Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы экономической интеграции СНГ

 

В условиях перехода к открытой экономике для Российской Федерации жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики своего эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия основывается на деполитизации международных экономиче­ских отношений и их развитии, на принципах, экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предпо­лагает реальную оценку складывающейся ситуации и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальне­го, так и ближнего зарубежья, и прежде всего со странами СНГ (см. рис. 9.1, 9.2, 9.3).

 

 

 

 

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Достигнут опреде­ленный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления со­трудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993, г.), Соглашение о создании платежного союза государств — участников СНГ (сентябрь 1994 г.). Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией от 6 января 1995 г., к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. — Киргизия. Кроме того, были созданы Межгосударственный банк СНГ и Межгосударственный валют­ный комитет (МВК). Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных условиях. Фактически только в 1995 г. сдвиг в этом направлении произошел в двусторонних отношениях России с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспече­нию взаимной конвертируемости национальных валют и стаби­лизации их курсов.

На прошедшей в мае 1996 г. в Москве встрече глав госу­дарств и правительств СНГ главным вопросом повестки дня был план интеграционного развития Содружества на 1996— 1997 гг. Важно отметить, что в правительственных сферах госу­дарств СНГ, и в первую очередь в России, начинается некото­рая эйфория по поводу проектов скорейшего восстановления разорванных экономических связей на территории бывшего СССР и создания интегрированной системы новых независимых республик. Последнее, бесспорно, остается как всеобщая цель. Однако, сколько потребуется времени для ее достижения, сегодня сказать трудно.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить перспектив­ные планы интеграционного развития Содружества в 1994 г. и 1996 г. Если первый составлялся на сроки 4—5 лет, то второй в этом смысле гораздо скромнее — его срок два года. Речь шла о серьезных корректировках, под которыми понималось, что большая часть намеченных мероприятий, особенно в сфере экономической интеграции, в последние годы просто не была выполнена.

Главное препятствие на пути экономического сближения в СНГ на данный момент — серьезное различие в этапах реформ в отдельных странах, что диктует расхождение, а иногда и про­тивоположность экономических интересов внутри СНГ. Имен­но это обстоятельство заставляет сегодня сосредоточиться пре­жде всего на гармонизации развития государств СНГ, создании общей правовой среды для решения экономических проблем.

Для реализации этих задач участникам московского саммита был представлен план интеграционного развития Содружества, который, в частности, предусматривал:

• принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ;

• выработку проектов законов о транснациональных кор­порациях, регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг, об акционерных обществах и ипотеке;

• создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий;

• мероприятия по совершенствованию и расширению Та­моженного союза;

• обработку условий вхождения в платежный союз и др.

Проблема платежного союза осложнена, как известно, на­личием долга республик бывшего Союза Москве в размере 9 млрд долл. Решение долговых вопросов продвигается пока медленно.

Свидетельством большего реализма нынешнего этапа ин­теграции в СНГ стал ее разноскоростной принцип, провозгла­шенный в Указе Президента РФ в сентябре 1995 г. Конкретно он был реализован при создании так называемого Союза четы­рех (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и Союза двух (Россия, Белоруссия).

Ожидается, что эти государства станут лидерами интеграции в СНГ, увлекая за собой остальных. Однако на сегодняшний день у фаворитов интеграционного сближения едва ли не меньше острых проблем, чем на уровне СНГ в целом. Наибо­лее заметная из них — Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Упразднение таможенного контроля внутри этого образова­ния пока не столько продвинуло эти государства к формирова­нию подлинно таможенного союза, сколько добавило новые проблемы. Например, Казахстан объявил в апреле 1996 г. о снижении импортных тарифов на широкую номенклатуру как раз тех товаров, которые облагает пошлиной Россия, защищая своих производителей. Таким образом, в Таможенном союзе образовалась брешь, которая вообще ставит его существование под вопрос. Аналогичные события имели место и в отношениях России с Белоруссией.

Потери от усилившейся контрабанды и утраты таможенного контроля в результате свели на нет торговые выгоды. По оцен­кам экспертов, в случае планируемого расширения Таможен­ного союза за счет Узбекистана, Киргизии и Таджикистана Россию, среди прочего, ожидает и резкое усиление потока нар­котиков и оружия через ее территорию.

Поэтому не случайно обсуждение вопросов хода интеграции носило острый и нелицеприятный характер на саммите в Ки­шиневе в ноябре 1997 г.

