Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иначе говоря, следует различать информацию как таковую и то, на чем она размещена, а также то, при помощи чего она передается.

Итак, информация — это собственно какое-либо знание, сообщение, передаваемое одним субъектом другому.

Носитель информацииэто тот субъект или материальный объект, который обладает информацией и от кого (чего) она передается.

Проводник информацииканал, при помощи которого передается сообщение.

Носители информации делятся на два различных класса — биосоциальные и вещественные. Первичными, или исходными, являются биосоциальные носители, а веществешше — производные от первых. Внутри каждого класса также есть качественное разделение на группы. Вещественные носители в большинстве своем являются производными, и потому они — скорее, промежуточное звено между биосоциальными носителями и проводниками информации, обладающие свойствами и носителей, и проводников, но в большей степени все-таки первых.

Рассмотрим сначала биосоциальные носители. В классе биосоциальных носителей с определенной долей условности можно выделить следующие три группы:

— простые биологические носители (молекулы ДНК, гены, растительная и животная клетки);

— живые организмы (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие);

— человек и сообщества людей.

Первая группа носителей при благоприятных обстоятельствах передает заложенную в них информацию в обязательном порядке, полностью, с железной последовательностью, вне зависимости от каких-либо социальных, политических, религиозных и т. п. условий, при помощи естественных проводников, т. е. на бессознательном уровне и автоматически; интереса для рынка практически не представляет. Например, ДНК как носитель генетической информации точно воспроизводится при делении клеток, обеспечивая в ряду поколений клеток и организмов передачу определенных признаков и специфических форм обмена веществ, хочет того кто-то или нет. Это было доказано в 1953 г. американским биологом Дж. Уотсоном и англичанином Ф. Криком, создавшими структурную модель ДНК, объясняющую химические механизмы самовоспроизведения этих молекул (за что совместно с М. Уилкинсоном были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине). Другой пример: ген — единица наследственного материала — содержит в себе информацию о характерном для данного организма элементарном признаке и обеспечивает его воспроизведение, синтез определенного белка, автоматически контролирует его образование и тем самым управляет всеми химическими реакциями организма, что в конечном итоге дает устойчивость вида. Наконец, клетка — элементарная живая система — несет информацию о специфике данного организма и воспроизводит себе подобных. Последнее совсем недавно доказано шотландскими учеными и искусственным способом — путем клонирования клетки овцы (живая овца создана при помощи клонирования соответствующей клетки в лабораторных условиях).

Вторая группа биосоциальных носителей информации — живые организмы или просто животные. В отличие от первой группы они способны аккумулировать и передавать не только наследственную, природную, информацию (ту, что заложена в них изначально), но и приобретенную, так сказать, собственными силами, причем сообразно обстановке, избирательно и не всегда полностью, при помощи как чисто естественных проводников, так и комбинированных — некоего симбиоза естественных и сформировавшихся под воздействием определенных специфических, скажем, для данной местности обстоятельств. Например, домашняя кошка накапливает информацию о том, что можно делать в доме и чего нельзя, где можно точить когти, а где — ни в коем случае, и эту информацию она передает котятам.

Третья группа биосоциальных носителей информации — человек и сообщества людей. Если носители первой группы пассивно вбирают и передают одну и ту же информацию, носители второй способны к восприятию и передаче новой информации, причем избирательно, но также пассивно, то носители третьей группы вполне сознательно и активно стремятся обладать новой информацией, пользуются ею в соответствии с конкретными условиями (не только и не столько природными, сколько социальными, политическими, культурными и т. п.), для ее передачи применяют специально созданные проводники. Отдельный человек может быть носителем достаточно известной (или относительно доступной), малоизвестной и уникальной информации и в зависимости от этого быть менее или более ценным рыночным ресурсом.

Информация, носителем которой является человек, может не иметь вещественных форм, т. е. может не быть зафиксирована тем или иным образом и отделена от своего естественного носителя (в противном случае речь должна идти о втором классе — вещественных носителях), правда, лишь до какого-то момента. Со временем, по мере развития технических средств хранения, обработки и передачи данных большая часть информации, носителем которой первоначально мог выступать только человек, фиксируется на каких-то вещественных носителях — магнитных лентах, печатных текстах, видеокассетах и т. д., но всегда была и есть информация, не поддающаяся (объективно или сознательно) кодификации, например интуиция, основанная на житейском или профессиональном опыте. Такая информация неизбежно утрачивается со смертью носителя и воссоздается в другом человеке лишь в том случае, если этот другой проходит тот же жизненный путь, что и первый (а это случается весьма редко), затрачивая при этом новые усилия и время.

Норберт Винер в конце 40-х гг. утверждал, что «хранимая в уме информация... гораздо богаче и разнообразнее, чем информация., доступная непосредственному наблюдению» (Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. С. 228.), т. е. расположенная на каких-то вещественных носителях.

Заканчивая обзор биосоциальных носителей информации, отметим их общее свойство или принципиальное отличие от вещественных (неорганических) носителей. Основой жизнедеятельности организма — от простой клетки до человека — являются информационные процессы, благодаря которым организм имеет возможность реализовать свои цели. В начале 70-х гг. это убедительно доказал ленинградский ученый М. И. Сетров, который писал, что «информационные процессы есть особый способ обмена энергией между отдельными биологическими системами, подсистемами и средой», накапливать и разряжать которую в целях авто-регуляции и обмена веществ способны и объекты неживой природы, но только живые организмы могут «направленно и целесообразно» использовать эти свойства. Информация, хранимая биосоциальными носителями, в большинстве своем доступна для непосредственного восприятия человеком, т. е. не нуждается в специальных технических средствах ее раскрытия.

Для исследования особенностей информационного рынка наибольший интерес, конечно, представляет третья группа биосоциальных носителей информации: человек — активный субъект и один из наиболее дорогих объектов рыночных отношений. С развитием науки, в частности таких ее отраслей, как биология, генная инженерия, нейрохирургия и др., вторая и первая группы носителей информации постепенно втягиваются в рыночные отно­шения, но, разумеется, лишь в качестве пассивных объектов.

Вещественные носители информации создаются человеком, именно поэтому их называют вторичными или производнъми. В принципе любые вещи, продукты, товары, созданные в процессе человеческой деятельности, несут в себе определенную информацию. Но, согласно формулировке, что информация должна снижать неопределенность ситуации (или, иначе, словами Дж Стиглера, неопределенность есть степень неинформированности), ее носителем все-таки может быть не совсем любая вещь. Определим следующим образом, что такое вещественный носитель информации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...