выхода, как пойти на снижение цен до уровня, установленного конкурентами. Это характерно для рынка однородных товаров.

Перечисленные выше классификации цен служат основой для формирования мировых цен.

Мировые цены это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основ­ных мировых торговых центров, таких, как Чикагская торговая биржа, Лондонская биржа металлов и т.д.

Характерной чертой современного мирового рынка является большой разброс цен на одни и те же товары. Это обусловлено действием ряда факторов политического и экономического ха­рактера, политикой ценообразования крупных монополий, та­моженными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно от­личаться от мировых цен.

Различают несколько видов мировых цен:

— цены по торговым сделкам с платежом в свободно кон­вертируемой валюте;

— цены по торговым сделкам с платежами в неконверти­руемой валюте;

— цены по клиринговым соглашениям;

— цены по неторговым операциям;

— цены трансфертные (внутрифирменные).

Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпора­ций, включая их филиалы и подразделения, находящиеся в различных странах. Они используются при поставках полуфаб­рикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий и т.д. и в практике деятельности фирм, как правило, являются предме­том коммерческой тайны.

Импортные и экспортные цены различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребы­вание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом и т.д.

Существует несколько способов определения контрактных цен товаров:

• Твердая фиксация цен в контракте, т.е. цены не меняют­ся в период его исполнения. Этот метод особенно важен в пе­риод снижения мировых цен.

• В контракте фиксируется лишь принцип определения цены, а конкретная цена устанавливается затем в процессе ис­полнения сделки. Данный способ важен при наличии тенден­ции к повышению мировых цен.

• При заключении контракта цена твердо фиксируется, но может меняться, если рыночная цена превысит контрактную на величину, превышающую определенный процент.

• Скользящая цена, которая зависит от изменения отдель­ных издержек.

• Смешанная форма, при которой твердо фиксируется часть цены, а другая ее часть носит скользящий характер.

Эффективность валютной сделки в значительной степени зависит от валюты цены и валюты платежа.

Валюта цены представляет собой валюту, в которой уста­навливаются цены на товар. В отдельных случаях цена кон­тракта может быть определена в нескольких валютах или СДР и ЭКЮ.

Валюта платежа это валюта, в которой будет погашено обязательство импортера, причем в условиях нестабильности валютных курсов цены фиксируются в наиболее устойчивой валюте, а платеж — в валюте страны-импортера. При этом, ес­ли валюта цены и валюта платежа не совпадают, в контракте оговариваются курс пересчета и его условия.

В периоды сильной инфляции, быстро растущих затрат на сырье и издержек на заработную плату многие фирмы бывают вынуждены отойти от твердых цен и перейти на скользящие. Политика включения в контракты купли-продажи оговорки о скользящей цене проводится с целью защитить продавца от потерь (резкого уменьшения прибыли) из-за инфляции. Это особенно важно, если поставки по контракту предполагаются через большой промежуток времени.

Контракт содержит условие о котировке цены на базе теку­щих издержек (первоначальная котировка), кроме того, в нем определяются следующие условия:

— перечень частей, деталей или материалов, на которые ус­танавливаются скользящие цены;

— база или индекс для измерения издержек;

— верхняя граница роста цен (приемлемой величины) каж­дого элемента.

Скользящие цены дают возможность поставщику защитить прибыль, но они же защищают и покупателя от завышения оценок роста издержек поставщика, поскольку при расчете скользящих цен применяются публикуемые индексы.

 

Определение экспортных цен

 

При определении экспортных цен необходимым этапом яв­ляется получение информации о конкуренции, производстве и затратах, соотношении между выручкой от продажи товаров и прибылью и правительственной политике. После того как фир­ма (компания) определила цену на свою продукцию, она долж­на ввести ее в действие, т.е. сообщить ее оптовым торговцам с помощью прейскурантов и системы скидок.

При сборе и обработке информации компания должна изу­чить рынок, на котором продает товары, своих конкурентов и правительственную деятельность.

С точки зрения установления цен на товары весь рынок должен быть разделен на небольшие секторы — потенциальные рынки для каждого отдельного товара. При этом изучается не только рынок товара, но и рынок его заменителей, а также перспективы спроса на данную продукцию и ее заменители.

Перед тем как определить ценовую политику в отношении своих товаров, необходимо иметь четкое представление о структуре их рынка. Для этого необходима следующая инфор­мация*.

* Ценообразование и рынок. — М.: Прогресс, 1992. — С. 160.

 

Информация о рынке в целом

Каковы сегменты рынка, на которых продается товар?

Кто основные конкуренты?

Каков объем рынка?

Каковы перспективы роста продаж?

Каким образом взаимодействуют друг с другом отдельные сегменты рынка?

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...