На втором Петербургском международном экономическом форуме в июне 1998 г. была вновь подчеркнута, наряду с анти­кризисной программой, актуальность экономической интегра­ции стран СНГ. Президент Белоруссии А. Лукашенко, оцени­вая нынешнее состояние экономического сотрудничества меж­ду странами Содружества, сказал, что СНГ представляет собой сегодня «аморфное образование». А председатель Совета Феде­рации и Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Е. Строев, напротив, заявил, что в начале следующего века пространство СНГ станет «четвертым мировым экономическим центром».

На данном этапе развития СНГ можно сказать, что в плане сближения, развития интеграционных процессов центростре­мительные силы отнюдь не перевешивают центробежные. Для будущего развития интеграционных процессов в СНГ необхо­димо в дальнейшем согласовать целый ряд важнейших проблем внешнеэкономического и внешнеполитического характера, чтобы отработать стратегию всестороннего взаимодействия.

 

Отношения между Россией и ЕС

 

В связях России с тремя центрами мировой экономики — США, Японией и Европейским союзом (ЕС) приоритет при­надлежит последнему. На страны ЕС приходится около 40% объема внешней торговли России. Вместе с тем в торговой сфере сохранились прежние тенденции, поскольку Россия по-прежнему выступает как поставщик сырья, и в первую очередь энергоносителей, а импортирует промышленные изделия и продукты питания.

В то же время взаимоотношения сторон приобрели новые качественные характеристики. Прежде всего они потеряли конфронтационно-идеологический характер, так как в про­шлом нередко экономическое сотрудничество сдерживалось идеологическими и политическими барьерами. Через механизм ЕС, применительно к экономическим связям Восток — Запад, реализовывались в первую очередь функции контроля (напри­мер, запрет на передачу социалистическим странам передовой технологии в соответствии с решениями КОКОМ).

До последнего времени экономические отношения России и других государств, образовавшихся в результате распада СССР, с ЕС строились на основе Соглашения между СССР и Европейским сообществом о торговле, заключенного в 1989 г. В июне 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Российской Фе­дерацией. После его ратификации Россией и всеми членами ЕС оно будет регулировать широкий спектр торговых и экономи­ческих взаимоотношений. Для обеспечения применения его торговых и других положений (тарифные меры, снятие количе­ственных ограничений и т.п.) в июле 1995 г. стороны подписа­ли Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с ее реализацией.

В 1996 г. был принят План действий Европейского союза для России, который предусматривал:

• вклад в проведение демократических реформ (поддержка межпарламентских контактов и сотрудничества между регионами и городами, согласование российского законодательства с нормами Совета Европы, участие в международном контроле за выборами);

• развитие торговых связей и содействие интеграции Рос­сии в мировую экономику — поддержка вступления во Все­мирную торговую организацию; помощь в обеспечении соот­ветствия товаров международным стандартам, в приведении законодательства в соответствие с условиями партнерства с ЕС; участие в ВТО для расширения торговли и капиталовложений, возможное создание зоны свободной торговли между Россией и ЕС; развитие регионального сотрудничества — содействие приграничным связям СНГ и других новых независимых госу­дарств со странами Восточной и Центральной Европы; укреп­ление сотрудничества в осуществлении комплекса мер по обес­печению безопасности ядерной энергетики; содействие в сфере защиты окружающей среды; помощь во внедрении современ­ных информационных технологий, в подготовке: кадров; созда­ние современной банковской системы, условий для привлече­ния иностранного и национального капитала; поддержка про­грамм сотрудничества в области исследований и разработок; оказание необходимой гуманитарной помощи;

• сотрудничество в области правосудия и внутренних дел — координация действий и помощь в борьбе с организованной преступностью, распространением наркотиков, коррупцией, незаконной иммиграцией;

• безопасность в Европе — помощь в конверсии военной промышленности и переподготовке демобилизованных военно­служащих, поддержка усилий по разоружению, меры по пресе­чению незаконного оборота ядерных материалов, развитие сис­темы ОБСЕ и совместная разработка модели европейской безопасности;

• в области внешней политики предусмотрено расширение политического диалога, организация консультаций по важней­шим международным проблемам, обмен опытом, подготовка кадров.

Важно отметить, что сразу после распада СССР ЕС предоста­вил широкомасштабную гуманитарную помощь России (экстрен­ная помощь для населения, займы на импорт продовольствия и медикаменты и др.).

