Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок страховых и банковских услуг

 

Значительное место среди мировых услуг занимают купля-продажа страховых и банковских услуг.

Страховые услуги это комплекс услуг по страхованию са­мых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развити­ем рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено на­личием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот прежде всего подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности за­нимает транспортное страхование — морское, воздушное, су­хопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхо­вание транспорта и грузов — каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых ком­паний.

Развитие туризма привело к появлению такого международ­ного вида страхования, как личное страхование, без соответст­вующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхова­ние жизни, страхование от несчастного случая любого гражда­нина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предос­тавлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.

Значительное место занимает продажа полисов по страхо­ванию ответственности, в частности, страхование ответствен­ности заемщика за невозврат кредита. Развитие международ­ного кредитования привело к необходимости обеспечения дан­ных кредитов, и одной из его форм стало страхование ответст­венности. Как правило, такие страховые услуги осуществляются в форме государственного страхования экспортных кредитов, поскольку государственное страхование осуществляется по низким ценам (1% стоимости застрахованной части контракта), что дает возможность получать в коммерческих банках льгот­ные кредиты. Достаточно известной и развитой страховой ус­лугой выступает страхование ответственности автолюбителей, предоставляемой компаниями во всех странах, причем во многих из них эта услуга обязательна. Рынок страхования раз­нообразен и многолик.

В юридическом отношении любая международная страховая операция предполагает заключение договора страхования. Если участники такого договора находятся в разных странах, а также если объект страхования в момент заключения договора нахо­дился вне территории страны страхования, то подобная сделка считается международной.

К международным страховым операциям относят:

Прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой). Эти договора могут заключаться как непосредственно с головной компанией иностранного страховщика, так и через страховых посредников или брокеров. Как правило, такие операции осу­ществляются либо при отсутствии национального страхового рынка, либо по финансово-коммерческим соображениям (тарифы ниже, выше покрытие риска и т.д.), либо при юриди­ческом или фактическом принуждении, например, в соответст­вии с договором купли-продажи или в силу обычаев торговли.

Прямые договора страхования. Они заключаются агент­скими органами страховщика за границей. Агентские конторы или просто агенты могут быть зарегистрированы в любой стра­не и привлекать клиентов этих стран для страхования в зару­бежной страховой компании. Как правило, такие договоры ши­роко используются в странах с неразвитым страховым рынком и при отсутствии определенных видов страхования, которые и предлагаются иностранной фирмой.

Институциональные формы операций (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компани­ей за границей, т.е. дочерними компаниями).

Операции международного перестрахования. Различают пе­реданные договоры перестрахования (цессии) и принятые (акцептованные). Перестрахование может осуществляться раз­личными компаниями на основе заключенных между ними договоров факультативного или прямого перестрахования. Обычно при неразвитости национального рынка перестрахова­ния компании, осуществляющие страхование крупных рисков, передают в перестрахование (делят риск) риск крупным между­народным или иностранным компаниям, что позволяет им по­лучать высокую прибыль с минимальными потерями.

Экономическими агентами этого рынка выступают крупные страховые компании и их клиенты. Ослабление государствен­ного регулирования, открытие доступа на новые рынки активи­зировали появление новых страховых и перестраховочных ком­паний и ужесточили конкуренцию. Результатом стало укрупне­ние страховых компаний, расширение концентрации и центра­лизации их капитала в процессе слияний или поглощений. В настоящее время процесс слияний или поглощений происходит достаточно активно. Согласно данным, опубликованным в ок­тябре 1997 г., с 1995 г. общая стоимость сделок по слиянию и присоединению компаний на страховом рынке составила более 76 млрд долл. Этот процесс охватил не только страховые, но и перестраховочные компании, а также страховых брокеров и но­сит глобальный характер в отрасли. В секторе перестрахования наибольшее значение имеют две компании — Munich Re и Swiss Re. По результатам 1996 г., объем их премий составил со­ответственно 13,2 млн долл. и 11,6 млн долл. Назовем основ­ные причины слияний:

• перенасыщение рынка — большое количество участников рынка и жесткая конкуренция;

• потребность в развитии, которая может быть реализована путем получения «чужого» района рынка, при этом потенциал своего рынка исчерпан;

• необходимость эффективного использования капитала (страховые отрасли получают высокие доходы, которые могут послужить источником новых доходов);

• потребность в очень крупном капитале, позволяющем страховать крупные риски;

• стремление расширить географию своей деятельности как базу страхового портфеля и соответственно максимально уменьшить риски; необходимость снизить расходы на ведение деятельности, и прежде всего административной;

• расширение деятельности за счет ведения не только страховых, но и перестраховочных операций;

• желание повысить рейтинг.

Глобализация мирового страхового рынка разрушает грани­цы между национальными рынками.