Кроме того, помощь России осуществляется в рамках ряда программ, главная из которых — ТАСИС. Ее цель — развитие рыночной экономики и демократизации в новых независимых государствах (бывших советских республиках) посредством без­возмездного предоставления ноу-хау и консультационных ус­луг, обучения специалистов, оказания технической поддержки, реализации пилотных (показательных) проектов. ТАСИС слу­жит основным инструментом, через который ЕС координирует оказание международной помощи России и бывшим советским республикам. ТАСИС взаимодействует с ЕБРР, МВФ, МБРР и другими организациями, а также с иными странами-донорами за пределами ЕС (в частности, с США).

ТАСИС оказывает значительное содействие в получении Россией и другими государствами помощи по разным каналам, готовя технико-экономические обоснования, делая заключения о состоянии отраслей и сфер народного хозяйства и отдельных предприятий, необходимых размерах помощи и капиталовло­жений, а также выступая в качестве посредника в изыскании средств.

Общий объем ассигнований по программе ТАСИС с 1991 г. по 1997г. составил почти 2 млрд ЭКЮ. На Россию из этой суммы приходилось почти 700 млн ЭКЮ (около 900 млн долл.). Кроме того, Российская Федерация получала дополнительные средства, предназначенные для реализации общих проектов для нескольких стран, а также программ по повышению безопасности атомных электростанций в новых независимых государствах.

Отличительными чертами функционирования ТАСИС яв­ляются высокий профессиональный уровень, гибкость и демо­кратизм в принятии решений.

Помощь оказывается по следующим направлениям:

• реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора;

• реформа системы государственного управления, соци­альных услуг и образования;

• сельское хозяйство;

• энергетика, транспорт, связь;

• консультативное содействие в вопросах управления;

• ядерная безопасность и охрана окружающей среды и др.

По каждому из направлений определяются конкретные программы.

Управление значительным числом малых проектов в рамках программ осуществляется непосредственно на местах соответствующими подразделениями ТАСИС или совместными органами, а не Европейской комиссией в Брюсселе, что упрощает административные процедуры. Основная часть проектов охва­тывает всю. Россию, но вместе с тем ежегодно определяются важнейшие районы для решения стоящих перед ними приори­тетных задач. Крупные проекты требуют от соискателей уча­стия в тендере.

ЕС развивает сотрудничество с государственными органами Российской Федерации для обмена опытом по обидим и от­дельным проблемам оказания помощи, лучшей организации и повышения эффективности экономических реформ в России.

Так, проект сотрудничества с Министерством экономики РФ (2 млн ЭКЮ в бюджете ТАСИС на 1995 г.) предусматривал поддержку (консультационные услуги, курсы, семинары, техни­ческое обеспечение) работы по перестройке отдельных отрас­лей народного хозяйства и регионов как условие создания в России рыночной экономики.

Важнейшим направлением сотрудничества ЕС с Россией и другими бывшими советскими республиками является помощь в конверсии военной промышленности. Только в России нахо­дится 1,2 тыс. военных предприятий, на которых работают око­ло 6 млн человек, 700 научных институтов с 1,3 млн занятых в сфере военных исследований. В рамках программы ТАСИС была начата реализация нескольких конверсионных проектов совместно с Государственным комитетом по оборонной про­мышленности РФ и отдельными предприятиями. Поддержка Госкомоборонпрома нацелена на выработку долгосрочной стра­тегии и выявление наиболее эффективных форм конверсии и типов мирной продукции, которые сможет выпускать то или иное предприятие. Под эгидой ТАСИС выполняются совмест­ные конверсионные проекты (4,5 млн ЭКЮ) для Санкт-Петербурга, Самары, Харькова, Минска.

Особый интерес представляет сотрудничество с проектными и производственными предприятиями космического и авиаци­онного профиля, в частности, с КБ химии и автоматики (г. Воронеж) и Российским космическим агентством. Развива­ются российско-европейские связи по программе демонтации ракетных двигателей (РЕСОРД), в которой участвуют 14 компаний из 11 стран ЕС и целый ряд российских предпри­ятий. Вклад ТАСИС к 1996 г. составил 1,5 млн ЭКЮ.

Намечены также программы по совместному изучению по­тенциального рынка высоких технологий и НИОКР, подготовке руководящего звена для работы в условиях рынка, знакомст­ву российских специалистов с европейскими стандартами каче­ства и безопасности, стандартизации компьютерных систем для обмена информацией и др.

Особое внимание ЕС уделяет сотрудничеству с энергетиче­ским комплексом Российской Федерации — важным постав­щиком нефти и газа в Западную Европу. В программах ТАСИС поддержка энергетического сектора, обеспечивающего 12% ВВП и 50% валютных поступлений в бюджет России, рассмат­ривается как важное направление стимулирования экономиче­ских преобразований в Российской Федерации.