В мировом масштабе наибольшее значение имеет страховой рынок США, контролирующий 1/2 всего страхового рынка. Он занимает ведущее место по объему страхования и на душу на­селения. В списке крупнейших страховых компаний американ­ские страховщики представлены большим количеством, и пре­жде всего по линии личного и имущественного страхования. Особую роль играет и английский страховой сектор, основным представителем которого выступает синдикат Ллойда, имею­щий своих членов во многих странах мира. Расширяется и страховой рынок Японии.

Рынок банковских услуг,как и страховой, сформировался достаточно давно, и его роль в экономике нельзя переоценить. Агентами рынка выступают крупные национальные и междуна­родные банки, представляющие услуги не только клиентам соб­ственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за ру­бежом путем открытия своих филиалов и отделений. Большое количество банков в силу своего международного характера превратилось в транснациональные банки, имеющие широкую зарубежную институциональную сеть, объем операций которых из года в год растет. Причем процесс концентрации и центра­лизации банковского капитала приводит, несмотря на определен­ные ограничения, к слиянию банков. Крупным банкам проще не только конкурировать, но и расширять сферу своего действия, увеличивать число видов и объемы проводимых операций.

Основными видами операций, проводимых банками на ме­ждународном уровне, являются депозитные и кредитные опе­рации. Депозитная база формируется транснациональными бан­ками как за счет вкладов своих филиалов и отделений за рубежом, так и иностранных вкладчиков, физических и юридических лиц. Транснациональные банки — наиболее крупные получате­ли заграничных правительственных депозитов.

Кредитные операции транснациональных банков столь же разнообразны, как и депозитные. Первое место среди клиентов занимают транснациональные корпорации и их филиалы, ино­странные банки и промышленные фирмы, правительства мно­гих стран и частные лица. В последние годы происходит посто­янный рост числа международных кредитов, что связано как с потребностями мировой экономики, неравномерностью разви­тия депозитной базы, так и с интернационализацией экономи­ки в целом. Не малую роль в этом играет и разнообразие форм и видов кредитов, предоставляемых транснациональными бан­ками, которые занимаются и кредитованием инвестиционных проектов, и пополнением основного и оборотного капитала, и кредитованием внутрикорпорационных расчетов между филиа­лами ТНК.

Особенно расширился такой вид предоставляемых услуг, как эмиссионно-посредническая деятельность, связанная с вы­пуском и размещением международных займов и ценных бумаг. Развивается и операционная деятельность международных бан­ков, что связано с компьютеризацией банковских операций и расширением сфер влияния. На базе ЭВМ банки занимаются эмиссией кредитных карточек. Модифицировались расчетные операции: если раньше они касались только внешней торговли, то теперь обслуживают и международные расчеты, и внутрен­ние. Это проявляется также и в валютных операциях. Нельзя не отметить и такую сферу международной деятельности бан­ков, как предоставление финансовых услуг, т.е. осуществление лизинговых, трастовых и факторинговых операций.

Рынок банковских услуг постоянно деформируется. Это ка­сается не только модификации услуг, но и агентов рынка. Ме­няются сферы влияния банков, роли отдельных из них на рын­ке. Так, произошло серьезное изменение в списке 20 крупней­ших банков. Если в 70-80-е гг. в нем господствовали американ­ские банки, то в настоящий момент преобладают японские, французские и английские. Американские банки потеряли свои позиции. В последние годы начинают создаваться и оффшор­ные зоны, и так называемые «зоны свободной банковской дея­тельности», которые возникли в 80-е гг. в США, а затем в Япо­нии. Основной характеристикой таких зон выступает более же­сткий режим регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, введено льготное налогообложение, отсутству­ют обязательные резервные отчисления. Механизм их функ­ционирования построен с намерением создать режим экстерри­ториальности, режим еврорынка. Льготный кредитный режим распространяется лишь на международные кредитные опера­ции участников зоны, а любая операция, ведущая к переливу капитала между ее участниками и внутренним денежным рын­ком США, где находится зона, автоматически подпадает под нормы внутреннего денежного контроля. Именно эти моменты позволяют назвать такие зоны видоизмененной моделью евро­рынка. Нужно, однако, отметить, что широкой практика рас­пространения таких зон не стала. Это в первую очередь связано с жестким регулированием. Тем не менее можно говорить о дальнейшем развитии и совершенствовании и агентов рынка банковских услуг, и самих услуг.

 

Регулирование рынка услуг

 

За последние десятилетия объем мирового рынка услуг воз­рос в шесть раз и составил 600 млрд долл. Доля услуг в миро­вом товарообороте достигла 19%. Если же суммировать доходы от инвестиций и заработную плату, то данный показатель воз­растет до 33%, при этом экспорт услуг возрос на 18,7%. Такой рост связан с наличием определенных факторов, и прежде всего с революционными технологическими изменениями, при­ведшими к появлению новых видов услуг и расширению спроса на уже имеющиеся; повышением темпов технологических программ в области телекоммуникаций и информации, что также привело к появлению новых видов услуг, например, к развитию рынка мобильных систем связи; увеличением спроса на те виды услуг, которые имели товарную форму (финан­совые услуги, страхование, банковские услуги).