Программа институциональной поддержки Министерства топлива и энергетики РФ (2 млн ЭКЮ в бюджете к 1996 г.) на­правлена на совершенствование механизма государственного регулирования экономики. Она предполагает содействие в со­здании правовой базы по образцу Европейской энергетической хартии, в разработке четких систем статистической отчетности и оценке экономической эффективности, стимулировании внутренних капиталовложений. Важной смежной сферой со­трудничества с министерством и его подразделениями ЕС счи­тает защиту окружающей среды.

Сотрудничество ЕС и России в области транспорта и ком­муникаций призвано решить целый ряд проблем. Во-первых, транспортная инфраструктура и коммуникации должны быть модернизированы; во-вторых, для расширения связей Западной Европы с Россией последняя должна быть подключена к трансевропейским коммуникациям. Разработан Проект развития межгосударственной железнодорожной сети (1,5 млн ЭКЮ 1996г.).

Проект поддержки российской программы безопасности полетов гражданской авиации (к 1996 г. в бюджете ТАСИС 1 млн ЭКЮ) предполагает модернизацию системы безопасно­сти полетов, включая разработку законодательства, регламента и структуры органов управления и т.п. Первоочередная задача — достижение соответствия с нормами безопасности ИКАО*, сближение со стандартами безопасности ЕС и США.

* ИКАО — Международная организация гражданской авиации.

 

Широкую поддержку оказывает ЕС реформированию бан­ковской системы и становлению рынка ценных бумаг в России. Программой ТАСИС в структуре Отдела исследований и статистики Центрального банка РФ создано подразделение для фор­мирования эффективной базы данных (аналогичной, к приме­ру, французской). Кроме того, предусмотрена подготовка бан­ковских служащих на федеральном и региональном уровнях, предоставление компьютерной техники, программного и сете­вого обеспечения.

Программа ТАСИС (5 млн ЭКЮ в бюджете на 1996г., а также ссуды МБРР и ЕБРР) предусматривает систематическое оказание поддержки почти 10 российским банкам среднего размера, чтобы создать из них своего рода опору для всей бан­ковской системы страны. Предполагается установить их тесное сотрудничество с банками ЕС, внедрить в деятельность этих банков передовые международные банковские стандарты, что поможет им аккумулировать средства предприятий и частных лиц.

Несколько программ ТАСИС направлено на помощь в ор­ганизации работы специальных учебных заведений, готовящих кадры в финансовой сфере.

Ряд проектов ТАСИС затрагивает проблему становления в России рынка ценных бумаг. Разработаны три проекта совме­стно с Федеральной Комиссией РФ по ценным бумагам и фон­довому рынку. Они направлены на оказание помощи в разра­ботке соответствующей законодательной и правовой базы, формировании кадров, популяризации знаний. Намечено рас­ширить деятельность консультантов ЕС на фондовых биржах Москвы и Санкт-Петербурга, а также на других важных фондо­вых биржах (затраты ТАСИС к 1996 г. на эти цели — около 9 млн ЭКЮ).

Важное место в программах помощи России занимает обу­чение руководящего звена хозяйственных и финансовых струк­тур. На совещании семи ведущих держав в Токио (1993 г.) было решено возложить на ЕС задачу осуществления крупномас­штабного проекта подготовки российских управленческих кад­ров по типу того, который действовал в 50-е гг. в рамках плана Маршалла для западноевропейских стран.

Значительные средства выделяет ЕС на реформу высшей школы в России и других бывших союзных республиках, стре­мясь способствовать, с одной стороны, подготовке высококва­лифицированных кадров для нового рыночного механизма этих стран, а с другой — расширению контактов между учащейся молодежью как гарантии развития прочных добрососедских взаимоотношений. Программа трансевропейского сотрудниче­ства в области высшего образования (Темпус) помогает разви­тию и реорганизации системы высшего образования, созданию новых университетов, поощряет обмен студентами и препода­вателями, совместную деятельность вузов ЕС и СНГ. Лишь за 1994—1995 гг. вклад ТАСИС в реализацию этой программы со­ставил 22 млн ЭКЮ.

Отличительная особенность предоставляемой России помо­щи по линии ТАСИС — ее глобальный характер. Затрагиваются практически все направления — от промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы и политики до юрис­пруденции, борьбы с преступностью, культуры и образования. Однако курс на развитие партнерских отношений Российской Федерации с ЕС не означает ее отказа от национальных инте­ресов. При этом необходима выработка гибкой политики, ко­торая содействовала бы созданию условий для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между Россией и ЕС.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...