Рост международной торговли услугами, превращение их в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70—80-е гг., когда регулирование экономики перешагну­ло национальные границы и охватило сферу не только между­народной торговли, но и сферу услуг. В эти годы государство жестко регулировало международный рынок услуг. Проводя политику протекционизма, защищая молодой сектор услуг, оно ввело определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, контроль за ценами, стандарты и полу­чение лицензий. ОЭСР приняла общие и специальные ограни­чения; правила «истеблишмента», определяющие порядок со­здания и функционирования иностранной фирмы на террито­рии государства, и законы, регулирующие данный порядок; режим заключаемых сделок, обязательств по использованию местных ресурсов, правила дифференцированного отношения к отечественным и иностранным фирмам.

Такое регулирование рассматривалось как приоритетное на­правление национальной политики, были введены ограничения движения рабочей силы и капитала в целях борьбы с инфляци­ей, запрещено использование информации, обработанной за рубежом. Кроме того, были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, установлены правила, запрещающие предоставление услуг иностранными фирмами, например, они не могли проводить прямое личное страхование граждан; был регламентирован порядок использования ино­странной фирмой рабочей силы и услуг отечественных фирм. Целью данной политики была прежде всего защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информа­ции о мировом рынке услуг, что ограничивало возможности потребительского выбора. Политика регулирования рынка услуг являлась частью государственной ценовой и антиинфляцион­ной политики.

Впоследствии регулирование отошло на второй план не только внутри стран, но и в международном масштабе, начался период либерализации торговли услугами.

Основная идея либерализации заключалась в возможности использования тех же правил, что и для внешней торговли то­варами: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя. Кроме того, эту идею диктовала необходимость установить специальные правила организации мирового рынка услуг — правила доступа на мировой рынок услуг, тип защитных мер, порядок защиты интеллектуальной собственности. Однако и в таком регулировании были свои проблемы — регулирование услуг связано с регулированием условий инвестиций, что ос­ложняло поставленные задачи.

В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:

• Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конку­рентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.

• Режима наибольшего благоприятствования, позволяю­щего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержке со стороны государст­ва субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.

• Специфического и дифференцированного отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, особенно техноло­гических, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказа­нии отдельным развивающимся странам с наименее развитой экономикой помощи в использовании технологии, приобрете­нии патентов и лицензий, развитии туристических услуг, кон­салтинга и инжиниринга.

Результатом переговоров «уругвайского раунда» было дос­тижение соглашения о либерализации торговли услугами. С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услуга­ми вошло в качестве неотъемлемой и составляющей части в пакет документов о создании ВТО. Важные договоренности были достигнуты между Российской Федерацией и ЕС (24 мая 1994 г.). После 1995 г. предусматривалось создание с ЕС сво­бодной приграничной зоны. Либерализация торговли услугами приведет к росту доходов всех стран, в частности, России — на 13 млрд долл., стран ЕС — на 7 млрд долл., США — на 2 млрд долл.

Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из кото­рых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу. Но в последние годы их роль снижается, что связано с необходимостью созда­ния эффективного международного механизма, который бы координировал ВТО.

Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирова­ние внугриинтеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглаше­ний по этим вопросам занимаются специальные межправитель­ственные организации (ИКАО*, ИМО**, ВТО***), а также между­народные торгово-экспортные организации широкого профиля (ВТО, ЮНКТАД****, ОЭСР). Международной торговлей услугами на данный момент заняты 40 организаций.

* ИКАО — Международная организация гражданской авиации.

** ИМО — Международная морская организация.

*** ВТО — Всемирная туристическая организация.

**** ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию.

 

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это про­явилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложе­ние передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

В 80 гг. государственное воздействие, искажающее «естест­венно» возникающие соответствия между спросом и предложе­нием, было ограничено (прежде всего это коснулось налоговых льгот). Тенденция снижения налогового бремени осталась, но произошло снижение ставок, а не предоставление льгот.

Государственная прямая поддержка стала больше концен­трироваться на предконкурсной стадии, когда проектируется базовая технология, после создания которой компании разраба­тывают свои фирменные модификации. Практически отошла в прошлое и такая модель государственной поддержки, при ко­торой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР, что направлено на сти­мулирование распространения нововведений (бесплатный дос­туп к знаниям).

Составной частью государственной инновационной полити­ки 80—90-х гг. стали и специальные программы распростране­ния технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать администра­тивные требования к созданию наукоемких компаний.

Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллек­туальной собственности, например, расширение правовой за­щиты, принятие законов об увеличении срока патентов, уде­шевление патентов, государственные субсидии экспорта.

Не последнее место в таком регулировании занимает транс­порт и международный туризм, где все действия государства направлены на либерализацию торговли.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...